Изобретение относится к автомобильно-дорожной отрасли, для устройства противогололедного слоя на дорожном покрытии.
Известен способ приготовления композиции для устройства верхнего слоя дорожного покрытия с противогололедным эффектом, включающий изготовление асфальтобетонного покрытия на асфальтобетонном заводе путем смешения компонентов с добавкой алкилалкенсиликоната щелочного металла и хлористых солей. Асфальтобетонное покрытие изготовленное по данному способу предотвращает повторное льдообразование при переходе температур через 0°С путем таяния льда и снижает коррозийное действие на металлы (патент №2053971, МПК С 04 В 26/26) - прототип.
Недостатком этого способа является усложнение технологического процесса и высокая стоимость, так как антигололедная добавка изготавливается на специализированном предприятии и затем транспортируется на асфальтобетонный завод, где перемешивается со всем объемом асфальтобетонной смеси и после этого транспортируется в район строительства дороги. Кроме того, композиция работает в узком диапазоне температур, при этом наблюдается коррозионное воздействие на металлы и вредное действие солей на окружающую среду.
Техническая задача заявляемого изобретения - упрощение технологического процесса при изготовлении противогололедного слоя на дорожном покрытии, не обладающим коррозионным воздействием на металлы и работающего при температуре окружающего воздуха до - 20°С.
Поставленная задача достигается тем, что в известном способе, включающем нанесение вещества на асфальтобетонную смесь, в качестве вещества используется кремнеорганический модификатор в виде эмульсии или суспензии, расход которого на 1 м2 площади предварительно уложенной на дорожное полотно асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0.3-0.5 кг и который характеризуется структурной формулой
где n=3-30 - число звеньев
R - органический радикал (в частности алкил, фенил, алкен)
после нанесения модификатора производится укатка асфальтобетонной смеси.
Использование различных модификаторов в асфальтобетонной смеси для получения анигололедных покрытий в технике широко известно. Известен способ получения противогололедного препарата на основе смеси хлоридов металлов с последующим ее измельчением, причем предварительно смесь хлоридов перед измельчением проплавляют при температуре 680-800°С до достижения однородного состава и охлаждают, а в качестве смеси хлоридов металлов используют отходы магниевого производства (патент №2172331, МПК С 09 К 3/18).
Известен способ приготовления композиции для устройства верхнего слоя дорожного покрытия. Способ осуществляется путем смешения минеральных компонентов черного органического вяжущего и антигололедной добавки. В качестве антигололедной добавки применяют порошкообразную водорастворимую смесь алкил-алкенсиликоната щелочного металла и хлоридов щелочных металлов (патент №2053971, МПК С 04 В 26/26).
Однако такие составы асфальтобетонных смесей получают путем прямого смешения компонентов на асфальтобетонных завода и после этого весь объем смеси используется при строительстве дороги. Смеси оказывают коррозионное воздействие на металлы и пагубное воздействие солей на придорожную полосу.
В заявляемом техническом решении модификатор наносится на уложенное на дорожное полотно асфальтобетонное покрытие с температурой 80-100°С и расходом 0.3-0.5 кг/м2, до того как производится укатка катком, при этом происходит химическая прививка, сопровождающаяся образованием химических поперечных связей в структуре полимера, что упрочняет покрытие. Модификатор заполняет все поры и микротрещины. После прокатки катком у покрытия появляется новое свойство, а именно появляется более прочный слой глубиной 1-1.5 см, который вытесняет появление центров кристаллизации льда из покрытия на поверхность асфальто-бетонного покрытия. Для отрыва образовавшегося льда на поверхности покрытия достаточно усилий, которые возникают между шиной и покрытием при движении транспортного средства.
Патентно-информационные исследования не выявили совокупность признаков, которая обеспечивает достигаемый результат, поэтому заявляемое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».
С целью ускорения химической реакции в модификатор, перед его внесением в асфальтобетонную смесь, дополнительно вводят катализатор (органические и неорганические кислоты), инициирующий реакцию полимеризации.
Антикоррозионный эффект обеспечивается отсутствием соли в составе модификатора.
В Таблице 1 приведен состав используемой асфальтобетонной смеси (в строке прототип указан противогололедный компонент, входящий в его состав смеси); в Таблице 2 показаны свойства полученного антигололедного слоя асфальтобетона в сравнении с прототипом; в Таблице 3 приведены результаты экспериментов по сцеплению (адгезии) льда с полученным антигололедным асфальтобетонным слоем в сравнении с прототипом, при расходе реагента 0,5 кг/м2 и температуре воздуха от -7°С до -10°С.
Из таблицы 2 следует, что физико-механические свойства полученного противогололедного слоя лучше, чем у необработанного модификатором асфальтобетонного покрытия и прототипа. Заявляемый способ образования противогололедного слоя дорожного покрытия снижает сцепление льда с асфальтобетонным покрытием в 7-8 раз, а прототип в 3-4 раза.
Пример 1.
В качестве органического радикала R используем алкил (-СН3), число n принимаем равным 30.
В обрабатываемую ячейку, представляющую собой металлическое кольцо диаметром 140 мм и высотой 70 мм (см.чертеж), вносим асфальтобетонную смесь Тип Б, II марки (по ГОСТ 9128-97) нагретую до 100°С. Сверху наносят модификатор в виде раствора с концентрацией основного вещества 30%. Количество модификатора (по основному веществу) составляет 0,5 кг/м2. Затем формуют образец асфальтобетонного покрытия под нагрузкой 400 кг/см2.
