Настоящее изобретение относится к усовершенствованиям в насосе высокого давления для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, в частности в двигатель автомобиля.
Насосы высокого давления вышеуказанного типа обычно содержат корпус, включающий в себя, по меньшей мере, один цилиндр, в котором скользит поршень, и головку, имеющую поверхность, соприкасающуюся с соответствующей поверхностью корпуса, для закрепления цилиндра. Кроме того, головка имеет всасывающий трубопровод, впускное отверстие которого расположено в поверхности головки возле гнезда цилиндра.
В одном известном насосе с радиальными цилиндрами каждый цилиндр закреплен с помощью соответствующей головки; одно уплотнение из эластомера введено между поверхностью каждой головки и поверхностью корпуса и содержит дугообразный участок заданного диаметра, который расположен вокруг цилиндра, и дугообразный участок меньшего диаметра, который расположен вокруг впускного отверстия всасывающего трубопровода, а сечение уплотнения обычно является удлиненным в направлении, параллельном поверхности головки.
Основной недостаток вышеупомянутого насоса заключается в растяжении уплотнения, когда оно подвергается воздействию высокой температуры. В частности, при температурах насоса свыше 140°С в уплотнении наблюдается тенденция смыкания соединительных областей двух дугообразных участков и тем самым закупорка или перекрытие впускного отверстия всасывающего трубопровода. Кроме того, поскольку эффект закупорки различается от одного цилиндра к другому, как запуск, так и производительность насоса являются неустойчивыми, что может привести к повреждению насоса и к нерегулярной подаче в двигатель.
Задача настоящего изобретения заключается в создании простых надежных усовершенствований для уплотнений насоса высокого давления с целью исключения вышеуказанных недостатков, обычно связанных с известными насосами.
В соответствии с настоящим изобретением предусмотрен насос высокого давления для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, который содержит корпус, включающий в себя, по меньшей мере, один цилиндр, в котором скользит поршень, и головку, имеющую сопрягаемую поверхность, обращенную к соответствующей сопрягаемой поверхности на корпусе, для закрепления цилиндра, при этом головка имеет всасывающий трубопровод и нагнетательный трубопровод; всасывающий трубопровод имеет впускное отверстие, расположенное в сопрягаемой поверхности головки, а корпус имеет подающий трубопровод, имеющий выпускное отверстие, расположенное в сопрягаемой поверхности корпуса и возле впускного отверстия, отличающийся тем, что между сопрягаемыми поверхностями первое уплотнение размещено вокруг цилиндра, а второе уплотнение - вокруг впускного отверстия; уплотнения выполнены отдельными и изготовлены из эластомера.
Цилиндр включает в себя боковую поверхность, зацепляющуюся с гнездом в головке и гнездом в корпусе, причем первое уплотнение размещено в кольцевой выемке, образованной в одной или в обеих сопрягаемых поверхностях, с тем, чтобы обеспечить возможность первому уплотнению войти в зацепление с указанной боковой поверхностью.
Второе уплотнение размещено внутри кольцевой канавки, образованной в одной или в обеих сопрягаемых поверхностях и соосной с впускным отверстием и выпускным отверстием, при этом канавка отделена от выемки.
Первое уплотнение имеет, по существу, прямоугольное сечение с двумя большими сторонами, перпендикулярными к оси первого уплотнения, при этом каждая из больших сторон имеет ребро толщиной в пределах между 1/3 и 1/4 малой стороны указанного сечения.
Первое уплотнение имеет цилиндрическую наружную поверхность, имеющую ряд выступов для предотвращения поворота первого уплотнения в выемке.
Второе уплотнение имеет продолговатое сечение, имеющее большую ось, параллельную оси второго уплотнения.
Продолговатое сечение является, по существу, шестиугольным и включает в себя две параллельные большие стороны и две пары сторон под углом друг к другу, при этом большие стороны продолговатого сечения параллельны большой оси, а стороны в каждой из указанных пар соединены посредством пояска.
