Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к разработке, проектированию и изготовлению твердотопливных зарядов к ракетным двигателям.
Одной из актуальных проблем при разработке ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) является обеспечение высокого уровня их тяговооруженности при использовании в ракетных системах залпового огня (РСЗО), а также для стартовых ступеней ракет различного назначения. Как правило, для указанных систем используют твердотопливные вкладные заряды в виде шашек всестороннего горения (см. например, Н.М.Шапиро, Г.Ю.Мазинг, Н.Е.Прудников "Теория ракетных двигателей на твердом топливе", М., 1966, стр.44, рис.2.5, 2.6; патент РФ №2178092). Наиболее близкой к патентуемому заряду является конструкция телескопического заряда, приведенная на рис.2.7 в ист. Н.М.Шапиро, Г.Ю.Мазинг, Н.Е.Прудников "Теория ракетных двигателей на твердом топливе", М., 1966, стр.44, принятая авторами за прототип (Фиг.1).
Конструкция прототипа реализуется в виде центральной (внутренней) стержневой небронированной шашки, размещенной в канале внешней шашки, бронированной по наружной поверхности, с обеспечением равных толщин горящего свода для внутренней и внешней шашек. Достоинством прототипа является возможность осуществления близкой к нейтральной кривой "давление - время" при приемлемом для определенного класса ракетных систем уровне тяги РДТТ. Недостатками прототипа являются ограниченный уровень тяговооруженности, пониженная технологичность заряда, связанная с необходимостью бронирования внешней шашки, пониженные весогабаритные характеристики заряда и уровень надежности функционирования в составе ракетного двигателя в связи с использованием бронепокрытия для внешней шашки. Кроме того, из-за существенных осевых перепадов давления по длине камеры сгорания ракетного двигателя, присущих зарядам данного класса, для исключения потери зарядом осевой устойчивости стержневая конструкция центрального заряда - прототипа жестко крепится в камере двигателя.
Технической задачей изобретения является создание вкладного заряда твердого топлива с высокой плотностью заряжания, надежного в эксплуатации и эффективного в части создания высокого уровня тяги ракетного двигателя (высокой тяговооруженности).
Технический результат достигается путем разработки телескопического заряда в виде двух свободно вложенных друг в друга внешней и внутренней цилиндрических канальных шашек всестороннего горения с равной толщиной горящего свода, при этом внешняя шашка выполнена в габаритах, близких к диаметру камеры сгорания двигателя, а внутренняя размещена в канале внешней шашки. Конструкция патентуемого заряда и прототипа показана на Фиг.1, 2, 3, 4, 5:
Фиг.1 - конструкция прототипа: 1 - внешняя шашка; 2 - внутренняя шашка; 3 - бронировка.
Фиг.2 и Фиг.3 - конструкция патентуемого заряда (в обстановке, тонкими линиями показаны контуры камеры сгорания РДТТ): 1 - внешняя шашка; 2 - внутренняя шашка; 3 - бронировка; 4 - продольные выступы (зиги); h1 - высота выступов на наружной поверхности внешней шашки; h2 - высота выступов на наружной поверхности внутренней шашки или на поверхности канала внешней шашки; δ 1 - толщина зазора между внешней шашкой и камерой РДТТ; δ 2 - толщина зазора между внутренней и внешней шашками; Dk - диаметр камеры сгорания ракетного двигателя; D1 - наружный диаметр внешней шашки; d1 - диаметр канала внешней шашки; D2 - внешний диаметр внутренней шашки; 2е - толщина горящего свода; В - ширина зигов (выступов) по хорде.
Фиг.4 - поперечное сечение патентуемого заряда (вариант): 1 - внешняя шашка; 2 - внутренняя шашка; 4 - продольные выступы (зиги).
Фиг.5 - поперечное сечение патентуемого заряда (вариант): 1 - внешняя шашка; 2 - внутренняя шашка.
Для обеспечения жесткости конструкции, развития поверхности горения в начальный период, обеспечения надежности зажжения заряда (Фиг.2, Фиг.3) на поверхностях как внутренней, так и внешней шашек выполняются продольные зиги (выступы), центрирующую внешнюю шашку относительно камеры сгорания двигателя, а внутреннюю - в канале внешней шашки. Высота выступов выбирается из условия
h1≤δ 1=(Dk-D1)/2; h2≤δ 2=(d1-D2)/2,
где h1 - высота выступов на наружной поверхности внешней шашки;
h2 - высота выступов на наружной поверхности внутренней шашки или на поверхности канала внешней шашки;
δ 1 - толщина зазора между внешней шашкой и камерой двигателя;
δ 2 - толщина зазора между внутренней и внешней шашками;
Dk - внутренний диаметр камеры сгорания двигателя;
D1 - наружный диаметр внешней шашки;
d1 - диаметр канала внешней шашки;
d2 - внешний диаметр внутренней шашки.
