Изобретение относится к двигателе-, станко- и машиностроению и может быть применено в любых поршневых двигателях, в т.ч. газовых (воздушных, азотных), внешнего и внутреннего сгорания, поршневых и штанговых насосах и машинах, нефтекачалках, приводах клапанов, смесителях, грохотах, механизмах для штамповки, строгания, резки, передвижки заготовок, распила, конвейерах толкающих или шаговых, долбежниках, прессовщиках, перфораторах и др.
Недостатком любого поршневого двигателя, оборудованного кривошипно-шатунным механизмом, является давление поршня на стенки цилиндра, т.к. поршень на шатуне представляет собой балансирующую систему с точкой опоры практически в центре поршня, и при быстром сгорании топливовоздушной среды в замкнутом объеме на диаметрально противоположные участки поршня, как правило, действуют силы разной величины, что приводит к кратковременному заклиниванию. К этому добавляются силы и моменты инерции кривошипно-шатунного механизма, приводящие к износу цилиндра, повышению температуры поршня во время работы, большим потерям мощности на трение, и на высоких оборотах воздействие поршня на стенки цилиндра может достигать очень больших значений. В двигателях внутреннего сгорания с двухтактным циклом на больших скоростях вращения не хватает времени на качественную продувку цилиндра, что ведет к потере мощности.
В двигателях внешнего сгорания идеальный цикл Стерлинга осуществим только при определенном - прерывистом - порядке движения поршней, что, в свою очередь, требует сложных механизмов преобразования движения, но такие преобразователи движения как ромбический или кривошипно-шатунный механизмы позволяют синхронизировать сложный порядок движения поршней по синусоидальному закону, при этом рабочие такты не имеют четких границ, что ведет к наслоению тактов и снижению мощности.
В воздушном двигателе (автор Гай Негрэ) коленчатый вал оборудован специальными проскальзывающими муфтами, приостанавливающими движение поршня в мертвых точках, что необоснованно усложняет механизм преобразования движения.
Решение вышеперечисленных проблем возможно с помощью предлагаемого зубчато-рамочного преобразователя.
Известны механизмы преобразования зубчато-рамочной конструкции, например двигатель по патенту RU 2178825 (автор Г.Г.Смердов) или поршневая машина (Авторское свидетельство SU 1543099, 5 F 01 В 9/04, Бюл. №6, 15.02.90 г., автор П.А.Макасин), в которой поршень соединен с ползуном, содержащим бесконечную зубчатую рейку в виде удлиненного колеса с внутренним зацеплением, крутящий момент на шестерню силового вала передается от зубчатой поверхности бесконечной рейки через ведущую и промежуточную шестерни. Для обеспечения постоянного зацепления передающих крутящий момент шестерен предусмотрено водило в виде диска с двумя роликами, движущимися по профилированной поверхности ползуна, на водило эксцентрично посажена ведущая шестерня. Также этому вопросу уделяли внимание в патентах RU 2180062, 27.02.2002, 2103532, 27.01.1998, 2046192, 20.10.1995. В принципе, они различаются один от другого механизмами перевода зубчатого колеса с одной зубчатой рейки на другую, но имеют один недостаток - в мертвых точках перемена движения зубчатой рамки сопровождается ударами шестерни о закругления переходных участков.
В качестве прототипа выбрана "Многофункциональная силовая установка" (патент RU 2198298 С2, 2 F 01 В 23/02, 10.02.03, Бюл. №4), бесшатунный зубчато-рамочный преобразователь механической энергии которой для перемещения в поперечном направлении оборудован подвижной рамкой, что влечет увеличение массы преобразователя и количества узлов трения, хотя в некоторых механизмах такая конструкция может быть оправдана, но в массовом двигателестроении необходима более простая конструкция.
Цель изобретения: разработка бесшатунного механизма для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.
