Изобретение относится к методам исследования топливостойких свойств полимерных конструкционных материалов, используемых для эластичных резервуаров, уплотнительных изделий, рукавов, фильтроэлементов, трубопроводов, тары, внутренних покрытий и т.д. и может быть использовано при разработке (модернизации), производстве, эксплуатации и ремонте технических средств нефтепродуктообеспечения.
В последние годы все более актуальной становится проблема снижения габаритно-массовых характеристик технических средств нефтепродуктообеспечения за счет использования в их конструкции полимерных материалов. Применение полимеров обусловлено рядом преимуществ перед металлическими материалами - низкая плотность, высокая прочность, стойкость к агрессивным средам, долговечность, способность принимать требуемую форму, возможность использования современных технологий производства, хранения и утилизации [1 - В.К.Крыжановский, В.В.Бурлов, А.Д.Паниматченко, Ю.В.Крыжановская. Технические свойства полимерных материалов, Санкт-Петербург, Издательство «Профессия», 2003, с.6].
Одной из проблем эффективного применения полимерных материалов в конструкции технических средств нефтепродуктообеспечения является определение их стойкости к светлым нефтепродуктам (авиационные и автомобильные бензины, дизельные топлива, топлива для реактивных двигателей и др.). При контакте со светлыми нефтепродуктами из полимерного конструкционного материала могут экстрагироваться наполнители - антифризы, антистарители, пластификаторы, отвердители, реологические добавки, красители, антисептики, антистатики и др., улучшающие эксплуатационные (прочность, плотность, электропроводность, теплоемкость, фрикционность и др.) и технологические свойства (вязкость расплава и его стабильность, особенности формования изделий и их извлечения из оснастки) [1 - В.К.Крыжановский, В.В.Бурлов, А.Д.Паниматченко, Ю.В.Крыжановская. Технические свойства полимерных материалов, Санкт-Петербург: Профессия, 2003, с.16, 17]. Экстракция наполнителей ухудшает деформационно-прочностные свойства не только самого изделия из полимерного материала, но и качество хранимых (транспортируемых) светлых нефтепродуктов, которое чаще всего оценивают по концентрации фактических смол, снижающих детонационную стойкости и испаряемость. Фактические смолы - остаток от выпаривания авиационного бензина или топлива для турбореактивных двигателей или нерастворимая в гептане часть остатка от выпаривания автомобильного бензина (промытые смолы). Содержание фактических смол определяют по ГОСТ 1567-97 [2 - ГОСТ 1567-97 (ИСО 6246-95) Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей. М.: Издательство стандартов, 1999, с.4-6]. Концентрация фактических смол в светлых нефтепродуктах строго ограничивается и устанавливается в мг на 100 мл топлива. При этом учитывается неизбежность осмоления светлых нефтепродуктов в процессе хранения, устанавливается предельное содержание смол на месте производства и на месте потребления. Смолы образуют в светлых нефтепродуктах вязкие осадки темно-коричневого цвета, которые отлагаются на деталях резервуаров, трубопроводов, топливных баков, камерах сгорания, осадки смолы ухудшают подачу топлива в цилиндры двигателя, в камере сгорания они образуют нагар, способствующий самовоспламенению рабочей смеси, работе с детонацией, зависанию клапанов и другим неисправностям [3 - Чулков П.В., Чулков И.П. Топлива и смазочные материалы: ассортимент, качество, применение, экономия, экология. М.: Политехника, 1996, с.28-29].
Известен способ определения стойкости пластмасс к действию химических сред, включающий подготовку стандартных образцов пластмасс, образцов химических сред заданного качества и определения при заданных температуре и времени их стойкости к указанному воздействию по изменению величины одного или нескольких показателей: массы, линейных размеров и механических свойств в ненапряженном и напряженно-деформированном состоянии [4 - ГОСТ 12020-72 Пластмассы. Методы определения стойкости к действию химических сред, М.: Издательство стандартов, 1980, с.1].