При использовании продолговатое сечение деформируется для изгиба больших сторон указанного продолговатого сечения.
Согласно предпочтительному варианту выполнения между головкой и цилиндром введена пластина, несущая всасывающий клапан и нагнетательный клапан, при этом трубопроводы содержат, по меньшей мере, один участок, перпендикулярный к оси цилиндра; всасывающий трубопровод содержит дополнительный участок, параллельный оси цилиндра и имеющий впускное отверстие.
Насос согласно изобретению содержит некоторое количество цилиндров, расположенных по радиусам внутри корпуса, и некоторое количество поршней, связанных с цилиндрами и скользящих в радиальных направлениях; при этом каждый из цилиндров прикреплен к корпусу посредством соответствующей головки, а корпус содержит подающий трубопровод, связанный с каждым из цилиндров.
Предпочтительный, не ограничивающий вариант осуществления изобретения будет описан посредством примера со ссылками на сопровождающие чертежи, на которых:
фигура 1 - вид с местным разрезом насоса высокого давления, содержащего усовершенствования в соответствии с изобретением;
фигура 2 - крупномасштабный вид по линии II-II на фигуре 1 головки на насосе;
фигура 3 - вид сверху первого уплотнения из фигуры 1 насоса;
фигура 4 - крупномасштабный вид с местным разрезом по линии IV-IV на фигуре 3;
фигура 5 - вид сверху второго уплотнения из фигуры 1 насоса;
фигура 6 - крупномасштабный вид с местным разрезом по линии VI-VI на фигуре 5 и
фигура 7 - разрез фигуры 6 при использовании.
Ссылочной позицией 5 на фигуре 1 обозначен в целом насос высокого давления для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, например, автомобиля. Насос 5 относится к типу, содержащему три радиальных поршня 6, скользящих внутри трех цилиндров 7, расположенных по радиусам внутри полого корпуса 8, и при этом каждый цилиндр 7 закрыт в верхней части, по существу, овальной пластиной 9.
Пластина (крышка) 9 имеет две плоские параллельные поверхности 10 и несет всасывающий клапан 11, соосный с цилиндром 7, и нагнетательный клапан 12, эксцентричный по отношению к цилиндру 7. Каждый цилиндр 7 имеет цилиндрическую боковую поверхность 13, ограниченную плоской поверхностью 14, соприкасающейся с одной из плоских поверхностей 10 пластины 9, а каждый цилиндр 7 и соответствующая пластина 9 соединены с корпусом 8 посредством соответствующей крепежной головки 16, посаженной с возможностью удаления на корпус 8.
Поршни 6 приводятся в действие последовательно посредством одного кулачка 17, выполненного за одно целое с валом 18, приводимым во вращение ведущим валом двигателя внутреннего сгорания; кулачок 17 воздействует на поршни 6 через посредство кольца 19, имеющего для каждого поршня 6 внешний участок 21, взаимодействующий с опорным башмаком 22, прикрепленным к поршню 6, а каждый опорный башмак 22 прижат к кулачку 17 посредством соответствующей пружины 23 сжатия.
Каждая головка 16 содержит предпочтительно плоскую сопрягаемую поверхность 24, обращенную к соответствующей плоской сопрягаемой поверхности 26 корпуса 8, и цилиндрическое гнездо 27 (см. также фигуру 2) для размещения части цилиндра 7, заданной боковой поверхностью 13. Корпус 8 содержит дополнительное цилиндрическое гнездо 28 для размещения остальной части цилиндра 7, заданной поверхностью 13; гнездо 27 содержит плоскую поверхность 29, в которой создана выемка 31, образующая овальное гнездо для размещения соответствующей пластины 9, а плоская поверхность 32 выемки 31 соприкасается с другой плоской поверхностью 10 пластины 9.