Технический результат, который может быть достигнут при использовании преобразователя в двигателях, заключается в:
- уменьшении массы и размеров двигателя;
- улучшении сгорания рабочей смеси из-за ее лучшего леремешивания и выстоя движения поршня и его проворота (увеличении времени на сгорание) и в верхней мертвой точке в двигателях внутреннего сгорания;
- улучшении продувки цилиндра и наполнении свежей рабочей смесью из-за увеличения времени на продувку цилиндра из-за выстоя движения поршня и его проворота в нижней мертвой точке в двигателях внутреннего сгорания;
- уменьшении трения в цилиндре;
- улучшении использования полезного объема цилиндра за счет уменьшения высоты поршня;
- повышении экономичности, коэффициента наполнения цилиндров и чистоты выхлопных газов из-за принудительного смешивания рабочей смеси посредством проворота поршня при давлении сжатия и увеличения времени на сгорание и газообмен в двигателях внутреннего сгорания;
- повышение мощности от достижения фактической (а не условной) неподвижности поршней в двигателях внешнего сгорания;
- управлении амплитудой хода штока, т.е. изменении степени сжатия в широких пределах;
получении более оптимизированной формы блока цилиндров двигателя (квадратной, одно-, двух- или многорядной, V-, W- или Х-образной и др.)
- уменьшении склонности к детонации по причине увеличения скорости опускания поршня.
Сущность изобретения состоит в том, что в механическом преобразователе возвратно-поступательного движения во вращательное, содержащем, по крайней мере, одну зубчатую рамку с системно бесконечной внутренней или внешней зубчатой нарезкой, состоящей из двух зубчатых реек, одноименные (однонаправленные) концы которых соединены между собой переходными участками, образующими плавные перекаты для силовой шестерни с одной рейки на другую (предпочтительно, в виде дуг, возможно, удлиненных, что в развернутом виде образует форму овала или прямоугольника со скругленными углами) и оборудованную профилированной поверхностью для перекатывания по ней удерживающего ролика, по меньшей мере, один приводной шток, сочлененный с зубчатой рамкой, посаженные на силовой вал водило с удерживающим роликом и, по крайней мере, одну силовую шестерню, согласно изобретению переходные участки зубчатой рамки в поперечной проекции выполнены с радиальными относительно оси вращения зубчатой рамки закруглениями, преимущественно, совпадающей с продольной осью приводного штока, при этом прямолинейные участки (зубчатые рейки) зубчатой рамки имеют разворот, угол которого обеспечивает полное зацепление зубчатой рейки с силовой шестерней; ширина зубьев зубчатой нарезки на закруглениях переходных участков в поперечной приводному штоку проекции менее или сопоставима с расстоянием между рабочими поверхностями (впадинами) смежных зубьев силовой шестерни, а сами зубья на закруглениях переходных участков выполнены с модификацией рабочей поверхности; переходный участок выполнен в форме конической шестерни или ее участка, а силовой вал оборудован цилиндрической и конической силовыми шестернями; приводной шток оборудован механизмом изменения его длины и устройством для приведения его в действие, содержащим, по крайней мере, один винтовой шток и полую удлиненную шестерню с, по крайней мере, одним торцевым винтовым отверстием, приводимую во вращение зубчатой рейкой, кинематически связанной с механизмом управления, приводимым либо от кулачков на вале (преимущественно, силовом или распределительном) через рычаг с подвижной осью, либо приводом механическим, электрическим, гидравлическим, пневматическим или комбинированным; приводной шток изготовлен или установлен с возможностью вращения; силовая шестерня на силовом вале выполнена либо конечной, либо силовой вал имеет продолжение; одна силовая шестерня приводится во вращение от двух зубчатых рамок, движущихся в противофазе; приводной шток имеет конструкционную изогнутость; профилированная поверхностью выполнена либо наружной, либо внутренней, либо выносной; приводные штоки, по крайней мере, двух зубчатых рамок выполнены соосно и двигаются по одной продольной оси, из которых один шток выполнен полым (в виде трубы), а другой приводной шток перемещается внутри первого штока; на одном силовом вале установлены зубчатые рамки, оборудованные переходными участками с разным профилем (овальным и прямоугольным) и/или зубчатой нарезкой (внешней и внутренней), с одинаковым и/или различным значением зубчатого периметра; удерживающий ролик оборудован, по крайней мере, одним буртиком; профилированная поверхность оборудована, по крайней мере, одним буртиком; форма зубчатой рамки в продольной относительно приводного штока проекции может иметь развертку в виде комбинированной фигуры, например один переходный участок которой овальный, а другой прямой; одна или обе зубчатые рейки радиально перемещаются вокруг оси вращения зубчатой рамки; зубчатая рамка в нижней части оборудована втулкой, скользящей по штоку, установленному в картере двигателя соосно штоку поршня; замкнутая зубчатая рамка, вращающаяся вокруг конических переходных шестерен, не имеет на переходных участках зубчатого зацепления и оборудована механизмом, позволяющим фиксировать или отпускать ее движение относительно силовых шестерен в моменты прохождения конической силовой шестерни по коническим переходным шестерням.
