БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД Российский патент 2005 года по МПК B62D53/04 

Описание патента на изобретение RU2255018C1

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в многозвенных автопоездах.

Известен автопоезд, состоящий из тягача МАЗ-501В и полуприцепа МАЗ 5215Г, показанный и описанный на фиг.58 и стр.93 книги М.С. Высоцкий и др. "Автомобильные и тракторные прицепы". - М.: Машгиз, 1962 г. Сцеп звеньев такого автопоезда осуществлен путем использования седельного устройства, закрепленного на тягаче, контактирующего со шкворнем, жестко закрепленным на опорном листе уступа рамы полуприцепа (см. стр.88-91, фиг.55 и фиг.56 той же книги). Автомобиль-тягач и полуприцеп снабжены объединенной пневмотормозной системой. Так, на тягаче (см. книгу "Справочник автомобильного механика" Л.Л. Афанасьев и др. Издание 4-е. - М.: Машиностроение, 1969 г., стр. 236-237, рис.124 и рис.125) установлен воздушный компрессор, связанный системой трубопроводов через комбинированный тормозной кран с тормозными камерами передних и задних колес автомобиля. Пневматическая система управления тормозами снабжена соединительной головкой, которая соединяется с подобной, установленной на полуприцепе (см. книгу М.С. Высоцкий и др. "Автомобильные и тракторные прицепы". - М.: Машгиз, 1962 г., стр.87, фиг.54). Тормозное оборудование полуприцепа также включает в себя трубопроводы, связанные с воздушным баллоном и воздухораспределителем, обеспечивающим подачу сжатого воздуха при торможении автопоезда в тормозные камеры управления тормозами колес полуприцепа. Несмотря на свою эффективность использования, такой автопоезд имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что при резком торможении автопоезда происходит его складывание, что приводит к созданию аварийных ситуаций на дорогах.

Известен также автопоезд, состоящий из седельного автомобиля-тягача Вольво F 89-32 (6х2), предназначенного для транспортировки полуприцепов массой 30,5 тонны (см. "Краткий автомобильный справочник" 10-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983 г., стр.140-141). Конструкция такого автопоезда в целом аналогична вышеописанной и поэтому их недостатки подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение безопасности при эксплуатации большегрузных автопоездов за счет исключения их складывания в процессе резкого или экстренного торможения.

Поставленная цель достигается тем, что рама полуприцепа шарнирно соединена со штоком пневмоцилиндра, расположенного соосно продольной оси его симметрии, а его цилиндр также шарнирно закреплен на шкворне, подвижно размещенном в направляющих рамы полуприцепа и подпружиненным относительно последней, причем подпоршневая полость цилиндра, расположенная со стороны шкворня, подключена с помощью трубопровода к пневмотормозной системе упомянутого полуприцепа.

На фиг.1 показан общий вид большегрузного автопоезда (вид сбоку), на фиг.2 - часть продольного сечения по А - А автопоезда в месте сцепа седельного устройства тягача со шкворнем полуприцепа и на фиг.3 - момент складывания звеньев большегрузного автопоезда (вид сверху).

Большегрузный автопоезд состоит из тягача 1, на раме 2 которого закреплено седельное устройство 3. Седельное устройство 3 взаимосвязано со шкворнем 4, фиксируемым замком 5 и размещенным подвижно в продольном пазу 6, выполненном в опорном листе 7 и раме 8 полуприцепа 9. Шкворень 4 с помощью шарнира 10 соединен с цилиндром 11, а его шток 12 также с помощью шарнира 13 закреплен на раме 8 полуприцепа 9. Цилиндр 11 с помощью трубопровода 14 подключен к трубопроводу 15, питающего тормозные камеры 16 колес 17 полуприцепа 9. В пазу 6 между рамой 8 и шкворнем 4 размещена пружина сжатия 18, а шток 12 снабжен поршнем 19.