Каждая головка 16 имеет всасывающий трубопровод 33 и нагнетательный трубопровод 34; всасывающий трубопровод 33 содержит участок, заданный канавкой 35 в поверхности 32; канавка 35 закрыта в нижней части крышкой 9 и совмещена с участком 36 трубопровода 33, перпендикулярным к оси цилиндра 7, а трубопровод 34 содержит участок 30, также перпендикулярный к оси цилиндра 7.
Всасывающий трубопровод 33 также содержит участок 37, параллельный оси цилиндра 7 и имеющий впускное отверстие 38, расположенное в поверхности 24 головки 16, а корпус 8 содержит подающий трубопровод 39, имеющий выпускное отверстие 41, расположенное в поверхности 26 и находящееся при использовании возле впускного отверстия 38.
В соответствии с изобретением между поверхностью 24 головки 16 и поверхностью 26 корпуса 8 первое уплотнение 42 установлено вокруг цилиндра 7, а второе уплотнение 43 установлено вокруг впускного отверстия 38 трубопровода 33 и выпускного отверстия 41 трубопровода 39. Уплотнения 42 и 43 выполнены отдельными и изготовлены из эластомера.
Уплотнение 42 (см. также фигуру 3) выполнено кольцевым и размещено в кольцевой выемке 44, образованной в поверхности 24 головки 16, прилегающей к гнезду 27, так что уплотнение 42 соприкасается как с поверхностью 26 корпуса 8, так и с цилиндрической поверхностью 13 цилиндра 7.
Уплотнение 42 (фигура 4) имеет, по существу, прямоугольное сечение с двумя большими сторонами 45, перпендикулярными к оси уплотнения 42, и двумя малыми сторонами 46, параллельными указанной оси. Что касается поверхностей уплотнения 42, сечение которого образует две большие стороны 45, то каждая из них имеет ребро 47, толщина которого находится в пределах между 1/3 и 1/4 малой стороны 46 сечения, в данном примере ребро 47 является выпуклым, а цилиндрическая поверхность, образующая наружную сторону 46 сечения, имеет некоторое количество небольших выступов 48 (фигура 3) для предотвращения поворота уплотнения 42 внутри выемки 44.
Уплотнение 43 (фигуры 1 и 5) также выполнено кольцевым, но меньшим по диаметру, чем уплотнение 42, и размещено внутри кольцевой канавки 49, образованной, в данном примере, в поверхности 24 головки 16 соосно с впускным отверстием 38. Канавка 49 полностью отделена от выемки 44 для предотвращения контакта уплотнений 42 и 43 друг с другом.
Уплотнение 43 имеет продолговатое сечение с большой осью, параллельной оси уплотнения 43 (фигура 6) и перпендикулярной к поверхности 24 головки 16. Продолговатое сечение является, по существу, шестиугольным и включает в себя две большие стороны 51, параллельные друг другу и большой оси сечения, так что каждая из сторон 51 задает профиль соответствующей цилиндрической стенки. Кроме того, продолговатое сечение имеет две пары сторон 52, находящихся под углом друг к другу и связанных пояском 53, а цилиндрическая поверхность, соответствующая каждой стороне 51, имеет центральное кольцевое усиливающее ребро 54.
Чтобы собрать насос, сначала цилиндр 7 вместе с поршнем 6 и пружиной 23 вводят внутрь гнезда 28 в корпусе 8 (фигура 1), затем крышку 9 вместе с клапанами 11 и 12 вводят внутрь овальной выемки 31 в головке 16; уплотнения 42 и 43 вводят в выемку 44 (см. также фигуру 2) и канавку 49 соответственно, и, наконец, головку 16 прикрепляют к корпусу 8 посредством винтов, вводимых в соответствующие посадочные места 55 на головке 16.
