АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП Российский патент 2010 года по МПК B60T7/20 

Описание патента на изобретение RU2397892C1

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях большегрузных автопоездов.

Известны конструкции автомобильных полуприцепов. Так, в книге М.С. Высоцкий и др. Автомобильные и тракторные прицепы. М.: Машгиз, 1962 г., на стр.94 и фиг.60 описан и показан полуприцеп модели ММЗ-584Б. Такой автомобильный полуприцеп состоит из кузова, размещенного на раме, в передней части которой выполнен уступ с опорным листом. На опорном листе жестко закреплен шкворень, взаимодействующий с седельным устройством автомобиля-тягача (см. эту же книгу, стр.93, фиг.58). В задней части полуприцепа в поперечно расположенной плоскости полуприцепа размещена ось, на которой закреплены рессоры и колеса. Полуприцеп снабжен пневмотормозной системой, подключенной с помощью соединительной головки к пневмотормозной системе автомобиля-тягача. Несмотря на свою эффективность использования такой полуприцеп обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в случае резкого или аварийного торможения автопоезда, а также в других непредвиденных ситуациях при движении его по дорогам может произойти складывание его звеньев. Такое явление описано, например, в книге Д.Р.Эллис. Управляемость автомобиля. Перевод с английского. М.: Машиностроение, 1975 г., на стр.89-98. Следовательно, в конструкции автомобильного полуприцепа ММЗ-584Б отсутствуют технические устройства, исключающие возможность складывания автопоезда, что и приводит в такой ситуации к тяжелым последствиям.

Известен также автомобильный полуприцеп по патенту RU 2254246, у которого ось колес выполнена составной, состоящей из двух шарнирно связанных между собой частей и соединенной со штоком пневмоцилиндра, подключенного к пневмотормозной системе автомобиля-тягача. Такой автомобильный полуприцеп решает поставленную задачу по исключению складывания звеньев автопоезда при торможении. Однако он имеет ряд конструктивных существенных недостатков, в итоге снижающих его надежность в эксплуатационных условиях. Это такие недостатки, как: ось колес является разрезной и поэтому не отвечает прочностным ее характеристикам; небольшой угол поворота частей оси в продольных плоскостях полуприцепа, что не позволяет эффективно использовать стабилизирующий момент, создаваемый поворотами колес при торможении; сравнительно сложная конструкция и т.д.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности работы устройства по исключению складывания звеньев автопоезда при торможении и его надежности в эксплуатационных условиях.

Поставленная цель достигается тем, что на оси колес полуприцепа, выполненной неразрезной в продольной ее плоскости, жестко закреплен пневмоцилиндр с подвижно размещенными в нем подпружиненными относительно его корпуса пружинами сжатия поршнями, и каждый из их штоков шарнирно соединен с одним из плеч двуплечих рычагов, также шарнирно установленных на торцах неразрезной оси колес, а на других плечах двуплечих рычагов размещены с возможностью вращения колеса, причем пространство между упомянутыми поршнями пневмоцилиндра подключено с помощью трубопровода к тормозным камерам полуприцепа.

На чертежах на фиг.1 показан общий вид сбоку автомобиля-тягача с полуприцепом и на фиг.2 - его вид сверху на его колеса в сечении по АА.

Автомобильный полуприцеп с помощью седельно-сцепного устройства 1 присоединен к автомобилю-тягачу 2 и состоит из кузова 3, установленного на раме 4. На раме 4 с помощью рессор 5 закреплена ось колес 6, на которой жестко установлен корпус пневмоцилиндра 7 с поршнями 8 и штоками 9. Поршни 8 подпружинены пружинами сжатия 10 относительно корпуса пневмоцилиндра 7, и их штоки 9 с помощью пальцев 11, расположенных подвижно в пазах 12, закреплены на одних из плеч 13 двуплечих рычагов, установленных подвижно с помощью шарниров 14 на оси колес 6. На других плечах 15 двуплечих рычагов с возможностью вращения закреплены колеса 16. Пневмоцилиндр 7 снабжен трубопроводом 17, подключенным к пневмотормозной системе полуприцепа.

