Изобретение относится к способам исследования текучих сред, преимущественно к измерению кинематической вязкости, и может быть использовано при контроле качества авиационных керосинов и дизельных топлив в лабораторных условиях на местах производства и применения горючих.
Известен способ определения кинематической вязкости жидких нефтепродуктов по измерению времени истечения определенного объема горючего под воздействием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр по эмпирической формуле следующей зависимости
v=C·t,
где v - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;
С - калибровочная постоянная вискозиметра, мм2/с2;
t - среднее арифметическое значение времени истечения, с;
(ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. стандартов, 2001, 19 с.).
Этот способ является наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.
Недостатком известного способа является значительная продолжительность измерения (40 мин), необходимость определения калибровочной постоянной вискозиметра и периодической ее проверки, применение дорогостоящего жидкостного термостата с измерением температуры ±0,02°С и установление поправки температуры на выступающий столбик ртути. Эти недостатки исключают возможность применения способа во внелабораторных полевых условиях для экспрессного анализа.
Технический результат изобретения - сокращение времени определения кинематической вязкости с одновременным снижением себестоимости способа.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив путем регистрации информационного показателя и последующего расчета кинематической вязкости при 20°С, согласно изобретению в качестве информационного показателя используют величину плотности топлив при 20°С (ρ4 20) в г/см3, а кинематическую вязкость при 20°С (v20) определяют по следующей зависимости:
ν20=к1·ρ4 20-к2,
где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;
к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;
к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;
ρ4 20 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.
Фиг.1. Зависимость кинематической вязкости авиационных керосинов и
дизельных топлив от плотности.
Фиг.2. Номограмма для экспрессного определения кинематической
вязкости топлив.
Техническая сущность предлагаемого экспрессного способа определения кинематической вязкости топлив заключается в том, что используют эмпирическую формулу, отражающую впервые установленную одноступенчатую зависимость кинематической вязкости от плотности (фиг.1). Выявлены переводные коэффициенты к1 и к2 для определения вязкости топлив с плотностью (0,780≤ρ4 20≥0,842 г/см3).
Когда плотность горючих определяется в полевых внелабораторных условиях в интервале температур окружающей среды от минус 10°С до плюс 30°С, ее значения не переводятся в величину при 20°С согласно ГОСТ 3900, а определяется сразу кинематическая вязкость горючих при 20°С по впервые разработанной номограмме, приведенной на фиг.2.
Таким образом, вместо измерения скорости истечения горючего через капиллярный стеклянный вискозиметр определяют плотность горючего с последующим переводом ее в единицы кинематической вязкости.
Способ реализуется следующим образом.
Пример 1. Определение кинематической вязкости топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.
Отбирают пробу топлива 500 см3. Определяют ареометром плотность (ρ4 20) топлива ТС-1 при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,785 г/см3. Поскольку величина плотности топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ меньше 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=23,1·ρ4 20-16,77 и получают величину 1,46 мм2/с.
Пример 2. Определение кинематической вязкости (v20) летнего дизельного топлива марки Л-02-62 Куйбышевского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.
В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности (ρ4 20) топлива при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,830 г/см3. Поскольку величина плотности дизельного топлива Л-02-62 более 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=200·ρ4 20-161,83 и получают величину 3,90 мм2/с.
Пример 3. Определение кинематической вязкости (v20) топлива РТ производства Волгоградского НПЗ по плотности и номограмме. В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности топлива при температуре окружающей среды минус 5°С и получают величину 0,806 г/см3. На номограмме наносят две точки: одну на температурной шкале, соответствующую температуре минус 5°С, другую, соответствующую плотности 0,806 г/см3, - на шкале плотности. Эти точки соединяют прямой линией, которую продолжают до пересечения со шкалой вязкости, по которой определяют вязкость топлива, равную 1,40 мм2/с.
Заявляемый способ прошел проверку в процессе испытаний в сравнении со стандартным способом на образцах авиакеросинов и дизельных топлив производства основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) страны за последние 5 лет. Результаты испытаний стандартным и заявленным экспресс-способом определения кинематической вязкости авиакеросинов производства различных НПЗ приведены в табл.1. Из полученных данных следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 5,3%, свидетельствующие о надежности заявляемого способа.
