ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА Российский патент 2005 года по МПК G06F17/60 

Описание патента на изобретение RU2262738C2

Область изобретения

Данное изобретение относится к обучающим системам, а точнее к тем из них, которые предоставляют учебный материал в виде программного обеспечения или лекций с использованием телевидения или сети Интернет, предполагающих двухстороннее взаимодействие между системой и пользователем, а также возможность мониторинга процесса обучения пользователя для автоматической оценки степени понимания им учебного материала. В соответствии с данной обучающей системой лекции, использующие информационные технологии, могут быть предоставлены более просто и эффективно.

Уровень техники

Обычные системы дистанционного обучения используют учебные материалы (видеокассеты, компакт-диски или сетевые лекционные программы, дополненные информационными технологиями (ИТ)), предназначенные для большого количества слушателей (будь то школа, класс или отдельный студент), причем каждый пользователь работает с учебным материалом в удобное для себя время, и, таким образом, для обычных обучающих систем становится трудно оценивать степень понимания учебного материала каждым конкретным пользователем и управлять дальнейшим процессом обучения.

К тому же, в обычных системах дистанционного обучения достаточно трудно проводить частую проверку изученного учебного материала и иметь возможность отправлять по нему отчеты. Таким образом, обучающая система не может оценивать степень понимания материала соответствующим пользователем и не может влиять на результативность обучения. Даже в том случае, если система, использующая информационные технологии (ИТ), и проводит тестирование пользователя, то такое тестирование представляет собой единообразные тесты в виде «да/нет» или выбора из нескольких вариантов, что также не позволяет эффективно и правильно оценивать результаты обучения. К тому же обычная обучающая система, использующая ИТ, не может эффективно оценивать и обрабатывать ответы или отчеты пользователей.

Для обычного учебного материала или лекций с использованием телевидения не существует эффективной обучающей системы для сбора фактических данных по самому учебному материалу.

Среди обычного учебного материала или сетевых лекций, использующих информационные технологии, не существует системы оценки и контроля за тем, подходит или нет материал, лекция или задание соответствующему пользователю. Более того, в таких системах отсутствует возможность эффективной оценки поведения пользователя.

Также, при использовании обычного учебного материала или сетевых лекций пользователям доступен только их ограниченный набор.

Тем более, при использовании обычного учебного материала или сетевых лекций обучающие системы не могут работать с материалом, требующим практических занятий, таких как семинары, и оценивать их результаты.

Сущность изобретения

Данное изобретение представляет собой обучающую систему для сбора и автоматической обработки всей информации, полученной от пользователей, в то время как сами пользователи изучают лекции. Другими словами, задача данного изобретения в области учебных материалов и сетевых лекций состоит в создании обучающей системы для предоставления учебных материалов, которые включают в себя как сам «учебный материал» в узком смысле слова, так и другие образовательные инструменты или сетевые лекции на основе информационных технологий, и автоматической оценке степени понимания материала и управления процессом обучения.

Для достижения данной цели обучающая система, в соответствии с данным изобретением, состоит из сервера и, по крайней мере, одного терминала пользователя, соединенного с сервером через сеть, при этом сервер включает в себя:

средство хранения, по меньшей мере, одного учебного материала,

средство передачи учебного материала на терминал пользователя через сеть;

терминал пользователя включает в себя:

средство получения учебного материала через сеть,

средство демонстрации полученного учебного материала пользователю (т.е. воспроизведения любой понятной информации в виде звука, картинок, видеофрагментов или букв Брайля (выступающие буквы) в соответствии с данным учебным материалом),

средство распознавания действий пользователя во время демонстрации ему любой понятной информация и

средство передачи информации о действиях пользователя;

сервер также включает в себя:

средство приема информации о действиях пользователя через вычислительную сеть и

средство для оценки отношения к обучению (например, степень концентрации) вышеуказанного пользователя на основе его действий в реальном времени.

