ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ Российский патент 2005 года по МПК E02D17/18 

Описание патента на изобретение RU2256032C1

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах оснований.

Известны поперечные профили насыпей, сооружаемых в обычных условиях вне зоны распространения вечномерзлых грунтов (М.А.Фришман, И.Н.Хохлов, В.П.Титов. Земляное полотно железных дорог. Изд-во “Транспорт”, 1972, с.15, рис. 1).

Недостаток таких профилей насыпей в случае их применения в области распространения вечной мерзлоты заключается в том, что мерзлые грунты основания насыпи подвергаются в теплое время года оттаиванию, что влечет за собой деформации самой дорожной конструкции.

Наиболее близкой к предлагаемой является насыпь с применением специальных мероприятий по стабилизации грунтов в ее теле с помощью пенопластовой теплоизоляции и тепловых диодов, предназначенная для применения при строительстве на вечномерзлых грунтах (Г.Н.Жинкин, И.А.Грачев “Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот”, М., УМК МПС России, 2000, с.31, рис. 1.6).

Недостатком такой конструкции является то, что она требует применения в теле насыпи привозных дренирующих грунтов и при этом не гарантирует от появления деформаций земляного полотна вследствие оттаивания или растепления мерзлого основания, особенно при строительстве дороги в теплый период года.

Предлагаемым изобретением решается задача обеспечения устойчивости и долговечности насыпей, сооружаемых из местных мерзлых льдонасыщенных грунтов, сооружаемых в холодный период года.

Для достижения указанного технического результата в дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах, содержащей тело насыпи, балластную призму, расположенную на основной площадке насыпи и теплоизоляционный слой, устроены боковые вспомогательные массивы грунта высотой hб и шириной вб, расположенные по бокам балластной призмы в пределах основной площадки насыпи, ее откосов и на горизонтальном участке на естественной поверхности грунта, примыкая к подошве откосов насыпи, а тело насыпи выполнено из трех ярусов: нижнего высотой hнж, среднего высотой hcp и выполненного из дренирующего грунта верхнего яруса высотой hвн, при этом теплоизоляционный слой термическим сопротивлением RТ расположен на выравнивающем слое из сухомерзлого песка непосредственно под боковым вспомогательным массивом, снизу до уровня верха среднего яруса тела насыпи, далее по верхней поверхности среднего яруса тела насыпи до вертикальной плоскости, проходящей через бровку основной площадки насыпи, а высота hб бокового вспомогательного массива определяется удобством механизированной отсыпки его и может быть различной на отдельных его участках, при этом основные размеры насыпи определяют из условий

врасчвбпоткг, м,

hнжhб, м,

hвнhт-hбп, м,

hср=hн-hнж-hвн, м,

где врасч - ширина бокового вспомогательного массива грунта, определяемая теплофизическим расчетом из условий обеспечения требуемой температуры грунта под телом балластной призмы, м;

вб - ширина бокового вспомогательного массива грунта, м;

вп - расстояние между бровками балластной призмы и основной площадки насыпи, м;

вотк - длина откоса насыпи, м;

вг - длина горизонтального участка вспомогательного массива у подошвы откоса насыпи, м;

hнж - высота нижнего яруса тела насыпи, м;

hб - высота бокового вспомогательного массива грунта, м;

hвн - высота верхнего яруса тела насыпи, м;

hт - глубина максимально возможного сезонного протаивания грунта, м;

hбп - высота балластной призмы, м;

hcp - высота среднего яруса тела насыпи, м;

hн - высота тела насыпи (без балластной призмы), м.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где изображено поперечное сечение насыпи.

