Изобретение относится к сельско- и лесохозяйственному машиностроению, а именно к техническим средствам для вывозки грузов в условиях ограниченного маневрирования в сложных дорожных условиях под пологом леса.
Известен лесной прицеп, входящий в состав оборудования погрузочно-транспортного прицепного ОПТ-1, у которого точка присоединения прицепа к трактору в горизонтальной плоскости имеет одну степень свободы и нет устройств, обеспечивающих принудительное возвращение колес на прямолинейную траекторию после поворота прицепа в сложных дорожных условиях (колея) /1/.
Известно сцепное устройство автопоезда, принятое нами за прототип, включающее раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя гидроцилиндрами двойного действия, соединенных гидромагистралями с аккумулятором, насосом и фиксатором /2/.
Система управления сцепным устройством включает электронный блок, источник питания, датчик угла поворота управляемых колес и ряд других элементов, позволяющих менять длину дышла как в автоматическом, так и ручном режимах. Данная система управления сцепным устройством позволяет вписываться практически в любую криволинейную траекторию без вмешательства оператора. Однако наличие такого большого количества многоэлементных звеньев снижает надежность конструкции устройства, увеличивает стоимость его изготовления и эксплуатации.
Целью предложенного технического решения является повышение надежности конструкции прицепа, снижение затрат на его эксплуатацию при сохранении маневренности прицепа в условиях ограниченного маневрирования в сложных дорожных условиях леса.
Указанный технический результат при осуществлении предлагаемого изобретения достигается тем, что в прицепе для вывозки древесины, преимущественно под пологом леса, включающем раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя управляемыми гидроцилиндрами, точки присоединения штоков гидроцилиндров к дышлу имеют две степени свободы - вокруг оси и по криволинейному пазу дышла, при этом поршневая полость гидроцилиндров соединена с гидравлическими или гидропневматическими аккумуляторами, а штоковая полость - с атмосферой.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен прицеп для вывозки древесины - вид сбоку, на фиг.2 - вид по А-А.
Прицеп состоит из рамы 1, опорных колес 2, дышла 3, соединяемого для работы с энергетическим средством. Дышло 3 шарнирно смонтировано на раме 1 прицепа и связано двумя гидроцилиндрами 4, шарнирно прикрепленными к раме 1 и дышлу 3. Точки присоединения цилиндров 4 к дышлу 3 имеют две степени свободы - вокруг оси 5 и по криволинейному пазу 6. Подобная конструкция позволяет взаимно перемещаться штокам гидроцилиндров 4 при втягивании одного и выдвижении другого штока. Поршневые полости 7 гидроцилиндров 4 соединены гидролиниями 8 с двумя гидравлическими (гидропневматическими) аккумуляторами 9. Штоковые полости гидроцилиндров 4 соединены через сапун с атмосферой.
Работает предлагаемый прицеп для вывозки древесины следующим образом.
При движении агрегата по криволинейной траектории под действием боковой реакции почвы на колеса прицепа дышло 3 будет стремиться сложиться в направлении центра поворота, т.е. вдвинуть шток одного из цилиндров 4, уменьшив его штоковую полость 7. Рабочая жидкость (газ) по гидролинии 8 будет выдавливаться в гидравлический (гидропневматический) аккумулятор 9, тем самым заряжая его. В это время шток второго гидроцилиндра будет относительно свободно выдвигаться, т.к. точка его присоединения к дышлу 3 имеет две степени свободы - вокруг оси 5 и по криволинейному пазу 6 дышла, а соответствующий гидравлический (гидропневматический) аккумулятор 9 не будет этому препятствовать. По мере увеличения радиуса поворота (выход на прямолинейную траекторию движения) дышло 3 прицепа под действием боковой реакции почвы и энергии, накопленной в соответствующем гидравлическом (гидропневматическом) аккумуляторе 9, возвратится в направлении тянущей силы. Подбором параметров гидравлического (гидропневматического) аккумулятора возможно добиться максимального соответствия траектории движения колес прицепа траектории движения колес трактора (в каких-то средних условиях эксплуатации). Без помощи поворота дышла 3 относительно рамы 1 прицепа невозможно добиться вышеописываемого, т.к. попадание порубочных остатков, неликвидной древесины (что происходит ежеминутно) под колеса приводит к их заклиниванию в каком-то положении и трактор просто тащит прицеп, сдирая грунт.
Применение предлагаемого прицепа для вывозки древесины позволит повысить надежность выполнения технологического процесса, снизить затраты на эксплуатацию при сохранении маневренности прицепа в условиях ограниченного пространства под пологом леса и на технологических коридорах в сложных дорожных условиях.
Источники информации
1. Оборудование погрузочно-транспортное прицепное ОПТ-1. Проспект ОАО "Великолукский завод "Лесхозмаш".
2. Патент RU №2094282, кл. В 62 D 53/00; В 60 D 145, 1/155, 27.10.97 "Сцепное устройство автопоезда" (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рекуперативное пневмогидравлическое сцепное устройство автопоезда | 2021 |
|
RU2772141C1 |
Рекуперативное пневмогидравлическое дышло сцепного устройства автопоезда с функцией самовытаскивания | 2022 |
|
RU2784227C1 |
Рекуперативное пневмогидравлическое двухкамерное сцепное устройство автопоезда | 2022 |
|
RU2793488C1 |
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2810832C1 |
Пневмогидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда | 2019 |
|
RU2729005C1 |
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа | 2022 |
|
RU2792193C1 |
ПРИЦЕП ДЛЯ ВЫВОЗКИ ДРЕВЕСИНЫ | 2002 |
|
RU2263036C2 |
Пружинно-гидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда | 2019 |
|
RU2713755C1 |
Стабилизатор устойчивости прямолинейного движения двухосного прицепа | 2021 |
|
RU2772941C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА | 2015 |
|
RU2613140C2 |
Изобретение относится к сельско- и лесохозяйственному машиностроению, а именно к техническим средствам для вывозки грузов в условиях ограниченного маневрирования в сложных дорожных условиях. Прицеп для вывозки древесины включает раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя управляемыми гидроцилиндрами. Точки присоединения гидроцилиндров к дышлу имеют вторую степень свободы - вокруг оси и по криволинейному пазу дышла. Поршневая полость гидроцилиндров соединена с гидравлическими или гидропневматическими аккумуляторами, а штоковая полость – с атмосферой. Технический результат - повышение надежности конструкции прицепа, снижение затрат на его эксплуатацию при сохранении маневренности прицепа в условиях ограниченного пространства в сложных дорожных условиях леса. 2 ил.
Прицеп для вывозки древесины преимущественно под пологом леса, включающий раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя управляемыми гидроцилиндрами, отличающийся тем, что точки присоединения штоков гидроцилиндров к дышлу имеют две степени свободы - вокруг оси и по криволинейному пазу дышла, при этом поршневая полость гидроцилиндров соединена с гидравлическими или гидропневматическими аккумуляторами, а штоковая полость - с атмосферой.
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1983 |
|
SU1113285A1 |
Авторы
Даты
2004-11-27—Публикация
2002-05-15—Подача