Недостатками известного способа определения стойкости пластмасс к действию химических сред являются:
большая трудоемкость исследования, связанная с определением значительного количества показателей (изменение массы, линейных размеров, физико-механических свойств в ненапряженном и напряженно-деформированном состоянии до и после контакта с жидкими агрессивными средами);
пластмасса признается стойкой (хорошая, удовлетворительная) к действию жидких агрессивных сред по результатам изменения только прочностных и деформационных свойств.
Данный метод не позволяет корректно оценить влияние светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов без определенной доработки, касающейся оценки качества рабочей среды.
Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является метод определения стойкости резин в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред, включающий подготовку образцов резины заданной геометрической формы, воздействие на эти образцы жидких агрессивных сред заданного качества при заданных температуре и продолжительности и последующее определение их стойкости к указанному воздействию по массе веществ, экстрагированных средой из образцов, рассчитываемой по математической зависимости [5 - ГОСТ 9.030-74 «ЕСЗКР. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред» метод Б с.40-42].
где М1Э - масса веществ, экстрагированных средой из образца;
M1 - масса образца, г;
M5 - масса образца, высушенная в термостате при 40°С до постоянной значения массы, г.
Кроме того, в известном способе массу веществ, экстрагированных средой из образца, оценивают еще и выпариванием среды (по сухому остатку), значение показателя вычисляют по математической зависимости
где М2Э - масса веществ, экстрагированных из образца (по сухому остатку);
М0 - масса емкости с сухим остатком, г;
М - масса емкости до высушивания, г;
M1 - масса всех образцов, использованных для испытаний, до воздействия среды, г.
В качестве агрессивных сред используют стандартные растворители:
жидкость А - изооктан эталонный по ГОСТ 12433-83;
жидкость Б - изооктан + толуол (70+30 по объему);
жидкость В - изооктан + толуол (50+50 по объему);
жидкость Г - толуол по ГОСТ 5789-78 или ГОСТ 14710-78;
жидкость Д - изооктан + толуол (60+40 по объему);
жидкость Е - изооктан + толуол (80+20 по объему);
Недостатками этого способа являются:
большая трудоемкость и длительность исследования, связанные с определением массы веществ, экстрагированных средой из образцов, по изменению массы образца M1Э и по сухому остатку М2Э;
низкая достоверность оценки, связанная с выполнением многократных измерений (до и после контакта с рабочей средой) длины, ширины и толщины образцов с погрешностью ±0,5 мм, при этом допускаемое отклонение каждого результата определения масс M1Э и М2Э от среднего арифметического составляет ±5% (10%);
использование стандартных жидкостей А, Б, В, Г, Д, Е [5 - ГОСТ 9.030-74 «ЕСЗКР. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред» метод Б с.45, приложение 1, табл.3] в качестве рабочих сред не моделирует реальные условия эксплуатации изделий и не позволяет оценить изменение углеводородного состава светлых нефтепродуктов при статическом контакте с полимерными материалами;
ограничение, связанное с невозможностью изготовления образцов заданной геометрической формы для проведения исследований из полимерных изделий (например, из уплотнительных деталей круглого сечения).
Технический результат изобретения - повышение достоверности результатов за счет приближения условий испытаний к натурным условиям эксплуатации.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов, включающем подготовку образцов полимерных материалов заданной массы, взаимодействие этих образцов с агрессивной средой при заданной температуре в течение заданного времени и последующее определение информативного показателя по расчетной формуле, согласно изобретению задают коэффициент кратности конкретного изделия заданной вместимости светлого нефтепродукта, который используют в качестве агрессивной среды, готовят образец светлого нефтепродукта с заданной концентрацией фактических смол и разделяют его на две равные по массе части, по отношению массы одной части образца к заданному коэффициенту кратности определяют массу образца полимерного материала, который помещают в одну из частей образца светлого нефтепродукта, выдерживают в герметичном контейнере обе части образца светлого нефтепродукта при температуре от 20 до 50°С, причем выдержку светлого нефтепродукта с образцом полимерного материала осуществляют до достижения этим образцом равновесного состояния набухания, которое устанавливают по достижению образцом постоянного значения массы, охлаждают обе части образца светлого нефтепродукта до комнатной температуры и определяют концентрации фактических смол в обеих частях этого образца, а в качестве информативного показателя используют разность этих концентраций, которая для полимерного материала, применимого для хранения данного светлого нефтепродукта, составляет для авиационных бензинов и реактивных топлив от 0,1 до 3 мг/100 см3, для автомобильных бензинов от 0,1 до 5 мг/100 см3, для дизельных топлив от 0,1 до 10 мг/100 см3.
