Изобретение относится к техническим средствам охраны и защиты объектов и предназначено для обеспечения комплексной безопасности транспортных средств (ТС).
В соответствии с терминологией, используемой в технической литературе (см., например. Словарь основных терминов и определений "Технические средства охраны и технические средства защиты", Москва, НИЦ "Охрана", 2001, статью С.М.Вешнякова "Еще раз о терминологии", в журнале "Системы безопасности", февраль-март 2003, с.24-26 и др.) под системой комплексной безопасности понимают совокупность взаимоувязанных на нескольких уровнях безопасности объекта всех компонентов систем физической защиты объекта (и/или функциональных систем охраны) с возможными системами жизнеобеспечения объекта (то есть с системами энергообеспечения, связи, информационного обеспечения и т.п.).
На российском и зарубежном рынках в последние годы наблюдается бурное развитие систем комплексной безопасности объектов, в первую очередь, объектов недвижимости (предприятий, офисов, квартир и т.п.). Базовыми составляющими любой системы комплексной безопасности являются система охранно-пожарной сигнализации (ОПС), система контроля и управления доступом (СКУД) и замкнутая система телевидения, или, как ее еще называют, система охранная телевизионная (СОТ). Интеграция современных ОПС, СКУД и СОТ осуществляется на аппаратном, программно-аппаратном и программном уровнях с использованием единого компьютерного узла управления и/или распределенной сети микропроцессорных узлов.
Примером такой системы комплексной безопасности для объектов недвижимости является интегрированная система комплексной безопасности по патенту US №6504479, G 08 В 13/00, предназначенная для мониторинга охраняемых объектов недвижимости, своевременного обнаружения фактов несанкционированного воздействия и вторжения на указанные объекты, формирования сигналов тревоги и противодействия несанкционированному воздействию. Указанная интегрированная система комплексной безопасности содержит видеосредства для визуального мониторинга и обнаружения факта проникновения на объект, средства тревожной сигнализации, реагирующие на факты вторжения на объект, СКУД, обеспечивающие санкционированный доступ на охраняемый объект и препятствующие несанкционированному доступу, а также средства обработки информации, связанные с вышеупомянутыми средствами визуального мониторинга, тревожной сигнализации и СКУД, формирующие тревожные кодовые посылки (извещения), свидетельствующие о факте вторжения на охраняемый объект, а также средства мониторинга, связанные со средствами обработки информации. Каждое такое средство мониторинга содержит автоматизированное рабочее место оператора, оснащенное монитором, обеспечивающим отображение видеосигнала, и базу данных, содержащую текстовую информацию, относящуюся к отображаемому видеоизображению. Средства обработки информации содержат аппаратуру для управления видеосредствами, средствами тревожной сигнализации и СКУД и средства диагностической проверки указанной аппаратуры, а также блок памяти для хранения информации о пользователях, которая позволяет персонифицировать доступ к системе и несет сведения о местах установки на территории охраняемого объекта отдельных видеосредств, средств тревожной сигнализации и СКУД. При этом средства мониторинга выполнены с возможностью доступа к аппаратуре для управления видеосредствами, средствами тревожной сигнализации и СКУД и с возможностью изменения информации, хранящейся в блоке памяти. Кроме того, в состав рассматриваемой системы входят два канала передачи данных, связывающие средства обработки информации и средства мониторинга, из которых первый канал используется как рабочий, а второй - как резервный, и аппаратура, обеспечивающая снятие объекта с охраны и постановку его под охрану.
К указанному классу технических решений относятся и интегрированные системы комплексной безопасности по патентам US № 6069655, Н 04 N 7/18, US № 6163257 и US № 6097429, Н 04 N 7/18, характеризующиеся наличием в составе средств обработки информации высокопроизводительных специализированных процессоров для обработки кадров изображений и видеопроцессоров для сжатия видеоданных, передаваемых по каналам связи, позволяющие реализовать биометрическую идентификацию человека по его видеоизображению, что представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития СКУД (см., например, обзор Д.Р.Кондратьева "Биометрические устройства для СКУД" в журнале "Системы безопасности", февраль-март 2004, с.58-63).
Все перечисленные технические решения используются, в основном, на достаточно крупных объектах недвижимости: в учреждениях, офисах, на предприятиях, обеспечивая решение комплекса задач их жизнедеятельности (контроль за входом/выходом сотрудников, табельный учет рабочего времени, ограничение доступа в определенные помещения и др.).
В литературе это направление называют также концепцией "интеллектуального здания" (см., например, межотраслевой тематический каталог "Системы безопасности", Москва, Groteck, 2004, разд. 7, с.211-234).
Возможности практической реализации указанной концепции определяются конкретными условиями размещения и эксплуатации аппаратуры на объекте, наличием каналов связи и передачи данных, финансовыми возможностями и др. Очевидно, что для ТС, как объекта обеспечения безопасности и жизнеобеспечения, указанные условия значительно более жесткие, чем для крупных объектов недвижимости. Кроме того, само понятие системы комплексной безопасности имеет свою специфику, поскольку для ТС понятие жизнеобеспечения объекта включает в себя аспекты, связанные с обеспечением безопасности участников дорожного движения (водителя, пешеходов, других ТС). Поэтому прямой перенос концепции "интеллектуального здания" на ТС вряд ли возможен. Однако и в этой сфере идет процесс интеграции объектовых охранных систем, СКУД и СОТ. Он затрагивает, в первую очередь, дорогостоящие модели зарубежных ТС, широко оснащаемые средствами вычислительной техники и телекоммуникаций.
Одна из таких интеллектуальных систем для ТС описана в патенте US № 6148253, G 06 F 7/00. Она содержит сервер, обслуживающий водителя и пассажира, находящихся на передних сидениях автомобиля, и сервер, обслуживающий пассажиров, находящихся на задних сидениях автомобиля. Серверы через модемы и носимые телефоны имеют выход в телефонную сеть общего пользования и в Интернет. Это позволяет осуществлять дистанционную диагностику и настройку различных функциональных органов и узлов автомобиля с использованием внешних компьютерных терминалов и информационных центров. Наличие на борту автомобиля сервера, совместимого со стандартными программами браузеров для работы в сети Интернет, позволяет управлять настройками различных функциональных органов и узлов автомобиля с большого расстояния, например, с домашнего компьютера пользователя или с рабочего места установщика в сервисном центре с использованием стандартных программ.
