ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ Российский патент 2005 года по МПК E02D17/18 

Описание патента на изобретение RU2256031C1

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах в их основаниях.

Известны виды поперечных профилей насыпей, сооружаемых в обычных условиях вне зоны распространения вечномерзлых грунтов (М.А. Фришман, И.Н. Хохлов, В.П. Титов. Земляное полотно железных дорог. Изд-во “Транспорт”, 1972, с. 15, рис. 1).

Недостатки таких профилей насыпей заключаются в том, что в случае применения их в области распространения вечной мерзлоты на просадочных при оттаивании мерзлых грунтах основание насыпи деформируется, что влечет за собой разрушение насыпи.

Наиболее близкой к предлагаемой является насыпь с заменой грунтов в основании, предназначенная для применения в области распространения вечной мерзлоты (Г.Н. Жинкин, И.А. Грачев. “Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот”, М., УМК МПС России, 2000, с. 31, рис. 1.6).

Недостатком такой конструкции является то, что для устройства замены требуется нередко дефицитный дренирующий грунт. Кроме того, вырезка мерзлого грунта в основании насыпи при зимнем производстве работ трудоемка, а при летнем - приводит к растеплению большого массива вечномерзлых грунтов в основании, понижающему их прочностные характеристики.

Предлагаемым изобретением решается задача обеспечения устойчивости и долговечности насыпей в области распространения вечномерзлых грунтов при сильном снегопереносе с существенным упрощением круглогодичной технологии их возведения и расширения области применения местных мерзлых грунтов.

Для достижения указанного технического результата дорожная насыпь на вечной мерзлоте, содержащая тело насыпи, уложенное на естественную поверхность грунта, балластную призму, расположенную на основной площадке насыпи и теплоизоляционный слой, включает боковые вспомогательные массивы грунта высотой не менее 0,3 м, шириной вб, примыкающие с обеих сторон к балластной призме и расположенные в пределах основной площадки насыпи, ее откосов и на горизонтальном участке на естественной поверхности грунта у подошвы откосов насыпи, а теплоизоляционный слой с термическим сопротивлением Rт расположен на выравнивающем слое из сухомерзлого песка непосредственно под балластной призмой и боковыми вспомогательными массивами, при этом Rт определяют теплофизическим расчетом из условий недопустимости сезонного протаивания грунта под балластной призмой, а ширину в боковых вспомогательных массивах определяют из условий:

где вб - ширина бокового вспомогательного массива грунта, м;

врасч - ширина бокового вспомогательного массива грунта, определяемая теплофизическим расчетом из условий обеспечения требуемой температуры грунта под телом балластной призмы, м;

hн - высота насыпи, м;

вп - расстояние между бровками откоса балластной призмы и бровкой основной площадки насыпи, м;

вотк - длина откоса насыпи, м;

вг - длина горизонтального участка вспомогательного массива грунта у подошвы откоса насыпи, м.

Кроме того, боковые вспомогательные массивы могут быть выполнены из недренирующего твердомерзлого грунта с устройством дренажных прорезей для стока дождевых вод. А теплоизоляционный слой по ширине выполнен с разрывами шириной 0,3 - 3,0 м, размещенными за пределами участка не менее 4 м от оси насыпи и не менее половины ширины подошвы насыпи.

Предлагаемая дорожная насыпь иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображена насыпь с высотой, приближающейся к нулю, при наличии сплошной теплоизоляции, поперечное сечение;

на фиг. 2 - то же, вид в плане;

на фиг. 3 изображена насыпь с высотой, приближающейся к нулю, при наличии теплоизоляции с разрывом;

на фиг. 4 - то же, вид в плане;

на фиг. 5 изображено поперечное сечение насыпи малой высоты.