Дорожная насыпь на вечномерзлых грунтах предлагаемой конструкции содержит тело 1 насыпи, уложенное на естественную поверхность 2 грунта, балластную призму 3, расположенную на основной площадке 4 насыпи, боковые вспомогательные массивы 5, расположенные по бокам балластной призмы в пределах основной площадки 4, ее откосов 6 и на горизонтальном участке на естественной поверхности грунта у подошвы откосов насыпи. Уклон откосов насыпи обеспечивают 1:3 и положе. Это объясняется характером снегозаносов в условиях сильного снегопереноса: чем положе откос, тем меньше снегозаносимость. Толщина hб боковых вспомогательных массивов определяется удобством механизированной их укладки, может быть переменной по ширине вб и составляет 0,3-0,7 м. При этом при откосе, например, 1:4 ширина горизонтального сечения бокового вспомогательного массива составит соответственно 1,2-2,8 м, что позволяет осуществлять использование уплотнительной техники. Тело насыпи содержит три яруса: нижний высотой hнж, средний высотой hcp и верхний высотой hвн. Высота hвн верхнего яруса определяется глубиной сезонного протаивания: hвнhт - hбп, где hт - глубина максимально возможного сезонного протаивания, м; hбп - высота балластной призмы, м. Этот ярус отсыпается из сухомерзлого песка. Нижний и средний ярусы отсыпаются из местного твердомерзлого грунта и во избежание просадок не должны протаивать во все время эксплуатации. Суммарная высота нижнего и среднего ярусов определяется разностью общей высоты насыпи и высоты верхнего яруса и стремится при уменьшении общей высоты насыпи к высоте нижнего яруса, если горизонтальная часть у подошвы насыпи бокового вспомогательного массива выполнена из недренирующего материала, и к нулю, - если из дренирующего. В последнем случае высота насыпи равна высоте верхнего яруса, а весь теплоизоляционный слой расположен горизонтально.

Дорожная насыпь на вечномерзлых грунтах содержит также теплоизоляционный слой 7, например “пэноплекс”, термическим сопротивлением Rт, расположенный на выравнивающем слое 8 из сухомерзлого песка непосредственно под боковым вспомогательным массивом снизу до уровня верха среднего яруса тела насыпи, далее по верхней поверхности среднего яруса тела насыпи до вертикальной плоскости, проходящей через бровку основной площадки насыпи. Общая протяженность врасч и мощность Rт теплоизоляционного слоя определяются теплофизическим расчетом и считается от точки А, отстоящей от оси насыпи на половину ширины основной площадки насыпи, т.е. на воп/2. Теплоизоляционный слой вместе с боковым вспомогательным массивом продолжается за пределами подошвы откосов насыпи на ширину не менее двух глубин сезонного оттаивания грунта.

Позициями 9 и 10 показано положение верхней границы вечномерзлых грунтов на момент окончания теплого периода года соответственно до и после возведения насыпи. Для отвода атмосферных осадков из балластной призмы и верхнего яруса тела насыпи в подошве верхнего яруса укладывается фильтрующий слой 11 геотекстиля с уклоном в сторону откоса 0,01-0,02 и выпускается за пределы бокового вспомогательного массива на 20-30 см. Слой геотекстиля может быть уложен также под балластной призмой и по поверхности откоса 6 в пределах верхнего яруса насыпи высотой hвн. При этом верхняя часть бокового вспомогательного массива, расположенная над верхней поверхностью среднего яруса, сооружается либо из дренирующего грунта, например песка, либо из любого грунта, но с прорезями из дренирующего грунта для отвода дождевых вод из верхнего яруса насыпи. Часть бокового вспомогательного массива, расположенная ниже верхней поверхности среднего яруса, отсыпается из любого грунта. Границы по горизонтали теплоизоляции 7 и выравнивающего слоя 8 показаны позицией 12.

Сооружение дорожной насыпи на вечномерзлых грунтах осуществляется в зимний период. Вначале отсыпают нижний и средний ярусы тела 1 насыпи твердомерзлым местным грунтом. При этом возможно использование льдистого грунта, поскольку предполагается его нахождение в течение всего срока эксплуатации в мерзлом состоянии. После уплотнения грунта отсыпается выравнивающий слой 8 и укладывается теплоизоляционный слой 7. Далее отсыпают боковые вспомогательные массивы 5 путем последовательной укладки горизонтальных слоев и механизированного их уплотнения. После отсыпки нижнего и среднего ярусов тела насыпи вместе с теплоизоляцией и нижней частью боковых вспомогательных массивов отсыпают в той же последовательности вначале верхний ярус тела насыпи, а затем балластную призму вместе с оставшейся частью бокового вспомогательного массива.