На фигурах изображено:
фиг.1. Зубчато-рамочный преобразователь движения с внутренней зубчатой нарезкой, общий вид.
фиг.2. Зубчато-рамочный преобразователь движения с внутренней зубчатой нарезкой, с конечной шестерней, вид сверху.
фиг.3. Зубчато-рамочный преобразователь движения с наружной зубчатой нарезкой, с конечной шестерней, вид сверху.
фиг.4. 3убчато-рамочный преобразователь движения с внутренней зубчатой нарезкой и с выносной профилированной поверхностью для движения ролика, вид сверху.
фиг.5. Механизм с двумя зубчато-рамочными преобразователями движения с внутренней зубчатой нарезкой и с выносными профилированными поверхностями для движения роликов, вид сверху.
фиг.6. Зубчато-рамочный преобразователь движения для принудительного вращения приводного штока с дополнительными коническими шестернями и с наружной зубчатой нарезкой, с конечной шестерней, вид сверху.
фиг.7. Зубчато-рамочный преобразователь движения для принудительного вращения приводного штока с дополнительными коническими шестернями и с внутренней зубчатой нарезкой, с конечной шестерней, вид со стороны водила.
фиг.8. Зубчато-рамочный преобразователь движения для принудительного вращения приводного штока с дополнительными коническими шестернями и с внутренней зубчатой нарезкой, с конечной шестерней, вид сверху.
фиг.9. Механизм изменения степени сжатия, кинематическая схема (вариант).
Зубчато-рамочный преобразователь движения состоит из, по крайней мере, одного приводного штока 1 (фиг.1), соединенного посредством верхнего кронштейна 2 с зубчатой рамкой, силовой шестерни 13, силового вала 4, водила 15, удерживающего ролика 14. Зубчатая рамка состоит из двух прямолинейных участков 16, 5 (зубчатых реек), соединенных плавными скруглениями 3, 6, 12, 17 и переходными участками 8, 18 образующими в совокупности простые (без переходных участков 8, 18) или удлиненные дуги, причем радиально изогнутые относительно оси вращения (по стрелке R), совпадающей, предпочтительно, с осью "а-а" вращения штока. Вся рамка образует собой подвижное звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающих непрерывное движение силовой шестерни, причем нарезка зубьев может быть выполнена как с внутренней, так и с наружной стороны.
Зубчато-рамочный преобразователь движения работает следующим образом. При сообщении возвратно-поступательного движения приводному штоку 1 (фиг.1), допустим, от поршня двигателя в такте рабочего хода по стрелке "д", который сообщает поступательное движение всей зубчатой рамке вниз, зубчатая рейка 16 передает вращение силовой шестерне 13, с которой она находится в зацеплении, и силовому валу 4 по стрелке "б". При дальнейшем опускании зубчатой рамки и переходе ее по скруглению 17 на переходный участок 18 поступательное движение приводного штока 1 прекращается - происходит его выстой, т.е остановка входного звена при непрерывном движении выходного, но так как силовой вал 4 накопил инерцию (посредством маховика, массивных элементов трансмиссии или под действием силы других поршней двигателя и т.д. - не показано), то дальнейшее вращение силовой шестерни 13 будет происходить под действием какой-либо из вышеперечисленных сил и она вынуждена будет перекатываться по переходному участку 18 с зубчатой поверхностью и тем самым будет поворачивать зубчатую рамку относительно оси "а-а" по стрелке "г", затем снова по скруглению 3 перекатится на противоположный прямой участок 5, что приведет к возвратному движению приводного штока 1 к верхней мертвой точке и тем самым будет произведен такт сжатия или выпуска в зависимости от тактности двигателя, после которого силовая шестерня 13 по скруглению 6 перейдет на переходный участок 8, где снова произойдет выстой приводного штока 1 в верхней мертвой точке, затем под действием инерционных сил силовая шестерня перекатится по скруглению 12 и зубчатая рамка переместится в исходное положение. В плане шток 1 производит вращательные возвратно-поступательные движения по стрелке "в". В моменты выстоя приводного штока 1 происходит радиальное перемещение зубчатой рамки, а силовая шестерня 13 проходит по переходным участкам 8, 18, зубья 11 которых, в данном случае, не несут особой нагрузки. Силовая шестерня 13 посредством удерживающего ролика 14 на водиле 15 имеет постоянное зацепление с зубчатой рамкой.
