Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способам и устройствам, обеспечивающим увеличение сцепных свойств транспортного средства.
Известен способ повышения сцепных свойств рельсового транспортного средства, заключающийся в подаче песка в область контакта колеса с рельсом подвижного состава, а также устройство для его реализации (см. патент DE №4202413, от 05.08.1993 г.). Однако использование песка для повышения сцепления колеса с рельсом в известных способе и устройстве приводит к повышенному износу колес и рельсов и к запесочиванию балласта железнодорожного полотна, а также к уменьшению адгезионного взаимодействия в зоне контакта колеса с рельсом.
По технической сущности наиболее близким к предложенным техническим решениям является способ повышения сцепных свойств рельсового транспортного средства, реализованный в противоюзовом устройстве, содержащем корпус, сообщенный с магистралью и каналами подачи сжатого воздуха и связанный со средствами автоматического включения пескоподачи, в которые входят датчики юза и преобразователи электросигналов, причем исполнительный орган выполнен в виде прямоточного канала подачи песка, соединенного верхней горловиной с емкостью запаса песка и размещенного внутри пневмокамер, верхняя из которых является корпусом запорного устройства, а нижняя - эжектором, оканчивающимся патрубком с отражателем на своем нижнем конце (см. пат. РФ №2164483, кл. В 61 С 15/10, от 24.07.1997 г.).
Однако и этот известный способ и известное устройство имеют аналогичные вышеописанные недостатки.
Техническим результатом является уменьшение износа колес и рельсов, исключение запесочивания балласта железнодорожного полотна, а также снижение эксплуатационных расходов и увеличение адгезионного взаимодействия в зоне контакта колеса с рельсом.
Достигается это тем, что в момент начала боксования колеса с рельсом осуществляют подачу воздуха в область их контакта со скоростью и температурой, при которых исключается боксование между приводным колесом и рельсом, при этом подачу воздуха осуществляют из сопла форсунки со скоростью не менее 85 м/с и его температурой, равной +375°÷430°С, а перепад давления в сопле форсунки на входе и выходе из него обеспечивают равным 5-15 кгс/см2.
Согласно второму техническому решению устройство для повышения сцепных свойств рельсового транспортного средства содержит компрессор, к выходу которого подключен теплоизолированный ресивер, снабженный электронагревательным элементом, подключенным через блок автоматического регулирования температуры к источнику электропитания, выход ресивера через электропневматический вентиль подключен ко входу электропневматического переключателя, к выходам которого подключены выпускные теплоизолированные магистрали переднего и заднего хода, на выходе каждой из которых установлены форсунки переднего и заднего хода, расположенные попарно у каждого приводного колеса, причем каждая форсунка имеет профилированное сопло, направленное в область контакта колеса с рельсом и расположенное вблизи него, а пневматический вентиль выполнен управляемым от автоматической системы защиты от боксования, при этом скорость истечения воздуха из сопла форсунки и его температура исключают боксование колеса с рельсом, при этом угол между центральной осью и образующей поверхности внутреннего канала сопла каждой форсунки равен 5°-35°, а также оно снабжено датчиками обнаружения боксования, расположенными у каждой приводной колесной пары, причем выходы датчиков подключены ко входам автоматической системы защиты от боксования, а температура воздуха на выходе из сопла форсунки при его подаче для исключения боксования обеспечена равной +375°÷430°С при скорости истечения воздуха из сопла форсунки не менее 85 м/с, что обеспечено перепадом давления на входе и выходе сопла, равным 5-15 кгс/см2.
Сущность изобретения заключается в том, что выполнение предлагаемого устройства вышеописанным образом позволяет исключить использование песка, снизить эксплуатационные расходы и увеличить адгезионное взаимодействие в зоне контакта колеса с рельсом.
Сравнение предлагаемого устройства с ближайшим аналогом позволяет утверждать о соответствии критерию “новизна”, а отсутствие отличительных признаков в аналогах говорит о соответствии критерию “изобретательский уровень”.
Предварительные испытания подтверждают возможность широкого промышленного использования.
На чертеже представлена функциональная схема предложенного устройства, реализующая предложенный способ.
Устройство содержит компрессор 1, к выходу которого через теплоизолированный нагнетательный рукав 2 подключен теплоизолированный ресивер 3, снабженный электронагревательным элементом 4, подключенным через блок 5 автоматического регулирования температуры (БАРТ) к источнику электропитания. Ресивер 3 имеет предохранительный клапан 6 максимального давления.
Кроме того, устройство имеет автоматическую систему 7 защиты от боксования, в качестве которой может быть использована стандартная система, применяемая в отечественных тепловозах типа 3ТЭ10М, а также электропневматический вентиль 8, управляемый от автоматической системы 7 и своим выходом подключенный ко входу электропневматического переключателя 9. К выходу последнего подключены выпускные теплоизолированные магистрали 10-1 и 10-2 переднего и заднего хода соответственно.
