ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2005 года по МПК F02C7/47 

Описание патента на изобретение RU2255234C2

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного и авиационного применения.

Известен газотурбинный двигатель НК-12СТ, выполненный путем конверсии авиационного двигателя НК-12 в наземный газотурбинный двигатель для механического провода [1].

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за отбора полезной мощности от силовой турбины двигателя со стороны выхлопа, т.к. высокая температура газов снижает надежность трансмиссии и устройств, приводимых в действие газотурбинным двигателем.

Наиболее близким к заявляемому является газотурбинный двигатель с валом привода внешней нагрузки со стороны входа в двигатель [2].

Недостатком известной конструкции является низкая надежность из-за возможности обмерзания трансмиссии, расположенной внутри входного обтекателя, а также повреждения этой трансмиссии после проведения регламентных работ по промывке газовоздушного тракта двигателя промывочной жидкостью с целью удаления загрязняющих отложений на лопатках газотурбинного двигателя и восстановления характеристик этого двигателя.

Техническая задача, которую решает предлагаемое изобретение, заключается в повышении надежности газотурбинного двигателя путем исключения обледенения входного обтекателя за счет обогрева упругой муфты и предотвращения накопления промывочной жидкости во внутренней полости входного обтекателя.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе, включающем входной корпус, компрессор, входной обтекатель и вал привода внешней нагрузки со стороны входа в двигатель, согласно изобретению входной обтекатель установлен на подшипниковой опоре компрессора с помощью промежуточной кольцевой стенки, разделяющей внутреннюю часть обтекателя на переднюю по потоку воздуха полость, в которой размещена на вале привода гибкая муфта, и заднюю по потоку воздуха полость сброса, соединенную на входе с передней по потоку воздуха полостью с помощью отверстия в промежуточной стенке, а на выходе через отверстие в задней обечайке - с проточной частью двигателя, входной обтекатель включает внешнюю обечайку и закрепленный на промежуточной кольцевой стенке внутренний дефлектор, щелевая полость между которыми на входе со стороны стенки соединена с компрессором, а на выходе - со входом в переднюю по потоку воздуха полость, в нижней части стенки и задней обечайке обтекателя выполнены сливные отверстия, при этом периферийная поверхность сливного отверстия стенки расположена ближе к проточной части двигателя, чем внутренняя поверхность дефлектора, на 0,5-5 мм.

Кроме того, диаметр сливных отверстий составляет 10-30 мм, а задняя обечайка обтекателя установлена телескопически относительно входного корпуса.

Установка входного обтекателя на подшипниковой опоре компрессора с помощью промежуточной кольцевой стенки позволяет разместить элементы крепления (например, болты) обтекателя к двигателю во внутренней части обтекателя, что исключает попадание болтов на вход в компрессор в случае их поломки и повышает надежность газотурбинного двигателя.

Размещение гибкой муфты в передней по потоку воздуха полости входного обтекателя позволяет защитить гибкую муфту от внешних воздействий, в том числе от посторонних частиц, поступающих с воздухом на вход двигателя. Горячий воздух из-за компрессора, поступающий на обогрев обтекателя, перетекает через переднюю по потоку воздуха полость обтекателя, предохраняя муфту от обледенения.

Работа газотурбинного двигателя в условиях атмосферных осадков, а также в случае проведения регламентных работ с целью восстановления характеристик двигателя, когда на его вход подается промывающая жидкость, может привести к накоплению жидкости в передней полости обтекателя, что приведет к поломке гибкой муфты в случае соприкосновения ее с жидкостью.

Образование задней по потоку воздуха полости сброса, соединенной на входе с передней по потоку воздуха полостью с помощью отверстия в промежуточной стенке, а на выходе через отверстие в задней обечайке - с проточной частью двигателя, обеспечивает слив жидкости из передней полости и исключает поломку гибкой муфты.

Входной обтекатель включает внешнюю обечайку и закрепленный на промежуточной кольцевой стенке внутренний дефлектор, щелевая полость между которыми на входе со стороны стенки соединена с компрессором, а на выходе - со входом в переднюю по потоку воздуха полость, что позволяет через щелевую полость при пониженной температуре атмосферного воздуха организовать подачу из компрессора со стороны промежуточной стенки обогревающего воздуха, предотвращая обледенение внешней обечайки входного обтекателя.

