Изобретение относится к дорожному строительству и может использоваться для пропуска ливневых и талых вод.
Известен способ установки водопропускного сооружения под дорожной насыпью, включающий установку трубы из полуколец, опирающихся на фундамент (А.с. СССР №585249, кл. Е 01 С 3/00). Недостатком данного способа является возможность возникновения на дорожном полотне деформаций осадок и пучения.
Наиболее близким по своей технической сущности является способ установки водопропускного сооружения под дорожной насыпью, включающий монтаж в нижней кромке откоса дорожной насыпи трубы, состоящей из полуколец, установленных на фундаментных блоках (А.с. СССР №690114, кл. Е 01 F 5/00).
Недостатком данного технического решения является то, что предлагаемый в нем способ сложен в осуществлении и небезопасен при эксплуатации дороги, так как крайние полукольца трубы, находясь полностью под дорожной насыпью, исключают создание в данном месте откосов и создают визуальный эффект сужения дороги. Выдвигание используемых в данном способе полуколец за пределы дорожной насыпи ведет к неравномерным удельным нагрузкам на фундамент, что влияет на сроки эксплуатации данного водопропускного сооружения.
Задачей настоящего изобретения является увеличение срока службы водопропускного сооружения.
Настоящая задача решается тем, что в способе установки водопропускного сооружения под дорожной насыпью, включающем монтаж в нижней кромке откоса дорожной насыпи трубы, состоящей из полуколец, установленных на фундаментных блоках, в качестве крайних полуколец трубы используют полукольца усеченного конуса и устанавливают последние выступающими большим диаметром за верхнюю кромку откосов дорожной насыпи, причем длину выступающей части полуколец выбирают больше или равную меньшему расстоянию от выступающего края до положения их центра тяжести по горизонтали.
Новизна предложенного технического решения и изобретательский уровень достигаются тем, что в качестве крайних полуколец трубы в нем устанавливают полукольца усеченного конуса, которые имеют смещенный по горизонтали колец центр тяжести. Это позволяет при условии расположения этого центра тяжести за пределами дорожной насыпи или на ее границе за счет веса грунта самой насыпи, действующего на часть полукольца, перераспределить удельную нагрузку на фундамент таким образом, чтобы она оказалась примерно равной по всей его длине. В этом случае исключается возникновение разновеликих крутящих моментов на концах полукольца, ведущих к образованию неплотностей между соседними стыками.
На фиг.1 показана схема установки водопропускного сооружения под дорожной насыпью.
На фиг.2 показана схема крайнего полукольца.
Водопропускное сооружение состоит из дорожной насыпи 1, под которой установлена труба 2, выполненная из полуколец 3, установленных на фундаментные блоки 4 своим нижним основанием 5. Полукольца 3 в центре сооружения выполнены цилиндрической формы 6, а по краям трубы 2 установлены полукольца 3, выполненные в виде полуколец усеченного конуса 7. Полукольца 7 установлены выступающими за верхнюю кромку 8 откоса 9 дорожной насыпи 1 на расстояние большее или равное меньшему расстоянию L1 до положения их центра тяжести 10 по горизонтали. Труба 2 установлена в нижней кромке 11 откоса 9 (L2 - наибольшее расстояние до положения центра тяжести полуколец усеченного конуса по горизонтали; P1 - смещение центра тяжести полуколец усеченного конуса после заглубления их в насыпь).
Способ осуществляется следующим образом. При установке водопропускного сооружения под дорожной насыпью в качестве крайних полуколец 3 используют полукольца, выполненные в виде усеченного конуса 7, меньший диаметр которых равен диаметру цилиндрических полуколец 6. Под полукольца на всю длину их основания 5 устанавливают фундаментные блоки 4. Крайние полукольца 7 устанавливают выступающими за пределы дорожной насыпи 1 таким образом, чтобы выступающая часть была на границе дорожной насыпи или за ее пределами. В этом случае на конец полукольца 7, имеющий меньший диаметр, начинает действовать нагрузка, создаваемая дорожной насыпью, большая, чем на конец, имеющий больший диаметр. В результате этого центр тяжести полукольца смещается к его центру симметрии и при этом удельная нагрузка, оказываемая полукольцом усеченного конуса на фундаментные блоки, выравнивается.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Водопропускное сооружение | 2021 |
|
RU2775487C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В МЕСТАХ УСТРОЙСТВА ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ | 2015 |
|
RU2588250C1 |
Способ строительства водопропускного сооружения под дорожной насыпью на слабом основании | 1985 |
|
SU1428779A1 |
ВОДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1987 |
|
RU2034947C1 |
ВОДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2001 |
|
RU2208085C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ЗАМЕНЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ | 2018 |
|
RU2706494C1 |
ЗАСЫПНОЕ СООРУЖЕНИЕ ПОД НАСЫПЬЮ | 2003 |
|
RU2255168C2 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ТРУБА | 2004 |
|
RU2266361C1 |
ВОДОПРОПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2303096C2 |
ОТКОСНАЯ ЧАСТЬ ДОРОЖНОЙ НАСЫПИ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2023 |
|
RU2819378C1 |
Изобретение относится к дорожному строительству и может использоваться для пропуска ливневых и талых вод. Способ установки водопропускного сооружения под дорожной насыпью включает монтаж в нижней кромке откоса дорожной насыпи трубы, состоящей из полуколец, установленных на фундаментных блоках. Новым является то, что в качестве крайних полуколец трубы используют полукольца усеченного конуса и устанавливают последние выступающими большим диаметром за верхнюю кромку откосов дорожной насыпи, причем длину выступающей части полуколец выбирают больше или равную меньшему расстоянию от выступающего края до положения их центра тяжести по горизонтали. Технический результат изобретения состоит в увеличении срока службы водопропускного сооружения. 2 ил.
Способ установки водопропускного сооружения под дорожной насыпью, включающий монтаж в нижней кромке откоса дорожной насыпи трубы, состоящей из полуколец, установленных на фундаментных блоках, отличающийся тем, что в качестве крайних полуколец трубы используют полукольца усеченного конуса и устанавливают последние выступающими большим диаметром за верхнюю кромку откосов дорожной насыпи, причем длину выступающей части полуколец выбирают больше или равную меньшему расстоянию от выступающего края до положения их центра тяжести по горизонтали.
Водопропускное сооружение и способ его строительства | 1976 |
|
SU690114A1 |
ПОЛИВАНОВ Н.И | |||
Железобетонные мосты | |||
- М.: Автотрансиздат, 1956, с.597, рис.380 а,б | |||
Водопропускное сооружение | 1983 |
|
SU1145072A1 |
Авторы
Даты
2004-11-27—Публикация
2003-02-10—Подача