Изобретение относится к областям представления связанных массивов информации и может использоваться для диалогового (интерактивного, игрового) обучения, самообучения и развлечения. Данная группа изобретений, в частности, реализует возможность записи, выбора и повтора частей последовательно доступной информации.
Все способы и устройства обучения и самообучения напрямую связаны со способами передачи информации. Доступ к информации бывает трех видов: свободный, параллельный и последовательный. Наиболее популярным является последовательный, что определяется его дешевизной и надежностью.
Вместе с тем он обладает огромным недостатком: информация может быть получена только в одном, раз и навсегда заданном порядке, а любое изменение этого порядка (даже просто повторное воспроизведение части информации) требует применения специальных поисковых устройств, особым образом записанных синхросигналов и, главное, длительных ожиданий на время перемотки. Поэтому, при необходимости воздействовать на поток информации, до сих пор всегда приходилось отказываться от последовательного доступа, и цена обучающего устройства возрастала в 12 - 470 раз.
Цена хранилища 100 MB информации с возможностью перезаписи:
при последовательном доступе - $ 8
при параллельном доступе - $ 100
при свободном доступе - $ 3700
Зависимость цены обслуживающего устройства от способа доступа к информации имеет подобный же характер.
Ранее были известны способы организации информации, в которых доступ к ней практически нечем не ограничен. Цена обучающих устройств, использующих эти способы, сегодня не менее 1500, т.к. реально полезные способы требуют компьютер с комплектом мультимедиа. При этом цена каждого CD-ROM для обучения языкам $ 50 - $ 150 (см., например, журнал PC Magazine Feb. 7, 1995, р. 382), а цена переносных устройств обычно еще выше. Эти технические решения близки к предлагаемому изобретению по достигаемому результату, но не по технической сущности и цене.
Несколько дешевле ($ 250 - $ 500 ) могут быть специализированные устройства с параллельным способом доступа к информации, но очень немногие люди захотят тратить сотни долларов на непривычные устройства с узкой специализацией.
Известны способы последовательной организации информации с использованием известных лент или кассет на различного рода магнитофонах (в том числе автореверсивных). Эти способы близки к предлагаемому по технической сущности, но не по достигаемому результату. Известно, что при обучении наименее эффективной (почти бесполезной) является подача информации в одном, раз и навсегда заданном порядке, однако именно этим до сих пор отличались все способы с последовательным доступом. Процесс такого обучения очень скучен, да и результаты явно оставляют желать лучшего. От устройств, реализующих эти способы, информация может быть получена только в одном, раз и навсегда заданном порядке, любое изменение которого, даже просто повторное воспроизведение части информации, требует применения специальных поисковых устройств, особым образом записанных синхросигналов и, главное, длительных ожиданий на время перемотки.
Уменьшить время перемотки можно за счет использования известных замкнутых бесконечных кассет. Это техническое решение близко к предлагаемому, но его применимость чрезвычайно узка. Сравнительный анализ этого решения и предлагаемого приведен ниже в Таблице 1.
Известные Card Readers настолько неудобны в использовании, что несмотря на огромные деньги, вложенные в их рекламу на Западе, они так и не нашли сколько-нибудь заметного применения.
Таким образом, известные методы представления информации в учебных пособиях реально не дают удовлетворительных результатов, что особенно ярко проявляется в процессе обучения иностранным языкам. Практика ясно показывает, что дети как-то сами "схватывают" языки, а взрослые, если и добиваются успеха, то скорее не благодаря какой-либо системе, а вопреки ей. Следовательно, нужен иной, по-настоящему эффективный способ обучения, потребность в котором особенно остра в деле обучения иностранным языкам.
Как было отмечено выше, наихудшим, наименее эффективным является обучение в одном, раз и навсегда заданном порядке, чем до сих пор отличались дешевые способы. Известные дорогие способы тоже не решают поставленную задачу, так как использовать их могут люди со специальной подготовкой (например, владеющие компьютером) да и устройства для их реализации невозможно использовать "на ходу".
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ диалогового обучения и развлечения, в котором на носитель заносят информацию в виде массивов информации, которую затем воспроизводят (см. заявку PCT WO 92/18965, кл. G 09 В 5/04, 1992).
Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство для диалогового обучения и развлечения, включающее в себя носитель информации, записывающее на носитель и воспроизводящее оборудование, при этом носитель содержит массивы информации (см. заявку PCT WO 92/18965, кл. G 09 B 5/04, 1992).
Недостатком известных способа и устройства является невозможность решить проблемы обучения, самообучения и развлечения и эффективнее организовать информацию для задач со связанными массивами.
Техническим результатом, на который направлена предлагаемая группа изобретений, состоит в решении проблемы обучения, самообучения и развлечения и в более эффективной организации информации для задач со связанными массивами.
Данный технический результат в части способа диалогового обучения и развлечения достигается за счет того, что в способе диалогового обучения и развлечения, в котором на носитель заносят информацию в виде массивов информации, которую затем воспроизводят, согласно изобретению в массивы информации включают пустые массивы, задают взаимно однозначные соответствия между частями вышеуказанных массивов, таким образом организовав из них комплекты, располагают полученные комплекты на носителе, причем взаимно соответствующие части вышеуказанных комплектов располагают вблизи друг от друга, используют этот носитель на оборудовании таким образом, что задействуют первую часть комплекта, а затем носитель переключают таким образом, что задействуют соответствующую часть комплекта, а также за счет того, что взаимно соответствующие части вышеуказанных комплектов располагают напротив друг друга на записанных в противоположные стороны дорожках, и, кроме того, за счет того, что указанные комплекты располагают на носителе таким образом, что образуют на нем квазизамкнутые квазибесконечные виртуальные субносители.
Данный технический результат в части способа достигается за счет того, что указанное функционирование носителя осуществляют посредством селектора дорожек и селектора направления движения носителя, и за счет того, что указанное функционирование носителя осуществляют по сигналам, зарегистрированным в указанных комплектах, а также за счет того, что доступ к соответствующим частям вышеуказанных комплектов получают одновременно и указанные комплекты формируют в виде учебных предложений, которые могут быть разделены на структурные, грамматические и смысловые части, а эти части маркируют, и, кроме того, за счет того, что указанные комплекты составляют таким образом, чтобы в различных языках был возможен тождественный порядок вышеуказанных частей, их располагают таким образом, чтобы обеспечить идентичное позиционирование и маркировку соответствующих частей.
Данный технический результат в части устройства для диалогового обучения и развлечения достигается за счет того, что в устройстве для диалогового обучения и развлечения, включающем в себя носитель информации, записывающее на носитель и воспроизводящее оборудование, при этом носитель содержит массивы информации, согласно изобретению в массивы информации включены пустые массивы для последующего заполнения, части вышеуказанных массивов образуют комплекты с взаимно однозначным соответствие между этими частями, вышеуказанные комплекты размещены на дорожках носителя таким образом, что соответствующие части их расположены вблизи друг от друга, а также за счет того, что взаимно соответствующие части указанных комплектов расположены напротив друг друга на противоположно направленных дорожках, и, кроме того, за счет того, что части указанных комплектов расположены на носителе таким образом, что образуют на этом носителе квазизамкнутые квазибесконечные виртуальные субносители.
Технический результат также достигается за счет того, что указанный носитель выполнен с возможностью воспроизведения управляющих сигналов и синхросигналов, зарегистрированных в комплектах, и кроме того, за счет того, что воспроизводящие и записывающие головки выполнены с возможностью достижения взаимно соответствующих частей вышеуказанных комплектов одновременно.
Предлагаемые способ и устройство позволяют не только решить существенную часть проблем обучения, самообучения и развлечения, но и значительно эффективнее организовать информацию для многих задач со связанными массивами. Предлагаемые решения в равной степени применимы и к последовательному и к параллельному доступу, но в первом случае их преимущества проявляются особенно ярко.
В этом разделе в повествовательной форме будет приведено описание одного из применений заявляемых способа и устройства. Это описание ни в коем случае не исчерпывает и не ограничивает область применения изобретения, а лишь дает представление о некоторых из получаемых качественно новых возможностях.