Работает автомобильный полуприцеп следующим образом. При движении автомобиля-тягача 2 по стрелке В совместно с полуприцепом возникают ситуации, когда водитель производит резкое торможение автопоезда, при этом за счет «наката» полуприцепа на автомобиль-тягач 2 происходит складывание звеньев автопоезда. Однако в данном случае это не происходит и вот почему. Как только водитель приведет в действие тормозную систему автомобиля-тягача 2 и полуприцепа (работа пневмотормозной системы автопоезда подробно описана в аналоге и широко известна в данной области техники и в данном описании не приводится), сжатый воздух поступит по стрелке С через трубопровод 17 в корпус пневмоцилиндра 7 и под его действием поршни 8 совместно со штоками 9 получат поступательное перемещение по стрелкам Е, сжимая при этом пружины сжатия 10. Но так как штоки 9 поршней 8 с помощью пальцев 11 соединены с плечами 13 двуплечих рычагов, которые с помощью шарниров 14 закреплены на оси колес 6, то и они получат угловой поворот, например, повернувшись на угол α. Такое положение колес 16 создает дополнительные силы R сопротивления движению полуприцепа, являющиеся равнодействующими от действия сил трения FTP и боковых сил РБ. Возникновение такой результирующей позволит исключить «накат» полуприцепа на автомобиль-тягач 2, а следовательно, и его складывание относительно последнего. После того как водитель прекратит режим торможения, сжатый воздух, находящийся в пространстве между поршнями 8, начнет удаляться в направлении, обратном стрелке С, и поршни 8 совместно со штоками 9 и колесами 16 под действием пружин сжатия 10 займут исходное положение, показанное на фиг.2, позволяющее свободно перемещаться полуприцепу совместно с автомобилем-тягачом по стрелке В. Далее описанный процесс может повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так как оно направлено на повышение эффективности работы устройства, предотвращающего складывание звеньев автопоезда при торможении.

Похожие патенты RU2397892C1

название год авторы номер документа
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Целых А.Н.
  • Кадничанский С.Ю.
RU2254246C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2018
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
  • Радин Сергей Юрьевич
RU2681806C1
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Целых А.Н.
  • Кадничанский С.Ю.
RU2255018C1
АВТОПОЕЗД 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Целых А.Н.
  • Кадничанский С.Ю.
RU2255017C1
АВТОПОЕЗД 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Викарчук Дмитрий Иванович
  • Косарев Константин Викторович
RU2368528C1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП 2018
  • Рожков Евгений Васильевич
  • Уланов Максим Николаевич
RU2680361C1
АВТОПОЕЗД 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Никулин Роман Юрьевич
RU2268837C1
ПОЛУПРИЦЕП-САМОСВАЛ ДЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОПОЕЗДА 2007
  • Чирков Александр Никанорович
  • Горелов Станислав Николаевич
  • Ромашов Роберт Васильевич
RU2356774C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2005
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Татаринцев Павел Викторович
  • Юрчук Анатолий Викторович
  • Ярлыкова Елена Иванович
RU2284942C1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Богатиков Денис Евгеньевич
RU2337850C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 397 892 C1

Реферат патента 2010 года АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Автомобильный полуприцеп состоит из рамы, кузова, рессор с разрезной осью колес и пневмотормозной системы с тормозными камерами тормозных устройств колес. На оси колес полуприцепа, выполненной неразрезной в продольной ее плоскости, жестко закреплен пневмоцилиндр. В пневмоцилиндре подвижно размещены подпружиненные относительно его корпуса пружинами сжатия поршни, и каждый из их штоков шарнирно соединен с одним из плеч двуплечих рычагов. Рычаги шарнирно установлены на торцах неразрезной оси колес, а на других плечах двуплечих рычагов размещены колеса. Пневмоцилиндр подключен с помощью трубопровода к тормозным камерам колес полуприцепа. Достигается повышение эффективности работы устройств, исключающих складывание звеньев автопоезда. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 397 892 C1

Автомобильный полуприцеп, состоящий из рамы, взаимосвязанной через опорный ее лист с седельным устройством автомобиля-тягача, кузова, рессор с разрезной осью колес и пневмотормозной системы с тормозными камерами тормозных устройств колес, отличающийся тем, что на оси колес полуприцепа, выполненной неразрезной в продольной ее плоскости, жестко закреплен пневмоцилиндр с подвижно размещенными в нем, подпружиненными относительно его корпуса пружинами сжатия поршнями и каждый из их штоков шарнирно соединен с одними из плеч двуплечих рычагов, также шарнирно установленных на торцах неразрезной оси колес, а на других плечах двуплечих рычагов размещены с возможностью вращения колеса, причем пространство между упомянутыми поршнями пневмоцилиндра подключено с помощью трубопровода к тормозным камерам колес полуприцепа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2397892C1

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Целых А.Н.
  • Кадничанский С.Ю.
RU2254246C1
Пневматический способ нагнетания жидкого кислорода для последующей его газификации под высоким давлением 1940
  • Касавин Л.А.
SU61228A1
ЛАМПОВЫЙ МОДУЛЬ 2004
  • Васильев Александр Иванович
  • Василяк Леонид Михайлович
  • Костюченко Сергей Владимирович
  • Кудрявцев Николай Николаевич
RU2273914C1
Устройство для управления колесами прицепа 1986
  • Пенцарский Арнольд Александрович
  • Радченко Валерий Борисович
SU1324909A1

RU 2 397 892 C1

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Зайцев Андрей Анатольевич

Нифонтов Алексей Анатольевич

Кураева Светлана Михайловна

Даты

2010-08-27Публикация

2009-04-14Подача