Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам запуска газотурбинного двигателя.
Известна система запуска газотурбинного двигателя, содержащая вспомогательную силовую установку (далее - ВСУ), включающую компрессор и жаровую трубу камеры сгорания, и пусковое устройство с воздушной турбиной, связанной посредством основного трубопровода через запорное устройство с компрессором вспомогательной силовой установки (Б.М.Кац, Э.С.Жаров, В.К.Винокуров. Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей, - М.: Машиностроение, 1976 г., с. 7-9).
В известном устройстве в качестве пускового устройства используется воздушный стартер, механически связанный с валом ротора двигателя. Пусковое устройство раскручивает ротор двигателя до того момента, когда турбина начнет развивать мощность, достаточную для самостоятельной раскрутки ротора двигателя с заданным ускорением, после чего оно отключается.
Основным недостатком известного устройства является снижение уровня мощности, подводимой к ротору двигателя из-за невысокого уровня энергоотдачи ВСУ, что приводит к увеличению времени запуска двигателя и снижению его надежности. Вместе с тем, для обеспечения требуемых характеристик запуска ГТД приходится повышать мощность ВСУ, увеличивая при этом ее габариты, вес и стоимость.
Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности и сокращение времени запуска двигателя без существенных изменений габаритов и веса исходной ВСУ.
Задача решается тем, что система запуска газотурбинного двигателя, содержащая вспомогательную силовую установку, включающую компрессор и жаровую трубу камеры сгорания, и пусковое устройство с воздушной турбиной, связанной посредством основного трубопровода через запорное устройство с компрессором вспомогательной силовой установки, оснащена дополнительным трубопроводом, сообщенным своим входом с внутренней полостью жаровой трубы камеры сгорания вспомогательной силовой установки, а выходом - с внутренней полостью основного трубопровода, причем запорное устройство размещено в основном трубопроводе между выходом дополнительного трубопровода и воздушной турбиной пускового устройства.
Кроме того, в устройстве может иметь место следующее:
- дополнительный трубопровод может быть размещен во внутренней полости основного трубопровода;
- во внутренней полости основного трубопровода между запорным устройством и выходом дополнительного трубопровода может быть размещено профилированное сужающееся-расширяющееся сопло типа трубки Вентури;
- профилированное сужающееся-расширяющееся сопло типа трубки Вентури может быть оснащено механизмом его перемещения вдоль оси основного трубопровода;
- на наружной поверхности дополнительного трубопровода в зоне его выхода может быть размещена профилированная вставка.
Оснащение двигателя дополнительным трубопроводом и сообщение через него внутренней полости жаровой трубы камеры сгорания ВСУ с внутренней полостью основного трубопровода обеспечивает подвод горячего газа к трубопроводу, сообщенному с воздушной турбиной. Повышение температуры рабочего тела, подаваемого на воздушную турбину, значительно увеличивает ее удельную мощность, увеличивая, тем самым, уровень мощности, подводимой к ротору двигателя. Использование в качестве подогретого рабочего тела горячего газа из камеры сгорания ВСУ позволяет более полно использовать потенциальные возможности самой ВСУ. При этом нет необходимости изменять конструкцию ВСУ за счет ввода каких-либо элементов подогрева рабочего тела.
Размещение запорного устройства в основном трубопроводе между выходом дополнительного трубопровода и воздушной турбиной обеспечивает подачу рабочего тела к воздушной турбине, а также прекращение этой подачи.
Размещение дополнительного трубопровода во внутренней полости основного трубопровода наиболее рационально, поскольку, во-первых, не требует для этого дополнительного пространства, а, во-вторых, позволяет воздухом, проходящим по основному трубопроводу, охлаждать сильно нагретый из-за горячих газов дополнительный трубопровод, обеспечивая ему тем самым тепловую защиту.
Размещение во внутренней полости основного трубопровода между запорным устройством и выходом дополнительного трубопровода профилированного сужающегося-расширяющегося сопла типа трубки Вентури обеспечивает минимальные потери давления рабочего тела, подаваемого на воздушную турбину пускового устройства.