Известно, что если во время работы обычного авто реверсного плеера переключить рычажок "DIR", то начнет выводиться информация с обратной стороны кассеты так, будто эту кассету перевернули. Идея в том, чтобы эта информация была не случайной, и специально подобранной и специально позиционированной. Информация и ее расположение должны строго отвечать соответствующей ей части на противоположной стороне кассеты. Например, это может быть ответ на вопрос, объяснение идиомы, сноска, перевод слова (или его форма). Результат просто чудесен: становится возможным слушая песни на иностранном языке по первому желанию тут же услышать перевод каждого слова и вновь прослушать это слово! Кроме тот, переключая "DIR", всегда возможно в соответствии с заявляемым изобретением сформировать на обычной кассете практически неограниченное количество квазизамкнутых квизибесконечных виртуальных субносителей-кассет и прослушивать любые пары типа слово-перевод столько раз, сколько требуется! Как видим, предлагаемое техническое решение реализует очень эффективный метод обучения и развлечения - см. чертеж.
Кроме того, это техническое решение чрезвычайно дешево - реверсный плеер или уже есть у потребителя, или полезность покупки его не вызывает сомнений. Затраты на тиражирование требуемых кассет на профессиональной аппаратуре столь же малы, как и на тиражирование стандартных кассет.
Большим коммерческим достоинством предложенных здесь технологий является сложность домашнего копирования таких кассет: даже в самой лучшей бытовой радиоаппаратуре обычно не предусмотрена (за ненадобностью) одновременная запись обеих сторон кассеты, поэтому большинство комплектов окажутся плохо синхронизированы и кассета потеряет свою главную отличительную особенность! Таким образом, это единственная технология, исходно защищенная от непрофессионального копирования.
Поставленная задача в части способа решается за счет того, что в способе активного диалогового обучения и развлечения, в котором на носитель заносят информацию и виде массивов данных, которую затем воспроизводят, согласно изобретению;
составляют взаимно соответствующие массивы информации, включая пустые массивы, например, вопросы-ответы-комментарии-источники или слова-переводы-синонимы-примеры, либо идентичные массивы для обеспечения возможности многократного повторения их;
задают жесткие взаимно однозначные соответствия между отдельными частями вышеуказанных массивов, таким образом организовав из них комплекты, например, слово-перевод;
располагают полученные комплекты на носителе, причем взаимно соответствующие части вышеуказанных комплектов располагают вблизи друг от друга;
используют этот носитель на оборудовании таким образом, что задействуют первую часть комплекта, а затем носитель переключают таким образом, что задействуют соответствующую часть комплекта.
Кроме того, взаимно соответствующие части вышеуказанных комплектов располагают напротив друг друга на записанных в противоположные стороны дорожках.
Указанные комплекты располагают на носителе таким образом, что на нем квазизамкнутые квазибесконечные виртуальные субносители; при этом, например, на одной обычной кассете образуется требуемое (практически неограниченное) количество квазизамкнутых квазибесконечных виртуальных субносителей (кассет).
Указанное функционирование носителя осуществляют посредством селектора дорожек и селектора направления движения носителя.
Также в соответствии с заявляемым изобретением указанное функционирование носителя может осуществляться по сигналам, выделенным из указанных комплектов. Эти комплекты могут также содержать специализированные управляющие сигналы и синхросигналы.
Кроме того, может быть предоставлен одновременный доступ к соответствующим частям вышеуказанных комплектов.
Указанные комплекты формируют в виде учебных предложений, которые могут быть разделены на ясные структурные, грамматические и смысловые части. Эти части маркируют, например, с помощью различных подчеркиваний, изменения фонтов, позиционирования, цветового выделения и т.п.
Эти комплекты составляют таким образом, чтобы в различных языках был возможен тождественный порядок вышеуказанных частей; при этом их располагают в учебных пособиях таким образам, чтобы обеспечить идентичное позиционирование и маркировку соответствующих частей.
Таким образом достигается максимально возможное соответствие между словами, речевыми оборотами и грамматическими конструкциями. В результате уничтожаются преграды для усвоения материала через подсознание, такой материал бесконфликтно и чрезвычайно эффективно "приживается" к существующим в голове ученика структурам родного языка. Кроме того, такие учебные предложения являются самодостаточными - ученику никогда не потребуется копаться в словарях - и так все понятно!
