РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОТУРБИНЫ Российский патент 2004 года по МПК F03B3/02 F03B3/12 

Описание патента на изобретение RU2242633C1

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для превращения энергии водяного потока реки в электрическую, а именно к рабочему колесу гидротурбины, применяемому в гидроэлектростанциях.

Известны рабочие колеса гидротурбин, содержащие лопасти и состоящие из нескольких частей нижний и верхний ободы, причем части последнего соединены болтами по фланцам и малогабаритным бандажом, а части нижнего обода соединены болтами, без фланцев (см. авторское свидетельство СССР №206422, МПК F 03 В 3/02, 29.01.1968).

Недостатком такого рабочего колеса гидротурбины является неполнота отдачи возможного предела КПД.

Это обусловлено тем, что применение направляющего колеса гидротурбины и расположение большей части каждый лопасти параллельно оси вращения рабочего колеса ведет к снижению КПД в целом.

Это утверждение доказывается тем, что скорость движения массы водяного потока, приобретенная давлением высоты уровня водяного горизонта плотины и наклоном желоба, при контакте водяного потока с направляющим колесом (далее НК) турбины теряется. Только лобовая часть НК, обращенная к водяному потоку, а именно не более 25% всего количества поворотных лопаток НК, без потери скорости направляет массу водяного потока с полной приобретенной кинетической энергией и в нужном направлении на лопасти рабочего колеса гидротурбины, а остальная часть (75%) поворотных лопаток НК направляет массу водяного потока на лопасти рабочего колеса гидротурбины с уменьшенной скоростью, а именно со скоростью, определенной давлением напора высоты уровня водяного горизонта плотины, - это в лучшем случае, а в худшем - высотой всего объема гнезда направляющего колеса, заполненного водой.

Кроме того, весь объем водяной массы, находящейся в вертикально расположенном межлопастном пространстве колеса гидротурбины, опускаясь вниз от верхнего обода до начала кривизны лопасти, равной лоп., реактивной силы не создает, пока не опустится на кривизну лопасти, которая изменяет направление водяного потока на выход в противоположном направлении вращению рабочего колеса гидротурбины, где только и создается реактивная сила, обеспечивающая вращение последнего.

Задачей настоящего изобретения является повышение мощности и, следовательно, КПД рабочего колеса гидротурбины.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном рабочем колесе гидротурбины, содержащем лопасти, расположенные большей частью длины перпендикулярно плоскости верхнего обода и меньшей частью по дуге окружности с возможностью изменения направления водяного потока в противоположном направлении относительно вращения колеса, нижний и верхний ободы, состоящие из нескольких частей, причем части последнего соединены болтами по фланцам и бондажем его внутреннего контура, а части нижнего обода соединены без фланцев болтами, новым является то, что внутренняя полость рабочего колеса гидротурбины снабжена цилиндром, выполняющим функции втулки колеса и зонта, ограждающего от доступа водяной массы к осевой зоне, двумя фланцами, выполняющие функции ступиц колеса и муфты, например жесткого или мягкого, сцепления с валом генератора, спицами жестко связанными с фланцами, ободами и с лопастями, каждая из последних выполнена в виде отрезка ленты, жестко связанной одним концом со спицей верхнего обода, другим - со спицей нижнего обода и расположены под углом, например, 40-50° по отношению плоскостей верхнего и нижнего обода.

Кроме того, с целью повышения устойчивого вращения рабочего колеса и снижения нагрузки грузонесущих подшипников вал рабочего колеса может быть выполнен, например, сквозным или составным и обеспечен нижней точкой опоры, расположенной, например, ниже нижнего обода рабочего колеса.

При этом нижняя точка опоры может быть ограждена устройством, обеспечивающим сухим микроклиматом и возможностью визуального осмотра и проведения профилактических работ или замены подшипника.

На фиг.1 изображено рабочее колесо гидротурбины с частичным разрезом, расположенное в его рабочем гнезде, снабженном нижней точкой опоры и отводным каналом.