Суть изобретения заключается в том, что авторы, обработав большое количество статистических данных по техническим средствам нефтепродуктообеспечения (эластичные резервуары; стальные резервуары, топливозаправщики, трубопроводы, бочки, канистры с внутренним полимерным покрытием; пластиковые трубопроводы; рукава: полимерная тара; фильтры и др.) для хранения и транспортирования светлых нефтепродуктов, получили зависимости массы полимерного материала изделия (его составной части) от массы хранимого светлого нефтепродукта. Фрагменты результатов статистической обработки результатов исследования эксплуатационных характеристик технических средств нефтепродуктообеспечения представлены в табл. 1-6:
табл.1 - результаты исследования эксплуатационных характеристик эластичных резервуаров;
табл.2 - результаты исследования эксплуатационных характеристик барабанов (бочек) из полимерных материалов;
табл.3 - результаты исследования эксплуатационных характеристик канистр из полимерных материалов;
табл.4 - результаты исследования эксплуатационных характеристик рукавов резиновых напорно-всасывающих;
табл.5 - результаты исследования эксплуатационных характеристик труб стеклопластиковых для сборно-разборных магистральных трубопроводов;
табл.6 - результаты исследования эксплуатационных характеристик стальных горизонтальных резервуаров с внутренним полимерным покрытием.
На основе проведенного исследования получен коэффициент кратности К, представляющий собой отношение массы светлого нефтепродукта к массе контактирующего с ним в изделии полимерного материала («коэффициент - число, на которое нужно помножить конкретную величину, чтобы получить искомую»; «кратность - величина, делящаяся без остатка на какое-либо число» [6 - С.Н.Ожегов. Словарь русского языка, Москва, 1991, с.303, 305].
Таким образом, получив коэффициент кратности К конкретного изделия и используя постоянный объем образца светлого нефтепродукта (в герметичном контейнере), можно перейти от натурных условий эксплуатации к лабораторно-стендовым, т.е. провести моделирование натурных условий
Результаты исследования эксплуатационных характеристик эластичных резервуаров
Результаты исследования эксплуатационных характеристик барабанов (бочек) из полимерных материалов
Результаты исследования эксплуатационных характеристик канистр из полимерных материалов
Результаты исследования эксплуатационных характеристик рукавов резиновых напорно-всасывающих
Результаты исследования эксплуатационных характеристик труб стеклопластиковых для сборно-разборных магистральных трубопроводов
Результаты исследования эксплуатационных характеристик стальных горизонтальных резервуаров с внутренним полимерным покрытием
эксплуатации изделий из полимерных материалов в лабораторных условиях с высокой степенью достоверности, используя постоянный объем образца светлого нефтепродукта (150 г), помещая его в герметичный контейнер.
Авторами определено, что время достижения образцом полимерного материала равновесного состояния набухания зависит от марки и температуры светлого нефтепродукта. Равновесное состояние набухания устанавливают по достижении образцами постоянного значения массы [5 - ГОСТ 9.030-74 «ЕСЗКР. Резины. Метод испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред» с.37]. Так, при температуре различных светлых нефтепродуктов (50±2)°С достижение образцом равновесного состояния набухания происходит в течение первых 3-5-ти суток (72-120 ч), при дальнейшем контакте изменения практически не происходит. При температуре контакта с нефтепродуктами (23±2)°С отмечаются аналогичные закономерности, как и при 50°С. Однако период достижения состояния равновесного набухания происходит медленнее в течение первых 5-15 суток (120-360 ч) контакта (табл.7).