Соединение с устройством, на котором установлена программа браузера, может быть обеспечено путем подключения к какой-либо из сетей связи и передачи данных фиксированной или сухопутной подвижной радиослужбы, например, к сотовой сети подвижной связи стандарта GSM.
При этом связь и управление внутри ТС в современных моделях автомобилей осуществляют, как правило, с использованием общей мультиплексной шины и стандартных протоколов обмена данными CAN, Arcnet и др. Такого рода системы называют телематическими (см., например, "Толковый словарь терминов по системам, средствам и услугам связи" под. ред. В.А.Докучаева, "Радио и связь", Москва, 2000).
Пока в таких системах используются в основном штатные (т.е. устанавливаемые на заводе-изготовителе ТС) противоугонные системы. Это является недостатком, поскольку конструктивные особенности любой такой системы рано или поздно становятся известными угонщиками, внесение же каких-либо изменений в противоугонную систему в условиях массовой конвейерной сборки ТС на заводе-изготовителе сопряжено со значительными трудностями и финансовыми потерями. Кроме того, завод-изготовитель ТС не заинтересован в удорожании своей продукции, поэтому, если он и идет на установку противоугонной системы, то использует лишь наиболее дешевые модели, ограничиваясь, например, установкой штатного иммобилайзера. Соответственно, такие противоугонные системы не в состоянии достаточно надежно защитить ТС, и покупатель рискует понести ощутимые финансовые потери в результате преступного посягательства.
Более высокой эффективностью противодействия несанкционированному воздействию на ТС обладают специализированные охранно-противоугонные комплексы, например, комплексы семейства BLACK BUG и REEF, серийно выпускаемые предприятием-заявителем (см., например, Каталог "Автомобильные охранные системы", ООО "Альтоника", 2003). Большинство используемых в этих комплексах оригинальных технических решений защищены российскими патентами.
Так, в известном охранно-противоугонном комплексе для ТС по патенту RU № 2209146, В 60 R 25/00, используются процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд, первый вход которого подключен к шине питания через выключатель зажигания, а первый выход и второй вход соединены с возможностью запроса и считывания кода разблокирования соответственно со входом и выходом узла задания режима (блока идентификации пользователя), включающего в себя связанные радиоканалом электронную метку и приемник, второй выход процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд через канал связи (общую информационную шину) соединен со входами узлов блокирования функциональных органов ТС, каждый из которых имеет подключенное контактными группами к функциональному органу ТС реле и последовательно включенные блок согласования с каналом связи и декодер, при этом входы напряжения питания каждого узла блокирования функциональных органов ТС соединены с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, а по крайней мере, один узел блокирования функциональных органов ТС включает в себя элемент памяти, элемент задержки и датчик движения, причем первый вход элемента памяти подключен к выходу декодера, второй вход элемента памяти соединен с выходом датчика движения, а третий вход через элемент задержки соединен с первым входом процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, а выход подключен ко входу управления реле. К этому же классу технических решений относятся охранно-противоугонные комплексы и системы по патентам RU № 2123441, В 60 R 25/10, RU № 2172263, В 60 R 25/00, RU № 2220060, В 60 R 25/00 и др.
В качестве недостатка всех вышеупомянутых комплексов можно отметить их неспособность - без существенного наращивания бортовой аппаратуры - решать, наряду с задачей защиты от несанкционированного воздействия, также и задачи обеспечения безопасности дорожного движения, связанные как с контролем состояния функциональных органов ТС, так и с контролем за человеческим фактором.
Указанный недостаток частично устраняется в телематической системе по патенту RU № 2207262, В 60 R 25/00.
Указанная система содержит штатные электронные модули, обеспечивающие определение состояния функциональных органов ТС и управление этими функциональными органами, контроллер локальной информационной сети ТС, подключенный к мультиплексной шине и к контроллеру-преобразователю протокола обмена данными, связанному с приемопередатчиком, например, с абонентским терминалом сотовой сети подвижной связи, причем каждый из вышеупомянутых штатных электронных модулей подключен через интерфейс этого штатного электронного модуля к мультиплексной шине, охранно-противоугонную подсистему, содержащую контроллер охранно-противоугонной подсистемы, электронные блоки охранно-противоугонной подсистемы, каждый из которых соединен через интерфейс этого электронного блока с общей мультиплексной шиной ТС, а также блок идентификации пользователя, состоящий из бесконтактно связанных друг с другом носимой части, представляющей собой "электронный ключ" СКУД, и возимой части, подключенной к контроллеру охранно-противоугонной подсистемы, при этом интерфейс каждого из электронных блоков охранно-противоугонной подсистемы выполнен с возможностью приема по мультиплексной шине данных о состоянии следующих функциональных узлов ТС: центрального замка, указателя поворотов, габаритных огней, ближнего света, стеклоподъемников, люка, кондиционера, зеркала заднего вида, рулевой колонки, кресел водителя и пассажира ТС, а также штатного иммобилайзера и штатной охранной подсистемы ТС. Система содержит также WEB-сервер, связанный: с возимой частью блока идентификации пользователя, с контроллером-преобразователем протокола обмена данными и с мультиплексной шиной, а также модем локального соединения и обмена данными с внешними электронными устройствами, работающими в стандартном протоколе беспроводной связи, связанный с WEB-сервером. При этом контроллер-преобразователь протокола обмена данными выполнен с возможностью подключения к сети Интернет, а блок приема и передачи данных представляет собой абонентский терминал сети связи и передачи данных сухопутной подвижной радиослужбы либо модем, выполненный с возможностью подключения к сети Интернет.
Указанная телематическая система выбрана в качестве прототипа настоящего изобретения.
К недостаткам системы-прототипа следует отнести ее незащищенность от угонщиков при завладении ими, например, путем кражи, "электронным ключом" СКУД. В этом случае охранно-противоугонная подсистема будет воспринимать угонщика, как одного из пользователей ТС, и позволит ему осуществить угон ТС. Другим недостатком системы-прототипа является отсутствие в ней технических средств, позволяющих осуществлять мониторинг состояния водителя и вовремя реагировать в тех случаях, когда это состояние не позволяет продолжать дальнейшее движение, например, при засыпании водителя за рулем или при отвлечении его от дороги.