На фиг.2 изображен вид сверху для лучшего показа движения водяной массы, поступающей с желоба плотины на лопасти рабочего колеса с завихрением в виде циклона, отдающей всю потенциальную энергию в горизонтальном направлении на каждую лопасть и кинетическую энергию в вертикальном направлении на создание дополнительно реактивной тяги одновременно, указанной на фиг.1.

Рабочее колесо гидротурбины содержит лопасти 1, верхний обод 2 и нижний обод 3, каждый из которых жестко связан спицами 4 с фланцами 5 и 6, выполняющими функцию ступиц, которые в сборе жестко связаны, например, с помощью тяг 7 с торцами цилиндра 8, выполняющего функцию втулки, образуя вид барабана или катушки, и зонта, ограждающего от доступа водяной массы к осевой зоне, сквозной или составной вал 9, муфту 10, например, жесткого сцепления с фланцем 5 нижнего обода 3 с помощью выступов 12, шплинт 11, выполненный в виде прямоугольной формы пластины длиной, равной например, диаметру муфты 10, и снабженной выступами (на чертеже не указаны), выполняющими функцию фиксаторов от возможного его (шплинта) вылета при вращении рабочего колеса, нижнюю опору 13, выполненную в виде толстостенной трубы 14 с увеличенной площадью (на чертеже не указаны) основания, замурованного в грунт 15 так, чтобы верхняя торцевая ее поверхность, снабженная радиальным и упорным подшипниками, была бы выше уровня 16 отработанной водяной массы, стекаемой по каналу 17 в естественный уровень 18 реки, брызговик 19, служащий для предотвращения попадания мелких брызг водяной массы в зону подшипников 20, и колпак 21, служащий для предотвращения попадания водяной массы во внутреннюю полость цилиндра 8, тоннель 22 для прохода в микроклимат.

Работает такое рабочее колесо гидротурбины следующим образом. Масса водяного потока, поступающая с желоба плотины на лобовую часть рабочего колеса гидротурбины, где без потери скорости и приобретенной высотой плотины потенциальной энергии контактирует со всей площадью лопастей - А - Б - В и, набегая по их наклону и дополнительно сверху, заполняет с помощью завихрения с ускорением все межлопастное пространство, увлекая круговоротом циклона с той же скоростью остальное количество лопастей, принимающих водяной поток, сначала пуска с большой потерей своей скорости, пока колесо набирает необходимую частоту вращения, а набрав необходимые обороты, скорость водяного потока возрастает до минимальной ее потери, которая отдает всю свою несущую потенциальную энергию лопастям в горизонтальном направлении, а, опускаясь вниз, масса водяного потока, как бы преследуя убегающие лопасти от напора потенциальной энергии горизонтального направления, заставляет своим весом каждую лопасть выскользнуть из-под нее вперед по ходу вращения колеса.

Тем самым, за счет реактивной силы, образуемой кинетической энергией, и силы от потенциальной энергии от всей площади каждой лопасти создается общая увеличенная мощность рабочего колеса гидротурбины.

Экономическая эффективность такого рабочего колеса гидротурбины состоит не только в увеличении мощности, но и в металлоемкости, так как оно может быть выполнено большей частью из стандартного материала, свободно разборным и общим весом не более 100-150 т, вместо 1500 т существующего. (См. учебн. Физика, часть вторая, 1965 г., автор Перышкин).

Разницу металлоемкости в целях сохранения инерционности системы можно направить на увеличение мощности электрогенератора за счет радиальных габаритов или габаритов его высоты, или этажирования существующих.

