ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ И УВОДА АЭРОКОСМИЧЕСКОГО АГРЕГАТА ОТ РАЗГОННОЙ СТУПЕНИ НОСИТЕЛЯ Российский патент 2005 года по МПК F02K9/80 B64G1/26 

Описание патента на изобретение RU2252332C2

Настоящее техническое решение посвящено вопросу отделения и увода с траектории полета разгонной ступени носителя от аэрокосмического агрегата.

Известна система отделения полезной нагрузки от носителя и увода последней ступени за счет последовательного включения тормозных двигателей (см., например, пат. США №3534686, кл. 102-49.5). Здесь полезная нагрузка после разрыва механической связи с выгоревшей последней ступенью носителя отделяется с помощью двух тормозных двигателей (ТД): вначале задействован один из них, который начинает тормозить и одновременно разворачивать последнюю ступень носителя, с временной задержкой 0,8 с включается второй ТД и отработавшая ступень окончательно отводится с траектории полета полезной нагрузки. Первый ТД имеет достаточное количество топлива для одновременного горения со вторым ТД. Тормозные двигатели расположены симметрично относительно центра масс отделяемого объекта диаметрально противоположно.

Недостаток такой схемы состоит в следующем. При начальном неодновременном срабатывании тормозных двигателей возникает дополнительная боковая динамическая нагрузка на объект отделения, так как действующая остаточная тяга разгонной ступени и тяга одного тормозного двигателя создают неуравновешенный крутящий момент, который в виде боковой силы воздействует на торец отделяемого объекта, что искажает заданную траекторию дальнейшего движения полезной нагрузки.

Суть предлагаемой конструкции направлена на устранение этого недостатка за счет использования двух тормозных двигателей, которые расположены на разгонной ступени носителя диаметрально противоположно и имеют систему запуска, одинаковые тяги, одинаковые сопла, одинакового размера диаметры корпусов ТД, одинакового диаметра камеры ТД, запускаются одновременно, но имеют разные длины камер сгорания и разные годные времена работы ТД.

Этим условиям удовлетворяют твердотопливные заряды торцевого горения одинакового диаметра, но разной длины. Однако обеспечить заданные режимы кратковременной работы ТД с такими зарядами и с заданными импульсами тяги не всегда представляется возможным.

В связи с этим предложено в ТД использовать канальные твердотопливные шашки всестороннего горения одинакового наружного диаметра в каждом Тд, но с разными диаметрами каналов шашек и разной их длиной.

При обязательном равенстве величины тяги каждого из ТД отношение времени работы двигателя, обеспечивающего увод отработавшей ступени с траектории полета, τ2 к времени совместной работы обоих тД τ1 практически должно составлять

Чтобы разнотяговость двух ТД была минимальной, шашки должны быть изготовлены из одной топливной массы.

Для равенства величины тяги двух ТД на участке совместной работы шашки должны иметь одинаковую начальную поверхность горения. Кроме того, для уменьшения разброса силы тяги каждого из ТД и для унификации корпусов двигателей наружный диаметр шашек (допуск, на размер которого дает наибольший разброс поверхности горения и определяет геометрические размеры камеры ТД) должен быть одинаковым для обоих ТД. В результате получаются следующие соотношения для геометрических размеров шашек двух ТД: (D+d2)·L2=(D+d1)·L1; (D-d2)=1,2-2,0(D-d1) или 1,2(D-d1)≤(D-d2)≤2,0(D-d1),

где D - наружный диаметр шашек,

d1, d2 - диаметр канала шашек 1-го и 2-го ТД соответственно,

L1, L2 - длина шашек 1-го и 2-го ТД соответственно.

Двигательная установка для отделения и увода аэрокосмического агрегата от разгонной ступени носителя поясняется чертежами:

фиг.1 - фрагмент разгонной ступени носителя с двумя тормозными двигателями,

фиг.2 - продольный разрез шашек для каждого из ТД.

Двигательная установка содержит установленные на разгонной ступени носителя 1 два равнотяговых макетных твердотопливных двигателя 3 и 4 (фиг.1) с канальными шашками 5 (для ТД 4, фиг.2) и канальными шашками 6 (для ТД 3, фиг.2).

При одновременном срабатывании двигателей 3 и 4 после разрыва механической связи между агрегатом и разгонной ступенью 1 происходит отделение ступени в осевом направлении. Затем, когда отработал двигатель 4, продолжает работать двигатель 3 и уводит ступень 1 в сторону от заданной траектории полета. Остаточная тяга разгонной ступени уже не приведет к тому, что ступень догонит отделенный аэрокосмический агрегат.

При одновременном включении двух двигателей с одинаковой тягой динамические возмущения на отделяемый агрегат минимальны, и траектория движения аэрокосмического агрегата после отделения от разгонной ступени носителя соответствует заданной.

