СХЕМА ЗАЩИТЫ СМЕЖНЫХ ФИДЕРОВ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2005 года по МПК H02H7/26 

Описание патента на изобретение RU2254657C1

Изобретение относится к защитным устройствам фидеров тяговых подстанций постоянного тока и может быть использовано в системах элетроснабжения железнодорожного и промышленного транспорта.

Известно устройство защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока, разделенных изолирующим воздушным промежутком, осуществляемое с помощью неполяризованных выключателей и первичных датчиков защиты (ПДЗ) - реле дифференциальных шунтов РДШ, - которые дооборудованы дополнительными катушками и специальным устройством, связывающим цепи дополнительных катушек таким образом, что при положительных скачках тока на фидере, на который въезжает электровоз с током, ранее приводивших к ложным отключениям выключателя этого фидера и, как следствие, к пережогу проводов изолирующего воздушного промежутка электрической дугой, в изобретении по прототипу ложные отключения выключателя блокируются тем, что с помощью упомянутого специального устройства в момент появления скачка тока на фидере накоротко замыкается дополнительная катушка реле РДШ этого фидера, чем блокируется изменение магнитного потока в его сердечнике и тем самым его ложное срабатывание [1].

Наиболее близким по технической сущности является устройство, описанное в [1]. Оно и взято за прототип.

Недостатком изобретения по прототипу является сложность схемы упомянутого специального устройства, связывающего дополнительные катушки РДШ двух смежных фидеров, а также и то, что при работе защиты блокируется работа его ПДЗ - реле РДШ.

Предлагаемые устройства защиты (варианты) схемно выполняются более просто, не вмешиваются в работу его первичного датчика и поэтому более надежны в действии.

Первый вариант схемы реализует одностороннюю, а второй - двустороннюю блокировку выключателей смежных фидеров.

Техническим результатом является упрощение устройства и повышение надежности его работы.

Сущность заявленного объекта состоит в том, что:

1. Схема защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока (фиг.1), разделенных изолирующим воздушным промежутком, выполненная с помощью неполяризованных выключателей 1, 2 и первичных датчиков защиты ПДЗ 3, 4, дооборудованных дополнительными катушками 5, 6, причем через нормально замкнутые контакты ПДЗ 3, 4 питаются катушки управления 12, 13 выключателей 1, 2 фидеров, отличающаяся тем, что дополнительные катушки 5, 6 ПДЗ фидеров соединены последовательно, причем так, что начальный вывод дополнительной катушки 5 ПДЗ 3 фидера, с которого съезжает электровоз, подключен к конечному выводу дополнительной катушки 6 ПДЗ 4 фидера, на который въезжает электровоз, а к двум оставшимся выводам последовательно включенных катушек ПДЗ подключена катушка реле напряжения 10, нормально замкнутые контакты которого подсоединены параллельно контактам ПДЗ 4 выключателя фидера, на который въезжает электровоз.

2. Схема защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока (фиг.2), разделенных изолирующим воздушным промежутком, выполненная с помощью неполяризованных выключателей 1, 2 и первичных датчиков защиты ПДЗ 3, 4, дооборудованных дополнительными катушками 5, 6, причем через нормально замкнутые контакты ПДЗ 3, 4 питаются катушки управления 12, 13 выключателей фидеров, отличающаяся тем, что дополнительные катушки 5, 6 ПДЗ фидеров соединены последовательно, причем так, что начальный вывод дополнительной катушки 5 ПДЗ 3 фидера, с которого съезжает электровоз, подключен к конечному выводу дополнительной катушки 6 ПДЗ 4 фидера, на который въезжает электровоз, а к двум оставшимся выводам последовательно включенных катушек ПДЗ подключены последовательно соединенные катушки двух идентичных реле напряжения 10, 11, нормально замкнутые контакты первого из них подсоединены параллельно контактам ПДЗ 4 выключателя фидера, на который въезжает электровоз, а нормально замкнутые контакты второго параллельно контактам ПДЗ 3 выключателя фидера, с которого съезжает электровоз.

Заявленное изобретение иллюстрируется следующими чертежами:

1. На фиг.1 изображена схема защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока, разделенных изолирующим воздушным промежутком, односторонней блокировки по первому варианту.