Для климатических районов I1-II10 (очень холодный - теплый влажный) со средней месячной температурой воздуха июля до 25°С [7 - ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей. М.: Издательство стандартов, 1986, с.2.] время выдержки (воздействия светлого нефтепродукта на конструкционный материал) для автобензина АИ-92 - 5 сут (120 ч); топлив ТС-1 ДТ-Л - 15 сут (360 ч) при температуре (23±2)°С;
Для климатических районов II11, II12 (жаркий сухой, очень жаркий сухой) со средней месячной температурой воздуха июля от 30°С и выше время выдержки для автобензина АИ-92 - 3 сут (72 ч); топлив ТС-1 и ДТ-Л - 5 сут (120 ч) при температуре (50±2)°С.
Результаты исследования времени достижения образцом полимерного материала состояния равновесного набухания в зависимости от марки и температуры светлого нефтепродукта
ТПОЭР - ткань полимерная опытная для эластичных резервуаров;
НО 68-1 - резина на основе нитрильного каучука.
На фиг.1 представлена блок-схема алгоритма реализации способа оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов;
на фиг.2 - зависимости массы полимерного материала изделия (его составной части) от массы хранимого светлого нефтепродукта (получены экспериментально по серийно выпускаемым отечественной промышленностью техническим средствам нефтепродуктообеспечения):
2а - стальные резервуары с полимерным покрытием вместимостью 4-5000 м3 производства Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш»;
2б - полимерная тара (канистры, барабаны) вместимостью 3-250 м3 производства ЗАО «Завод тарных изделий», г.Самара;
2в - рукава резиновые напорно-всасывающие ⊘ 32, 38, 50, 65, 75, 100 мм (L=6 м) производства ЗАО «Курскрезинотехника», ОАО «Черкесский завод резиновых и технических изделий»;
2г - трубы стеклопластиковые для сборно-разборных магистральных трубопроводов ⊘ 75, 100, 150, 200 мм (L=6 м) производства НПО «Ресурс», г.Хотьково, Московской обл.;
2д - эластичные резервуары вместимостью 4, 6, 10, 25, 50, 150, 250 м3 производства ОАО «Ярославрезинотехника».
Контейнер представляет собой металлический толстостенный цилиндр с крышкой, которая снабжена прокладкой, обеспечивающей герметичность контейнера. Конструкция контейнера должна быть рассчитана на давление, возникающее при испытаниях с учетом не менее трехкратного запаса прочности. Контейнер и прокладка должны быть изготовлены из материалов, стойких по отношению к среде. Объем герметичного контейнера для выдержки светлого нефтепродукта с образцом полимерного материала выбирается из необходимости соблюдения следующих требований:
уровень среды над образцами должен быть не менее 1 см при заполнении емкости не более чем на 75%.
Габаритные размеры герметичного контейнера выбирают, исходя из условий возможности его размещения в термостате.
Авторы экспериментально получили предельно-допустимые численные значения изменения показателя концентрации фактических смол (ΔА) светлого нефтепродукта при контакте с изделиями из полимерных материалов при заданной температуре.
Так, установлено, что стойким к светлым нефтепродуктам считается материал, после выдержки с которым при температурах от 20 до 50°С (в зависимости от климатического исполнения изделия) изменение показателя концентрации фактических смол составляет:
для авиационных бензинов и реактивных топлив ΔА≤3 мг/100 см3;
для автомобильных бензинов ΔА≤5 мг/100 см3;
для дизельных топлив ΔА≤10 мг/100 см3.
Таким образом, физическая суть способа заключается в том, что при контакте светлых нефтепродуктов с изделиями из полимерных материалов происходит процесс экстракции ингредиентов полимерного материала светлым нефтепродуктом с изменением его углеводородного состава и, соответственно, физико-химических показателей, в частности концентрации фактических смол, определение которого является одновременно необходимым и достаточным условием для оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов.
Способ реализуется следующим образом.