Опыт технологической и стендовой отработки патентуемого заряда с учетом обеспечения максимальной плотности заряжания позволяет рекомендовать
h1=(0,9... 1,0)δ 1; h2=(0,9... 1,0)δ 2.
Ширина выступов (В) с учетом обеспечения минимальных дегрессивных остатков назначается из условия
В≤ 2е,
где е - толщина горящего свода шашки.
Для повышения устойчивости полета ракеты на траектории за счет ограничения перемещения шашек относительно друг друга на начальном участке полета продольные выступы могут быть выполнены и на канальной поверхности внешней шашки между выступами на наружной поверхности внутренней шашки (Фиг.4). При этом выступы на наружной поверхности внутренней шашки ориентированы во впадины на профиле канала внешней шашки, а профиль впадин на канале внешней шашки выполнен эквидистантно профилю выступов на наружной ее поверхности. Применительно к конкретному ракетному двигателю профили внутренней и внешней шашек могут быть выполнены звездообразными (Фиг.5). При стабилизации полета ракеты вращением (как правило, наиболее распространенный метод стабилизации тактических ракет) выступы внутренней и внешней шашек, контактируя между собой, способствуют ограничению проворачивания шашек относительно друг друга, что в результате обеспечивает более устойчивый полет ракеты (исключаются дополнительные возмущения). В то же время само наличие выступов при этом способствует развитию поверхности горения внутренней и внешней шашек и, следовательно, более качественному и надежному зажжению заряда.
Для обеспечения диаграммы давления, близкой к нейтральной или нейтральной, часть или все торцы шашек выполняются бронированными.
Положительный эффект изобретения - повышение эффективности заряда твердого ракетного топлива: тяговооруженности, плотности заполнения камеры сгорания топливом, воспламеняемости, надежности функционирования в целом.
Конструкция патентуемого заряда состоит (Фиг.2, Фиг.3) из внешней (1) и внутренней (2) шашек, центрируемых относительно друг друга и камеры сгорания двигателя продольными выступами (зигами) (4).
Конструкция практически реализуется в виде заряда габаритной длиной 500... 700 мм с размерами шашек по наружному диаметру: внешняя - ⊘ 195... 200 мм; внутренняя - ⊘ 95... 100 мм. Высота продольных выступов 4... 8 мм.
Шашки выполняются из баллиститного твердого ракетного топлива и изготавливаются по штатной технологии.
Заряд работает следующим образом: при срабатывании головного или соплового воспламенителя воспламеняются наружные и канальные поверхности шашек, включая поверхности выступов (зигов). Истечение продуктов сгорания заряда через сопловой блок ракетного двигателя позволяет реализовать необходимую зависимость "тяга - время".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2248457C2 |
СТАРТОВЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2319851C1 |
СТАРТОВЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2329390C1 |
КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ПИЛОТА | 2002 |
|
RU2232698C1 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2004 |
|
RU2272167C1 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2303153C2 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2002 |
|
RU2211352C1 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2259495C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЗАРЯД РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА С ПЛАМЕГАСЯЩИМ ЭФФЕКТОМ ИСТЕКАЮЩЕЙ СТРУИ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2425246C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2133864C1 |
Телескопический твердотопливный заряд для ракетного двигателя состоит из внешней и внутренней цилиндрических шашек с равной толщиной горящего свода. Внешняя и внутренняя шашки выполнены свободно вложенными, канальными, всестороннего горения. На наружной поверхности внешней и внутренней шашек и/или на поверхности канала внешней шашки выполнены продольные выступы. Высота выступов на наружной поверхности внешней шашки составляет 0,9... 1,0 толщины радиального зазора между внешней шашкой и камерой сгорания. Высота выступов на наружной поверхности внутренней шашки и на поверхности канала внешней шашки составляет 0,9... 1,0 толщины зазора между внутренней и внешней шашками. Изобретение позволит повысить плотность заполнения камеры сгорания ракетного двигателя топливом, тяговооруженность, воспламеняемость и надёжность функционирования ракетного двигателя. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2133864C1 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ТОРЦАМИ | 1992 |
|
RU2005902C1 |
US 4864817 A, 12.09.1989 | |||
ШАПИРО Н.М | |||
и др | |||
Теория ракетных двигателей на твёрдом топливе | |||
- М.: Воениздат, 1966, с | |||
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2178092C2 |
US 3731628 A, 08.05.1973 | |||
Кронблок | 1961 |
|
SU142247A1 |
DE 19508830 C1, 30.05.1996 | |||
ШАПИРО Н.М | |||
и др | |||
Теория ракетных двигателей на твёрдом топливе | |||
- М.: Воениздат, 1966, с | |||
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ШАПИРО Н.М | |||
и др | |||
Теория ракетных двигателей на твёрдом топливе | |||
- М.: Воениздат, 1966, с | |||
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
2004-12-10—Публикация
2003-04-02—Подача