В результате применения заявляемых технических решений у человека любого возраста удается пробудить природные механизмы усвоения языков и он буквально становится языковым гением, каким и был в детстве; новые слова легко и свободно входят в его подсознание.
В части устройства поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для диалогового обучения и развлечения, включающем в себя носитель информации, записывающее на носитель и воспроизводящее с носителя оборудование, согласно изобретению: носитель содержит комплекты информации из взаимно соответствующих массивов, включая пустые массивы для последующего заполнения, эти комплекты размещены на дорожках носителя таким образом, что соответствующие части вышеуказанных комплектов расположены вблизи друг от друга. Взаимно соответствующие части указанных комплектов расположены напротив друг друга на противоположно направленных дорожках. Части указанных комплектов расположены на носителе таким образом, что образуют на этом носителе квазизамкнутые квазибесконечные виртуальные субносители.
Указанный носитель содержит управляющие сигналы и синхросигналы, выделяемые из комплектов. Воспроизводящие и записывающие головки могут быть выполнены таким образом, что достигают взаимно соответствующие части вышеуказанных комплектов одновременно.
На чертеже представлена иллюстрация заявляемых способа и устройства. Устройство включает в себя носитель информации, записывающее и воспроизводящее оборудование, выполненное в виде авто реверсного магнитофона с селектором дорожек и селектором направления движения носителя, а также с записывающими и воспроизводящими головками.
В результате применения заявляемого способа появляется возможность удивительно дешевым способом эффективно решать ряд задач, например:
I. На обыкновенном реверсном плеере становится возможным:
В процессе прослушивания песни на иностранном языке сразу же услышать перевод любого слова и вновь прослушать это слово - только щелкай рычажком "DIR".
Прослушивать вопросы предстоящего экзамена, а встретив неизвестный, сразу выслушать ответ именно на этот вопрос; или прослушивать библейские тексты, а по первому желанию получить и комментарии именно к этому тексту; при желании можно поступить и наоборот; прослушивать только ответы, или только комментарии, а при необходимости обратиться именно к рассматриваемому вопросу и т.п.
Вставив между штекером и гнездом наушников самого обычного реверсного плеера переходник с переключателем левого и правого каналов (или введя эту возможность в переключатель "DIR"), становится возможным уже не только сразу прослушать перевод любого слова, но при желании, и синоним, и например; или, например, прослушать не только комментарий к любому записанному на кассете тексту, но при желании и комментарии на первый комментарий и комментарии на второй комментарий; при этом сохраняется главное: весь этот огромный объем дополнительной информации легко может быть оставлен за пределами восприятия, и слушатель может просто наслаждаться песней.
Задачи, типа описанной в пункте I, до настоящего момента решались лишь на устройствах со свободным доступом к информации, которые сами по себе многократно дороже устройств с последовательным доступом, кроме того, эти устройства необходимо оснащать сложными и дорогими узлами: контроллером, обширной NVRAM, каждое воспроизводимое слово и каждое слово-перевод необходимо снабжать индивидуальной меткой, требуется применение специальной звуковой карты (формат Sound Bluster, AdLib) и др. Кроме того, использовать такие устройства могут лишь люди со специальной подготовкой (например, владеющие компьютером) и их невозможно использовать "на ходу".
II. На базе реверсного магнитофона с помощью предложенных здесь виртуальных кассет легко организуется интересное учебное пособие, которое работает следующим образом.
На любом простейшем магнитофоне на одну сторону обычной кассеты учитель записывает фразы на требуемом языке и выламывает на кассете соответствующий язычок "Защита записи".
Переключатель "Record" в реверсном магнитофоне дорабатывается так, что при нажатии на него переключателя и "DIR" (но не наоборот). Далее используют этот магнитофон.
Ученик, прослушав любую из записанных фраз, нажимает "Record" и повторяет эту фразу, нажимает "Stop"; затем, переключая "DIR", может легко сравнивать, свое произношение с образцовым; уловив разницу, аналогично записывает улучшенный вариант и т.д.