В соответствии с данным изобретением существует возможность передачи оценки об отношении к обучению пользователей, которые до этого никогда не использовали обычные системы дистанционного обучения, такие как сетевые лекции, от клиента серверу в реальном времени для правильной оценки процесса обучения. Данная система может использовать различные виды сетевого подключения, такие как Интернет, кабельное телевидение, спутниковая передача данных и другие виды связи в виде абонентских телефонных линий (ISDN или ADSL) или выделенных линий (волоконно-оптический канал). Так как размеры файлов с учебным материалом достаточно велики, для данной системы предпочтительно использование высокоскоростных средств передачи данных в виде широкополосных сетей, спутниковых или наземных вещательных станций. Однако, так как объем исходящей информации относительно невелик, данная система может использовать и относительно низкоскоростные сети. Например, сервер данной системы передает входящие данные (учебную информацию), используя спутниковую систему, в то время как терминал пользователя может передавать исходящую информацию через Интернет. В соответствии с настоящим изобретением в предпочтительном варианте осуществления средство распознавания содержит средство из группы, состоящей из средства получения изображения пользователя, средства получения голоса пользователя и средства контроля состояния ввода на одно или более устройств ввода-вывода, соединенных с терминалом пользователя.

В соответствии с данным вариантом отношение к обучению каждого конкретного пользователя может быть просто и адекватно оценено. Например, система может попросить пользователя совершить определенное действие (поднять правую руку, произнести определенный звук или выбрать один из предложенных вариантов ответа с помощью мыши или клавиатуры) и фиксирует ответные действия с использованием камеры или другого устройства ввода-вывода. Таким образом, обучающая система может вполне определенно отличить, серьезно или не серьезно пользователь относится к процессу обучения.

В соответствии с другим вариантом обучающей системы, в соответствии с данным изобретением, терминал пользователя дополнительно содержит средство идентификации, предназначенное для получения персональной идентификационной информации пользователя перед предоставлением учебного материала; и средство передачи, предназначенное для передачи полученной персональной идентификационной информации на сервер через сеть; и

сервер содержит средство получения персональной идентификационной информации от терминала пользователя.

В соответствии с этим вариантом данного изобретения система получает от пользователей информацию о персональной идентификации для их авторизации на основе информации из заранее сформированной базы данных (содержащей идентификаторы пользователей и пароли, ассоциированные с данными идентификаторами) и определения, передавать или нет учебный материал на основе данной авторизации. Только в том случае, если пользователь имеет право на получение учебного материала, данная система отправит его пользователю. Система также может использовать идентификаторы и пароли для взимания с пользователя платы за переданный учебный материал, причем размер оплаты определяется для каждого конкретного материала отдельно.

В другом варианте реализации обучающей системы в соответствии с данным изобретением вышеуказанное средство идентификации терминала пользователя содержит биометрический датчик (отпечатки пальцев, радужная оболочка или сетчатка глаза, образец голоса или почерка, форма лица и т.п.).

В этом случае биометрические данные (отпечатки пальцев, образец голоса или радужной оболочки глаза), полученные соответствующим датчиком, уникальны для каждого пользователя и могут быть использованы для более простой и однозначной его идентификации.

В еще одном варианте обучающей системы, в соответствии с данным изобретением, вышеуказанный терминал пользователя дополнительно содержит:

средство предоставления пользователю одного или более предварительно заданных вопросов, подготовленных в соответствии с учебным материалом, для оценки полноты его восприятия, и запроса у пользователя ввода одного или более ответов или отчетов на вышеуказанные вопросы;

средство приема одного или более ответов или отчетов от пользователя в ответ на один или более предварительно заданных вопросов;

средство передачи одного или более ответов или отчетов на сервер с использованием сети,

при этом содержит:

средство оценки полученных одного или более указанных ответов или отчетов от терминала пользователя для оценки уровня понимания пользователем учебного материала на основе указанных ответов или отчетов.

В еще одном варианте обучающей системы, в соответствии с данным изобретением, вышеуказанное средство оценки сервера содержит средство определения наличия или отсутствия в ответах или отчетах одного или более предварительно определенных ключевых слов, отражающих степень понимания пользователем соответствующего учебного материала, для определения степени понимания как на основе найденных ключевых слов, так и расположения маркерных точек для этих ключевых слов.