На чертеже представлена установка для определения адгезии льда с образцом асфальтобетонного покрытия: 1 - корпус установки, 2 - кольцо с асфальтобетоном, кольцо со льдом, 4 - динамометр, 5 - червячная передача, 6 - зажим, 7 - лед, 8 - образец асфальтобетонного покрытия, 9 - технический вазелин.
После остывания, сверху на пробу было установлено кольцо диаметром 120 мм и высотой 30 мм, смазанное снизу техническим вазелином для герметичности, в которое была помещена вода. Вода была заморожена при температуре на установке для определения адгезии льда с асфальтобетонным покрытием (см.чертеж), было измерено сдвиговое усилие, необходимое для отрыва льда от образца поверхности асфальта.
По сравнению с холостой пробой (без модификатора) сдвиговое усилие уменьшилось соответственно с 0.95 кг/см2 до 0, 11 кг/ см2.
Пример 2.
В качестве органического радикала R используем алкен (-СН=СН2)
Число n принимаем равным 14.
В обрабатываемую ячейку (аналогично примеру 1) вносится образец асфальтобетонной смеси, нагретой до 90°С. Сверху наносится модификатор в количестве 0,4 кг/м2.
Условия замораживания и получения льда, как в примере 1.
Температура заморозки -10°С.
Сдвиговая нагрузка, необходимая для отрыва льда от образца асфальтобетонного покрытия, по сравнению с холостой пробой снизилась от 0.95 кг/см2 до 0,15 кг/см2.
Пример 3.
В качестве органического радикала R используем фенил (Ph).
Число n принимаем равным 3.
В обрабатываемую ячейку (аналогично примеру 1) вносится образец асфальтобетонной смеси, нагретой до 80°С. Сверху наносится модификатор в количестве 0,3 кг/м.
Условия замораживания и получения льда, как в примере 1.
Температура заморозки -10°С.
Сдвиговая нагрузка, необходимая для отрыва льда от образца асфальтобетонного покрытия, по сравнению с холостой пробой снизилась от 0,95 кг/см2 до 0,18 кг/см2.
При проведении испытаний с уменьшением расхода реагента (<0,3 кг/м2) и снижением температуры (<80°С ), увеличивается сцепление льда с асфальтобетоном, что существенно снижает эффективность антигололедных свойств.
При проведении испытаний с увеличением расхода реагента (>0,5 кг/м2) сцепление льда с асфальтобетоном изменяется незначительно.
Способ осуществляется следующим образом.
На подготовленную дорожную одежду сначала укладывается асфальтобетонная смесь, затем на асфальтобетонную смесь наносится кремнеорганический модификатор в виде эмульсии или суспензии, расход которого на 1 м2 площади асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0.3-0.5 кг., после этого производится укатка асфальтобетонной смеси катком.
Пояснение к Таблице 1.
В соответствии со СниП 3.06.03-85 битум не входит основной состав асфальтобетонной смеси, поэтому в Таблице 1 суммарное содержание всех компонентов больше 100%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИГОЛОЛЕДНОГО РЕАГЕНТА | 2002 |
|
RU2211235C1 |
АНТИГОЛОЛЕДНЫЙ СОСТАВ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2009 |
|
RU2408646C1 |
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ РЕАГЕНТ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2500708C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2015 |
|
RU2674672C2 |
ТВЕРДЫЙ АНТИГОЛОЛЕДНЫЙ СОСТАВ И СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА С ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГ | 2005 |
|
RU2294352C1 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2014 |
|
RU2564998C1 |
ТВЕРДЫЙ АНТИГОЛОЛЕДНЫЙ СОСТАВ | 2000 |
|
RU2167179C1 |
СОСТАВ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНОГО ВОДНОГО РАСТВОРА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГ | 2004 |
|
RU2264429C1 |
АНТИГОЛОЛЕДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2012 |
|
RU2521381C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2007 |
|
RU2374381C2 |
Изобретение относится к автомобильно-дорожной отрасли, для устройства противогололедного слоя на дорожном покрытии. Способ включает нанесение вещества на асфальтобетонную смесь. В качестве вещества используется кремнеорганический модификатор, расход которого на 1 м2 площади предварительно уложенной на дорожное полотно асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0,3-0,5 кг. Причем после нанесения модификатора производится укатка асфальтобетонной смеси. Способ позволяет упростить технологический процесс при изготовлении противогололедного слоя на дорожном покрытии, не обладающим коррозионным воздействием на металлы и работающего при температуре окружающего воздуха до -20°С. 1 ил., 3 табл.
Способ образования противогололедного слоя на автомобильной дороге, включающий нанесение вещества на асфальтобетонную смесь, отличающийся тем, что в качестве вещества используется кремнеорганический модификатор в виде эмульсии или суспензии, расход которого на 1 м2 площади предварительно уложенной на дорожное полотно асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0.3-0.5 кг, который характеризуется структурной формулой
где n=3-30 - число звеньев
R - органический радикал (в частности алкил, фенил, алкен),
после нанесения модификатора производится укатка асфальтобетонной смеси.
RU 2053971 C1, 10.02.1996 | |||
Композиция для получения противообледенительного покрытия "Крезан | 1986 |
|
SU1386630A1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ | 1998 |
|
RU2156786C2 |
ЗАПОМИНАЮЩАЯ ЯЧЕЙКА С НЕРАЗРУШАЮЩИМ СЧИТЫВАНИЕМ | 0 |
|
SU209068A1 |
DE 2900781 A1, 12.07.1979. |
Авторы
Даты
2005-09-10—Публикация
2003-07-14—Подача