Это же устройство позволяет эффективно организовать устный экзамен:
Ученик получает возможность спокойно прослушать вопросы, обдумать их и спокойно ответить, а при необходимости записать ответы заново.
Учитель получает возможность быстро прослушать готовые ответы.
В расчете на говорливых учеников вопросы могут быть составлены под односложные ответы, или ученическая сторона кассеты прокручиваться с меньшей скоростью.
Использование предлагаемых здесь технических решений в их полной форме требует определенных изменений в записывающем и воспроизводящем оборудовании. Эти изменения подробно описаны в следующих разделах.
III. Описанное и предыдущем пункте (II.) учебное пособие может быть легко дополнено функцией перманентного автоматического воспроизведения по принципу голос учителя - голос ученика для любой фразы или группы фраз, если используемый магнитофон имеет не механическое, а электронное управление.
Эти задачи до настоящего времени пытались решить с помощью специальных "Card Readers", которые намного дороже массово производимых магнитофонов. Кроме того, их карты имеют явно недостаточное время звучания и на каждую фразу требуется отдельная карта. Использование этих устройств требует специальных навыков в выполнении трудоемких операций. На этих устройствах невозможно прослушать подряд несколько фраз, или решить задачу, описанную в пункте III.
Получаемые в соответствии с заявляемым способом квазизамкнутые виртуальные субносители могут заполняться иного типа массивами, в том числе содержащими сигналы управления. Они окажутся полезны для перманентного сопровождения процессов, например не ограниченного временем перманентного озвучивания слайдов, что описано ниже.
IV. На базе реверсного плеера с электронным управлением с помощью предложенных здесь виртуальных, кассет прекрасно решаются задачи перманентного сопровождения процессов.
Допустим, на экран выставочного стенда проецируют слайды, причем каждому слайду должно соответствовать свое звуковое сопровождение и для каждого слайда (например, изображения Вашего офиса) необходимо обеспечить неограниченное время воспроизведения. Для этого:
Выделяют на обычной кассете виртуальные квазибесконечные субносисители-кассеты необходимой длины; отмечают границы этих субносителей синхросигналами, приурочив каждый из них к ближайшему удобному моменту (молчание и т. п. ). При этом синхросигналы на первой и последней дорожках различны. На каждую из полученных виртуальных бесконечных кассет записывают требуемые для озвучивания одного слайда материалы.
Теперь, руководствуясь синхросигналами, плеер может непрерывно воспроизводить соответствующую слайду виртуальную бесконечную кассету. При потребности сменить слайд, плееру дают команду "смена", по которой он:
a) после синхросигнала с последней дорожки, кроме обычного переключения "DIR" еще отключает звук,
b) посылает проектору команду заменить слайд,
с) при поступлении синхросигнала с первой дорожки плеер включает звук, но не переключает дорожку, тем самым оказываясь на следующей виртуальной кассете и вновь, руководствуясь синхросигналами, перманентно воспроизводит новую бесконечную запись, соответствующую новому проецируемому слайду.
Можно заметить, что в ряде случаев, например при потребности заменить слайд "на полслове", возможно небольшое время ожидания. Если это нежелательно, то используют два плеера с двумя кассетами: один для слайдов с нечетными номерами, а другой для слайдов с четными номерами.
Подытоживая описание этих технических результатов, можно уверенно констатировать, что подобные задачи до настоящего момента не имели столь дешевого и универсального решения.
Известные компьютеризованные устройства привязаны к специально оборудованным рабочим местам, дороги, практически непригодны для слепых людей, требуют специальных знаний и навыков. Иные известие способы организации информации с использованием известных лент, кассет или карт на различного рода устройствах позволяют "без проблем" лишь, последовательно воспроизводить некоторую информацию без возможности реально взаимодействовать с ней, что общепризнано наихудшим, почти бесполезным видом обучения.
В отличие от ранее известных технических решений, заявляемые впервые позволили на общедоступном уровне решить острейшие проблемы обучения и самообучения.
Дополнительно приведем сравнительный анализ потребительских характеристик заявляемых квазизамкнутых квазибесконечных виртуальных субносителей с известными замкнутыми бесконечными кассетами.