Оснащение профилированного сужающегося-расширяющегося сопла типа трубки Вентури механизмом его перемещения вдоль оси основного трубопровода позволяет перемещать трубку Вентури вдоль участка основного трубопровода, фиксируя ее положение относительно выходного участка дополнительного трубопровода. При этом в положении, когда горло трубки Вентури размещено в зоне выходного участка дополнительного трубопровода, обеспечивается разгон воздуха внутри трубки Вентури и понижается его статическое давление, благодаря чему горячий газ из внутренней полости камеры сгорания поступает в расширяющийся участок трубки Вентури и смешивается с воздухом от компрессора.
Выполнение на наружной поверхности выходного участка дополнительного трубопровода вставки позволяет в крайнем положении трубки Вентури, благодаря контактированию ее входного участка с вставкой, перекрыть доступ воздуха по основному трубопроводу к воздушной турбине и открыть доступ для горячего газа из камеры сгорания.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена общая схема системы запуска ГТД, а на фиг. 2 показаны возможные положения профилированного сужающегося-расширяющегося сопла типа трубки Вентури в основном трубопроводе.
Предлагаемая система запуска газотурбинного двигателя содержит ВСУ 1 с компрессором 2 и камерой сгорания 3 и воздушную турбину 4 пускового устройства, вал 5 которой механически связан с валом ротора 6 двигателя 7. Турбина 4 связана с компрессором 2 ВСУ 1 основным трубопроводом 8. Во внутренней полости основного трубопровода 8 размещены управляющий клапан 9 и дополнительный трубопровод 10, сообщенный своим входом с внутренней полостью камеры сгорания 3, а выходом - с внутренней полостью основного трубопровода 8, а также профилированное сужающееся-расширяющееся сопло типа трубки Вентури 11. Управляющий клапан 9 размещен в трубопроводе 8 между выходом дополнительного трубопровода 10 и воздушной турбиной 4. Профилированное сужающееся-расширяющееся сопло типа трубки Вентури 11 оснащено механизмом 12 его перемещения вдоль оси основного трубопровода 8, выполненным в виде цилиндра с поршнем 13. На наружной поверхности дополнительного трубопровода 10 в зоне его выхода во внутреннюю полость основного трубопровода 8 размещена профилированная вставка 14.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Запускается ВСУ 1 и выводится на установившийся режим.
Для раскрутки ротора 6 двигателя 7 подается команда на клапан управления 15 и воздух по трубопроводу 16 поступает из компрессора 2 в цилиндр 17, перемещая шток 18 в положение, при котором управляющий клапан 9 открывается и обеспечивая доступ воздуху от компрессора 2 к воздушной турбине 4, которая, в свою очередь, через выходной вал 5 соединена с ротором 6 двигателя 7.
Таким образом, воздушная турбина 4 начинает раскручивать ротор 6. После этого подается команда на открытие клапана управления 19 и воздух из компрессора 2 по трубопроводу 20 поступает во внутреннюю полость механизма 12, перемещая шток 21 с поршнем 13. Одновременно воздух, вытесняемый поршнем 13 из внутренней полости механизма 12, по трубопроводу 22 через клапан 19 стравливается в атмосферу.
В зависимости от команды блока запуска 23 двигателя 7 шток 21 перемещает трубку Вентури 11 из положения 24 в положение 25 или 26.
При положении 25 внутренний контур трубки Вентури 11 совместно с выходным участком дополнительного трубопровода 10 образует эжектор, где функции эжектирующего газа, поступающего по трубопроводу 8, выполняет воздух за компрессором 2, а эжектируемого газа, поступающего по трубопроводу 10, выполняет горячий газ, поступающий из внутренней полости жаровой трубы камеры сгорания 3.
Воздух из компрессора 2 в трубке Вентури 11 ускоряется, и его статическое давление падает, достигая минимального уровня в зоне выходного сечения участка дополнительного трубопровода 10 и обеспечивая перепад давления в трубопроводе 10. Горячий газ начинает поступать в трубку Вентури 11 и смешиваться с более холодным воздухом из компрессора 2. Одновременно увеличивается подача топлива в ВСУ 1. Дальнейшая раскрутка двигателя 7 производится воздушной турбиной 4. По достижении заданных оборотов двигателя 7 происходит отключение привода от воздушной турбины 4 и подается команда от блока запуска 23 к клапану управления 19 и воздух начинает поступать в полость цилиндра механизма 12 по трубопроводу 22 и, перемещая шток 21 с поршнем 13, и через трубопровод 27 стравливается в атмосферу. В результате трубка Вентури 11 занимает исходное положение 24. При этом прекращается поступление горячего газа в трубопровод 8, так как с перемещением трубки Вентури 11 давление на срезе выходного участка трубопровода 10 повышается до уровня давления за компрессором 2.