Предметом настоящего изобретения является система комплексной безопасности ТС, содержащая штатные электронные модули, часть которых связана с функциональными органами ТС и выполнена с возможностью определения состояния этих функциональных органов и управления ими, последовательно связанные контроллер локальной информационной сети, связанный с мультиплексной шиной, контроллер-преобразователь протокола обмена данными и приемопередатчик, например, терминал сотовой сети подвижной связи, охранно-противоугонную подсистему, содержащую связанный с мультиплексной шиной контроллер охранно-противоугонной подсистемы, электронные модули охранно-противоугонной подсистемы, каждый из которых связан с соответствующим функциональным органом ТС для обеспечения охраны и защиты от несанкционированного воздействия, и блок радиочастотной идентификации, связанный с контроллером охранно-противоугонной подсистемы, блок регистрации отклонений контролируемых параметров, и блок обнаружения отклонений контролируемых параметров, первый вход которого подключен к мультиплексной шине, второй вход - к выходу контроллера локальной информационной сети, а выход - ко входу контроллера-преобразователя протокола обмена данными и к первому входу блока регистрации отклонений контролируемых параметров, второй вход которого соединен с мультиплексной шиной, при этом штатные электронные модули - каждый через свой интерфейс - связаны с мультиплексной шиной, с которой связаны также - каждый через свой интерфейс охранно-противоугонной подсистемы - электронные модули охранно-противоугонной подсистемы, - при этом в указанную систему введены видеодетектор движения глаз и блок индикации отклонений контролируемых параметров, а также дополнительный электронный модуль, содержащий видеокамеру, объектив которой направлен непосредственно в лицо водителя ТС, видеодигитайзер и компрессор изображений, входы которых подключены к выходу видеокамеры, а в состав охранно-противоугонной подсистемы введен блок биометрической идентификации, при этом управляющий вход видеокамеры, входы видеодетектора движения глаз и блока биометрической идентификации, а также выходы видеодигитайзера и компрессора изображений подключены к мультиплексной шине, а выход видеодетектора движения глаз - ко входу блока индикации отклонений контролируемых параметров, контроллер охранно-противоугонной подсистемы выполнен с возможностью обработки данных биометрии и подключен дополнительным входом к выходу блока биометрической идентификации, а также с возможностью формирования, в зависимости от результатов указанной обработки, и передачи по мультиплексной шине команд блокирования или разблокирования соответствующих функциональных органов ТС.
Частными существенными признаками изобретения являются следующие.
Блок биометрической идентификации содержит блок хранения фреймов и последовательно соединенные блок видеозахвата, первый блок режекции фона, детектор контуров, блок буферной памяти и блок сравнения, ко второму входу которого подключен выход блока хранения фреймов, управляющий вход которого соединен со входом блока видеозахвата, а информационный вход - со входом блока сравнения, выход которого является выходом блока биометрической идентификации, входом которого являются вход блока видеозахвата.
Видеодетектор движения глаз выполнен в виде последовательно соединенных второго блока режекции фона, блока обнаружения движения глаз и блока классификации характера движения глаз, при этом вход второго блока режекции фона и выход блока классификации характера движения глаз являются, соответственно, входом и выходом видеодетектора движения глаз.
Задачей настоящего изобретения является создание системы комплексной безопасности ТС, обеспечивающей более высокие, по сравнению с системой-прототипом, степень безопасности дорожного движения и одновременно более высокий уровень защиты ТС от несанкционированного использования. Это планируется достигнуть благодаря интегрированию установленных на ТС охранно-противоугонных средств, СКУД и СОТ аналогично тому, как это делается в системах комплексной безопасности для объектов недвижимости (см. ссылки в начале данного описания).
Технический результат заключается в обеспечении, благодаря применению специально установленной видеокамеры, возможности предупреждения находящегося за рулем пользователя о его чрезмерной усталости (защиту от засыпания) при длительном движении по трассе, а также в создании, с использованием той же видеокамеры, дополнительного рубежа защиты от угона, препятствующего несанкционированному использованию ТС даже в случаях овладения угонщиком "электронным ключом" СКУД. При этом сохраняются все достоинства системы-прототипа, связанные с возможностью дистанционного контроля состояния функциональных органов ТС.
Сущность изобретения поясняется на фиг.1-4.
На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемой системы комплексной безопасности ТС.
На фиг.2 приведен вариант структурной схемы построения охранно-противоугонной подсистемы.
На фиг.3 приведен вариант реализации блока биометрической идентификации.
На фиг.4 приведен вариант реализации видеодетектора движения глаз.
На фиг.1-4 использованы следующие обозначения: 1 и 1’ - штатные электронные модули; 2 - функциональные органы ТС; 3 и 3' - интерфейсы; 4 - мультиплексная шина; 5 - контроллер локальной информационной сети; 6 - контроллер-преобразователь протокола обмена данными; 7 - приемопередатчик; 8 - электронный модуль охранно-противоугонной подсистемы; 9 - охранно-противоугонная подсистема; 10 - интерфейс охранно-противоугонной подсистемы; 11 - блок радиочастотной идентификации; 12 - блок биометрической идентификации; 13 - контроллер охранно-противоугонной подсистемы; 14 - дополнительный электронный модуль; 15 - видеокамера; 16 - видеодигитайзер; 17 - компрессор изображений; 18 - блок видеозахвата; 19 - первый блок режекции фона; 20 - детектор контуров; 21 - блок буферной памяти; 22 - блок сравнения; 23 - блок хранения фреймов; 24 - видеодетектор движения глаз; 25 - второй блок режекции фона; 26 - блок обнаружения движения глаз; 27 - блок классификации характера движения глаз; 28 - блок обнаружения отклонений контролируемых параметров; 29 - блок регистрации отклонений контролируемых параметров; 30 - блок индикации отклонений контролируемых параметров.