Возможно оборудование рамки направляющим штоком 9 (фиг.1), который проходит через отверстие 10 с целью фиксации ее в осевом положении.
Удерживающий ролик перемещается по профилированной поверхности 19. Зубчатая рамка может быть выполнена с внутренней (фиг.1, 2, 4, 5, 7, 8, 9) или внешней (фиг.3, 6) зубчатой нарезкой, а переходные участки 8, 18 вместе со скруглениями 3, 6, 12, 17 могут иметь, предпочтительно, форму обычной или удлиненной дуги (или иной формы), что при развертке зубчатой рамки образует форму (профиль) овала, прямоугольника со скругленными углами, эллипса или форму комбинированной фигуры, например верхний переходный участок выполнен в виде овала, а нижний переходный участок прямой. Длина переходного участка и профиль зубчатой рамки подбираются под конкретную задачу, например чем меньше радиус дуги переходного участка, тем короче выстой в мертвых точках и наоборот.
При исполнении переходных участков 8, 18 зубчатых рамок с внутренней зубчатой нарезкой большой длины (фиг.2, 3, 7, 8), при повороте которых возможно пересечение зубчатой рамкой границ силового вала, а также при исполнении зубчатых рамок с внешней зубчатой нарезкой (фиг.3, 6) силовая шестерня 13 должна быть конечной, т.е. длина силового вала 4 должна быть ограничена силовой шестерней 13 или 20, дабы предотвратить такое пересечение и последующую поломку механизма.
Для уменьшения размеров картера двигателя под размер цилиндра 27 фиг.(4, 9) зубчато-рамочный преобразователь движения может быть оборудован выносной профилированной поверхностью 19 (фиг.4, 5), находящейся, в данном случае, противоположно зубчатой рамке относительно оси вращения.
Для уменьшения массы конструкции возможно осуществление привода одной силовой шестерни от двух зубчатых рамок (фиг.5), работающих в противофазе, при этом удержание в зацеплении зубчатых рамок 5, 16, 51, 161 с силовой шестерней 13 может быть осуществлено удерживающими роликами 14 и 141 (нижний индекс в нумерации позиций обозначает аналогичные элементы второй зубчатой рамки), перемещающимися по выносным профилированным поверхностям 19, расположенным противоположно зубчатым рамкам относительно их осей вращения. Для этой же цели силовые элементы (например, приводные штоки) можно исполнить полыми, что позволит использовать механизм преобразования для привода, по крайней мере, двух поршней в одном цилиндре (например, в двигателях Стирлинга), т.е. пропустить приводной шток вытеснительного поршня в внутри приводного штока силового поршня.
Возможна также установка на одном силовом вале нескольких зубчатых рамок в различных комбинациях, например с разным профилем (овальным и прямоугольным) и/или зубчатой нарезкой (внешней и внутренней), с одинаковым и/или различным значением зубчатого периметра, что позволит решать своеобразные задачи.
Обеспечение зацепления силовой шестерни с зубьями на закруглениях переходных участков 8, 18 зубчатой рамки достигается путем выбора оптимального количества зубьев на силовой шестерне и их профиля, уменьшения ширины зубчатой нарезки 11 до расстояния, сопоставимого с расстоянием между зубьями силовой шестерни, возможно с модификацией рабочей поверхности зубьев на переходных участках (округление, придание бочкообразной формы и др.), изменения шага нарезки для обеспечения поворота рамки. Причем зубчатая передача может быть любого вида.
При несовпадении продольной оси цилиндра с осью вращения "а-а" зубчатой рамки приводные штоки 1 могут быть конструктивно изогнутыми таким образом, чтобы передать импульс движения от центра давления поршня к оси вращения "а-а" приводного штока 1. Возможно оборудование рамки двумя (нижним и верхним) штоками, соединенными с оппозитно расположенными поршнями (не показано).
Оборудование силового вала 4 дополнительной конической шестерней 20 (фиг.6, 7, 8) и переходными коническими шестернями 21, 22, установленными по одной вместо зубчатой нарезки на переходных участках 8, 18 зубчатой рамки, позволит принудительно передавать большой крутящий момент при радиальном перемещении зубчатой рамки относительно оси "а-а".