Результаты испытаний стандартного и заявляемого экспресс-способа определения кинематической вязкости дизельных топлив производства различных НПЗ приведены в табл.2, из которой следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 4,0%. Полученные результаты проверки показали, что заявляемый способ дает возможность получить надежные данные при определении кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.
Для оценки возможности использования экспресс-способа в различных лабораториях контроля качества ГСМ были проведены межлабораторные испытания в семи лабораториях различных ведомств на шести образцах топлив для реактивных и дизельных двигателей. Результаты этих испытаний в сравнении с данными по ГОСТ 33-2000 представлены в табл.3, из которой следует, что расхождения между данными различных лабораторий при определении кинематической вязкости предлагаемым экспрессным способом составили в среднем 2,6%.
Проведенные испытания показали, что разработанный экспрессный способ позволяет надежно определять кинематическую вязкость авиационных керосинов и дизельных топлив различного происхождения в современных контрольных лабораториях ГСМ на местах производства и применения горючих.
Технико-экономическая оценка предлагаемого экспрессного способа по сравнению со стандартным способом показала, что разработанный способ позволяет сократить продолжительность анализа горючих в 40 раз, стоимость анализа в 20 раз, уменьшить применение дорогостоящей аппаратуры более чем на 10 тыс. руб.
Источники информации
1. ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. Стандартов, 2001, 19 с.
2. ГОСТ 3900-85. Нефть и нефтепродукты. Методы испытания плотности. М.: Изд. Стандартов, 1986, 36 с.
ГОСТ 3900
ГОСТ 3900
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ЖИДКИХ ФАСОВАННЫХ ПРОДУКТОВ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2696810C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ АВИАЦИОННЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 2006 |
|
RU2319133C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ СГОРАНИЯ В ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ | 2015 |
|
RU2577293C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2004 |
|
RU2261264C1 |
Топливная композиция для дизельных двигателей внутреннего сгорания | 2022 |
|
RU2802026C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЦЕТАНОВОГО ИНДЕКСА ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ | 2013 |
|
RU2526174C1 |
ПРИМЕНЕНИЕ ПОВЫШАЮЩЕГО ВЯЗКОСТЬ КОМПОНЕНТА В ДИЗЕЛЬНОМ ТОПЛИВЕ | 2008 |
|
RU2495916C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2005 |
|
RU2284522C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ | 2012 |
|
RU2496855C1 |
ТОПЛИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ | 2006 |
|
RU2416626C2 |
Изобретение относится к анализу качества авиационных керосинов и дизельных топлив, а именно к экспрессному определению кинематической вязкости путем измерения плотности топлив при температуре 20°С. По зависимости v20=к1·ρ4 20-к2, где константы для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3 к1=23,1, к2=16,77, а для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3 - к1=200, к2=161,83, или путем измерения плотности топлив в интервале температур от минус 10°С до плюс 30°С в г/см3 с последующим определением кинематической вязкости при 20°С по трехшкальной номограмме (плотность - температура - вязкость). Технический результат: значительное сокращение продолжительности анализа топлив, обеспечение портативности аналитического оборудования. 2 ил, 3 табл.
Способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив, включающий регистрацию информативного показателя и последующий расчет величины кинематической вязкости, отличающийся тем, что в качестве информативного показателя используют величину плотности анализируемого продукта при 20°С, а кинематическую вязкость при 20°С рассчитывают по следующей зависимости:
ν20=к1·ρ4 20-к2,
где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;
к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;
к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;
ρ4 20 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Нефтепродукты | |||
Прозрачные и непрозрачные жидкости | |||
Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости | |||
Минск ИПК | |||
Изд | |||
Стандартов, 2001 | |||
0 |
|
SU167675A1 | |
JP 11183353 A, 09.07.1999 | |||
ПРОИЗВОДНЫЕ ПИРАЗИНА ИЛИ ИХ СОЛИ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОПОЗИЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ДАННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ | 2001 |
|
RU2259368C2 |
Авторы
Даты
2005-10-27—Публикация
2004-02-06—Подача