Похожие патенты RU2252332C2

название год авторы номер документа
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Колесников В.И.
  • Козьяков А.В.
  • Молчанов В.Ф.
  • Никитин В.Т.
  • Ибрагимов Н.Г.
RU2241846C1
СТАРТОВЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2006
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Никитин Василий Тихонович
  • Максяев Леонид Анатольевич
  • Александров Михаил Зиновьевич
  • Пупин Николай Афанасьевич
RU2329390C1
Стартовый блок ракеты 2023
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Долганов Михаил Евгеньевич
  • Ерохин Владимир Викторович
  • Бабин Сергей Александрович
  • Иванов Игорь Владимирович
  • Захаров Сергей Олегович
  • Носов Юрий Егорович
  • Базарный Алексей Николаевич
  • Положай Юрий Владимирович
  • Паршутин Алексей Валерьевич
  • Куликов Руслан Арменович
  • Сафронов Даниил Владимирович
  • Борисов Олег Григорьевич
RU2805438C1
Ракетный двигатель твердого топлива с однократно изменяемым вектором тяги 2016
  • Кобцев Виталий Георгиевич
  • Бобович Александр Борисович
  • Багдасарьян Михаил Александрович
  • Борисов Виктор Николаевич
  • Голубев Михаил Юрьевич
  • Мухамедов Виктор Сатарович
RU2633973C1
РАКЕТА ДЛЯ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА 2007
  • Вареных Николай Михайлович
  • Емельянов Валерий Нилович
  • Несмеянов Павел Артемьевич
  • Лисин Михаил Васильевич
  • Шакиров Ильдар Нуртдинович
  • Поносов Владимир Степанович
  • Резников Михаил Сергеевич
RU2340860C1
СПОСОБ УВОДА ОТДЕЛИВШЕЙСЯ ЧАСТИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ С ОРБИТЫ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Шалай Виктор Владимирович
  • Трушляков Валерий Иванович
  • Куденцов Владимир Юрьевич
  • Одинцов Павел Валентинович
RU2406856C2
Ракетный двигатель твердого топлива 2021
  • Алферов Александр Александрович
  • Борисов Виктор Николаевич
  • Голубев Михаил Юрьевич
  • Зажорин Виктор Андреевич
  • Измайлова Екатерина Юрьевна
  • Лемешенков Павел Семенович
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Петрусев Виктор Иванович
  • Шавырин Алик Иванович
  • Шанаев Владимир Афанасьевич
RU2771220C1
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Колесников В.И.
  • Молчанов В.Ф.
  • Пупин Н.А.
  • Козьяков А.В.
  • Красильников Ф.С.
  • Летов Б.П.
  • Федченко Н.Н.
  • Макаров Л.Б.
  • Божья-Воля Н.С.
RU2259495C2
СТАРТОВЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2006
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Никитин Василий Тихонович
  • Александров Михаил Зиновьевич
  • Ибрагимов Наиль Гумерович
  • Максяев Леонид Анатольевич
RU2319851C1
СПОСОБ ДОСТАВКИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА ТВЕРДОТОПЛИВНОЙ РАКЕТОЙ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ И ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ РАКЕТА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Соломонов Лев Семенович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Горбунов Николай Николаевич
  • Виниченко Юрий Степанович
  • Егоров Олег Михайлович
  • Сухадольский Александр Петрович
  • Щенников Игорь Евгеньевич
  • Кошкин Станислав Алексеевич
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Изьюров Эдуард Витальевич
  • Зинченко Сергей Михайлович
RU2072952C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 252 332 C2

Реферат патента 2005 года ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ И УВОДА АЭРОКОСМИЧЕСКОГО АГРЕГАТА ОТ РАЗГОННОЙ СТУПЕНИ НОСИТЕЛЯ

Двигательная установка для отделения и увода аэрокосмического агрегата от разгонной ступени носителя включает два равнотяговых твердотопливных тормозных двигателя и систему их запуска. Твердотопливные тормозные двигатели расположены диаметрально противоположно на разгонной ступени носителя и выполнены с одинаковыми соплами и камерами одинакового диаметра. Размеры шашек для каждого тормозного двигателя связаны соотношением (D+d2)·L2=(D+d1)·L1 и 1,2·(D-d1)≤(D-d2)≤2,0·(D-d1), где D - наружный диаметр шашек, d1, d2 - диаметр канала шашек 1-го и 2-го двигателей соответственно, L1, L2 - длина шашек 1-го и 2-го двигателей соответственно. Изобретение обеспечит минимальные динамические возмущения на аэрокосмический агрегат при отделении его от разгонной ступени носителя с помощью двух тормозных двигателей. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 252 332 C2

Двигательная установка для отделения и увода аэрокосмического агрегата от разгонной ступени носителя, содержащая расположенные на разгонной ступени носителя диаметрально противоположно два равнотяговых твердотопливных тормозных двигателя с шашками, с камерами одинакового диаметра и с одинаковыми соплами и систему запуска двигателей, отличающаяся тем, что размеры шашек для каждого тормозного двигателя связаны соотношением (D+d2)·L2=(D+d1)·L1 и 1,2·(D-d1)≤(D-d2)≤2,0·(D-d1), где D - наружный диаметр шашек; d1, d2 - диаметр канала шашек 1-го и 2-го двигателей соответственно; L1, L2 - длина шашек 1-го и 2-го двигателей соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2252332C2

US 3534686 A, 20.10.1970
US 3185096 A, 25.05.1965
US 3384016 A, 21.05.1968
W0 96/13694 A1, 09.05.1996
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ОТСЕКА БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ 1994
  • Борзов В.С.
  • Камалеев Р.З.
  • Марусик А.Ф.
RU2128816C1
СПОСОБ ПУСКА РАКЕТ (ВАРИАНТЫ) И ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2068379C1

RU 2 252 332 C2

Авторы

Кобцев В.Г.

Даты

2005-05-20Публикация

2003-01-30Подача