Выполнение сливного отверстия в нижней части стенки и задней обечайке обтекателя, а также расположение периферийной поверхности сливного отверстия стенки ближе к проточной части двигателя, т.е. дальше от вала, чем внутренняя поверхность дефлектора на расстояние 0,5 - 5 мм, позволяет обеспечить полный слив жидкости из передней полости. Если это расстояние меньше 0,5 мм, то надежность будет снижаться из-за накопления промывочной жидкости на внутренней поверхности дефлектора и его коррозии, а также эрозии лопаток компрессора. Расстояние больше 5 мм вызывает излишнее увеличение габаритов и веса входного обтекателя. Поскольку жидкость обладает поверхностной пленкой натяжения, выполнение сливных отверстий диаметром менее 10 мм, особенно для промывочной жидкости, может не обеспечить слив жидкости из передней полости. Сливные отверстия диаметром более 20 мм снижают прочность промежуточной стенки и создают дополнительное гидравлическое сопротивление на входе в двигатель.

Кроме того, задняя обечайка обтекателя установлена телескопически относительно входного корпуса, что позволяет исключить появление дополнительных термических напряжений в задней обечайке.

На фиг.1 показан продольный разрез газотурбинного двигателя, на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде. На фиг.3 показан элемент II на фиг.2 в увеличенном виде.

Газотурбинный двигатель 1 состоит из входного корпуса 2, компрессора 3, камеры сгорания 4, турбины высокого давления 5, соединенной валом 6 с компрессором 3, и силовой турбины низкого давления 7. Полезная мощность от вала 8 турбины низкого давления 7 через промежуточный вал 9 и гибкую муфту 10 передается на вал 11 привода внешней нагрузки. Пластинчатая гибкая муфта 10 состоит из пакета 12 пластин, закрепленных с помощью болтов 13 и гаек 14 между передним 15 и задним 16 фланцами муфты 10, установленной в передней по потоку воздуха полости 17 входного обтекателя 18 газотурбинного двигателя 1.

Входной обтекатель 18 установлен с помощью промежуточной стенки 19 на опоре 20 шарикового радиально-упорного подшипника 21 компрессора 3 и состоит из внешней обечайки 22, закрепленной болтами 23 на внутреннем дефлекторе 24, между которыми образован кольцевой коллектор 25, соединенный со щелевой полостью 26 между обтекателем 18 и дефлектором 24, на выходе через щелевые каналы 27 между болтами 23 на верхнем крае 28 дефлектора 24, соединенной с полостью 17 обтекателя 18 на его входе.

Между обтекателем 18 и входным корпусом 2 двигателя 1 на стенке 19 болтами 29 совместно с дефлектором 24 телескопически закреплена задняя обечайка 30, по цилиндрической поверхности 31 установленная относительно входного корпуса 2, что исключает появление дополнительных термических напряжений в задней обечайке 30. Данное соединение уплотнено с помощью уплотнительного кольца 32.

Передняя по потоку воздуха полость 17 входного обтекателя 18 соединена с задней по потоку воздуха полостью сброса 33 между промежуточной стенкой 19 и входным корпусом 2 с помощью осевого отверстия 34, расположенного в нижней части промежуточной стенки 19, причем периферийная поверхность 35 сливного отверстия 34 расположена ближе к проточной части 37 двигателя 1 или дальше от вала 9, чем внутренняя поверхность 36 дефлектора 24 на 0,5-5 мм.

На выходе задняя полость 33 соединена с проточной частью 37 на входе в двигатель 1 с помощью радиального отверстия 38 в нижней части задней обечайки 30 входного обтекателя 18.

Горячий воздух из компрессора 3 или из-за его промежуточной ступени подается в кольцевой коллектор 24 обогреваемого входного обтекателя 18с помощью трубы 39, при открытии клапана (не показано).

Работает данное устройство следующим образом.

При работе двигателя 1 в случае понижения температуры атмосферного воздуха и возникновении опасности обледенения из-за компрессора 3 или из-за его промежуточной ступени при открытии клапана (не показано) подается по трубам 39 в компрессор 25 входного обтекателя 18 горячий воздух, который, проходя по щелевой полости 26, осуществляет эффективный подогрев наружной поверхности внешней обечайки 22, предотвращая ее обледенение.

Далее горячий воздух, истекая через щелевые каналы 27 на верхнем краю 28, под действием перепада давления протекает во внутреннюю полость 17 обтекателя 18, обогревая гибкую муфту 10, а затем через отверстия 34 и 38 истекает на вход 37 в двигатель 1.

При работе газотурбинного двигателя в условиях атмосферных осадков, а также в ходе регламентных работ по промывке двигателя, при “холодной” прокрутке его ротора с помощью стартера промывочная жидкость могла бы накопиться во внутренней полости 17 обтекателя 18. Однако по осевому отверстию 34 и радиальному отверстию 38 жидкость из внутренней полости 17 стекает на вход 37 двигателя 1. При этом промывочная жидкость стекает из полости 17 полностью.

Источники информации:

1. Ревзин Б.С. Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты, Москва, “Недра”, 1986, стр. 132, рис. 70.

2. Патент РФ №2098649, F 02 С 7/12, F 01 D 25/14, 1997 г.

