Изобретение относится к оборудованию, применяемому при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин, и используется для герметизации устья при возникновении аварийной ситуации на скважине, а также при длительном перерыве в работе.
Известен превентор, содержащий корпус с осевым каналом для прохода труб с технологическим оборудованием в скважину, плашки трубные с поршневым гидроприводом, смонтированном на боковых съемных крышках, и плашки глухие с поршневым гидроприводом, смонтированном на боковых крышках, гидроцилиндры, соединенные попарно каналами сообщения для подачи рабочей жидкости [1]. Недостатком известного превентора является отсутствие отсечного клапана в каналах сообщения для подачи рабочей жидкости, поэтому при замене плашек эти каналы разъединяются с разгерметизацией линии и утечкой рабочей жидкости из полости гидроцилиндра.
Известен также превентор, содержащий корпус с осевым каналом для прохода труб с технологическим оборудованием в скважину, плашки трубные с поршневым гидроприводом, смонтированном на боковых съемных крышках, и плашки глухие с поршневым гидроприводом, смонтированном на боковых съемных крышках, гидроцилиндры, соединенные попарно каналами сообщения для подачи рабочей жидкости [2]. Недостатком известного превентора также является отсутствие отсечного клапана в каналах сообщения для подачи рабочей жидкости, поэтому при замене плашек эти каналы разъединяются с разгерметизацией линии и утечкой рабочей жидкости из полости гидроцилиндра.
Технической задачей, решаемой изобретением, является оснащение каждого канала сообщения гидроцилиндра с линией нагнетания рабочей жидкости отсечным клапаном, который сохраняет герметичность соединения каналов с полостью гидроцилиндра в момент демонтажа боковой съемной крышки (с целью замены плашки).
Поставленная задача решается тем, что превентор, содержащий корпус с осевым каналом для прохода труб с технологическим оборудованием в скважину, плашки трубные с поршневым гидроприводом, смонтированном на боковых крышках и плашки глухие с поршневым гидроприводом, смонтированном на боковых крышках, гидроцилиндры, соединенные попарно каналами сообщения для подачи рабочей жидкости, выполнен так, что каждый канал сообщения гидроцилиндра с линией нагнетания рабочей жидкости снабжен отсечным клапаном, который расположен в плоскости соединения боковой крышки с корпусом превентора и находится в положении "открыто", либо в положении "закрыто" при снятой боковой крышке с корпуса превентора.
Изобретение поясняется чертежами, где изображены:
На фигуре 1 - общий вид превентора в исходном положении "открыто".
На фигуре 2 - общий вид превентора в разрезе по А-А (без штурвалов).
На фигуре 3 - разрез превентора по Б-Б.
На фигуре 4 - вид В.
На фигуре 5 - вид Г отсечного клапана в положении "открыто".
На фигуре 6 - вид отсечного клапана в положении "закрыто" в момент отсоединения боковой съемной крышки с гидроприводом от корпуса превентора.
Превентор содержит корпус 1 с осевым каналом 2 для прохода труб (не показано), плашки трубные 3, плашки глухие 4, боковые крышки 5 с гидроприводом, выполненным в виде гидроцилиндра 6, поршня 7, штока 8, винта 9 и штурвала 10 (фиг.1). К штуцерам 11 присоединяются шланги от энергетического блока (фиг.2). Штуцеры 11 соединены каналами сообщения с рабочими полостями гидроцилиндров 6 через открытый перепускной клапан 12 (фиг.3; 4). Перепускной клапан состоит из двух частей 12А и 12Б (фиг.5). Часть перепускного клапана 12А запрессована в корпусе 1, а 12Б - в боковой крышке 5. Каждая часть перепускного клапана снабжена подвижной пробкой 13, подпружиненной пружиной 14 и взаимодействующей с седлом 15. При сомкнутом положении корпуса 1 с боковой крышкой 5 пробки 13 приходят в силовой контакт, взаимно отжимаются от седла 15 и перепускной клапан принимает положение "открыто" (фиг.5). При снятой боковой крышке 5 пробки 13 под воздействием пружины 14 прижимаются к седлу 15 и перепускной клапан занимает положение "закрыто" (фиг.6).
Работает система гидропривода превентора следующим образом. В рабочем положении превентора боковая крышка 5 плотно прижата к корпусу 1, перепускной клапан находится в положение "открыто" (фиг.5). Рабочая жидкость от энергетического блока по шлангам (не показано) поступает к штуцерам 11, далее по каналам сообщения через открытый перепускной клапан 12 нагнетается в рабочие полости гидроцилиндров 6 и производится работа по перемещению плашек 3 или 4 в требуемом направлении. При необходимости произвести замену плашек 3 или 4 в полевых условиях поступают следующим образом. Переводят плашки 3 или 4 в исходное положение "открыто", снижают давление в гидросистеме превентора до атмосферного и производят отсоединение боковой крышки 5 от корпуса 1. При этом пробки 13 под воздействием пружины 14 прижимаются к седлу 15 и перепускной клапан занимает положение "закрыто" (фиг.6). Герметичность системы гидропривода не нарушается и рабочая жидкость из полости гидроцилиндров не вытекает. После замены плашек боковая крышка 5 присоединяется в корпусу 1, пробки 13 приходят в силовой контакт, взаимно отжимаются от седла 15 и перепускной клапан вновь принимает положение "открыто". При установке боковой крышкой 5 на корпус 1 часть перепускного клапана 12Б дополнительно выполняет функцию центратора.