Винты затягивают так, чтобы поверхность 10 пластины 9 соприкасалась с плоской поверхностью 14 цилиндра 1, а уплотнения 42 и 43 прижимались к плоской поверхности 26 корпуса 8. Уплотнение 42 стремится деформироваться в радиальном направлении и прижимается к поверхности 13 цилиндра 7. С другой стороны, уплотнение 43 (фигура 7) деформируется так, что две большие стороны 51 сечения изгибаются до С-образной формы, при этом вогнутость деформированного сечения обращена к оси уплотнения 43, что значительно улучшает характеристику уплотнения.
Испытания показали, что при заданном давлении в подающем трубопроводе 39 объемная производительность насоса существенно возрастает по сравнению с известным насосом, снабженным общим уплотнением для цилиндра и всасывающего трубопровода.
Преимущества насоса высокого давления согласно изобретению по сравнению с известными насосами должны быть понятны из предшествующего описания. В частности, деформация уплотнений 42 и 43 предотвращает засорение всасывающего трубопровода 33; уплотнение 42 уплотняет всю цилиндрическую поверхность 13 цилиндра 7, а использованная форма сечения уплотнения 43 гарантирует эффективное уплотнение соединения между трубопроводом 39 корпуса 8 и трубопроводом 33 головки 16.
Очевидно, что можно сделать изменения в насосе, описанном здесь, однако без отступления от объема сопровождающей формулы изобретения. Например, насос может содержать только один цилиндр 7 или некоторое количество расположенных на одной прямой цилиндров; можно обойтись без пластины 9, при этом клапаны 11 и 12 располагают непосредственно на головке 16; по меньшей мере, одно из гнезд 44 и 49 уплотнений 42 и 43 можно образовать целиком или частично в плоской поверхности 26 корпуса 8, а уплотнение 43 может иметь иное продолговатое сечение, чем показанное на фигуре 6.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С ЗАМЕНЯЕМЫМ ДВУХПОЗИЦИОННЫМ КЛАПАНОМ ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2248460C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2500907C2 |
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР ИЛИ НАСОС И СИСТЕМА ПРИВОДА ПЕРЕНОСНОГО ИНСТРУМЕНТА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2451834C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2019 |
|
RU2715952C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2558490C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2564736C2 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАСТООБРАЗНЫХ МАСС И НАСОСНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАСТООБРАЗНЫХ МАСС | 2010 |
|
RU2477813C1 |
ПОРШНЕВОЙ КРИОГЕННЫЙ НАСОС | 2017 |
|
RU2684739C2 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС-КОМПРЕССОР | 1993 |
|
RU2096662C1 |
КОЛЕСНЫЙ СИЛОВОЙ УЗЕЛ | 1992 |
|
RU2023896C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к насосам высокого давления. Изобретение позволяет усовершенствовать уплотнения насоса высокого давления. Насос высокого давления для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания содержит корпус, включающий в себя, по меньшей мере, один цилиндр, в котором скользит поршень, и головку, имеющую сопрягаемую поверхность, обращенную к соответствующей сопрягаемой поверхности на корпусе, для закрепления цилиндра. Головка имеет всасывающий трубопровод и нагнетательный трубопровод. Всасывающий трубопровод имеет впускное отверстие, расположенное на сопрягаемой поверхности головки. Корпус имеет подающий трубопровод, имеющий выпускное отверстие, расположенное на сопрягаемой поверхности корпуса и возле впускного отверстия. Между сопрягаемыми поверхностями первое уплотнение размещено вокруг цилиндра, а второе уплотнение - вокруг впускного отверстия. Уплотнения выполнены отдельными и изготовлены из эластомера. 9 з.п. ф-лы, 7 ил.
US 5571243 А, 05.11.1996 | |||
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ТИПА | 1992 |
|
RU2099578C1 |
RU 2003823 С1, 30.11.1993 | |||
US 5102312 А, 07.04.1992 | |||
US 5215443 А, 01.06.1993 | |||
DE 19652831 А1, 25.06.1998. |
Авторы
Даты
2005-02-27—Публикация
2000-06-30—Подача