В другом варианте обучающей системы, в соответствии с данным изобретением, средство оценки содержит средство определения наличия или отсутствия одного или более дополнительного ключевого слова, указывающего на основное ключевое слово, близкое к ключевому слову («близкое» в данном случае определяется предложением или параграфом, включающим ключевое слово, а также областью внутри определенного количества слов, фраз или предложений). На основе этого производится определение степени понимания пользователем на основе как найденных дополнительных ключевых слов, так и расположения маркерных точек указанных ключевых слов (например, расположение маркерных точек для соответствующих дополнительных ключевых слов основывается на предопределенной степени их важности или непосредственного расположения (т.е. производится оценка расстояния между основным и дополнительным ключевым словом).

В обычной среде обучения преподаватель или руководитель вручную оценивают отчеты и проверяют каждый контрольный лист. Более того, для оценки каждого студента также необходим устный экзамен. Однако, в соответствии с данным вариантом обучающей системы, можно просто и достоверно оценить степень понимания материала или активность обучаемого на основе ответов с использованием текста или устной речи (такие как ответ на тест).

Краткое описание чертежей

Фиг.1 изображает блок-схему, иллюстрирующую общую концепцию обычной образовательной среды.

Фиг.2 - блок-схему, показывающую общую концепцию образовательной среды, в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению.

Фиг.3 - блок-схему, представляющую концепцию системы оценки в обычной образовательной среде.

Фиг.4 - блок-схему, представляющую концепцию системы оценки в образовательной среде, в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению.

Фиг.5 - блок-схему, иллюстрирующую концепцию образовательной среды, реализованной в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению.

Фиг.6 - блок-схему, показывающую базовую конфигурацию обучающей системы согласно данному изобретению.

Фиг.7 - таблицу, содержащую ключевые слова, дополнительные ключевые слова и расположение маркерных точек.

Фиг.8 - блок-схему, представляющую показательную концепцию образовательной среды, в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению.

Фиг.9 - блок-схему, представляющую показательную концепцию образовательной среды, в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению.

Описание предпочтительных вариантов осуществления

Далее описано несколько предпочтительных вариантов в осуществлении обучающей системы, соответствующих данному изобретению, со ссылкой на прилагаемые чертежи.

На фиг.1 показана блок-схема, иллюстрирующая общую концепцию обычной образовательной среды. Как показано на фиг.1, в обычной образовательной среде, с одной стороны, преподаватель читает студентам лекцию в классе и использует учебный материал, например учебник, а с другой стороны, студенты сами могут посещать лекции по учебному материалу по мере необходимости. Таким образом, лекции и учебный материал предоставляются и используются студентами по отдельности. Соответственно, в обычной образовательной среде преподаватели не могут успешно использовать учебный материал.

На фиг.2 показана блок-схема, иллюстрирующая общую концепцию образовательной среды, реализованной в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению. Как показано на фиг.2, в соответствии с данным изобретением функции преподавателя или руководителя передаются в единый учебный материал в виде оцифрованных лекций, например видеоматериал. Такой учебный материал предоставляется каждому студенту по каналам вещания или с использованием системы заказа видеопрограмм VOD (Video On Demand - «видео по требованию») на основе сетевых технологий (Интернет или системы спутникового вещания).

На фиг.3 показана блок-схема, представляющая концепцию системы оценки в обычной образовательной среде. Как показано на фиг.3, в обычной образовательной среде преподаватель отделяет работу со студентом от работы с учебным материалом, также как и студент отделяет работу с преподавателем от работы с учебным материалом. Таким образом, до сих пор нельзя дать общую оценку эффективности образовательной среды, включающей в себя как деятельность преподавателя, так и сам учебный материал.

На фиг.4 показана блок-схема, представляющая концепцию системы оценки в образовательной среде, реализованной в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению. Как показано на фиг.4, в соответствии с данным изобретением функции преподавателя или руководителя в значительной степени переданы единому учебному материалу в виде оцифрованных лекций, например видеоматериала, что позволяет дать полную оценку образовательной или обучающей среде, использующей такой вид учебного материала.

На фиг.5 показана блок-схема, иллюстрирующая концепцию образовательной среды, реализованной в соответствии с обучающей системой согласно данному изобретению. Как показано на фиг.5, в соответствии с данным изобретением обычные системы массового образования могут быть эффективно заменены данной обучающей системой, что значительно снижает нагрузку на преподавателя. Другими словами, преподаватели могут перейти от обычного «массового образования» к «малому образованию» в виде диалоговых лекций в классах с небольшим числом учащихся.