Пример 1. На испытания поступила ткань полимерная опытная для изготовления эластичного резервуара вместимостью 4 м3 (ЭР-4) для хранения и транспортирования автомобильного бензина АИ-92 ГОСТ Р 51105-97 [8 - ГОСТ Р 51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия, М.: Издательство стандартов, 1999, с.2] в умеренно-теплом климатическом районе 117 (средняя месячная температура воздуха января минус 4-8°С, июля - плюс 16-25°С) марки ТПОЭР ТУ 405831-2005 г. производства ОАО «Тульский завод РТИ».
Примеры реализации способа приведены в соответствии с алгоритмом (фиг.1), где цифрами от 1 до 14 обозначены этапы (операции) способа оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов.
Для оценки влияния автомобильного бензина АИ-92 на полимерный материал марки ТПОЭР задают коэффициент К кратности для эластичного резервуара вместимостью 4 м3 (этап 1). Коэффициент кратности КАИ-92 для ЭР-4 при хранении автомобильного бензина АИ-92 (ρ4 20=730 кг/м) составляет 26 (табл.1).
Проверяют кондиционность автобензина АИ-92, для чего определяют показатель концентрации фактических смол в исходном состоянии А0 известным методом по ГОСТ 1567-97. По результатам испытаний определено, что А0АИ-92=3,9 мг/100 см3. Полученное значение концентрации фактических смол сравнивают с заданной величиной (по ГОСТ Р 51105-97 А0≤5 мг/100 см3).
Если автобензин кондиционный, отбирают 400 мл (300 г). Этот объем разделяют на две равные по массе части Мн=200 мл (150 г) каждая (этапы 3, 4).
Определяют массу полимерного материала для испытания в контакте с автобензином АИ-92 по формуле Мп=Мн/КАИ-92=150/26=5,8 г или по табл.1 (этап 5).
Размещают испытуемый образец полимерного материала массой 5,8 г в одной из частей автобензина АИ-92 (этап 6).
Герметичные контейнеры с образцом полимерного материала и без него выдерживают при температуре (23±2)°С в течение 72 ч до достижения образцом равновесного состояния набухания (этап 7).
Охлаждают контейнеры до комнатной температуры (этап 8).
Определяют концентрацию фактических смол в обеих частях автомобильного бензина АИ-92 (с полимерным материалом и без него) Ап соответственно (этап 9):
АпАИ-92=20,8 мг/100 см3;
АнАИ-92=4,1 мг/100 см3.
Определяют разность показателей (ΔА) концентрации фактических смол в образцах Ап и Ан (этап 10).
ΔААИ-92=АпАИ-92-АнАИ-92=20,8-4,1=16,7 мг/100 см3
Сравнивают ΔА с предельно допустимым значением (этап 11).
0,1 мг/100 см3≤ΔААИ-92≤5,0 мг/100 см3
По результатам испытаний установлено, что значение показателя концентрации фактических смол автобензина АИ-92 на 334% превышает предельно допустимое значение.
Проводят отбраковку полимерного материала (этап 12).
Вывод: материал марки ТПОЭР по ТУ 405831-2005 г не может применяться в конструкции эластичного резервуара вместимостью 4 м3 (ЭР-4) для автобензина АИ-92 при эксплуатации в умеренно-теплом климатическом районе.
Пример 2. На испытания поступил полимерный материал - полиэтилен низкого давления (ПЭНД) марки ПЭНД 276-73 [9 - ГОСТ 16338-85 Полиэтилен низкого давления. Технические условия, Москва, Издательство стандартов, 1987, с.13] производства ОАО «Волжский оргсинтез», г.Волгоград для изготовления полимерной тары вместимостью 250 дм3 [10 - ТУ 2297-012-08151164-2005 Тара полимерная. Барабаны для нефтепродуктов. Технические условия, Москва. ФГУП «25 ГосНИИ Минобороны России», 2005, с.2-6] для эксплуатации в очень жарком сухом климатическом районе II12 (средняя месячная температура воздуха января плюс 4 - минус 4°С, июля от плюс 30 и выше) для хранения дизельного топлива летнего ДТ-Л [11 - ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1999, с.3].
