Изобретение относится к средствам защиты от повреждения элементов конструкции установок в процессе проведения восстановительного ремонта.
Известны способы проведения восстановительного ремонта, которые предполагают разборку газотурбинной установки и осуществление сварочных работ на деталях статора для устранения трещин с использованием традиционных способов электрозащиты при проведении сварочных работ и поэтому не требуют дополнительной электрозащиты для предотвращения повреждения элементов конструкции [1].
Недостатком известных способов является необходимость предварительной разборки ремонтируемой установки, а следовательно, высокая стоимость и продолжительность ремонта.
Наиболее близким по достигаемому результату является способ электрозащиты, используемый при ремонте установок без их разборки, предусматривающий присоединение заземляющих проводников к заземляющему контуру и к заземляемым конструкциям с помощью сварки, а к корпусам - сваркой или болтовым соединением [2].
Однако известный способ не учитывает конструктивные особенности современных газотурбинных установок.
В современных газотурбинных установках со свободной силовой турбиной ротор газогенератора связан со статором, а также с ротором свободной силовой турбины и с полезной нагрузкой только газодинамически, а электрический контакт ротора газогенератора со статором осуществляется только по телам качения подшипников через масляную пленку, что может привести к пробою этой пленки электрическим разрядом и образованию дефектов на телах качения и беговых дорожках подшипников и, соответственно, к поломке подшипников и разрушению газотурбинной установки.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в защите от разрушения установки путем исключения повреждения подшипников качения за счет выравнивания электрического потенциала ротора и статора.
Сущность изобретения заключается в том, при осуществлении способа электрозащиты газотурбинной установки при проведении ее ремонта методом заварки дефектов, согласно изобретению, в газотурбинной установке, включающей размещенные на раме силовую свободную турбину, с вала которой снимают полезную мощность и на выходе которой установлено выходное устройство с улиткой, и газогенератор, содержащий входное устройство, компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, а также ротор, установленный в статоре с помощью подшипников качения, перед проведением ремонта в резьбовой втулке внутреннего корпуса компрессора с помощью резьбового соединения размещают токопроводящий стержень между лопатками направляющего аппарата через проточную часть компрессора до контакта сферического наконечника стержня с деталью ротора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержня соединяют с заземляющим элементом статора установки или рамой.
В процессе заварки дефектов, например, на улитке токопроводящий стержень, упирающийся своим сферическим наконечником в детали ротора, например во втулку ротора компрессора, и соединенный клеммой и токопроводящим элементом с заземленным статором или рамой, обеспечивает выравнивание электрических потенциалов ротора и статора газогенератора, исключая повреждение (“прогар”) подшипников качения в месте электрического контакта.
В качестве резьбовой втулки может быть использован лючок для осмотра проточной части компрессора.
Кроме того, с целью дополнительного повышения надежности контакта втулки с токопроводящим стержнем последний покрывают слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением, например медью.
На практике доказано, что при восстановительном ремонте сваркой с токопроводящим стержнем в проточной части компрессора с использованием предлагаемого способа повреждение подшипников отсутствует.
На фиг.1 показан продольный разрез газотурбинной установки заявляемой конструкции. На фиг.2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.
Газотурбинная установка 1 состоит из газогенератора 2 и силовой свободной турбины 3, с вала 4 которой снимается полезная мощность. На выходе из турбины 3 установлено выходное устройство 5 с улиткой 6. Газогенератор 2 и силовая турбина 3 размещены на раме 7.
Газогенератор 2 включает входное устройство 8, компрессор 9, камеру сгорания 10 и турбину компрессора 11. Ротор 12 газогенератора 2 установлен в статоре 13 с помощью подшипников качения 14, 15 и 16.
В резьбовой втулке 17 на внутреннем корпусе 18 компрессора 9 с помощью резьбы 19 установлен токопроводящий стержень 20 между лопатками 21 направляющего аппарата 22 через проточную часть 23 компрессора 9 до контакта сферического наконечника 24 стержня 20 с конусной втулкой 25 ротора 26. Стержень 20 покрыт слоем меди.
Цилиндрический участок 27 стержня 20 между резьбой 19 и сферическим наконечником 24 может быть выполнен упругим, что обеспечивает его упругую деформацию при закручивании стержня 20 с помощью хвостовика под ключ 28.