На выходе каждой из магистралей 10-1 и 10-2 установлены форсунки 11-1, 11-2 переднего и заднего хода, соответственно расположенные попарно у каждого приводного колеса 12. Каждая форсунка 11-1 или 11-2 имеет профилированное сопло, направленное в область контакта колеса 12 с рельсом 13.
На чертеже показаны также приводная колесная пара и рама 14.
В качестве блока 5 автоматического регулирования температуры может быть использовано любое стандартное устройство, позволяющее осуществлять связь датчиков температуры в ресивере 3 с узлом подключения электронагревательного элемента 4 к источнику электропитания (на чертеже отсутствует).
Угол между центральной осью и образующей поверхности внутреннего канала сопла каждой форсунки 11-1, 11-2 может быть равен 5°-35°. Диапазон значения угла получен экспериментально и обеспечивает необходимую скорость потока воздуха не менее 85 м/с и увеличение его температуры до +375°÷430°С. Каждая приводная колесная пара снабжена датчиками обнаружения боксования, выходы которых подключены ко входам автоматической системы 7 (на чертеже отсутствуют).
Способ повышения сцепных свойств рельсового транспортного средства заключается в том, что в момент начала боксования колеса с рельсом осуществляют подачу воздуха в область их контакта со скоростью и температурой, при которых исключается боксование между колесом и рельсом. Подачу воздуха осуществляют из сопла форсунки, со скоростью не менее 85 м/с и его температурой, равной +375°÷430°С, а перепад давления в сопле форсунке на входе и выходе из него обеспечивают равным 5-15 кгс/см2.
В процессе работы устройства компрессор 1 нагнетает воздух в ресивер 3, который поступает в него с температурой +200°С по теплоизолированному нагнетательному рукаву 2. Электронагревательный элемент 4 ресивера 3 подогревает воздух до +350÷550°С, который поступает через электропневматический вентиль 8 и электропневматический переключатель 9 на одну из магистралей 10-1 или 10-2 в зависимости от направления движения поезда (вперед или назад). При прохождении по магистралям 10-1 или 10-2 воздух может частично охладиться, а затем при прохождении через сопло форсунки 11 воздух дополнительно нагревается от повышения давления в сужающемся канале сопла и с увеличенной скоростью не менее 85 м/с и температурой в пределах +375°÷430°С поступает в область контакта колеса с рельсом.
Скорость истечения воздуха из сопла обеспечивается за счет перепада давления на входе сопла и его выходе, равного 5-15 кгс/см2.
В результате струйного механического и температурного воздействия в области контакта колеса с рельсом происходит очистка и высушивание зоны контакта, что приводит к повышению сцепных свойств и прекращению боксования.
Таким образом, в предложенных изобретениях достигается поставленный технический результат.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2513095C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2519586C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2524407C1 |
Способ адаптивного управления автоматической подачей песка под колеса локомотива | 2022 |
|
RU2780751C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОЙ ПОДАЧИ ПЕСКА ПОД КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА | 2008 |
|
RU2347698C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗКИ И МОДИФИКАТОРА ТРЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ | 2007 |
|
RU2348557C1 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ | 2012 |
|
RU2504492C1 |
ПРОТИВОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2515010C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАЧАЛА ПРОЦЕССА БУКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВА | 2011 |
|
RU2489286C2 |
Способ регулирования подачи песка под колеса рельсового подвижного состава | 1980 |
|
SU935356A1 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к средствам для предотвращения буксования колес. Способ повышения сцепных свойств рельсового транспортного средства характеризуется тем, что в момент начала буксования колеса с рельсом осуществляют подачу воздуха в область их контакта со скоростью и температурой, исключающими буксование. Устройство для повышения сцепных свойств рельсового транспортного средства содержит расположенные попарно у каждого колеса форсунки переднего и заднего хода для подачи нагреваемого сжатого воздуха в область контакта колеса с рельсом. Температура подаваемого воздуха +375°÷430°С. Технический результат - уменьшение износа колес и рельсов, снижение эксплуатационных расходов и увеличение адгезионного взаимодействия в зоне контакта колеса с рельсом. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
US 6276281 B1, 21.08.2001 | |||
Аппарат для замораживания эндокринного сырья | 1946 |
|
SU77602A1 |
US 4230045, 28.10.1980 | |||
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ХРАНЕНИЯ ИЛИ ПОДГОТОВКИ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ ИЛИ ХРАНЕНИЮ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ, ТРАНСПОРТИРУЕМЫЙ КОНТЕЙНЕР И ТРАНСПОРТИРУЕМЫЙ ОБЪЕКТ | 1995 |
|
RU2145406C1 |
Состав для предотвращения карбонатных отложений в нефтепромысловом оборудовании | 1977 |
|
SU628294A1 |
Авторы
Даты
2005-05-20—Публикация
2003-11-28—Подача