Схема состоит из:

1, 2 - неполяризованных выключателей фидеров;

3, 4 - ПДЗ с нормально замкнутыми контактами;

5, 6 - дополнительных катушек;

7, 8 - ветвей изолирующего воздушного промежутка;

9 - токоприемника электровоза;

10 - реле напряжения;

12, 13 - катушек управления выключателей фидеров;

К1 - точки короткого замыкания;

V - направления движения поезда;

I1, I2 - токов фидеров.

2. На фиг.2 изображена схема защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока, разделенных изолирующим воздушным промежутком двусторонней блокировки по второму варианту.

Схема состоит из:

1, 2 - неполяризованных выключателей фидеров;

3, 4 - ПДЗ с нормально замкнутыми контактами;

5, 6 - дополнительных катушек;

7, 8 - ветвей воздушного промежутка;

9 - токоприемника электровоза;

10, 11 - реле напряжения;

12, 13 - катушек управления выключателей фидеров;

К1 - точки короткого замыкания;

V - направления движения поезда;

I1, I2 - токов фидеров.

Первый вариант предлагаемой схемы защиты (фиг.1) работает следующим образом. При замыкании токоприемником электровоза 9, движущегося со скоростью V слева направо, ветвей изолирующего воздушного промежутка 7, 8 ток левого фидера I1=Iэ+Iн (где Iэ - ток, потребляемый электровозом, Iн - ток нагрузки левой фидерной зоны), протекающий через выключатель 1 и ПДЗ 3, скачком изменяется (уменьшается) на некоторую величину -ΔI. Очевидно на такую же величину +ΔI увеличивается ток правого фидера I2, протекающий через выключатель 2 и ПДЗ 4. При скачках тока в дополнительных катушках 5, 6 ПДЗ 3, 4 наводятся напряжения. Однако дополнительные катушки 5, 6 ПДЗ 3, 4 смежных фидеров соединены последовательно таким образом, что их суммарное напряжение, подводимое к реле напряжения 10, в случае, если одновременно в одном из смежных фидеров происходит отрицательный, а в другом положительный скачки тока одинаковой величины, теоретически равно нулю (а практически близко к нулю), поскольку в этом случае напряжения на выходах дополнительных катушек 5, 6 ПДЗ 3, 4 компенсируют (уничтожают) друг друга. Поэтому, если реле напряжения 10 задать уставку по напряжению, большую нуля, но меньшую величины напряжения, наводимого в дополнительных катушках 5, 6 каждого ПДЗ 3, 4, то при указанной ситуации оно не сработает, и, несмотря на срабатывание ПДЗ 4 фидера, на который въезжает электровоз от скачка тока и соответственно размыкания его контактов, отключения выключателя 2 этого фидера не произойдет, так как катушка управления выключателя 13 будет продолжать обтекаться током через нормально замкнутые контакты реле напряжения 10. Тем самым будет предотвращен возможный пережог проводов изолирующего воздушного промежутка.

С другой стороны, если произойдет короткое замыкание в тяговой сети фидера, на который въезжает электровоз (например, в точке К1, фиг.1), то выключатель 2 этого фидера отключит это короткое замыкание, потому что в этом случае сработает ПДЗ 4 этого фидера и разомкнет свои нормально замкнутые контакты, и одновременно сработает реле напряжения 10, поскольку подводимое к нему напряжение в этом случае будет значительным, большим чем величина уставки реле напряжения и являться напряжением, наводимым в дополнительной катушке 6 ПДЗ 4 фидера, на котором произошло короткое замыкание (в данном случае фидера, на который въезжает электровоз).