Работает большегрузный автопоезд следующим образом. При движении автопоезда по стрелке В и резком его торможении происходит складывание полуприцепа 9 относительно автомобиля-тягача 1 так, как это показано на фиг.3, однако в предложенной конструкции этого не произойдет по следующей причине. Как только водитель тягача 1 совершит резкое торможение, полуприцеп 9 окажет на тягач 1 как продольное силовое воздействие инерционной силы Р, так и угловое приложенным моментом М, вызываемым, например, неравномерностью тормозных сил, приложенным к тормозным устройствам колес 17 полуприцепа 9, воздействием микропрофиля дороги, разницей давления воздуха в шинах колес 17 и т.д. В этот момент времени под действием силы Р шкворень 4 начнет перемещаться в пазу 6 по стрелке С, упруго деформируя пружину сжатия 18, одновременно увлекая за собой по этой же стрелке цилиндр 11. Так как в трубопроводе 15 возникает давление воздуха (такой процесс торможения полуприцепа широко известен в технике), воздействующее по стрелке Д на тормозные камеры 16, а цилиндр 11 движется по стрелке С, то в определенный момент времени за счет неподвижности штока 12, а следовательно, и поршня 19, перекрытый последним трубопровод 14 (как это показано на фиг.2) входит в контакт с левой надпоршневой полостью цилиндра 11, и сжатый воздух из трубопровода 15 поступает в эту указанную полость. В это время пружина сжатия 18 будет полностью сжата, и тогда сжатый воздух будет перемещать поршень 19 совместно со штоком 12 по стрелке Е, а так как шток 13 соединен с рамой 8 полуприцепа 9, то последний будет двигаться по этой же стрелке (см. фиг.3). Такое перемещение прицепа способствует "отходу" его от автомобиля-тягача 1 в сторону, противоположную движению автопоезда, что создаст условия по снижению момента М, так как колеса 17, заторможенные своими тормозными камерами 16, как бы "вытянут" автопоезд, а, следовательно, угол поворота α полуприцепа 9 относительно тягача 1 существенно снизится. Как только автопоезд прекратит движение и водитель тягача переведет тормоз в режим отпуска тормозов, трубопровод 15 соединится с атмосферой (такой процесс также хорошо известен в технике), и в левой полости цилиндра 11 давление исчезнет (см. фиг.2). После того как это произойдет, цилиндр 11 начнет перемещаться под действием сжатой пружины 18 по стрелке F, а так как тормозные камеры 16 также соединились с атмосферой и колеса 17 полуприцепа оказались расторможены, то полуприцеп 9, перемещаясь на своих колесах 17, возвратится в исходное положение, такое, как это показано на фиг.2. Подобное явление будет происходить и в тех случаях, когда резкое или экстренное торможение автопоезда будет происходить при расположении тягача 1 и полуприцепа 9 на одной продольной оси их симметрии, то есть тогда, когда угол α = 0. В этом случае продольные нагрузки, возникающие от воздействия на тягач 1 от полуприцепа 9, будут демпфироваться как пружиной сжатия 18, так и цилиндром 11, как это имело место при описании работы устройства выше.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так как оно направлено на повышение безопасности движения автопоездов за счет ликвидации складывания их звеньев при экстренном или резком торможении.

Похожие патенты RU2255018C1

название год авторы номер документа
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2018
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Радин Сергей Юрьевич
RU2681806C1
АВТОПОЕЗД 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Целых А.Н.
  • Кадничанский С.Ю.
RU2255017C1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Целых А.Н.
  • Кадничанский С.Ю.
RU2254246C1
АВТОПОЕЗД 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Викарчук Дмитрий Иванович
  • Косарев Константин Викторович
RU2368528C1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Нифонтов Алексей Анатольевич
  • Кураева Светлана Михайловна
RU2397892C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Ляпин Сергей Александрович
  • Клявин Владимир Эрнстович
  • Коновалова Виктория Анатольевна
RU2659126C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Чихняева Екатерина Викторовна
  • Косоруких Мария Геннадьевна
RU2295473C1
АВТОПОЕЗД 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Никулин Роман Юрьевич
RU2268837C1
АВТОПОЕЗД 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Григорьев Андрей Олегович
RU2662617C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Хитрых С.А.
  • Сафонов А.В.
RU2232098C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 255 018 C1

Реферат патента 2005 года БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Большегрузный автопоезд включает тягач, снабженный пневмотормозной системой и седельным устройством, взаимодействующим со шкворнем, жестко закрепленным на раме полуприцепа, несущей также пневмотормозную систему, соединенную с пневмотормозной системой тягача. Рама полуприцепа шарнирно соединена со штоком пневмоцилиндра, расположенного соосно продольной оси его симметрии. Цилиндр также шарнирно закреплен на шкворне, подвижно размещенном в направляющих рамы полуприцепа и подпружиненном относительно последней. Подпоршневая полость цилиндра, расположенная со стороны шкворня, подключена с помощью трубопровода к пневмотормозной системе упомянутого полуприцепа. Технический результат - повышение безопасности движения при эксплуатации большегрузных автопоездов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 255 018 C1

Большегрузный автопоезд, включающий тягач, снабженный пневмотормозной системой и седельным устройством, взаимодействующим со шкворнем, жестко закрепленным на раме полуприцепа, несущей также пневмотормозную систему, соединенную с пневмотормозной системой тягача, отличающийся тем, что рама полуприцепа шарнирно соединена со штоком пневмоцилиндра, расположенного соосно продольной оси его симметрии, а его цилиндр также шарнирно закреплен на шкворне, подвижно размещенном в направляющих рамы полуприцепа и подпружиненном относительно последней, причем подпоршневая полость цилиндра, расположенная со стороны шкворня, подключена с помощью трубопровода к пневмотормозной системе упомянутого полуприцепа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2255018C1

Краткий автомобильный справочник, 10-е изд., перераб
и доп.-М.: Транспорт, 1983, с.140-141
АВТОПОЕЗД 2000
  • Ковальков Г.М.
  • Блынский Ю.Н.
  • Гуськов Ю.А.
  • Голубь С.А.
  • Неустроев Р.Н.
RU2175927C2
US 3825089, 23.07.1974
Пожарный двухцилиндровый насос 0
  • Александров И.Я.
SU90A1

RU 2 255 018 C1

Авторы

Сливинский Е.В.

Целых А.Н.

Кадничанский С.Ю.

Даты

2005-06-27Публикация

2003-12-10Подача