Похожие патенты RU2255234C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕАКТИВНОЙ ТЯГИ В ТУРБОРЕАКТИВНОМ ДВУХКОНТУРНОМ ДВИГАТЕЛЕ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2017
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Исаев Сергей Константинович
  • Иванина Сергей Викторович
RU2665760C1
ОБТЕКАТЕЛЬ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Чернавин А.А.
  • Климов В.Н.
  • Кузнецов В.А.
RU2243392C2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2003
  • Бражуненко С.А.
RU2239079C1
Воздухозаборное устройство вертолетного газотурбинного двигателя, удаляющее из воздуха частицы песка и пыли 2020
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2752445C1
Воздухозаборное устройство вертолетного газотурбинного двигателя 2020
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2752446C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЗАДНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРА 2010
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2439347C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2733681C1
Входное устройство кольцевой камеры сгорания 2023
  • Волков Илья Николаевич
RU2802905C1
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Белоусов Виктор Алексеевич
  • Демкин Николай Борисович
  • Кароник Борис Валерьевич
RU2287093C1
СПОСОБ РАБОТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Литвинов Владимир Константинович
RU2726861C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 255 234 C2

Реферат патента 2005 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель содержит входной корпус, компрессор, входной обтекатель и вал привода внешней нагрузки со стороны входа в двигатель. Входной обтекатель установлен на подшипниковой опоре компрессора с помощью промежуточной кольцевой стенки, разделяющей внутреннюю часть обтекателя на переднюю по потоку воздуха полость, в которой размещена на вале привода гибкая муфта, и заднюю по потоку воздуха полость сброса, соединенную на входе с передней по потоку воздуха полостью с помощью отверстия в промежуточной стенке, а на выходе через отверстие в задней обечайке - с проточной частью двигателя. Входной обтекатель включает внешнюю обечайку и закрепленный на промежуточной кольцевой стенке внутренний дефлектор, щелевая полость между которыми на входе со стороны стенки соединена с компрессором, а на выходе - со входом в переднюю по потоку воздуха полость. В нижней части стенки и задней обечайке обтекателя выполнены сливные отверстия. Периферийная поверхность сливного отверстия стенки расположена ближе к проточной части двигателя, чем внутренняя поверхность дефлектора. Изобретение повышает надежность газотурбинного двигателя путем исключения обледенения входного обтекателя за счет обогрева упругой муфты и предотвращения накопления промывочной жидкости во внутренней полости входного обтекателя. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 255 234 C2

1. Газотурбинный двигатель, включающий входной корпус, компрессор, входной обтекатель и вал привода внешней нагрузки со стороны входа в двигатель, отличающийся тем, что входной обтекатель установлен на подшипниковой опоре компрессора с помощью промежуточной кольцевой стенки, разделяющей внутреннюю часть обтекателя на переднюю по потоку воздуха полость, в которой размещена на вале привода гибкая муфта, и заднюю по потоку воздуха полость сброса, соединенную на входе с передней по потоку воздуха полостью с помощью отверстия в промежуточной стенке, а на выходе через отверстие в задней обечайке - с проточной частью двигателя, входной обтекатель включает внешнюю обечайку и закрепленный на промежуточной кольцевой стенке внутренний дефлектор, щелевая полость между которыми на входе со стороны стенки соединена с компрессором, а на выходе - со входом в переднюю по потоку воздуха полость, в нижней части стенки и задней обечайке обтекателя выполнены сливные отверстия, при этом периферийная поверхность сливного отверстия стенки расположена ближе к проточной части двигателя, чем внутренняя поверхность дефлектора, на 0,5-5 мм.2. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что диаметр сливных отверстий составляет 10-30 мм.3. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что задняя обечайка обтекателя установлена телескопически относительно входного корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2255234C2

ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1995
  • Кокшаров Н.Л.
  • Сероваев С.Г.
  • Трушников Н.П.
  • Бояршинов М.М.
RU2098649C1
ОБТЕКАТЕЛЬ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1978
  • Тункин А.И.
  • Чернавин А.А.
RU716328C
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2015
  • Ломачинский Никита Владимирович
RU2599086C1
Пинцет для захвата и установки часовых деталей 1978
  • Давидович Виктор Самойлович
  • Литвин Юрий Пименович
SU682868A1
Устройство для матричных вычислений 1980
  • Левин Григорий Исакович
SU938286A1
US 5946904 A, 07.09.1999
Входное устройство турбореактивного двигателя 1990
  • Баклыков Анатолий Евгеньевич
  • Диченков Анатолий Васильевич
SU1765475A1

RU 2 255 234 C2

Авторы

Климов В.Н.

Кузнецов В.А.

Даты

2005-06-27Публикация

2003-09-22Подача