Второй вариант предлагаемой схемы защиты (фиг.2) работает следующим образом. При замыкании токоприемником электровоза 9, движущегося со скоростью V слева направо, ветвей изолирующего воздушного промежутка 7, 8 ток левого фидера I1=Iэ+Iн (где Iэ - ток, потребляемый электровозом, Iн - ток нагрузки левой фидерной зоны), протекающий через выключатель 1 и ПДЗ 3, скачком изменяется (уменьшается) на некоторую величину -ΔI. Очевидно на такую же величину +ΔI увеличивается ток правого фидера I2, протекающий через выключатель 2 и ПДЗ 4. При скачках тока в дополнительных катушках 5, 6 ПДЗ 3, 4 наводятся напряжения. Однако дополнительные катушки ПДЗ 3, 4 смежных фидеров соединены последовательно таким образом, что их суммарное напряжение, подводимое к реле напряжения, в случае, если одновременно в одном из смежных фидеров происходит отрицательный, а в другом положительный скачки тока одинаковой величины, теоретически равно нулю (а практически близко к нулю), поскольку в этом случае напряжения на выходах дополнительных катушек 5, 6 ПДЗ 3, 4 компенсируют (уничтожают) друг друга. Поэтому, если обоим реле напряжения 10, 11 задать уставки по напряжению, большие нуля, но меньшие величины напряжения, наводимого в дополнительных катушках 5, 6 каждого ПДЗ 3, 4, то при указанной ситуации ни одно из них не сработает, и, несмотря на срабатывание ПДЗ 4 фидера, на который въезжает электровоз от скачка тока или даже в случае отрыва токоприемника от ветвей изолирующего воздушного промежутка и срабатывания ПДЗ любого из выключателей 1, 2 от скачка тока, равного полному току электровоза под током и соответственно размыкания его контактов, отключения выключателя 1, 2 этого фидера не произойдет, так как катушка управления выключателя 12, 13 будет продолжать обтекаться током через нормально замкнутые контакты своего реле напряжения 10, 11. Тем самым будет предотвращен возможный пережог проводов изолирующего воздушного промежутка.

С другой стороны, если произойдет короткое замыкание в тяговой сети фидера, на который въезжает электровоз (например, в точке К1, фиг.2), то выключатель 2 этого фидера отключит это короткое замыкание, потому что в этом случае сработает ПДЗ 4 этого фидера и разомкнет свои нормально замкнутые контакты, и одновременно сработают и разомкнут свои нормально замкнутые контакты оба реле напряжения 10, 11, поскольку подводимые к ним напряжения в этом случае будут значительными, большими чем величины их уставок, и являться половиной напряжения, наводимого в дополнительной катушке 6 ПДЗ 4 фидера, на котором произошло короткое замыкание (в данном случае фидера, на который въезжает электровоз). Отключения выключателя другого фидера при этом не произойдет, так как в момент размыкания контактов его реле напряжения 11 катушка управления 12 выключателя 1 будет продолжать получать питание через нормально замкнутые контакты своего ПДЗ 3.

ЛИТЕРАТУРА

1. № 2207688 BUW 18 2003 г. Н 02 Н 7/26 «Схемы защиты фидеров тяговой сети постоянного тока (варианты)».

Похожие патенты RU2254657C1

название год авторы номер документа
СХЕМА ЗАЩИТЫ СМЕЖНЫХ ФИДЕРОВ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Заторская Л.П.
  • Пупынин В.Н.
RU2207688C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ УЧАСТКОВ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ОТ ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ 2003
  • Пупынин В.Н.
  • Такарлыкова А.С.
RU2239930C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ОТ ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ 2004
  • Пупынин Владимир Николаевич
  • Такарлыкова Алла Сергеевна
RU2279171C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПО ПРИРАЩЕНИЮ ТОКА 1999
  • Пупынин В.Н.
  • Гречишников В.А.
RU2161355C1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2009
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Уманский Владимир Ильич
  • Кузнецов Герман Владимирович
  • Кузнецов Дмитрий Германович
RU2404500C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1964
  • Векслер М.И.
SU223850A1
Устройство для автоматического включения и выключения преобразовательной тяговой подстанции 1939
  • Баррон А.Е.
SU58209A1
АППАРАТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ФИДЕРА ПОСТОЯННОГО ТОКА 2011
  • Кружаев Игорь Владимирович
  • Антимиров Ярослав Владимирович
  • Антимиров Владимир Михайлович
RU2453959C1
ПОСТ СЕКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С УСТАНОВКОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ ЕМКОСТНОЙ КОМПЕНСАЦИИ 2008
  • Герман Леонид Абрамович
  • Пупынин Владимир Николаевич
RU2352478C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2004
  • Кващук Валентин Андреевич
  • Кондратьев Юрий Владимирович
  • Лапенко Николай Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2291069C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 254 657 C1