Дорожная насыпь на вечномерзлых грунтах работает следующим образом. В зимний период верхняя часть насыпи оголена от снега, поэтому идет интенсивное поступление холода в грунт, особенно на участке ОА. И хотя в летний период здесь также идет интенсивное поступление тепла, в связи с отрицательной среднегодовой температурой воздуха общий баланс отрицательный. В зоне откосов и у подошвы насыпи в зимний период скапливается снег, поэтому общий тепловой баланс может быть близок к нулю или даже положителен, поэтому здесь целесообразна укладка теплоизоляционного слоя. Боковой вспомогательный массив служит для предохранения теплоизоляции от повреждений. В верхней своей части он также служит для ликвидации “парусности” балластной призмы. Холод, поступающий через участок ОА в тело насыпи, распространяется по всей ширине насыпи и выход его в летний период в воздух затруднен из-за наличия теплоизоляции на большей части ширины насыпи. В результате в теле и основании насыпи формируются стабильные отрицательные температуры грунта.

Основное техническое противоречие заключалось в следующем. Для сохранения в теле насыпи мерзлоты как можно в большем объеме целесообразно устройство под основной площадкой теплоизоляции, как это сделано в прототипе. Однако в этом случае замедляется приток холода через основную площадку, оголенную в зимнее время от снега. Таким образом, с одной стороны, теплоизоляция нужна, с другой - нет. Выход из противоречия был найден следующим образом: на ширине основной площадки теплоизоляция была устранена, что обеспечило “вход” холода, а “выход” холода был затруднен устройством на боковой части насыпи теплоизоляции. При этом, чтобы увеличивающаяся в летнее время в результате ликвидации теплоизоляции высота деятельного слоя не приводила к просадкам, сформирован на высоту деятельного слоя верхний ярус тела насыпи, отсыпанный из непросадочных при оттаивании грунтов.

Область эффективного использования предлагаемого технического решения:

- регионы с сильным снегопереносом;

- насыпи высотой более высоты деятельного слоя для оголенной поверхности.

Предлагаемая конструкция позволяет использовать местные мерзлые льдонасыщенные грунты, просадочные при оттаивании.

Похожие патенты RU2256032C1

название год авторы номер документа
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 2004
  • Цернант А.А.
  • Крафт Я.С.
  • Дацковский А.Х.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
  • Линник В.А.
RU2256031C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ С ДРЕНИРУЮЩЕЙ ПРОРЕЗЬЮ 2003
  • Юсупов С.Н.
  • Минайлов Г.П.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
RU2245965C1
ДОРОЖНАЯ ВЫЕМКА 2003
  • Минайлов Г.П.
  • Юсупов С.Н.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
RU2244781C1
ВОДООТВОДНАЯ КАНАВА 2003
  • Минайлов Г.П.
  • Юсупов С.Н.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
RU2245957C1
МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 1993
  • Пассек В.В.
  • Мамчур И.Г.
  • Репко Г.Н.
RU2039146C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 2018
  • Пассек Вадим Васильевич
  • Андреев Виталий Степанович
  • Дубинин Владимир Григорьевич
  • Цуканов Николай Алексеевич
  • Пассек Вячеслав Вадимович
RU2705656C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2005
  • Пассек Вадим Васильевич
  • Цернант Александр Альфредович
  • Цуканов Николай Алексеевич
  • Дацковский Аркадий Хананьевич
  • Линник Владимир Александрович
  • Герасимов Василий Анатольевич
  • Поз Геннадий Мортхович
  • Невмержицкая Людмила Ивановна
RU2278213C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 2020
  • Пассек Вадим Васильевич
  • Воробьёв Сергей Сергеевич
  • Поз Геннадий Мортхович
RU2744541C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2006
  • Ашпиз Евгений Самуилович
  • Лукин Игорь Петрович
  • Хрусталев Лев Николаевич
  • Шолин Вячеслав Васильевич
RU2324032C1
БЕРМА ДОРОЖНОЙ НАСЫПИ 2003
  • Юсупов С.Н.
  • Минайлов Г.П.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
RU2246587C1

Реферат патента 2005 года ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах оснований. Дорожная насыпь на вечномерзлых грунтах содержит тело насыпи, балластную призму, расположенную на основной площадке насыпи, и теплоизоляционный слой. Новым является то, что она содержит боковые вспомогательные массивы грунта высотой hб и шириной вб, расположенные по бокам балластной призмы в пределах основной площадки насыпи, ее откосов и на горизонтальном участке на естественной поверхности грунта у подошвы откосов насыпи, при этом тело насыпи выполнено из трех ярусов: нижнего высотой hнж, среднего высотой hcp и верхнего высотой hвн, причем верхний ярус выполнен из дренирующего грунта, а теплоизоляционный слой термическим сопротивлением Rт расположен на выравнивающем слое из сухомерзлого песка непосредственно под боковым вспомогательным массивом, снизу до уровня верха среднего яруса тела насыпи, далее по верхней поверхности среднего яруса тела насыпи до вертикальной плоскости, проходящей через бровку основной площадки насыпи, при этом высота hб бокового вспомогательного массива определяется удобством механизированной отсыпки его и составляет величину 0,3 – 0,7 м на отдельных его участках, причем основные размеры насыпи определяются из приведенных условий. Технический результат изобретения состоит в обеспечении устойчивости и долговечности насыпей, сооружаемых из мерзлых льдонасыщенных грунтов. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 256 032 C1