Надежность электрического контакта обеспечена также за счет деформации упругих элементов (не показаны) упруго-демпферной опоры 29 подшипника качения 14 газогенератора 2.
Стержень 20 соединен клеммой 30 и токопроводящим элементом 31 с заземленным статором 13 или рамой 7.
Заявляемый способ осуществляется следующим образом.
Перед проведением процесса сварки для устранения трещин на улитке 6 или раме 7 установку 1 не разбирают.
На внутреннем корпусе 18 компрессора 9 с помощью резьбы 19 устанавливают токопроводящий стержень 20 между лопатками 21 направляющего аппарата 22 через проточную часть 23 компрессора 9 до контакта сферического наконечника 24 стержня 20 с конусной втулкой 25 ротора 26.
В процессе сварки электрический контакт ротора 26 со статором 13 осуществляется не по телам качения подшипников качения 14, 15 и 16 через масляную пленку и не приводит к пробою этой пленки электрическим разрядом, а по токопроводящему стержню 20. Стержень 20, соединенный клеммой 30 и токопроводящим элементом 31 с заземленным статором 13 или рамой 7, выравнивает электрические потенциалы ротора 12 и статора 13 газогенератора 2, исключая повреждения подшипников качения 14, 15 и 16.
Источники информации:
1. Ремонт летательных аппаратов. Под общей редакцией д.т.н., профессора Н.Г.Голего, Москва, “Транспорт”, 1977, стр. 188.
2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, Москва, “Энергоиздат”, 1989, стр. 234.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ РОТОРНЫХ МАШИН ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА ПРИ СВАРОЧНЫХ РАБОТАХ НА АГРЕГАТЕ | 2003 |
|
RU2230637C1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2170369C1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ДЛЯ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ПОДШИПНИКА | 2019 |
|
RU2753385C1 |
Турбогенератор | 2020 |
|
RU2767579C2 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД | 2012 |
|
RU2487258C1 |
УЗЕЛ СТАТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ РЕМОНТА ТАКОГО УЗЛА, А ТАКЖЕ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКОЙ УЗЕЛ СТАТОРА | 2005 |
|
RU2394161C2 |
Малоразмерная газотурбинная установка | 2024 |
|
RU2819326C1 |
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПАРТИИ, ПОПОЛНЯЕМОЙ ГРУППЫ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ | 2013 |
|
RU2555932C2 |
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПАРТИИ ПОПОЛНЯЕМОЙ ГРУППЫ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ | 2013 |
|
RU2555937C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2322588C1 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к средствам защиты от повреждения элементов конструкции установок в процессе проведения восстановительного ремонта. Техническим результатом изобретения является защита от разрушения установки путем исключения повреждения подшипников качения за счет выравнивания электрического потенциала ротора и статора. Сущность изобретения заключается в том, при осуществлении способа электрозащиты газотурбинной установки при проведении ее ремонта методом заварки дефектов, согласно изобретению, перед проведением ремонта в лючке внутреннего корпуса компрессора установки размещают токопроводящий стержень до контакта его сферического наконечника с деталями ротора компрессора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержень соединяют с заземленным элементом статора установки. В процессе заварки дефектов, например, на улитке токопроводящий стержень, упирающийся своим сферическим наконечником в детали ротора, например во втулку ротора компрессора, и соединенный клеммой и токопроводящим элементом с заземленным статором или рамой, обеспечивает выравнивание электрических потенциалов ротора и статора газогенератора, исключая повреждение ("прогар") подшипников качения в месте электрического контакта. Токопроводящий стержень может быть покрыт слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
ПРАВИЛА технической эксплуатации электрических станций и сетей, Москва, Энергоиздат, 1989, с.234 | |||
ЗАЗЕМЛИТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2080714C1 |
ЗАЗЕМЛЯЮЩИЙ ЗАЖИМ | 1998 |
|
RU2169974C2 |
ГАЗОТУРБИННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ГАЗЛИФТНОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ | 1996 |
|
RU2124645C1 |
US 2002189086, 19.12.2002. |
Авторы
Даты
2005-04-27—Публикация
2003-01-04—Подача