Для оценки влияния дизельного топлива ДТ-Л на полимерный материал марки ПЭНД 276-73 задают коэффициент К кратности для полимерного барабана вместимостью 250 дм3 (этап 1). Коэффициент кратности КДТ-Л Для БН-ПЭНД 250 при хранении дизельного топлива летнего (ρ4 20=850 кг/м3) составляет 23 (табл.2).
Проверяют кондиционность дизельного топлива летнего, для чего определяют показатель концентрации фактических смол в исходном состоянии А0 известным методом по ГОСТ 1567-97. По результатам испытаний определено, что А0ДТ-Л=27 мг/100 см3. Полученное значение концентрации фактических смол сравнивают с заданной величиной (по ГОСТ 305-82 А0=40 мг/100 см3).
Если топливо кондиционное, отбирают 400 мл (300 г). Этот объем разделяют на две равные по массе части Мн=200 мл (150 г) каждая (этапы 3, 4).
Определяют массу полимерного материала для испытания в контакте с дизельным топливом ДТ-Л по формуле Мп=Мн/КДТ-Л=150/23=6,5 г или по табл.2 (этап 5).
Размещают испытуемый образец полимерного материала массой 6,5 г в одной из частей дизельного топлива ДТ-Л (этап 6).
Герметичные контейнеры с образцом полимерного материала и без него выдерживают при температуре (50±2)°С в течение 120 ч до достижения образцом равновесного состояния набухания (этап 7).
Охлаждают контейнеры до комнатной температуры (этап 8).
Определяют концентрацию фактических смол в обеих частях дизельного топлива ДТ-Л (с полимерным материалом и без него) Ап и Ан соответственно (этап 9):
АпДТ-Л=37,5 мг/100 см3;
АнДТ-Л=32,3 мг/100 см3.
Определяют разность показателей (ΔА) концентрации фактических смол в образцах Ап и Ан (этап 10).
ΔАДТ-Л=АпДт-Л-АнДТ-Л=37,5-32,3=5,2 мг/100 см3<10,0 мг/1003 см
Сравнивают ΔА с предельно допустимым значением (этап 11).
0,1 мг/100 см3≤ΔАДТ-Л≤10,0 мг/100 см3
По результатам испытаний установлено, что значение показателя концентрации фактических смол дизельного топлива не превышает предельно допустимое значение.
Вывод: материал марки ПЭНД 276-73 может применяться в конструкции полимерного барабана вместимостью 250 дм3 для хранения дизельного топлива ДТ-Л при эксплуатации в очень жарком сухом климатическом районе (этапы 13, 14).
Таким образом, способ оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов позволяет:
сократить трудозатраты на проведение исследования за счет менее трудоемкого способа подготовки образца конструкционного материала (только по массе Мн вместо заданной геометрической формы) и оценки одного наиболее значимого физико-химического показателя рабочей среды (концентрации фактических смол);
повысить достоверность результатов исследования за счет приближения лабораторных испытаний к условиям эксплуатации изделий из полимерных материалов в определенном климатическом районе (получен коэффициент К кратности, испытания при температуре предполагаемой зоны эксплуатации изделия);
обеспечить надежность и экологическую безопасность эксплуатации наземных и воздушных транспортных средств за счет гарантированного обеспечения качества светлых нефтепродуктов при хранении, транспортировании и заправке (в совокупности коэффициент К кратности, температура предполагаемой зоны эксплуатации, получены числовые значения предельно допустимого изменения показателя концентрации фактических смол для различных светлых нефтепродуктов).