На фиг.6 показана блок-схема, иллюстрирующая базовую конфигурацию обучающей системы, представленной в данном изобретении. Как показано на фиг.6, данная обучающая система состоит из сервера 100 и, как минимум, одного терминала пользователя, подключенного к серверу 100 через сеть 180. Сервер 100 включает в себя: запоминающее устройство 110, которое хранит хотя бы один учебный материал, устройство контроля передачи 120, управляющее передачей информации, такой как вышеуказанный учебный материал, на терминал пользователя через сеть 180 и внешний интерфейс 130 для связи с любыми внешними устройствами, например пользовательским терминалом, для обмена информацией, например учебным материалом.

Терминал пользователя 200 (например, персональный компьютер, система спутникового или интерактивного телевидения) включает в себя внешний интерфейс 210 для связи с любыми внешними устройствами, например сервером, для обмена информацией, например вышеуказанным учебным материалом; дисплеем 230, который показывает визуальные данные в соответствии с полученным учебным материалом; громкоговорители 232, которые воспроизводят аудиоданные в соответствии с учебным материалом. Пользовательский терминал 200 также включает в себя модуль 240 распознавания действий, который фиксирует данные, записанные видеокамерой или введенные с помощью клавиатуры или мыши, для последующего распознавания действий пользователя.

Распознанные с помощью модуля 240 распознавания действия пользователя передаются на вышеуказанный сервер 100 через сеть 180, а сервер 100 впоследствии принимает их и сохраняет в базе данных. Сервер 100 также имеет модуль оценки 140, который оценивает прогресс в обучении, академические достижения, поведение и степень сосредоточенности пользователя, основываясь на информации о его действиях. Результат этой оценки сохраняется в соответствии с каждым пользователем в запоминающем устройстве 110.

Сервер 100 и терминал пользователя состоят также из центрального процессора, ПЗУ, ОЗУ, вспомогательных запоминающих устройств и портов ввода-вывода (не показаны). Компоненты данной обучающей системы могут быть реализованы в виде заранее установленных программных модулей. Очевидно, что запоминающее устройство и вспомогательное запоминающее устройство могут сохранять любые полученные или обработанные данные для построения любой необходимой базы данных.

На данный момент разработаны различные системы распознавания движений для фиксирования человеческих действий как с использованием видеоряда, так и без него. Например, в одном из вариантов осуществления для достижения данной цели к человеческому телу прикрепляются идентификационные маркеры и записывается видеоряд с использованием видеокамеры. Другой способ, использующий видеоряд, также постоянно записывает движения человеческого тела с помощью видеокамеры, выделяет характерные черты на основе информации о совмещенных углах и распознает действия пользователя. При отказе от использования видеоряда к человеческому телу прикрепляются гироскопы и/или сенсоры ускорения для определения как направления движения, так и ускорения частей человеческого тела (кисть, рука, голова) и распознавания действия человека в соответствии с полученной информацией. Существуют также и другие способы определения активности пользователя. Например, такие устройства ввода-вывода, как мышь, клавиатура или сенсорный монитор, подключенные к вышеуказанному терминалу пользователя, могут быть использованы для контроля за их состоянием и распознавания действий пользователя. Все вышеуказанные методы и устройства хорошо известны специалистам в соответствующих областях техники.

Дополнительно, для правильного учета различных факторов (таких как мотивация пользователя, частота использования системы, результаты обучения или особенности образовательной среды (возраст, место, внешние факторы)) обучающая система в соответствии с данным изобретением может использовать двухстороннюю связь между системой и пользователем со ссылкой на соответствующую базу данных для оценки адаптированности учебного материала, предназначенного каждому конкретному пользователю.