Рассматриваемая система комплексной безопасности ТС содержит штатные электронные модули 1, связанные с функциональными органами 2 ТС и выполненные с возможностью определения состояния этих функциональных органов 2 ТС и управления ими. Часть штатных электронных модулей, обозначенная на фиг.1 цифрой 1′, не связана с функциональными органами 2 ТС. В состав указанной системы входят также последовательно связанные контроллер 5 локальной информационной сети, связанный с мультиплексной шиной 4, контроллер-преобразователь 6 протокола обмена данными и приемопередатчик 7 (например, терминал сотовой сети подвижной связи). Также в состав системы комплексной безопасности ТС входит охранно-противоугонная подсистема 9, содержащая связанный с мультиплексной шиной 4 контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы, электронные модули 8 охранно-противоугонной подсистемы, каждый из которых связан с соответствующим функциональным органом 2 ТС (для обеспечения охраны и защиты ТС от несанкционированного воздействия), блок 11 радиочастотной идентификации, связанный с контроллером 13 охранно-противоугонной подсистемы и блок 12 биометрической идентификации, выход которого подключен к дополнительному входу контроллера 13 охранно-противоугонной подсистемы. Кроме того, в состав системы входят: блок 29 регистрации отклонений контролируемых параметров и блок 28 обнаружения отклонений контролируемых параметров, вход которого подключен к мультиплексной шине 4, а выход - ко второму входу контроллера-преобразователя 6 протокола обмена данными и к первому входу блока 29 регистрации отклонений контролируемых параметров, второй вход которого соединен с мультиплексной шиной 4, видеодетектор 24 движения глаз и блок 30 индикации отклонений контролируемых параметров, а также дополнительный электронный модуль 14, содержащий видеокамеру 15, объектив которой направлен непосредственно в лицо водителя ТС, видеодигитайзер 16 и компрессор 17 изображений, входы которых подключены к выходу видеокамеры 15. Штатные электронные модули 1 и 1’ - каждый через свой интерфейс 3 или 3', соответственно - связаны с мультиплексной шиной 4. Аналогично этому электронные модули 8 охранно-противоугонной подсистемы - каждый через свой интерфейс 10 охранно-противоугонной подсистемы - связаны с мультиплексной шиной 4. Кроме того, управляющий вход видеокамеры 15, входы видеодетектора 24 движения глаз и блока 12 биометрической идентификации, а также выходы видеодигитайзера 16 и компрессора 17 изображений подключены к мультиплексной шине 4. Выход видеодетектора 24 движения глаз соединен со входом блока 30 индикации отклонений контролируемых параметров.
Единой информационной магистралью, связывающей различные узлы и устройства ТС, является мультиплексная шина 4, предназначенная для приема через интерфейсы 3 или 3' данных, формируемых штатными электронными модулями 1 и 1’, и для передачи на штатные электронные модули 1 через их интерфейсы 3 и на электронные модули 8 охранно-противоугонной подсистемы через интерфейсы 10 охранно-противоугонной подсистемы команд управления функциональными органами 2 ТС, либо для осуществления обеих указанных операций одновременно. От штатных электронных модулей 1 может поступать информация, необходимая для активации той или иной программы, записанной в память контроллера 5 локальной информационной сети. Команды управления функциональными органами 2 ТС могут формироваться в контроллере 5 локальной информационной сети и по заранее заданному алгоритму без предварительной обработки информации о состоянии функциональных органов 2 ТС.
В более специфических случаях может осуществляться двухсторонний обмен данными между контроллером 5 локальной информационной сети и внешней средой (информационным и/или диспетчерским центрами, удаленными рабочими станциями). Этот обмен осуществляется через контроллер-преобразователь 6 протокола обмена данными и приемопередатчик 7, выполненный, например, в виде абонентского терминала сотовой сети подвижной связи.
Конкретные варианты указанного обмена данными зависят от варианта построения и состава аппаратуры контроллера-преобразователя 6 протокола обмена данными. Для данного изобретения эти варианты не существенны и поэтому в настоящем описании не раскрываются.
Одним из наиболее распространенных вариантов реализации мультиплексной шины 4 является так называемая CAN-шина.
CAN-шина (Controller Area Network) разработана фирмой BOSCH в середине 80-х годов и в настоящее время принята в качестве стандарта для всех производителей автомобильной электроники в Европе. CAN-сообщение не содержит адреса назначения, но имеет идентификатор, определяющий содержание сообщения. Для передачи информации между отдельными электронными блоками используются два состояния шины: доминантное (активное) и рецессивное (пассивное). CAN-шина функционирует в режиме реального времени, что важно при управлении функциональными органами 2 ТС, которые работают в разных скоростных диапазонах. CAN-узлы сопряжения могут легко подключаться и отключаться, причем их число не ограничено протоколом. Максимальная скорость передачи данных при длине CAN-шины 40 м (экранированная витая пара) составляет 1 Мбит/с, поэтому указанная шина пригодна для передачи видеоизображений.
Схема построения блока 11 радиочастотной идентификации определяется конкретным видом используемого в его составе "электронного ключа".
Например, при выполнении "электронного ключа" в виде пассивной транспондерной карточки с цифровой памятью, в которой зафиксирован идентификационный код, возимая часть блока 11 радиочастотной идентификации должна быть снабжена генератором с контуром, находящимся в индуктивной связи с индуктивным контуром транспондерной карточки. В этом случае транспондерная карточка создает для генератора с контуром, находящегося в возимой части блока 11 радиочастотной идентификации, переменную нагрузку, меняющуюся в соответствии с кодом, зафиксированным в цифровой памяти транспондерной карточки. Путем фиксации изменений нагрузки генератора определяется код, зафиксированный в цифровой памяти транспондерной карточки.
Различные варианты "электронных ключей" блока 11 радиочастотной идентификации (транспондерные карточки, метки, брелоки) серийно выпускаются предприятием-заявителем и доступны на коммерческом рынке (см., например, Каталог "Автомобильные охранные системы", 000 "Альтоника", 2003).
Функциональными органами 2 ТС, к которым подключаются электронные модули 8 охранно-противоугонной подсистемы, могут быть бензонасос, система зажигания и др.
Блок 28 обнаружения отклонений контролируемых параметров представляет собой контроллер, аналогичный контроллеру 13 охранно-противоугонной подсистемы, на первый вход которого поступают данные о контролируемых параметрах из мультиплексной шины 4, а на второй вход - режимные значения указанных параметров, синхронно считываемые из памяти контроллера 5 локальной информационной сети.
Блок 29 регистрации отклонений контролируемых параметров является цифровым записывающим устройством, фиксирующим в цифровой памяти, например, на жестком диске, любые отклонения от штатных режимов работы контролируемых функциональных органов 2 ТС, измеряемые с помощью штатных электронных модулей 1. Такими функциональными возможностями обладает, например, цифровое записывающее устройство BR-6800 фирмы Baoruh (Тайвань), доступное на коммерческом рынке.
