СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДВУХКИЛЕВЫМ ВЕРТИКАЛЬНЫМ ОПЕРЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2005 года по МПК B64C9/32 

Описание патента на изобретение RU2255023C1

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам торможения летательных аппаратов в полете и при послепосадочном пробеге.

Известен способ торможения самолета в полете, при котором для создания дополнительного сопротивления самолета отклоняют тормозные щитки, являющиеся частью омываемой поверхности (см. “Практическая аэродинамика маневренных самолетов” под редакцией Н.М.Лысенко. Воениздат, 1977, стр. 342; патент США №2461967, 1949, класс 244-113). Недостатком данного способа является однорежимность применения, так как тормозные щитки при послепосадочном пробеге самолета с использованием тормозных колес малоэффективны.

Наиболее близким из известных технических решений к предлагаемому является способ торможения самолета, при котором отклоняют цельноповоротное горизонтальное оперение с обязательным применением ПГО (переднего горизонтального оперения) для практически необходимой в данном случае балансировки самолета (см. Патент SU №1809815 A3, класс В 64 С 9/32, 1993). Недостатком данного способа является ограниченность его использования в узком классе самолетов трехпланной схемы.

Задачей изобретения является увеличение эффективности торможения летательных аппаратов различных аэродинамических схем с двухкилевым (многокилевым) вертикальным оперением в полете и при послепосадочном пробеге за счет создания дополнительного аэродинамического сопротивления.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в способе торможения летательного аппарата, заключающемся в создании дополнительного сопротивления путем отклонения аэродинамических поверхностей:

I вариант - отклоняют кили двухкилевого вертикального оперения со схождением передних кромок так, что расстояние между передними кромками меньше, чем расстояние между задними кромками отклоняемых килей;

II вариант - отклоняют кили двухкилевого вертикального оперения со схождением задних кромок так, что расстояние между задними кромками меньше, чем расстояние между передними кромками отклоняемых килей.

На фиг.1 показана схема отклонения поворотных килей на компоновке самолета со схождением передних и задних кромок килей двухкилевого вертикального оперения.

На фиг.2 показана экспериментальная зависимость Схк./Сх модели летательного аппарата при различных углах поворота килей со схождением передних или задних кромок.

Способ торможения летательного аппарата заключается в отклонении килей со схождением передних или задних кромок (фиг.1).

При угле отклонения δп.к. = δз.к. = 0 кили находятся в исходном, неотклоненном положении. При отклонении правого киля на положительный угол, а левого на отрицательный угол возникает положение со схождением передних кромок (±δп.к.) и, наоборот, при отклонении правого киля на отрицательный угол, а левого на положительный возникает положение со схождением задних кромок килей (±δз.к.) - фиг.1. Указанное отклонение килей приведет к значительному дополнительному увеличению сопротивления летательного аппарата (фиг.2), где Схк. - сопротивление летательного аппарата при различных углах поворота килей, Сх - сопротивление модели при неотклоненных килях (δп.к. = δз.к. = 0). Отношение Схк./Сх указывает на превышение сопротивления при отклонении килей, как при схождении передних (±δп.к.), так и при схождении задних (±δз.к.) кромок килей, при этом величина приращения дополнительного сопротивления для обоих вариантов одинакова и зависит от угла отклонения килей (фиг.2). Соответствующим выбором угла отклонения килей можно регулировать дополнительное приращение сопротивления и обеспечить существенное увеличение эффективности торможения летательного аппарата в полете и при послепосадочном пробеге со значительным снижением дистанции пробега.

Экспериментальные исследования модели летательного аппарата показывают, что отклонение килей является эффективным средством существенного приращения сопротивления; так при отклонении килей со схождением передних (±δп.к.) или задних (+δз.к.) кромок на угол δ = 25° сопротивление модели возрастает примерно в 3 раза при малых углах атаки (α ~ 0, фиг.2). Многократное увеличение сопротивления модели указывает на высокую эффективность предложенного способа торможения.

Использование заявленного способа торможения позволяет повысить эффективность торможения летательного аппарата в полете и при послепосадочном пробеге.

Применение предложенного способа торможения совместно с тормозными колесами и тормозным парашютом дает возможность создать высокоэффективную систему торможения для послепосадочного пробега и существенного сокращения дистанции пробега самолета.

Использование предложенного способа торможения дает возможность в определенных условиях отказаться от применения тормозного парашюта и освободить занимаемые объемы для дополнительного размещения топлива или произвести конструктивную доработку хвостовой части фюзеляжа с целью улучшения ее обтекания, что позволит улучшить летно-технические характеристики самолета.

Похожие патенты RU2255023C1

название год авторы номер документа
Способ торможения самолета с цельноповоротными передним и задним горизонтальными оперениями 1990
  • Кривель Сергей Михайлович
SU1809815A3
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ДИСТАНЦИОННО ПИЛОТИРУЕМЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2008
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2370414C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ 2009
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2432299C2
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2015
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Безруков Юрий Иванович
RU2606216C1
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ 2017
  • Пивень Павел Владиславович
RU2682700C2
Многоцелевой транспортный самолёт 2022
  • Корнеев Александр Николаевич
  • Погодин Валерий Иванович
  • Фроловский Виктор Степанович
RU2783020C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ С КРЫЛЬЯМИ ЗАМКНУТОЙ КОНСТРУКЦИИ 2015
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2591102C1
Беспилотный летательный аппарат 2023
  • Горбачев Алексей Дмитриевич
  • Карпухин Александр Александрович
RU2818209C1
Беспилотный летательный аппарат 2023
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
RU2812164C1
Экранолёт 2019
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Черноусов Владимир Иванович
RU2729114C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 255 023 C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДВУХКИЛЕВЫМ ВЕРТИКАЛЬНЫМ ОПЕРЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области авиации, в частности, к системам торможения летательного аппарата в полете и при послепосадочном пробеге. Торможение осуществляют созданием дополнительного сопротивления путем отклонения килей двухкилевого вертикального оперения со схождением передних или задних кромок так, что расстояние между передними или задними кромками меньше, чем расстояние между задними или передними кромками отклоняемых килей соответственно. Технический результат - повышение эффективности торможения за счет создания дополнительного сопротивления летательного аппарата. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 255 023 C1

1. Способ торможения летательного аппарата с двухкилевым вертикальным оперением, заключающийся в создании дополнительного сопротивления путем отклонения аэродинамических поверхностей, отличающийся тем, что отклоняют кили двухкилевого вертикального оперения со схождением передних кромок так, что расстояние между передними кромками меньше, чем расстояние между задними кромками отклоняемых килей.2. Способ торможения летательного аппарата с двухкилевым вертикальным оперением, заключающийся в создании дополнительного сопротивления путем отклонения аэродинамических поверхностей, отличающийся тем, что отклоняют кили двухкилевого вертикального оперения со схождением задних кромок так, что расстояние между задними кромками меньше, чем расстояние между передними кромками отклоняемых килей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2255023C1

Способ торможения самолета с цельноповоротными передним и задним горизонтальными оперениями 1990
  • Кривель Сергей Михайлович
SU1809815A3
JP 1028096, 30.01.1989
JP 55087700, 02.07.1980.

RU 2 255 023 C1

Авторы

Гончар А.Е.

Даты

2005-06-27Публикация

2004-01-06Подача