В обучающей системе, в соответствии с данным изобретением, дополнительно может быть реализовано средство авторизации обучаемого с использованием различных способов (номер счета с паролем, отпечатки пальцев, распознавание голоса, почерка или других факторов, связанных с особенностями лица) и ссылкой на базу данных авторизации, а также средство оценки отношения к обучению каждого пользователя при прослушивании им лекций на основе определенных показателей (таких как частота или количество набранных символов, щелчков мышью в заданный промежуток времени, движений, когда пользователь кивает головой в знак согласия или, наоборот, мотает головой при несогласии, голосовые модуляции и т.п.).

Обучающая система, в соответствии с данным изобретением, может быть использована для оценки того, насколько учебный материал подходит для данного образовательного уровня, может строить и управлять базой данных, содержащей учебные материалы и другую образовательную информацию (такую как: успехи на лекциях, вопросы, быстрота ответов на вопросы, результаты тестов, присланные отчеты, их содержание и статус отправки и т.п.). А также может запросить третьи аттестационные компании для оценки и последующего общественного использования результатов этой оценки другими пользователями или для формирования другой образовательной информации и сохранения ее в базе данных.

Обучающая система, в соответствии с данным изобретением, может быть использована для организации тестов как простых, в виде «да/нет» или выбора из нескольких вариантов, так и более сложных, введенных с помощью клавиатуры, и их последующей оценки с использованием любой системы искусственного интеллекта в виде проверки количества соответствующих основных и дополнительных ключевых слов в ответе или отчете или извлечения семантических конструкций из ответа с привязкой к любой базе данных, которое отражает результативность обучения в соответствии с предложенной лекцией.

На фиг.7 изображена таблица, показывающая ключевые слова, дополнительные ключевые слова и расположение маркерных точек. В данной таблице приведены примеры основных и дополнительных ключевых слов при ответе на вопрос по лекции об обработке информации («приведите примеры нескольких прерываний и расскажите о них»). Обучающая система может ранжировать данный пользователем ответ в соответствии с представленной таблицей.

Обучающая система, в соответствии с данным изобретением, может дополнительно позволить сделать краткий рассказ о лекции и записать видеоряд во время данного рассказа для оценки с использованием ИИ (искусственного интеллекта), эмоциональности или коммуникабельности пользователя, также как и результативности обучения.

В дополнение, данная обучающая система может собирать такие данные, как динамика обучения каждого конкретного пользователя для последующей его консультации на основе этой информации и повышения эффективности обучения.

Более того, данная система может предлагать практические занятия или учебный материал, такой как лабораторные работы или лекции, связанные с проведением опытов, в соответствии с успехами в обучении каждого отдельного пользователя.

А также, данная система может собирать оценочный материал в структурированную базу данных и позволять пользователям просматривать ее. Также имеется возможность взимания платы с лиц, просматривающих оценочную информацию, используя систему идентификаторов и паролей.

Система дополнительно позволяет осуществлять поиск необходимого учебного материала в других образовательных базах данных, созданных третьими лицами, точно также как и в собственной базе данных, в соответствии с запросом пользователя.

Система может запросить ввод ключевых слов (такие как область, содержание, уровень, язык, расписание занятий, носитель информации), отвечающих желаемому предмету обучения или аттестации, для поиска данного материала в базе данных и предоставления его пользователю.

Для более широкого применения данной системы возможно ее объединение с системой машинного перевода для использования большего количества учебного материала или аттестационных программ в зарубежных странах.

Заметим, что данная обучающая система является оцифрованной лекцией, использующей информационные технологии и объединенной в один учебный материал.

На фиг.8 показана блок-схема, представляющая показательную концепцию образовательной среды, в соответствии с обучающей системой, представленной в данном изобретении. И фиг.9 является блок-схемой, также представляющей показательную концепцию образовательной среды, в соответствии с обучающей системой, представленной в данном изобретении. Как показано на этих фигурах, данная обучающая система может различать пользователей и управлять процессом обучения на основе системы идентификаторов и паролей, присвоенных каждому пользователю, а также, при необходимости, взимать плату. Более того, данная система может использовать не только систему идентификаторов и паролей, но и другие технологии распознавания отдельных пользователей (цифровая подпись, распознавание лица, отпечатки пальцев и т.п.).

В данной системе возможно добавление любой информации (результаты устного экзамена или обычного теста) в базу данных для составления более полного мнения об учебной активности каждого конкретного студента.

