Изобретение относится к области дорожного строительства и может применяться при строительстве дорог для обеспечения пропуска воды через тело земляного полотна.
Известно водопропускное сооружение, содержащее трубу, выполненную из полуколец, опирающихся на фундамент (А.с. СССР 1082892, кл. Е 01 F 5/00). Его недостатком является малый срок службы из-за разрушения полуколец в обводненном сезонно-промерзающем земляном полотне.
Наиболее близким по своей технической сущности является водопропускное сооружение, содержащее трубу, выполненную из полуколец, опирающихся на фундамент, имеющий на боковых сторонах концевые выступы (А.С. СССР 690114, кл. Е 01 F 5/00).
Недостатком данного технического решения является то, что в условиях сезонного промерзания земляного полотна с проявлениями пучинистости грунта возникает вертикальная сжимающая нагрузка на полукольца, а сами полукольца, изгибаясь при охлаждении, способствуют увеличению их высоты и, как следствие, увеличению вертикальной сжимающей нагрузки.
В весенне-летний период наблюдается процесс осадки грунта над кольцом и под фундаментной плитой. При нагреве концы полуколец раздвигаются относительно друг друга, при этом высота полуколец уменьшается, создавая дополнительные условия осадки грунта. Кроме того, в данной конструкции осуществляется подвижка обеих концов полуколец и разрушающие напряжения возникают, как правило, в сечении, расположенном на линии перегиба в центральной части полукольца.
Задачей настоящего изобретения является повышение срока службы водопропускного сооружения, несущей способности земляного полотна и дорожной одежды.
Настоящая задача решается тем, что в водопропускном сооружении, содержащем трубу, выполненную из полуколец, опирающихся на фундамент, имеющий на боковых сторонах концевые выступы, один из концевых выступов фундамента выполнен с боковой поверхностью, наклоненной в сторону противоположного выступа, параллельно которому выполнен упорный буртик, при этом один конец полукольца установлен на наклонную поверхность концевого выступа, а второй установлен между противоположным выступом и буртиком.
На чертеже показана схема конструкции водопропускного сооружения.
Водопропускное сооружение состоит из полуколец 1, концы 2 которых установлены на фундаменте 3, имеющем на боковых сторонах концевые выступы 4 и 5. Концевой выступ 4 выполнен с боковой поверхностью 6, наклоненной в сторону противоположного концевого выступа, а параллельно другому концевому выступу 5 установлен упорный буртик 7. Один конец 2 полукольца 1 установлен между концевым выступом 5 и упорным буртиком 7, а второй - на наклонной боковой поверхности 6 противоположного концевого выступа 4.
Водопропускное сооружение устанавливают в земляном полотне 8 с дренирующим слоем 9 и твердым покрытием 10.
Водопропускное сооружение работает следующим образом. В холодный период года конец 2 полукольца 1, установленный на наклонной боковой поверхности 6 при охлаждении передвигается в направлении противоположного конца 2, жестко установленного между концевым выступом 4 и упорным буртиком 7. При этом он сходит с наклонной поверхности 6, что предотвращает увеличение общей высоты полукольца, и, следовательно, снижает нагрузку при пучении грунта земляного полотна, находящегося над водопропускным сооружением.
В жаркий период года происходит наоборот, т.е. полукольцо 1, расширяясь, своим свободным концом 2 передвигается вверх по наклонной поверхности 6, а жестко закрепленный его конец остается на месте. При этом предотвращается уменьшение высоты кольца, а следовательно, снижается и осадка грунта над водопропускным сооружением.
При изменениях температуры линия перегиба при сжатии и расширении полукольца 1, из-за того, что одна из сторон его образующей установлена жестко, а температурный градиент изменяется, всегда будет находиться в разных местах, что позволит предотвратить усталостный разлом кольца и увеличить срок службы водопропускного устройства в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГИДРОТЕРМИЧЕСКОГО РЕЖИМА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА УЧАСТКАХ С НАПОРНЫМИ ГРУНТОВЫМИ ВОДАМИ | 2001 |
|
RU2204643C2 |
Водопропускное сооружение | 2021 |
|
RU2775487C1 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ ВОДОПРОПУСКНОГО СООРУЖЕНИЯ ПОД ДОРОЖНОЙ НАСЫПЬЮ | 2003 |
|
RU2241090C2 |
ОТКОСНАЯ ЧАСТЬ ДОРОЖНОЙ НАСЫПИ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2023 |
|
RU2819378C1 |
Водопроводящее сооружение | 2021 |
|
RU2779037C1 |
Конструкция основания для строительства водопропускных труб промысловых автомобильных дорог и дорог с низкой интенсивностью движения, проходящих по болотистой местности | 2016 |
|
RU2627342C1 |
Автомобильная дорога | 2021 |
|
RU2755102C1 |
Водопропускное сооружение | 1989 |
|
SU1719526A1 |
Водопропускное сооружение и способ его строительства | 1976 |
|
SU690114A1 |
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА НА ПРОТАЯВШИХ СЛАБЫХ ГРУНТАХ | 2021 |
|
RU2761272C1 |
Изобретение относится к области дорожного строительства и может применяться при строительстве дорог для обеспечения пропуска воды через тело земляного полотна. Водопропускное сооружение содержит трубу, выполненную из полуколец, опирающихся на фундамент, имеющий на боковых сторонах концевые выступы. Один из концевых выступов фундамента выполнен с боковой поверхностью, наклоненной в сторону противоположного выступа, параллельно которому выполнен упорный буртик. При этом один конец полукольца установлен на наклонную поверхность концевого выступа, а второй установлен между противоположным выступом и буртиком. Техническим результатом изобретения является повышение срока службы водопропускного сооружения, несущей способности земляного полотна и дорожной одежды. 1 ил.
Водопропускное сооружение, содержащее трубу, выполненную из полуколец, опирающихся на фундамент, имеющий на боковых сторонах концевые выступы, отличающееся тем, что один из концевых выступов фундамента выполнен с боковой поверхностью, наклоненной в сторону противоположного выступа, параллельно которому выполнен упорный буртик, при этом один конец полукольца установлен на наклонную поверхность концевого выступа, а второй установлен между противоположным выступом и буртиком.
Водопропускное сооружение и способ его строительства | 1976 |
|
SU690114A1 |
Водопропускное сооружение под дорожной насыпью | 1982 |
|
SU1082892A1 |
Труба под высокой насыпью | 1988 |
|
SU1513073A1 |
Водопропускное сооружение под насыпью | 1990 |
|
SU1717695A1 |
ВОДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1987 |
|
RU2034947C1 |
US 4558969, 17.12.1985. |
Авторы
Даты
2003-07-10—Публикация
2001-07-03—Подача