В варианте исполнения рассматриваемой системы, реализованном на предприятии-заявителе в виде опытных образцов изделий семейства REEF BUS, с помощью общей мультиплексной шины 4 осуществляются контроль и управление такими штатными электронными модулями 1, как модуль двигателя, модуль комбинации приборов, включающей в себя штатный тахограф, модуль левой передней двери, модуль левой задней двери, модуль багажника, модуль рулевой колонки и модуль центрального блока управления, к одному из выходов которого подключены тест-система, а к другому выходу - модуль правой передней двери и модуль правой задней двери.
Все элементы, входящие в состав вышеупомянутых блоков и узлов системы, описаны в технической литературе и в дополнительных пояснениях не нуждаются.
В рассматриваемом варианте выполнения системы комплексной безопасности ТС блок 12 биометрической идентификации содержит (фиг.3) блок 23 хранения фреймов и цепочку последовательно соединенных блока 18 видеозахвата, первого блока 19 режекции фона, детектора 20 контуров, блока 21 буферной памяти и блока 22 сравнения, ко второму входу которого подключен выход блока 23 хранения фреймов, управляющий вход которого соединен со входом блока 18 видеозахвата, а информационный вход - со входом блока 22 сравнения. При этом вход блока 18 видеозахвата и выход блока 22 сравнения являются, соответственно, входом и выходом блока 12 биометрической идентификации. Аналогичное техническое решение используется в известных системах виртуального ввода данных в компьютер (см., например, патент US № 5454043, G 06 K 9/00, GB № 2345538, G 06 F 3/00). Примером практической реализации блока 12 биометрической идентификации с использованием видеокамеры 15 является линейка систем комплексной безопасности ZN-Vision, ZN-Smart Eye и ZN-Phantomas, поставляемых фирмой "РОССИ СП" для постов таможенного и пограничного контроля (www.cctv.ru).
Видеодетектор 24 движения глаз выполнен (фиг.4) в виде последовательно соединенных второго блока 25 режекции фона, блока 26 обнаружения движения глаз и блока 27 классификации характера движения глаз, при этом вход второго блока 25 режекции фона и выход блока 27 классификации характера движения глаз являются, соответственно, входом и выходом видеодетектора 24 движения глаз (см., например, патент GB № 2388418, G 06 F 3/033, G 06 K 11/08).
Видеодетекторы движения используются в компьютерных системах видеонаблюдения и обнаружения движущихся объектов, например, в системе "Rossi-Megasense", поставляемой концерном "РОССИ" (www.rossi.ru).
Высокой степенью миниатюризации, надежности работы и устойчивости к внешним воздействиям обладают и современные портативные видеокамеры 15. Подробная информация о видеокамерах 15, которые могут использоваться в составе дополнительного электронного модуля 14, представлена, например, на сайте компании КОМКОМ Electronics www.comcom.ru. В сообщении же, опубликованном в марте 2004 года на сайте www.cnews.ru, говорится о создании летающего робота, оснащенного видеокамерой, общим весом всего 10 граммов.
Компрессор 17 изображений, используемый в дополнительном электронном модуле 14 для сжатия данных, реализован на предприятии-заявителе с использованием микропроцессоров ADSP-BF моделей 532 или 533 компании Analog Devices, Inc. В рассматриваемой системе на указанных микропроцессорах могут быть реализованы различные методы (форматы) компрессии изображений (RLE, фрактальный, рекурсивный и др.). В действующем на предприятии-заявителе макете используется широко известный открытый формат JPEG (см., например, Д. Ватолин и другие "Методы сжатия данных", Москва, "Диалог - МИФИ", 2003, раздел 2, глава 2).
Указанный формат сжатия данных относится к алгоритмам компрессии изображений с потерями. Как правило, степень компрессии и, следовательно, степень необратимых потерь качества изображения можно задавать заранее, достигая при этом компромисса между требуемой пропускной способностью канала, размером изображения и его качеством. JPEG - один из новых и достаточно эффективных алгоритмов компрессии. Практически он является международным стандартом для полноцветных изображений.
Видеодигитайзер 16 широко применяется при цифровой обработке изображений (см., например, патент US № 6069655, Н 04 N 7/18).
Таким образом, возможность практической реализации рассматриваемой системы комплексной безопасности ТС не вызывает сомнений.
Рассматриваемая система работает следующим образом.
Каждый штатный электронный модуль 1, связанный с функциональным органом 2 ТС, получает через интерфейс 3 и мультиплексную шину 4 управляющий сигнал от контроллера 5 локальной информационной сети. Этот сигнал поступает через интерфейс 3 в процессор штатного электронного модуля 1, где подвергается дешифрированию.
В зависимости от местонахождения (адреса) данного штатного электронного модуля 1, его процессор выдает исполнительную команду, которая должна быть исполнена соответствующим функциональным органом 2 ТС (механизмом или агрегатом ТС), к которому подключен данный штатный электронный модуль 1.
Далее, процессором штатного электронного модуля 1 осуществляется контроль исполнения указанной команды. При правильном исполнении команды процессор штатного электронного модуля 1 переходит в режим ожидания новых команд. Если же команда не была выполнена или ее выполнение было некорректно, процессором штатного электронного модуля 1 вырабатывается код неисправности, который передается через интерфейс 3 и общую мультиплексную шину 4 в контроллер 5 локальной информационной сети, где происходит обработка этой информации и диагностирование неисправностей функционального органа 2 ТС, например, фиксация обрыва в цепи, короткого замыкания, перегрузки по току и т.п.
При наличии такой неисправности информация о ней передается через контроллер-преобразователь 6 протокола обмена данными в приемопередатчик 7, выполненный, например, в виде абонентского терминала стандартной сети сотовой подвижной связи, который транслирует ее по радиоэфиру на удаленный терминал, расположенный, например, в диспетчерском центре.
Часть штатных электронных модулей, обозначенных на фиг.1 цифрой 1’, не связаны с функциональными органами 2 ТС, а представляет собой различные электронные устройства и аксессуары. В их число могут входить, например, автомагнитола, бортовой монитор и т.п. Эти устройства связаны через интерфейсы 3' с мультиплексной шиной 4, по которой могут получать команды, например, на включение/выключение, изменение режима работы и т.п.