Выше были приведены несколько примеров, которые ни в коем случае не исчерпывают и не ограничивают область применения заявляемого изобретения, а лишь иллюстрируют наиболее наглядные виды его применения.
Большим коммерческим достоинством предложенных здесь технологий является сложность домашнего копирования таких кассет: Даже в самой лучшей бытовой радиоаппаратуре обычно не предусмотрена (за ненадобностью) одновременная запись обеих сторон кассеты, поэтому большинство комплектов окажутся плохо синхронизированы и кассета потеряет свою главную отличительную особенность! Таким образом, это единственная технология, исходно защищенная от непрофессионального копирования. На профессиональной аппаратуре перезапись такой кассеты будет столь же дешева, как и запись стандартной.
Отметим, что для полноценного управляемого прослушивания комплектов из двух частей, типа вопросы-ответы, или слова-переводы не требуется никакого дополнительного оборудования, кроме обычного реверсного плеера. Никаких специальных управляющих и синхронизующих сигналов для этого также не требуется.
Заявляемое решение так же включает в себя составление таких учебных предложений, которые могут быть разделены на ясные структурные, грамматические и смысловые части. Эти части маркируют например, с помощью различных подчеркиваний, изменения фонтов, позиционирования, цветового выделения и т.п.
Заявляемое решение так же включает в себя составление учебных предложений таким образом, чтобы в различных языках был возможен тождественный порядок вышеуказанных частей; располагают эти предложения в учебных пособиях таким образом, чтобы обеспечить идентичное позиционирование и маркировку соответствующих частей в различных языках.
В случае английского и русского языков это решение можно проиллюстрировать простым примером (см. табл. 2)
Таким образом достигается максимально возможное соответствие между словами, речевыми оборотами и грамматическими конструкциями. В результате уничтожаются преграды для усвоения материала через подсознание, он бесконфликтно и чрезвычайно эффективно "приживается" к существующим в голове ученика структурам родного языка. Кроме того, такие учебные предложения являются самодостаточными - ученику никогда не потребуется копаться в словарях - и так все понятно!
Новые технические решения, защищаемые здесь, совместно решают одну и ту же проблему. Это единство иллюстрируется прилагаемой страницей из серии учебников, готовящихся к публикации.
В результате применения заявляемого комплекса отличительных признаков у человека любого возраста удается пробудить природные механизмы усвоения языков и он буквально становится языковым гением, каким и был в детстве; новые слона легко и свободно входят в его подсознание.
В тексте отмечено, что на одной обычной кассете можно образовать "практически неограниченное количество" квазизамкнутых квазибесконечных виртуальных кассет. Такая формулировка позволительна в связи с тем, что время звучания типичной замкнутой кассеты составляет 20 секунд, и обычная кассета C-120 свободно вместит 360 ее аналогов!
Принятые обозначения:
"DIR" - обозначение селектора "Direction"; NVRAM - Non-Volatile Randon Access Memoryл
Группа изобретений относится к областям обучения и развлечения и предназначена для диалогового (интерактивного) обучения, самообучения и развлечения и может использоваться со связанными массивами информации. Сущность данной группы изобретений заключается в том, что в массивы информации включают пустые массивы, задают взаимно однозначные соответствия между частями вышеуказанных массивов, таким образом организовав из них комплекты, располагают полученные комплекты на носителе, причем взаимно соответствующие части вышеуказанных комплектов располагают вблизи друг от друга, используют этот носитель на оборудовании таким образом, что задействуют первую часть комплекта, а затем носитель переключают таким образом, что задействуют соответствующую часть комплекта. Использование данной группы изобретений позволят решить проблемы обучения, самообучения и развлечения и эффективнее организовать информацию для задач со связанными массивами информации. 2 с. и 11 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл.
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
Экономайзер | 0 |
|
SU94A1 |
EP 0665523 A2, 02.08.95 | |||
RU 94040375 A1, 27.01.96 | |||
JP 07110649 A, 25.04.95 | |||
DE 4127013 A1, 18.02.93. |
Авторы
Даты
1999-12-10—Публикация
1996-09-05—Подача