Дорожная насыпь на вечномерзлых грунтах предлагаемой конструкции содержит тело 1 насыпи, отсыпанной на естественную поверхность 2 основания, балластную призму 3, размещенную в пределах основной площадки 4 насыпи, боковые вспомогательные массивы 5, примыкающие по бокам к балластной призме 3, размещенные в пределах основной площадки 4 насыпи, ее откосов 6 и естественной поверхности 2 у подошвы откосов 6, и теплоизоляцию 7, размещенную непосредственно под балластным слоем 3 и боковыми вспомогательными массивами 5. Теплоизоляция 7 выполнена, например, из пеноплэкса. Термическое сопротивление теплоизоляции Rт, а следовательно, и толщина пеноплэкса определяются теплофизическим расчетом. Слой пеноплэкса размещен на выравнивающем слое 8 из песка. В случае, когда высота тела насыпи hн более 0,5 м, для обеспечения отвода дождевых вод между теплоизоляцией 7 и балластной призмой 3 размещен слой геотекстиля 9. Фильтрующая прослойка 9 из геотекстиля укладывается с уклоном 0,02% в обе стороны от оси насыпи с выпуском на поверхность откоса порядка 0,2 м (фиг. 5). Если высота тела насыпи hн стремится к нулю, то в случае применения для боковых вспомогательных массивов 5 местного недренирующего грунта в теле этих массивов устраивают дренирующие прорези 10 шириной впр на расстоянии вдр друг от друга. Из опыта работы подобных дренажных устройств величины впр и вдр должны быть соответственно 0,5 м и 5 -15 м. При этом дренирующая прорезь и балластная призма должны содержать обойму 11 из геотектиля.

Главное назначение боковых вспомогательных массивов грунта - защита теплоизолирующего слоя от повреждений. Кроме того, вспомогательное покрытие позволяет уменьшить необходимую толщину теплоизоляции. Вспомогательный массив 5 может отсыпаться талым, сухомерзлым дренирующим или твердомерзлым недренирующим грунтом.

Ширина боковых вспомогательных массивов вб должна быть не менее 2,0 м из условий недопущения резкого понижения нулевой изотермы по бокам балластной призмы на момент окончания теплого периода года. В результате величина вб определяется из условий:

где врасч - ширина бокового вспомогательного массива грунта, определяемая теплофизическим расчетом из условий обеспечения требуемой температуры грунта под телом балластной призмы, м;

hн - высота насыпи, м;

вп - расстояние между бровками откоса балластной призмы и бровкой основной площадки насыпи, м;

вотк - длина откоса насыпи, м;

вг - длина горизонтального участка вспомогательного массива грунта у подошвы откоса насыпи, м.

Высота hб бокового вспомогательного массива 5 должна быть не менее 0,3 м из условий применения средств уплотнения грунта.

Для обеспечения более низких температур под внешними сторонами боковых вспомогательных массивов 5 в теплоизоляции 7 могут быть устроены разрывы 12, ширина которых вр может колебаться от 0,3 до 3,0 м. По условиям обеспечения устойчивости пути расстояние от оси насыпи до края разрыва должно быть не менее половины ширины подошвы насыпи или менее 4,0 м. Положение нулевой изотермы (верхней границы вечной мерзлоты) на момент окончания теплого периода в естественных условиях после постройки насыпи при сплошной теплоизоляции и после постройки насыпи при наличии разрывов в теплоизоляции показано соответственно позициями 13, 14, 15. При сплошной теплоизоляции нулевая изотерма 14 под краем бокового вспомогательного массива 5 уходит вниз (фиг. 1), что может привести к нежелательным осадкам массива 5. В случае разрыва в теплоизоляции (фиг. 3) нулевая изотерма 15 под краем массива 5 существенно поднимается вверх, однако под разрывом имеет место сезонное протаивание. Чтобы избежать продольной фильтрации дождевых вод под разрывом, по длине разрывов 12 устроены перемычки 16, на протяжении которых теплоизоляция выполнена непрерывной. Длина перемычки ln=2-3 м.

Насыпь сооружают в зимний период. Тело 1 насыпи отсыпают из твердомерзлого местного грунта, далее на выравнивающий слой 8, состоящий из сухомерзлого грунта, укладывают теплоизоляцию 7. Из сухомерзлого грунта отсыпают балластную призму 3. Боковые вспомогательные массивы могут быть выполнены из твердомерзлого местного грунта.