1. Дорожная насыпь на вечномерзлых грунтах, содержащая тело насыпи, балластную призму, расположенную на основной площадке насыпи, и теплоизоляционный слой, отличающаяся тем, что она содержит боковые вспомогательные массивы грунта высотой hб и шириной вб, расположенные по бокам балластной призмы в пределах основной площадки насыпи, ее откосов и на горизонтальном участке на естественной поверхности грунта у подошвы откосов насыпи, при этом тело насыпи выполнено из трех ярусов: нижнего высотой hнж, среднего высотой hcp и верхнего высотой hвн, причем верхний ярус выполнен из дренирующего грунта, а теплоизоляционный слой термическим сопротивлением Rт расположен на выравнивающем слое из сухомерзлого песка непосредственно под боковым вспомогательным массивом, снизу до уровня верха среднего яруса тела насыпи, далее по верхней поверхности среднего яруса тела насыпи до вертикальной плоскости, проходящей через бровку основной площадки насыпи, при этом высота hб бокового вспомогательного массива определяется удобством механизированной отсыпки его и составляет величину 0,3–0,7 м на отдельных его участках, причем основные размеры насыпи определяются из условий

вбпоткг, м

hнжhб, м

hвнhт-hбп, м

hср=hн-hнж-hвн, м

где вб - ширина бокового вспомогательного массива грунта, м;

вп - расстояние между бровками балластной призмы и основной площадки насыпи, м;

вотк - длина откоса насыпи, м;

вг - длина горизонтального участка вспомогательного массива у подошвы откоса насыпи, м;

hнж - высота нижнего яруса тела насыпи, м;

hб - высота бокового вспомогательного массива грунта, м;

hвн - высота верхнего яруса тела насыпи, м;

hт - глубина максимально возможного сезонного протаивания грунта, м;

hбп - высота балластной призмы, м;

hcp - высота среднего яруса тела насыпи, м;

hн - высота тела насыпи (без балластной призмы), м.

2. Дорожная насыпь на вечномерзлых грунтах по п.1, отличающаяся тем, что в подошве верхнего яруса тела насыпи уложен фильтрующий слой из геотекстиля с уклоном 0,01–0,02 в сторону откоса насыпи, при этом слой геотекстиля выпущен за пределы бокового вспомогательного массива на 20–30 см, причем слой геотекстиля может быть уложен также под балластной призмой и по поверхности откоса в пределах верхнего яруса насыпи высотой hвн.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2256032C1

ЖИНКИН Г.Н., ГРАЧЕВ И.А
Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот
М.: УМК МПС России, 2000, с.31, рис.1.6
RU 2059752 C1, 10.05.1996
Устройство для укрепления откосов над трубами 1989
  • Хамов Арнольд Петрович
SU1763577A1
ВОДООТВОДНАЯ КАНАВА НА СЛАБОСТОЧНЫХ МАРЯХ 2000
  • Минайлов Г.П.
  • Юсупов С.Н.
RU2211278C2
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ВОДООТВОДНОГО СООРУЖЕНИЯ 1991
  • Вайнбендер А.Г.
  • Табаков Н.В.
  • Майер В.Р.
  • Ситников Н.Е.
  • Линцер А.А.
  • Шевалдин Г.Е.
RU2025551C1
Насыпь на участках с поперечным уклоном местности и сильнольдистыми вечномерзлыми грунтами 1991
  • Кондратьев Валентин Георгиевич
SU1807173A1

RU 2 256 032 C1

Авторы

Пассек В.В.

Цернант А.А.

Дацковский А.Х.

Цуканов Н.А.

Крафт Я.С.

Линник В.А.

Даты

2005-07-10Публикация

2004-03-15Подача