Изобретение может быть использовано при разработке (модернизации), производстве, эксплуатации и ремонте технических средств нефтепродуктообеспечения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ПОЛИМЕРНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2310841C1 |
МОБИЛЬНЫЙ ЭЛАСТИЧНЫЙ РЕЗЕРВУАР ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2006 |
|
RU2304553C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 2010 |
|
RU2414703C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2343447C1 |
ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2008 |
|
RU2393204C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 2009 |
|
RU2391661C1 |
Способ определения срока хранения дизельных топлив ЕВРО | 2022 |
|
RU2794152C1 |
ХИМИЧЕСКИЙ МАРКЕР И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2489476C2 |
СПОСОБ МОНТАЖА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2331813C1 |
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К УГЛЕВОДОРОДНОМУ ТОПЛИВУ | 2000 |
|
RU2165958C1 |
Изобретение относится к исследованию топливостойких свойств полимерных конструкционных материалов для емкостей, арматуры трубопроводов, внутренних покрытий и т.д. Способ включает подготовку образцов полимерных материалов заданной массы, взаимодействие этих образцов с агрессивной средой при заданной температуре в течение заданного времени и последующее определение информативного показателя по расчетной формуле. При этом задают коэффициент кратности конкретного изделия заданной вместимости светлого нефтепродукта, который используют в качестве агрессивной среды, готовят образец светлого нефтепродукта с заданной концентрацией фактических смол и разделяют его на две равные по массе части, по отношению массы одной части образца к заданному коэффициенту кратности определяют массу образца полимерного материала, который помещают в одну из частей образца светлого нефтепродукта, выдерживают в герметичном контейнере обе части образца светлого нефтепродукта при температуре от 20 до 50°С, причем выдержку светлого нефтепродукта с образцом полимерного материала осуществляют до достижения этим образцом равновесного состояния набухания, которое устанавливают по достижению образцом постоянного значения массы, охлаждают обе части образца светлого нефтепродукта до комнатной температуры и определяют концентрации фактических смол в обеих частях этого образца, а в качестве информативного показателя используют разность этих концентраций, которая для полимерного материала, применимого для хранения данного светлого нефтепродукта, составляет для авиационных бензинов и реактивных топлив от 0,1 до 3 мг/100 см3, для автомобильных бензинов от 0,1 до 5 мг/100 см3, для дизельных топлив от 0,1 до 10 мг/100 см3. Достигается повышение достоверности результатов за счет приближения условий испытаний к натурным условиям эксплуатации. 2 ил., 7 табл.
Способ оценки влияния светлых нефтепродуктов на изделия из полимерных материалов, включающий подготовку образцов полимерных материалов заданной массы, взаимодействие этих образцов с агрессивной средой при заданной температуре в течение заданного времени и последующее определение информативного показателя по расчетной формуле, отличающийся тем, что задают коэффициент кратности конкретного изделия заданной вместимости светлого нефтепродукта, который используют в качестве агрессивной среды, готовят образец светлого нефтепродукта с заданной концентрацией фактических смол и разделяют его на две равные по массе части, по отношению массы одной части образца к заданному коэффициенту кратности определяют массу образца полимерного материала, который помещают в одну из частей образца светлого нефтепродукта, выдерживают в герметичном контейнере обе части образца светлого нефтепродукта при температуре от 20 до 50°С, причем выдержку светлого нефтепродукта с образцом полимерного материала осуществляют до достижения этим образцом равновесного состояния набухания, которое устанавливают по достижению образцом постоянного значения массы, охлаждают обе части образца светлого нефтепродукта до комнатной температуры и определяют концентрации фактических смол в обеих частях этого образца, а в качестве информативного показателя используют разность этих концентраций, которая для полимерного материала, применимого для хранения данного светлого нефтепродукта, составляет для авиационных бензинов и реактивных топлив от 0,1 до 3 мг/100 см3, для автомобильных бензинов от 0,1 до 5 мг/100 см3, для дизельных топлив от 0,1 до 10 мг/см3.
Телефон | 1928 |
|
SU12020A1 |
Методы определения стойкости к действию химических сред | |||
- М.: Издательство стандартов, 1980, с.1 | |||
Способ определения параметра растворимости сшитого эластомера | 1988 |
|
SU1651209A1 |
Способ определения степени вулканизации полимера в латексных пенорезинах | 1981 |
|
SU1012130A1 |
Способ измерения скорости реакции окисления полимеров | 1980 |
|
SU947723A1 |
Устройство для фиксации момента проникновения химически агрессивных сред через полимеры | 1983 |
|
SU1130773A1 |
Способ определения сорбционных параметров полимерных материалов | 1986 |
|
SU1453260A1 |
Авторы
Даты
2006-09-27—Публикация
2005-07-27—Подача