Похожие патенты RU2242633C1

название год авторы номер документа
Бесплотинная инерционная гидроэлектростанция 2016
  • Зайцев Анатолий Николаевич
RU2637771C1
РУСЛОВЫЙ ГИДРОПРИВОД 1996
  • Милькин Владимир Петрович
RU2107834C1
Мобильная ветроэнергетическая установка с вертикальной осью вращения 2021
  • Иванов Владимир Михайлович
  • Иванова Татьяна Юрьевна
  • Бахтина Ирина Алексеевна
  • Хомутов Станислав Олегович
RU2759581C1
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 1995
  • Горлов Василий Алексеевич
  • Горлов Иван Алексеевич
RU2108482C1
Движитель плавающего автомобиля 1988
  • Саломатин Павел Александрович
SU1782777A1
МАШИНА ДЛЯ ПОСАДКИ ЛУКА 1993
  • Горлов Василий Алексеевич
  • Горлов Иван Алексеевич
RU2110906C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ ГЭС 2005
  • Казаченко Дмитрий Кузмич
RU2313001C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ВОДЫ В МЕХАНИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 2012
  • Шавалиев Хаммат Миннахметович
  • Хафизов Амир Тависович
  • Гайсин Алмаз Фивзатович
  • Фахрутдинова Ирина Тагировна
  • Гайсин Фивзат Миннибаевич
RU2524311C2
ЛОПАТОЧНЫЙ АППАРАТ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 2006
  • Сотников Анатолий Александрович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Пылев Игорь Михайлович
  • Степанов Валентин Николаевич
  • Ригин Валерий Евгеньевич
RU2321766C2
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Коничев Алексей Викторович[By]
  • Коничев Сергей Алексеевич[By]
RU2049265C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 242 633 C1

Реферат патента 2004 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОТУРБИНЫ

Изобретение предназначено для преобразования энергии водяного потока реки в электроэнергию. Рабочее колесо гидротурбины содержит лопасти, верхний и нижний обода. Внутренняя полость рабочего колеса снабжена цилиндром, выполняющим функции втулки колеса и зонта, ограждающего доступ водяного потока к осевой зоне, двумя фланцами, выполняющими функции ступиц колеса, муфтой для сцепления вала генератора с фланцем нижнего обода, спицами, жестко связанными с фланцами и ободами. При этом лопасти выполнены в виде отрезка ленты, жестко связанной одним концом со спицей верхнего обода, а другим - со спицей нижнего обода и расположенной под углом 40-50° по отношению к плоскости верхнего и нижнего ободов. Конструкция колеса позволяет увеличить мощность и КПД гидротурбины и снизить затраты при ремонте. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 242 633 C1

1. Рабочее колесо гидротурбины, содержащее лопасти, верхний и нижний ободы, отличающееся тем, что внутренняя полость рабочего колеса снабжена цилиндром, выполняющим функции втулки колеса и зонта, ограждающего доступ водяного потока к осевой зоне, двумя фланцами, выполняющими функции ступиц колеса, муфтой для сцепления вала генератора с фланцем нижнего обода, спицами, жестко связанными с фланцами и ободами, при этом лопасти выполнены в виде отрезка ленты, жестко связанной одним концом со спицей верхнего обода, а другим - со спицей нижнего обода и расположенной под углом 40-50° по отношению к плоскости верхнего и нижнего ободов.2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что его вал снабжен нижней точкой опоры, расположенной, например, под нижним ободом.3. Колесо по п.1, отличающееся тем, что нижняя точка опоры ограждена устройством, обеспечивающим возможность визуального осмотра, проведения профилактических работ, замены подшипника опоры и предотвращения попадания воды в зону последнего.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242633C1

0
  • Ете
SU206422A1
Рабочее колесо гидромашины 1979
  • Рубцов Вадим Константинович
  • Веремеенко Игорь Степанович
  • Белова Фаина Александровна
  • Гольдшмидт Владимир Яковлевич
SU826067A1
Устройство для смешивания сыпучих кормов и добавок 2016
  • Коновалов Виктор Владимирович
  • Терюшков Вячеслав Петрович
  • Коновалов Владимир Викторович
  • Чупшев Алексей Владимирович
RU2633893C1
Магниторазрядная ячейка газоразрядных приборов для измерения давления или откачки газов 1980
  • Пакулин Валерий Николаевич
SU930432A1
US 3463453 А, 26.08.1969.

RU 2 242 633 C1

Авторы

Горлов В.А.

Даты

2004-12-20Публикация

2003-03-24Подача