В частности, в состав штатных электронных модулей 1’ может входить GPS-приемник, который принимает сигналы глобальной спутниковой системы позиционирования и вычисляет координаты ТС, на борту которого находится. Данные о координатах ТС накапливаются в памяти контроллера 5 локальной информационной сети, либо с заданной его программным обеспечением периодичностью передаются через контроллер-преобразователь 6 протокола обмена данными и приемопередатчик 7 на удаленный терминал, установленный, например, в диспетчерском центре, обслуживающем данное ТС. Если используется сеть сотовой подвижной связи стандарта GSM, то передача может осуществляться в виде коротких текстовых сообщений (SMS), либо в режиме пакетной передачи данных по радиоканалу (GPRS).
В качестве штатного электронного модуля 1’ может выступать комплект громкой связи "свободные руки" (hands free), включающий в себя аудиоинтерфейс (направленный микрофон и громкоговоритель). С помощью этого комплекта пользователь может переговариваться, например, с диспетчерским центром, не отрываясь от руля ТС.
Охранно-противоугонная функция в рассматриваемой системе комплексной безопасности ТС обеспечивается с помощью электронных модулей 8 охранно-противоугонной подсистемы, входящих в состав охранно-противоугонной подсистемы 9. Каждый такой электронный модуль 8 охранно-противоугонной подсистемы связан с функциональным органом 2 ТС, и через интерфейс 10 охранно-противоугонной подсистемы, аналогичный интерфейсу 3 - с мультиплексной шиной 4. Функции СКУД в охранно-противоугонной подсистеме 9 обеспечивает блок 11 радиочастотной идентификации, связанный с контроллером 13 охранно-противоугонной подсистемы и блок 12 биометрической идентификации, выход которого подключен к дополнительному входу контроллера 13 охранно-противоугонной подсистемы. Блок 11 радиочастотной идентификации входит в состав охранно-противоугонных комплексов, серийно выпускаемых предприятием-заявителем под торговыми марками BLACK BUG® и REEF®. Работа различных вариантов указанного блока 11 радиочастотной идентификации достаточно подробно описана в патентно-технической литературе (см., например, обзор Л.А.Стасенко "Современные технологии радиочастотной идентификации" в журнале "Системы безопасности", апрель-май 2004, описания к патентам RU № 2123441, В 60 R 25/10, RU № 2159191, В 60 R 25/10, RU № 2209146, В 60 R 25/00, В 60 Q 1/50 и др.).
В рассматриваемом варианте построения блока 11 радиочастотной идентификации роль "электронного ключа" выполняет транспондерная карточка с цифровой памятью на микросхеме. По сигналам установленной на борту ТС возимой части блока 11 радиочастотной идентификации, формируемым по запросам контроллера 13 охранно-противоугонной подсистемы, транспондерная карточка выдает в эфир специальный код разблокирования.
Этот код селектируется возимой частью блока 11 радиочастотной идентификации и передается в контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы.
После того, как специальный код разблокирования поступает в контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы, в нем происходит сравнение поступившего специального кода разблокирования с допустимыми кодами, хранящимися в памяти контроллера 13 охранно-противоугонной подсистемы. В общем случае может существовать целый набор допустимых кодов, соответствующих нескольким пользователям ТС, каждый из которых имеет собственную транспондерную карточку с уникальным специальным кодом разблокирования. При совпадении поступившего специального кода разблокирования с одним из допустимых кодов контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы выдает в мультиплексную шину 4 локальный код разблокирования. Этот код поступает через интерфейс 10 охранно-противоугонной подсистемы в соответствующий электронный модуль 8 охранно-противоугонной подсистемы, который воздействует на определенный функциональный орган 2 ТС, например, снимает блокирование с дверей, багажника и капота. Таким образом, будет открыт доступ в ТС.
Доступ в ТС будет при этом предоставлен как любому пользователю ТС (имеющему носимый "электронный ключ"), так и любому злоумышленнику, завладевшему носимым "электронным ключом", например, путем кражи его у пользователя ТС. Однако, в том случае, если в ТС проник такой злоумышленник, охранно-противоугонная подсистема 9 все равно выполняет свою задачу по защите ТС от угона.
Это обеспечивается путем использования дополнительного "рубежа защиты" ТС, включающего в себя:
- блок 12 биометрической идентификации, входящий в состав охранно-противоугонной подсистемы 9;
- дополнительный электронный модуль 14, установленный в салоне ТС и содержащий видеокамеру 15, объектив которой направлен непосредственно в лицо водителя ТС, и подключеных к ее выходу видеодигитайзера 16 и компрессора 17 изображений.
Видеокамера 15 включается после того, как пользователь (или злоумышленник) разместился в кресле водителя, включил зажигание, и блок 11 радиочастотной идентификации определил наличие у водителя носимого "электронного ключа". Сигнал на включение видеокамеры 15 поступает при этом на дополнительный электронный модуль 14 по мультиплексной шине 4, а источником этого сигнала является контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы. Он вырабатывает этот сигнал после последовательного поступления на него сигнала включения зажигания ТС и сигнала опознавания пользователя от блока 11 радиочастотной идентификации.
Сигнал с выхода видеодигитайзера 16 по мультиплексной шине 4 подается в блок 12 биометрической идентификации - на вход цепочки, состоящей из последовательно соединенных блока 18 видеозахвата, первого блока 19 режекции фона, детектора 20 контуров, блока 21 буферной памяти и блока 22 сравнения, ко второму входу которого подключен выход блока 23 хранения фреймов.
Сигнал с выхода компрессора 17 изображений, обеспечивающего сжатие данных, например, с помощью вышеупомянутого преобразования JPEG, поступает по мультиплексной шине 4 в видеодетектор 24 движения глаз - на вход цепочки, состоящей из последовательно соединенных второго блока 25 режекции фона, блока 26 обнаружения движения глаз и блока 27 классификации характера движения глаз, свидетельствующего о засыпании пользователя за рулем, вследствие чрезмерной усталости.
Таким образом, одна наблюдающая за лицом пользователя ТС видеокамера 15 служит одновременно для решения двух задач:
- дополнительной идентификации пользователя ТС по его биометрическим параметрам, например, по очертаниям лица и/или радужной оболочке глаз;
- выявления опасных признаков поведения водителя за рулем, например, засыпания (что часто случается при длительном, монотонном движении по трассе) или отвлечения на посторонние предметы.
Кроме режима контроля за характером движения глаз водителя, комплексную безопасность ТС обеспечивает и другой важный режим контроля: за работой узлов и агрегатов ТС. Этот режим включает в себя регистрацию контролируемых параметров отклонений от заданных режимов и передачу информации о нештатных ситуациях на удаленный терминал, например, в диспетчерский центр.