В тепловом отношении насыпь работает следующим образом. В зимний период в условиях Заполярья, где имеет место сильный снегоперенос, с верхней поверхности балластной призмы и боковых вспомогательных массивов снег сдувается, что способствует активному поступлению холода в грунты основания. Хотя в летний период поверхность также оголена, что способствует соответственно поступлению в грунт тепла, суммарный за год тепловой баланс обеспечивает формирование отрицательных температур в грунтах оснований. Температурный режим грунтов оснований зависит от среднегодовой температуры воздуха, мощности теплоизоляции, ширины боковых вспомогательных массивов, степени потепления климата и др., поэтому он определяется теплофизическим расчетом.

При разработке данного изобретения было решено два технических противоречия.

Противоречие первое. Поскольку основным требованием разрабатываемого технического решения была недопустимость осадок насыпи при наличии просадочных грунтов оснований, естественным решением было применение теплоизоляции под балластной призмой. Применение теплоизоляции позволяет снизить глубину сезонного протаивания вплоть до ее полной ликвидации непосредственно под пенопластом. Однако при применении пенопласта в случае потепления климата происходит растепление грунтов оснований, и в случае наличия пенопласта под балластной призмой увеличиваются боковые тепловые потоки на глубине в сторону оси насыпи, что, в свою очередь, способствует растеплению грунтов. Улучшение температурного режима может быть достигнуто уширением зоны теплоизоляции. Однако в этом случае она должна быть заглублена в грунт, чтобы иметь защитный слой. При заглублении теплоизоляции на поверхности будет откладываться слой снега, что ухудшит температурный режим. Таким образом, с одной стороны, необходимо уширение и углубление теплоизоляции, с другой, углубление не нужно.

Противоречие решено введением бокового вспомогательного массива.

Противоречие второе. При применении теплоизоляции под боковым вспомогательным массивом на его внешнем краю нулевая изотерма в конце теплого периода резко уходит вниз, что может привести к нежелательным деформациям. Дальнейшее уширение бокового вспомогательного массива не приводит к результатам. Выход из противоречия был найден устройством “разрыва” в теплоизоляции, через который подкачивается холод через оголенную зимой поверхность бокового вспомогательного массива.

Эффективность применения предлагаемой конструкции достигается при следующих условиях:

- сильный снегоперенос;

- температура грунтов основания до постройки насыпи порядка минус 2°С и выше;

- нулевая или малая высота насыпи (не превышающая глубины сезонного протаивания);

- вероятность глобального потепления климата;

- требование одностадийности строительства (т.е. последующие деформации земполотна и их устранение недопустимы);

- минимальное использование привозных материалов.

Похожие патенты RU2256031C1

название год авторы номер документа
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2004
  • Пассек В.В.
  • Цернант А.А.
  • Дацковский А.Х.
  • Цуканов Н.А.
  • Крафт Я.С.
  • Линник В.А.
RU2256032C1
ДОРОЖНАЯ ВЫЕМКА 2003
  • Минайлов Г.П.
  • Юсупов С.Н.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
RU2244781C1
МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 1993
  • Пассек В.В.
  • Мамчур И.Г.
  • Репко Г.Н.
RU2039146C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 2018
  • Пассек Вадим Васильевич
  • Андреев Виталий Степанович
  • Дубинин Владимир Григорьевич
  • Цуканов Николай Алексеевич
  • Пассек Вячеслав Вадимович
RU2705656C1
Дорожная насыпь на вечной мерзлоте в районах со снегопереносом 2020
  • Исаков Александр Леонидович
  • Шевчук Сергей Сергеевич
  • Бухов Степан Игоревич
RU2756148C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ 2020
  • Пассек Вадим Васильевич
  • Воробьёв Сергей Сергеевич
  • Поз Геннадий Мортхович
RU2744541C1
ТОННЕЛЬ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2004
  • Пассек Вадим Васильевич
  • Цернант Александр Альфредович
  • Дацковский Аркадий Хананьевич
  • Линник Владимир Александрович
RU2275471C1
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2005
  • Пассек Вадим Васильевич
  • Цернант Александр Альфредович
  • Цуканов Николай Алексеевич
  • Дацковский Аркадий Хананьевич
  • Линник Владимир Александрович
  • Герасимов Василий Анатольевич
  • Поз Геннадий Мортхович
  • Невмержицкая Людмила Ивановна
RU2278213C1
ПЕРЕХОД ДОРОГИ ЧЕРЕЗ ВОДОТОК НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 1992
  • Пассек В.В.
  • Мамчур И.Г.
RU2035537C1
БЕРМА ДОРОЖНОЙ НАСЫПИ 2003
  • Юсупов С.Н.
  • Минайлов Г.П.
  • Пассек В.В.
  • Цуканов Н.А.
RU2246587C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 256 031 C1