Давление внутри жаровой трубы камеры сгорания 3 ниже давления за компрессором 2, поэтому воздух за ним начинает поступать по трубопроводу 10 внутрь жаровой трубы камеры сгорания 3. Небольшой перепад на трубопроводе 10 между воздухом и газом внутри жаровой трубы камеры сгорания 3 обеспечивает протекание воздуха через него внутрь жаровой трубы камеры сгорания 3.
Далее подается команда от блока 23 к клапану управления 15 и воздух поступает в цилиндр 17, перемещая шток 18 в обратном направлении на закрытие управляющего клапана 9, расположенного в основном трубопроводе 8, прекращая подачу воздуха на воздушную турбину 4. Одновременно открывается клапан перепуска 28.
На форсированных режимах запуска перемещение трубки Вентури 11 производится в положение 26, ее входной участок совместно с вставкой 14 перекрывает трубопровод 8, в результате чего в воздушную турбину 4 прекращает поступать воздух из компрессора 2, а поступает только горячий газ из внутренней полости жаровой трубы камеры сгорания 3. Одновременно увеличивается подача топлива в камеру сгорания 3 и открывается клапан перепуска 28 в газовый тракт ВСУ 1.
Предложенная система позволяет значительно повысить энергоотдачу от ВСУ без существенных изменений ее габаритов и веса, тем самым повышая надежность запуска двигателя, а также сокращая его время.
Источники информации
1. Б.М.Кац, Э.С.Жаров, В.К.Винокуров. Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1976 г., с. 7-9.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2260134C1 |
ПАРОГАЗОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2054563C1 |
МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА | 2014 |
|
RU2563079C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2088488C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, РАБОТАЮЩИЙ НА КРИОГЕННОМ ТОПЛИВЕ | 1996 |
|
RU2138661C1 |
РЕГУЛЯТОР ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ | 1990 |
|
RU2076248C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ОХЛАЖДАЕМОЙ ТУРБИНОЙ | 2003 |
|
RU2252327C1 |
Малоразмерная газотурбинная установка | 2024 |
|
RU2819326C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ФОРСИРОВАНИЯ | 2014 |
|
RU2562822C2 |
СЖИГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2020 |
|
RU2746489C1 |
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к системам запуска. Система запуска газотурбинного двигателя содержит вспомогательную силовую установку, включающую компрессор и жаровую трубу камеры сгорания, и пусковое устройство с воздушной турбиной, связанной посредством основного трубопровода через запорное устройство с компрессором вспомогательной силовой установки. Система запуска оснащена также дополнительным трубопроводом, сообщенным своим входом с внутренней полостью жаровой трубы камеры сгорания вспомогательной силовой установки, а выходом - с внутренней полостью основного трубопровода. Запорное устройство размещено в основном трубопроводе между выходом дополнительного трубопровода и воздушной турбиной пускового устройства. Изобретение позволяет значительно повысить энергоотдачу от вспомогательной силовой установки без существенных изменений ее габаритов и веса, тем самым повышая надежность запуска двигателя, а также сокращая его время. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Пожарный двухцилиндровый насос | 0 |
|
SU90A1 |
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ОБОГРЕВА И ВЕНТИЛЯЦИИ | 2006 |
|
RU2325592C2 |
US 4777793 А, 18.10.1988 | |||
US 3098626 А, 23.07.1963 | |||
АНТИСЕПТИЧЕСКОЕ И ДЕЗОДОРИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО | 1997 |
|
RU2133126C1 |
АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ ПУСКОВОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ | 1997 |
|
RU2133358C1 |
Авторы
Даты
2005-09-10—Публикация
2003-11-28—Подача