В качестве терминала пользователя предполагается использование персонального компьютера, но это также может быть выделенный терминал, обычное или спутниковое телевидение, сотовый телефон, поддерживающий стандарт WAP.

Данная обучающая система может быть сконфигурирована для осуществления обратной связи с пользователем и передачи ему результатов обучения (аттестации) и/или консультаций. С другой стороны, обучающая система может быть сконфигурирована на запрос от пользователя оценки самой системы, лекции или учебного материала, предлагаемого системой, для передачи результатов в университет или третьим лицам, чтобы они имели возможность оценить данную информацию, ответить на нее или дать совет.

Таким образом, преимущества системы, в соответствии с данным изобретением, можно охарактеризовать так:

(1) Данная система может просто и часто проводить тесты для эффективной и своевременной оценки результатов обучения.

(2) Данная система использует функцию автоматической оценки на основе ИТ для составления мнения о результатах обучения в сжатые сроки. Таким образом, преподаватель или руководитель, используя данную систему, может дать правильный совет каждому студенту и предложить ему необходимый учебный материал или лекцию. Более того, используя данный оценочный материал, преподаватели или руководители могут добиться лучших аттестационных результатов и должным образом подготовить к экзаменам каждого отдельного студента.

(3) Преподаватель или руководитель имеют возможность выбирать учебный материал из базы данных в зависимости от оценки данного материала и/или результативности обучения в соответствии с ним.

(4) Преподаватели могут перейти от обычного «массового образования», которое представляет для них большую нагрузку, к «малому образованию» в виде диалоговых лекций в классах с небольшим числом учащихся.

Вышеописанная система является иллюстративной. Для более простого описания, аспекты данного изобретения были представлены, в основном, в виде систем или устройств. Однако понятно, что данное изобретение может быть представлено в виде методов, соответствующих системам, программ, реализующих эти методы, а равно и способов хранения самих программ. Поэтому специалисты в соответствующих областях техники могут разрабатывать множество вариантов, которые не показаны или раскрыты здесь, и включают в себя принципы данного изобретения. Несмотря на то, что данная система была описана в виде компонент или функций для распределенной вычислительной среды, состоящей из сервера и терминала пользователя, она может быть интегрирована в один сервер и перегруппирована без каких-либо побочных эффектов.

Похожие патенты RU2262738C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 2004
  • Хоясита Сигеру
  • Икегами Ясуюки
  • Суми Казухиро
RU2272324C2
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 2002
  • Хоясита Сигеру
  • Икегами Ясуюки
  • Суми Казухиро
RU2235366C2
Unimetrix (Юниметрикс) Университетская метавселенная для профессионального медицинского образования, объединяющая передовые методы обучения, реализованные на базе цифровых технологий 2022
  • Костюшов Евгений Александрович
  • Бушуев Владимир Александрович
  • Дударев Дмитрий Алексеевич
  • Исаев Александр Николаевич
RU2812407C1
ЕДИНАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2017
  • Шусторович Александр Евгеньевич
  • Захарова Ольга Александровна
  • Чуракова Наталья Александровна
RU2683519C2
ЕДИНАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И/ИЛИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2017
  • Шусторович Александр Евгеньевич
  • Захарова Ольга Александровна
  • Чуракова Наталья Александровна
RU2683414C2
Система дистанционного обучения 2018
  • Хомич Виталий Владимирович
  • Калинюк Дмитрий Александрович
RU2716812C2
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОНЛАЙН 2021
  • Криштал Михаил Михайлович
  • Боюр Роман Васильевич
  • Бабошина Эльмира Сергеевна
  • Кутузов Антон Игоревич
  • Соколова Татьяна Александровна
  • Дроздова Марина Андреевна
  • Репина Елена Анатольевна
  • Денисова Оксана Петровна
  • Богданова Анна Владимировна
  • Хамидуллова Лейла Рафаильевна
  • Гасанова Ребият Магомедовна
RU2769644C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ 2017
  • Шусторович Александр Евгеньевич
  • Захарова Ольга Александровна
  • Чуракова Наталья Александровна
RU2684497C1
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКОЙ ЭМОЦИЙ ОБУЧАЕМОГО 2019
  • Степанов Михаил Федорович
  • Степанов Андрей Михайлович
RU2751759C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭКРАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2003
  • Разумный Д.В.
RU2227327C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 262 738 C2

