СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА Российский патент 2005 года по МПК B63B35/12 

Описание патента на изобретение RU2247056C1

Изобретение относится к ледокольной технике.

Известно ледоочистительное судно, содержащее установленные на корпусе ножи и ледоразводящий клин (см. а.с. СССР №1004192, МПК В 63 В 35/08, 1983). Наиболее близким к предлагаемому способу является метод разрушения льда при помощи ледокола, содержащего погружаемый корпус и рубку для экипажа, соединенные между собой полупогружаемым ледорежущим пилоном (см. а.с. СССР №1031844, МПК В 63 В 35/12, 1983 - прототип). К недостаткам прототипа следует отнести низкую эффективность работы, связанную с тем, что ледорежущий пилон фактически прокладывает путь для самого себя. Узкий канал после пилона сразу перекрывается сходящимися льдинами и становится несудоходным. Кроме того, для строительства ледокола с погружаемым корпусом необходимы значительные капиталовложения, которые могут не окупиться за время его эксплуатации.

Технической задачей в предлагаемом изобретении является повышение эффективности работы при снижении затрат.

Технический результат достигается тем, что в способе разрушения ледового покрова ледокольным судном с установленными на нем ледорежущими устройствами и ледоразводящим клином, в качестве ледокольного судна используют подводную лодку, при этом в носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств, а ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки, причем между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Предлагаемое изобретение осуществляют путем использования корпуса подводной лодки, списанной по причине выработки ресурса глубоководного плавания. В то же время прочностные характеристики большинства таких подлодок допускают их безопасную эксплуатацию в полупогруженном положении (когда рубка остается над водой).

Изобретение поясняется чертежами, на которых показано расположение ледорежущих устройств на подлодке: фиг.1 - вид сбоку, фиг.2 - вид сверху. Здесь приняты следующие обозначения: 1 - корпус подлодки, 2 - рубка, 3 - ледоразводящий клин, 4 - пара передних ледорежущих устройств, 5 - кронштейны, 6 - среднее ледорежущее устройство, 7 - шпангоут.

В примере конкретного исполнения в качестве ледорежущих устройств применяют водометы. Водомет представляет собой набор гидромониторов, собранных в пакет. Высота пакета - не менее толщины льда (примерно от 1 до 1,5 м). Водометы 4 устанавливают на кронштейнах 5, которые прикрепляют к силовому поясу шпангоута 7. Расстояние между водометами 4 определяют из требований ширины прокладываемого канала. Ледоразводящий клин 3 устанавливают в плоскости, проходящей через продольную ось подлодки, и прикрепляют к рубке 2. Средний водомет 6 устанавливают в продольной плоскости подлодки перед клином 3, как показано на чертежах. Привод насоса, подающего под давлением забортную воду на водометы, подключают к силовой установке подлодки.

Для разрушения ледового покрова подлодку в полупогруженном состоянии подводят к краю льда и включают водометы. При движении подлодки вперед водометы 4 сначала вырезают пластину льда, которая перемещается вдоль палубы к рубке. Здесь водомет 6 разрезает эту пластину на две полосы, которые разводятся клином 3 в стороны. При этом за подлодкой остается канал чистой воды.

Наибольший экономический эффект достигается в результате использования малых (до 500 тонн) дизельных подлодок на внутренних водоемах страны. Применение таких ледокольных судов на великих русских реках (например, на Волге) позволит ускорить речную навигацию, как минимум, на месяц. При этом списанные на металлолом подлодки получат вторую жизнь, что позволит вернуть значительную часть средств, вложенных в их строительство. Кроме того, решается экологическая проблема по утилизации подлодок на базах ВМФ.

Похожие патенты RU2247056C1

название год авторы номер документа
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Клыков Дмитрий Михайлович
  • Макеев Анатолий Николаевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2389640C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2013
  • Щербаков Владимир Николаевич
RU2535346C1
ЛЕДОКОЛ-ТРИМАРАН 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171196C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2003
  • Алексеев Юрий Николаевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Беззубик Олег Николаевич
  • Денисов Валерий Иванович
RU2268193C2
Ледокольно-ледоочистительнаяпРиСТАВКА 1979
  • Богданов Борис Владимирович
  • Любимов Виктор Иванович
SU814807A1
СПОСОБ ПРОВОДКИ ЛЕДОКОЛА-ТРИМАРАНА ВО ЛЬДАХ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171203C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
КОСМИЧЕСКИЙ СИЛОВОЙ ГЕНЕРАТОР 2007
  • Джавадов Игорь Джавад Оглы
RU2339845C1
Ледокольно-ледоочистительное устройство 1983
  • Богданов Борис Владимирович
  • Бирюков Борис Владимирович
  • Севастьянов Владимир Аполлинариевич
SU1131758A1
АРКТИЧЕСКОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ЛЕДОСТОЙКИЙ ПИЛОН ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНОГО КОРПУСА СУДНА С ЕГО НАДВОДНОЙ ЧАСТЬЮ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Пялов Владимир Николаевич
  • Рыманов Владимир Федорович
  • Спиридопуло Владимир Ильич
  • Яров Юрий Федорович
RU2378150C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 247 056 C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к ледокольной технике. Ледовый покров разрушают ледокольным судном, в качестве которого используют подводную лодку. В носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств. Ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Достигается повышение эффективности разрушения ледового покрова. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 247 056 C1

Способ разрушения ледового покрова ледокольным судном с установленными на нем ледорежущими устройствами и ледоразводящим клином, отличающийся тем, что в качестве ледокольного судна используют подводную лодку, при этом в носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств, а ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки, причем между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247056C1

Полупогруженный ледокол 1982
  • Пикуль Вадим Николаевич
SU1031844A1
Полупогружное ледорезное судно 1984
  • Кашеваров Юрий Борисович
SU1181937A1
US 3670681 А, 20.06.1972
DE 3610632 A1, 02.10.1986.

RU 2 247 056 C1

Авторы

Джавадов Игорь Джавад Оглы

Даты

2005-02-27Публикация

2003-10-28Подача