Заявляемый превентор позволяет в полевых условиях произвести замену плашек без демонтажа гидравлических линий и без нарушения их герметичности. Отсутствие внешней гидравической обвязки гидроцилиндров повышает удобство эксплуатации заявляемого превентора.
Источники информации
1. УДК 622.245.73(031) Г.М.Гульянц. Справочное пособие по противовыбросовому оборудованию скважин. М., Недра, 1983, стр.70.
2. УДК 622.245.73(031) Г.М.Гульянц. Справочное пособие по противовыбросовому оборудованию скважин. М., Недра, 1983, стр.72.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕВЕНТОР | 2004 |
|
RU2264529C1 |
СПОСОБ ОПРЕССОВКИ ПРЕВЕНТОРА НА СКВАЖИНЕ | 2008 |
|
RU2364701C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕССОВКИ ПРЕВЕНТОРА НА СКВАЖИНЕ | 2018 |
|
RU2680618C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕССОВКИ ПРЕВЕНТОРА В СКВАЖИНЕ | 2018 |
|
RU2679004C1 |
ПРЕВЕНТОР ПЛАШЕЧНЫЙ КОЛТЮБИНГОВЫЙ | 2020 |
|
RU2745942C1 |
ПРЕВЕНТОР | 2003 |
|
RU2261980C2 |
ПРЕВЕНТОР ПЛАШЕЧНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВОЙНОЙ | 2022 |
|
RU2787494C1 |
ПРЕВЕНТОР ПЛАШЕЧНЫЙ СДВОЕННЫЙ С ПЕРЕПУСКНЫМ МОНИФОЛЬДОМ | 2022 |
|
RU2776545C1 |
ПРЕВЕНТОР КОЛТЮБИНГОВЫЙ | 2014 |
|
RU2542005C1 |
ПРЕВЕНТОР | 2002 |
|
RU2212518C1 |
Изобретение относится к оборудованию, применяемому при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин, и используется для герметизации устья при возникновении аварийной ситуации на скважине, а также при длительном перерыве в работе. Обеспечивает сохранение герметичности соединения каналов с полостью гидроцилиндра в момент демонтажа боковой крышки. Сущность изобретения: превентор содержит корпус с осевым каналом для прохода труб с технологическим оборудованием в скважину, плашки трубные с поршневым гидроприводом, смонтированным на боковых крышках и плашки глухие с поршневым гидроприводом, смонтированным на боковых крышках, гидроцилиндры, соединенные попарно каналами сообщения для подачи рабочей жидкости. Согласно изобретению каждый канал сообщения гидроцилиндра с линией нагнетания рабочей жидкости снабжен отсечным клапаном. Часть отсечного клапана расположена в корпусе, а часть - в боковой крышке. При сомкнутом положении корпуса с боковой крышкой перепускной клапан находится в положении "открыто", а при демонтаже боковой крышки, для замены плашек, перепускной клапан имеет возможность перекрытия канала сообщения гидроцилиндра с линией нагнетания рабочей жидкости для обеспечения герметичности системы гидропривода, при которой рабочая жидкость из полости гидроцилиндров не вытекает. 6 ил.
Превентор, содержащий корпус с осевым каналом для прохода труб с технологическим оборудованием в скважину, плашки трубные с поршневым гидроприводом, смонтированным на боковых крышках, и плашки глухие с поршневым гидроприводом, смонтированным на боковых крышках, гидроцилиндры, соединенные попарно каналами сообщения для подачи рабочей жидкости, отличающийся тем, что каждый канал сообщения гидроцилиндра с линией нагнетания рабочей жидкости снабжен отсечным клапаном, часть которого расположена в корпусе, а часть - в боковой крышке, при этом при сомкнутом положении корпуса с боковой крышкой перепускной клапан находится в положении "открыто", а при демонтаже боковой крышки для замены плашек перепускной клапан имеет возможность перекрытия канала сообщения гидроцилиндра с линией нагнетания рабочей жидкости для обеспечения герметичности системы гидропривода, при которой рабочая жидкость из полости гидроцилиндров не вытекает.
ГУЛЬЯНЦ Г.М., Справочное пособие по противовыбросовому оборудованию скважин, Москва, Недра, 1983, с.72.RU 2125643 C1, 27.01.1999.RU 2023136 C1, 15.11.1995.SU 969888 А, 30.10.1982.SU 802520 А, 30.10.1982.US 4504037 А, 12.03.1985.US 4589625 А, 20.05.1986. |
Авторы
Даты
2005-11-20—Публикация
2004-03-22—Подача