Реферат патента 2005 года ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

Изобретение относится к обучающим системам. Техническим результатом является повышение эффективности и точности оценки результатов обучения. Система содержит сервер и терминалы пользователя, причем сервер включает в себя: запоминающее устройство для хранения учебного материала, модуль передачи для отправки вышеуказанного учебного материала на терминал пользователя, модуль приема для получения от терминала пользователя информации о действиях учащегося и модуль для оценки отношения к обучению пользователя на основе его действий. Терминал пользователя содержит модуль приема для получения учебного материала, устройство отображения для демонстрации полученного учебного материала, модуль для распознавания действий пользователя, модуль передачи для отправки вышеуказанных распознанных действий. 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 262 738 C2

1. Обучающая система, содержащая сервер и, по меньшей мере, один терминал пользователя, соединенный с указанным сервером через сеть, при этом сервер включает средство хранения, по меньшей мере, одного учебного материала; средство передачи указанного учебного материала на терминал пользователя с использованием сети, терминал пользователя включает средство получения указанного учебного материала от сервера, с использованием сети, средство демонстрации полученного учебного материала пользователю; средство распознавания действий пользователя во время демонстрации учебного материала; средство передачи указанных распознанных действий пользователя; сервер дополнительно содержит средство получения распознанных действий пользователя от терминала пользователя через вычислительную сеть; средство оценки отношения к обучению пользователем на основе вышеуказанных действий.2. Система по п.1, отличающаяся тем, что средство распознавания содержит, по меньшей мере, одно средство из группы, состоящей из средства получения изображения пользователя, средства получения голоса пользователя и средства контроля состояния ввода на одно или более устройств ввода-вывода, соединенных с терминалом пользователя.3. Система по п.1, отличающаяся тем, что терминал пользователя дополнительно содержит средство идентификации, предназначенное для получения персональной идентификационной информации пользователя перед предоставлением учебного материала, и средство передачи, предназначенное для передачи полученной персональной идентификационной информации на сервер через сеть и сервер содержит средство получения персональной идентификационной информации от терминала пользователя.4. Система по п.3, отличающаяся тем, что средство идентификации терминала пользователя содержит биометрический датчик.5. Система по п.1, отличающаяся тем, что терминал пользователя дополнительно содержит средство предоставления пользователю одного или более предварительно заданных вопросов, подготовленных в соответствии с учебным материалом, для оценки полноты его восприятия и запроса у пользователя ввода одного или более ответов или отчетов на вышеуказанные вопросы; средство приема одного или более ответов или отчетов от пользователя в ответ на один или более предварительно заданных вопросов; средство передачи одного или более ответов или отчетов на сервер с использованием сети, а сервер дополнительно содержит средство оценки полученных одного или более указанных ответов или отчетов от терминала пользователя для оценки уровня понимания пользователем учебного материала на основе указанных ответов или отчетов.6. Система по п.5, отличающаяся тем, что средство оценки сервера содержит средство определения наличия или отсутствия в ответах или отчетах одного или более предварительно определенных ключевых слов, отражающих степень понимания пользователем соответствующего учебного материала, для определения степени понимания как на основе найденных ключевых слов, так и расположения маркерных точек для этих ключевых слов.7. Система по п.6, отличающаяся тем, что средство оценки содержит средство определения наличия или отсутствия одного или более дополнительных ключевых слов, указывающих на основные ключевые слова, и близкие к ключевым словам для определения степени понимания пользователем на основе как найденных дополнительных ключевых слов, так и расположения маркерных точек указанных ключевых слов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2262738C2

СПОСОБ РАЗВЛЕЧЕНИЯ И АКТИВНОГО САМООБУЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Яковлев А.Б.
RU2142651C1
RU 93034523 А, 10.12.1996
WO 9218965 A1, 29.10.1992
ЕР 0665523 A1, 02.08.1995.

RU 2 262 738 C2

Авторы

Хоясита Сигеру

Икегами Ясуюки

Суми Казухиро

Даты

2005-10-20Публикация

2003-02-05Подача