Реферат патента 2005 года СХЕМА ЗАЩИТЫ СМЕЖНЫХ ФИДЕРОВ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к защитным устройствам фидеров тяговых подстанций постоянного тока и предназначено для защиты смежных фидеров. Технический результат заключается в упрощении схемы и повышении надежности защиты. Схема защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока, разделенных изолирующим воздушным промежутком, состоит из неполяризованных выключателей и первичных датчиков защиты ПДЗ, дооборудованных дополнительными катушками, причем через нормально замкнутые контакты ПДЗ питаются катушки управления выключателей фидеров, дополнительные катушки ПДЗ фидеров соединены последовательно, причем так, что начальный вывод дополнительной катушки ПДЗ фидера, с которого съезжает электровоз, подключен к конечному выводу дополнительной катушки ПДЗ фидера, на который въезжает электровоз, а к двум оставшимся выводам последовательно включенных катушек ПДЗ подключена катушка реле напряжения, нормально замкнутые контакты которого подсоединены параллельно контактам ПДЗ выключателя фидера, на который въезжает электровоз. Второй вариант выполнения схемы защиты отличается тем, что к двум оставшимся выводам последовательно включенных катушек ПДЗ подключены последовательно соединенные катушки двух идентичных реле напряжения, нормально замкнутые контакты первого из них подсоединены параллельно контактам ПДЗ выключателя фидера, на который въезжает электровоз, а нормально замкнутые контакты второго - параллельно контактам ПДЗ выключателя фидера, с которого съезжает электровоз. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 254 657 C1

1. Схема защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока, разделенных изолирующим воздушным промежутком, состоящая из неполяризованных выключателей фидеров и первичных датчиков защиты (ПДЗ), дооборудованных дополнительными катушками, причем через нормально замкнутые контакты ПДЗ питаются катушки управления упомянутых выключателей фидеров, отличающаяся тем, что дополнительные катушки ПДЗ фидеров соединены последовательно, причем так, что начальный вывод дополнительной катушки ПДЗ фидера, с которого съезжает электровоз, подключен к конечному выводу дополнительной катушки ПДЗ фидера, на который въезжает электровоз, а к двум оставшимся выводам последовательно включенных катушек ПДЗ подключена катушка реле напряжения, нормально замкнутые контакты которого подсоединены параллельно контактам ПДЗ выключателя фидера, на который въезжает электровоз.2. Схема защиты смежных фидеров тяговой сети постоянного тока, разделенных изолирующим воздушным промежутком, состоящая из неполяризованных выключателей фидеров и первичных датчиков защиты (ПДЗ), дооборудованных дополнительными катушками, причем через нормально замкнутые контакты ПДЗ питаются катушки управления упомянутых выключателей фидеров, отличающаяся тем, что дополнительные катушки ПДЗ фидеров соединены последовательно, причем так, что начальный вывод дополнительной катушки ПДЗ фидера, с которого съезжает электровоз, подключен к конечному выводу дополнительной катушки ПДЗ фидера, на который въезжает электровоз, а к двум оставшимся выводам последовательно включенных катушек ПДЗ подключены последовательно соединенные катушки двух идентичных реле напряжения, нормально замкнутые контакты первого из них подсоединены параллельно контактам ПДЗ выключателя фидера, на который въезжает электровоз, а нормально замкнутые контакты второго - параллельно контактам ПДЗ выключателя фидера, с которого съезжает электровоз.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2254657C1

СХЕМА ЗАЩИТЫ СМЕЖНЫХ ФИДЕРОВ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Заторская Л.П.
  • Пупынин В.Н.
RU2207688C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПО ПРИРАЩЕНИЮ ТОКА 1999
  • Пупынин В.Н.
  • Гречишников В.А.
RU2161355C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНЦЕВОЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ 1932
  • Дубов И.А.
SU31880A1
RU 2058642 C1, 20.04.1996
Устройство для быстродействующей защиты сети постоянного тока от коротких замыканий 1989
  • Беньяш Юрий Леонидович
  • Максименков Юрий Витальевич
SU1781763A1
Устройство для смазки цепной пилы 1981
  • Дашков Александр Иванович
  • Рудаков Юрий Алексеевич
SU1014526A1

RU 2 254 657 C1

Авторы

Заторская Л.П.

Пупынин В.Н.

Даты

2005-06-20Публикация

2003-10-03Подача