Информация о контролируемых параметрах поступает по мультиплексной шине 4 на первый вход блока 28 обнаружения отклонений контролируемых параметров. На второй вход указанного блока 28 обнаружения отклонений контролируемых параметров из памяти контроллера 5 локальной информационной сети подаются заданные режимные параметры. Если контролируемые параметры отличаются от соответствующих режимных на величину, превосходящую заданный допуск, то на выходе блока 29 обнаружения отклонений контролируемых параметров формируются кодовые сообщения. С выхода блока 28 обнаружения отклонений контролируемых параметров эти кодовые сообщения поступают одновременно в блок 29 регистрации отклонений контролируемых параметров и в контроллер-преобразователь 6 протокола обмена данными (для последующей трансляции с помощью приемопередатчика 7 на удаленные терминалы, например, в диспетчерский центр).
В блоке 29 регистрации отклонений контролируемых параметров информация о контролируемых параметрах отклонений от штатных режимов записывается в цифровом виде в энергонезависимую память. При аварии ТС записи в энергонезависимую память блока 29 регистрации отклонений контролируемых параметров могут быть считаны и обработаны в целях анализа причин аварии. То есть, блок 29 регистрации отклонений контролируемых параметров является для ТС аналогом "черного ящика".
Однако функции блока 29 регистрации отклонений контролируемых параметров могут не ограничиваться пассивным запоминанием. Так, при использовании в качестве блока 29 регистрации отклонений контролируемых параметров вышеупомянутого цифрового записывающего устройства BR-6800 фирмы Baoruh имеются возможности: формировать для водителя сообщения с анализом нештатных ситуаций, прогнозировать их дальнейшее развитие, осуществлять мониторинг бортового оборудования в реальном масштабе времени, обеспечивать сопряжение с различными бортовыми приборами и узлами. Это позволяет минимизировать возможность несанкционированных действий водителя и уменьшить эксплуатационные расходы. Однако рассмотрение таких дополнительных функций не относится к теме данного изобретения и в описании изобретения специально опущено.
Рассмотрим более подробно операции, связанные с обработкой изображений, получаемых с помощью видеокамеры 15.
Для определенности, предположим, что биометрическая идентификация пользователя осуществляется путем анализа очертаний его лица, а выявление опасности засыпания за рулем и отвлечения от дороги - путем анализа параметров движения век.
Как только водитель начинает чаще смеживать веки или закрывать на некоторое время глаза, блок 27 классификации характера движения глаз выдает сигнал тревоги, который поступает в блок 30 индикации отклонений контролируемых параметров. С помощью звуковой и/или световой сигнализации блок 30 индикации отклонений контролируемых параметров оповещает находящегося за рулем пользователя о грозящей опасности.
Блок 12 биометрической идентификации работает следующим образом. Сигнал с выхода видеокамеры 15 преобразуется видеодигитайзером 16 в цифровые пиксели изображения, которые подаются на вход блока 18 видеозахвата, осуществляющего преобразования указанных пикселей в форму, пригодную для последующей компьютерной обработки - цифровую "картинку". Полученная цифровая "картинка" обладает избыточностью, вследствие которой значительно повышается вероятность ложного опознавания. Поэтому далее, в первом блоке 19 режекции фона и в детекторе 20 контуров, осуществляется снятие указанной избыточности. Для этого первый блок 19 режекции фона выявляет пиксели изображения, имеющие близкий уровень амплитуды и классифицирует их как фон, подлежащий режекции. Детектор 20 контуров, наоборот, выявляет существенные изменения в уровнях амплитуды пикселей и "связывает" их в цифровые контуры, образующие контурное изображение лица. Далее матрица этого цифрового контурного изображения поступает в блок 21 буферной памяти и формирует кадр цифрового изображения, или фрейм. Из блока 21 буферной памяти указанный текущий фрейм передается на первый вход блока 22 сравнения, на второй вход которого из блока 23 хранения фреймов последовательно, в формате текущего фрейма поступают эталонные фреймы, соответствующие лицам различных авторизованных пользователей ТС и возможным ракурсам их наблюдения видеокамерой 15.
Формирование эталонных фреймов и их запоминание в блоке 23 хранения фреймов осуществляется в специальном режиме обучения, временный переход в который должен происходить по специальному сигналу, поступающему по мультиплексной шине 4 на управляющий вход блока 23 хранения фреймов. В режиме обучения в блоке 23 хранения фреймов запоминаются фреймы, сформированные на выходе блока 21 буферной памяти и подключенные к информационному входу блока 23 хранения фреймов. Формирование специального сигнала перехода в режим обучения должно осуществляться с помощью специальных методик, исключающих для потенциального угонщика возможность перехода в данный режим. Такими методиками могут быть, например, последовательное введение в блок 11 радиочастотной идентификации двух (или более) зафиксированных в нем транспондерных карточек, дополненное введением в контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы специального пароля. В этом случае специальный сигнал, осуществляющий переход в режим обучения, формирует контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы и передает его по мультиплексной шине 4 непосредственно на управляющий вход блока 23 хранения фреймов.
Поскольку взаимное геометрическое расположение лица пользователя и видеокамеры детерминируется геометрией расположения кресла и рулевой колонки, число возможных эталонных фреймов ограничено и для их хранения не требуется большого объема памяти блока 23 хранения фреймов. Если при сравнении (в соответствии с заданным алгоритмом) текущего и эталонных фреймов произошло совпадение фреймов, то блок 22 сравнения выдает в контроллер 13 охранно-противоугонной подсистемы сигнал разблокирования функциональных органов 2 ТС. Если ни для одного из эталонных фреймов такого совпадения не произошло, то сигнала разблокирования не поступает. Дальнейшие операции, осуществляемые в охранно-противоугонной подсистеме 9, аналогичны операциям, осуществляемым при радиочастотной идентификации. Подобная процедура автоматической идентификации лица реализована на практике, например, на постах таможенного и пограничного контроля с использованием вышеупомянутых технологий ZN-Phantomas, ZN-Smart Eye и ZN-Face (www.cctv.ru и www.videonet.ru).
При этом изменение внешности человека - борода, очки или новая прическа практически не влияют на способность системы узнавать лица. Очевидно, что в рассматриваемой системе для ТС требования к объему базы данных (памяти блока 23 хранения фреймов) значительно менее жесткие, чем для систем, используемых при таможенном или пограничном контроле.