Реферат патента 2005 года ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению дорожных насыпей на вечномерзлых грунтах в их основаниях. Дорожная насыпь на вечной мерзлоте содержит тело насыпи, уложенное на естественную поверхность грунта, балластную призму, расположенную на основной площадке насыпи, и теплоизоляционный слой. Она содержит боковые вспомогательные массивы грунта высотой не менее 0,3 м, шириной вб, расположенные в пределах основной площадки насыпи, ее откосов и на горизонтальном участке на естественной поверхности грунта у подошвы откосов насыпи, и примыкающие с обеих сторон к балластной призме, а теплоизоляционный слой с термическим сопротивлением RT расположен на выравнивающем слое из сухомерзлого песка непосредственно под балластной призмой и боковыми вспомогательными массивами, ширину вб определяют из указанного условия. Технический результат состоит в обеспечении устойчивости и долговечности насыпей в области распространения вечномерзлых грунтов при сильном снегопереносе, существенном упрощении круглогодичной технологии их возведения и расширении области применения местных мерзлых грунтов. 1 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 256 031 C1

1. Дорожная насыпь на вечной мерзлоте, содержащая тело насыпи, уложенное на естественную поверхность грунта, балластную призму, расположенную на основной площадке насыпи, и теплоизоляционный слой, отличающаяся тем, что она содержит боковые вспомогательные массивы грунта высотой не менее 0,3 м, шириной вб, расположенные в пределах основной площадки насыпи, ее откосов и на горизонтальном участке на естественной поверхности грунта у подошвы откосов насыпи и примыкающие с обеих сторон к балластной призме, а теплоизоляционный слой с термическим сопротивлением Rт расположен на выравнивающем слое из сухомерзлого песка непосредственно под балластной призмой и боковыми вспомогательными массивами, ширину вб определяют из условия

вб ≥ вn + вотк + вг ,

где вб - ширина бокового вспомогательного массива грунта, м;

вn - расстояние между бровкой откоса балластной призмы и бровкой основной площадки насыпи, м;

вотк - длина откоса насыпи, м;

вг - длина горизонтального участка вспомогательного массива грунта у подошвы откоса насыпи, м.

2. Дорожная насыпь по п.1, отличающаяся тем, что боковые вспомогательные массивы выполнены из недренирующего твердомерзлого грунта с устройством дренажных прорезей для стока дождевых вод.3. Дорожная насыпь по п.1, отличающаяся тем, что по ширине теплоизоляционный слой выполнен с разрывами шириной 0,3-3,0 м, размещенными за пределами участка не менее 4 м от оси насыпи и не менее половины ширины подошвы насыпи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2256031C1

ЖИНКИН Г.Н., ГРАЧЕВ И.А
Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот
М., 2000, с
Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции 1921
  • Тычинин Б.Г.
SU31A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Насыпь на участках с поперечным уклоном местности и сильнольдистыми вечномерзлыми грунтами 1991
  • Кондратьев Валентин Георгиевич
SU1807173A1
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА СЛАБОМ ОСНОВАНИИ 1990
  • Жданова С.М.
RU2006552C1
Способ сооружения насыпи второго пути в условиях вечной мерзлоты 1990
  • Иванов Михаил Иванович
  • Ватуля Леонид Павлович
  • Тимофеев Геннадий Иванович
SU1767091A1
Земляное полотно вдоль трассовой, возводимой на вечномерзлом грунте, дороги 1981
  • Соколов С.М.
  • Караваев С.С.
  • Табаков Н.В.
  • Щербинин И.А.
  • Лейтланд В.Г.
SU1005518A1

RU 2 256 031 C1

Авторы

Цернант А.А.

Крафт Я.С.

Дацковский А.Х.

Пассек В.В.

Цуканов Н.А.

Линник В.А.

Даты

2005-07-10Публикация

2004-03-15Подача