Принцип работы видеодетектора 24 движения глаз аналогичен принципу работы блока 12 биометрической идентификации с той лишь разницей, что в данном случае основным параметром распознавания тревожного события является не статическая "картинка" контура лица, а частота закрывания глаз.
Сигнал с выхода видеокамеры 15 дополнительного электронного модуля 14 поступает на вход компрессора 17 изображений, использующего, например, широко известный открытый формат (алгоритм) JPEG.
В указанном формате используется разбиение изображения на области размером 8×8 пикселей с последующим разложением матрицы такой области для получения некоторой новой матрицы коэффициентов - в двойной ряд по косинусам, так называемое дискретное косинусоидальное преобразование (ДКП). После осуществления ДКП получается матрица амплитуд составляющих, в которой многие коэффициенты либо равны нулю, либо пренебрежимо малы и отбрасываются. Кроме того, благодаря несовершенству человеческого зрения, допускается достаточно грубая аппроксимация указанных коэффициентов (путем квантования) без заметной потери качества изображения.
С выхода компрессора 17 изображений сжатые данные поступают на вход второго блока 25 режекции фона, отличающегося от первого блока 19 режекции фона лишь параметрами настройки пороговых уровней. Второй блок 25 режекции фона выделяет контуры глаз и век на лице пользователя. Далее блок 26 обнаружения движения глаз запоминает эти контурные цифровые изображения в виде фреймов, последовательно сравнивает текущий и предыдущий фреймы, выявляя произошедшие изменения в контурном изображении. Блок 27 классификации характера движения глаз определяет частоту происходящих изменений и сравнивает ее с заданным порогом. При отличиях от указанного порога, превышающих установленный допуск, блок 27 классификации характера движения глаз формирует и выдает в блок 30 индикации отклонений контролируемых параметров команду тревоги.
Как только находящийся за рулем пользователь ТС начинает чаще положенного смеживать веки или закрывает полностью глаза, блок 30 индикации отклонений контролируемых параметров выдает резкий звуковой сигнал, а на приборном щитке ТС появляется надпись типа "нужен отдых".
Изменяя программным путем настройки блока 26 обнаружения движения глаз и блока 27 классификации характера движения глаз, можно фиксировать и другие опасные движения глаз водителя, например, отведения глаз в сторону и/или вниз, приводящие к потере контроля за дорогой. К опасным движениям следует отнести и надевание водителем очков с затененными стеклами, препятствующих наблюдению за его веками. В этом случае блок 26 обнаружения движения глаз в течение продолжительного времени не будет выдавать сигналов и посылать их в блок 27 классификации характера движения глаз, вследствие чего блок 30 индикации отклонений контролируемых параметров получит от видеодетектора 24 движения глаз соответствующую команду и сформирует по ней соответствующее предупреждение (звуковое и/или световое) для водителя ТС.
Примером практической реализации описанной выше технологии видеообнаружения движения глаз может служить эксперимент, описанный в журнале "Авторевю", №10, 2004, с.80-81, в котором использовался тягач Вольво, оборудованный видеокамерой, установленной перед лицом водителя.
Таким образом, совокупность представленных выше существенных признаков позволяет решить поставленную задачу - создать систему комплексной безопасности ТС, обеспечивающую повышенную степень безопасности дорожного движения и одновременно более высокий уровень защиты ТС от несанкционированного использования. Это достигается, благодаря интегрированию установленных на ТС охранно-противоугонных средств, СКУД и СОТ в единую систему комплексной безопасности.
Обеспечиваемый технический результат заключается в возможности предупреждения находящегося за рулем пользователя о чрезмерной усталости пользователя (защиту от засыпания) при длительном движении по трассе, а также в создании, с использованием той же видеокамеры, дополнительного рубежа защиты, препятствующего несанкционированному использованию ТС даже в случаях овладения угонщиком носимым "электронным ключом". При этом сохраняются все достоинства системы-прототипа, связанные с возможностью дистанционного контроля состояния функциональных органов ТС и своевременного выявления недопустимых отклонений контролируемых параметров от режимных значений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМУ ПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2006 |
|
RU2296681C1 |
СИСТЕМА ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2250844C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2007 |
|
RU2323839C1 |
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ В ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2323838C1 |
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ И ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2320503C1 |
БИОМЕТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАННО-ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМОЙ | 2005 |
|
RU2278035C1 |
ТЕЛЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2207262C1 |
СИСТЕМА ОХРАННО-ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ С ВИДЕОКОНТРОЛЕМ ДОСТУПА | 2004 |
|
RU2251154C1 |
СИСТЕМА МНОГОСТОРОННЕГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2264936C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ОПОВЕЩЕНИЯ | 2006 |
|
RU2298494C1 |
Изобретение относится к техническим средствам охраны, защиты и обеспечения комплексной безопасности объектов, в частности транспортных средств (ТС). Система содержит штатные электронные модули, часть которых выполнена с возможностью определения состояния функциональных органов ТС и управления ими, контроллер локальной информационной сети, контроллер-преобразователь протокола обмена данными, связанный с приемопередатчиком - терминалом сотовой сети подвижной связи, охранно-противоугонную подсистему с собственными контроллером, электронными модулями, подключенными к соответствующим функциональным органам ТС, блоками радиочастотной идентификации, регистрации отклонений контролируемых параметров, обнаружения отклонений контролируемых параметров и биометрической идентификации, видеодетектор движения глаз, блок индикации отклонений контролируемых параметров, дополнительный электронный модуль с видеокамерой, смотрящей в лицо водителя ТС, видеодигитайзером и компрессором изображений, а также мультиплексную шину. Контроллер охранно-противоугонной подсистемы выполнен с возможностью обработки данных биометрии, например очертаний лица и/или радужной оболочки глаз, а также формирования, в зависимости от результатов указанной обработки, и передачи по мультиплексной шине команд блокирования или разблокирования соответствующих функциональных органов ТС. Система характеризуется повышенным уровнем защиты ТС от несанкционированного использования и одновременно повышает безопасность дорожного движения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
ТЕЛЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2207262C1 |
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2209146C1 |
ОХРАННО-ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2220060C1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1997 |
|
RU2123441C1 |
СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОХРАННОЙ И ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2172263C1 |
Авторы
Даты
2005-04-10—Публикация
2004-07-01—Подача