Обеспечение возможности радиального перемещения одной или обеих зубчатых реек 5, 1-6 (фиг.7, 8) вокруг оси "а-а" в моменты выстоев при помощи штифтов 23 или механизма 24 передвижения зубчатых реек 5, 16 (конкретно не показан) позволит регулировать выстой в мертвых точках.
Регулируемый выстой может быть осуществлен методом принудительной задержки радиального перемещения зубчатой рамки, оборудованной переходными коническими шестернями, в моменты движения конической силовой шестерни 20 по шестерням 21 или 22.
При отсутствии необходимости в провороте поршня приводной шток изготавливают или устанавливают с возможность вращения.
Существующая возможность принудительного проворота силового штока в мертвых точках позволит легко реализовать пассивное или активное изменение степени сжатия в цилиндре двигателя, управляемом механизмом изменения длины штока поршня, например винтовой парой с регулируемым поворотом от зубчатой рейки, кинематически связанной с силовыми элементами двигателя, либо от управляемых устройств - электродвигателей, электромагнитов, пневмо- или гидроприводов, механических устройств либо их комбинаций и даст возможность регулировать степень сжатия и управлять амплитудой хода поршня при подъеме и/или опускании, возможен и обратный эффект, вплоть до остановки движения зубчатой рамки при движении поршней или вращении силового вала. Такой механизм работает следующим образом. Полый приводной шток 28 (фиг.9) оборудован наружной зубчатой нарезкой и винтовым отверстием, в которое входит винт 37, образуя винтовую пару. При достижении поршнем 39 мертвых точек или во время движения поршня распределительный вал 33 поворачивает кулачки 34, 35 и тем самым отклоняет нижнее плечо рычага 30, скользящего в подвижном упоре 32. Верхнее плечо рычага 30, преодолевая сопротивление пружины 38, будет передвигать зубчатую рейку 29, которая вращает приводной шток 28, находящийся на винте 37, и вынужденного на него навинчиваться или свинчиваться при этом вращении, тем самым изменять длину винтовой пары. Возможна работа в активном (управляемом) режиме, когда подвижный упор 32, преодолевающей сопротивление пружины 31, смещается вниз посредством тяги управления 36, и чем он ниже, тем больше амплитуда движения поршня 39. В неуправляемом варианте упор 32 находится вверху, а поворот зубчатой рамки вызовет незначительное изменение амплитуды. При передвижении рычага 30 на кулачок 34 с кулачка 35 меняются фазы, и вместо дожима в мертвых точках будет осуществляться отжим и тем самым возможно кардинально снижать степень сжатия в двигателях внутреннего сгорания, а в двигателях внешнего сгорания появляется возможность при полном движении поршней полностью остановить зубчатую рамку и тем самым упростить управление двигателем и обойтись без коробки передач.
Для удержания зубчатой рамки в зацеплении с силовой шестерней удерживающий ролик или профилированная поверхность могут быть оборудованы буртиками с одной или с обеих сторон, которые также могут служить еще и ребрами жесткости.
Для регулирования времени выстоя возможно оборудование замкнутой зубчатой рамки, не имеющей на переходных участках зубчатого зацепления и вращающейся вокруг конических переходных шестерен, специальным механизмом, позволяющим фиксировать или отпускать ее движение относительно силовых шестерен в моменты прохождения конической силовой шестерни по коническим переходным шестерням (не показано).
Возможно и обратное преобразование движения - от силового вала к приводному штоку.
Изложенная выше конструкция зубчато-рамочного преобразователя движения не исчерпывает всех вариантов, а является лишь ее иллюстрацией. На практике могут быть использованы и другие варианты без нарушения основной идеи технического решения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОНОБЛОЧНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2198298C2 |
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2757339C1 |
ОДНОТАКТНЫЙ РЕКУПЕРАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2440500C2 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ИЗОЛИРОВАННОЙ КАМЕРОЙ | 2000 |
|
RU2187005C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОГО ПАТРОНА | 2018 |
|
RU2696949C2 |
РОТОРНО-ПЛАСТИНЧАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2196905C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА МОДУЛЬНОГО ТИПА | 1999 |
|
RU2164304C2 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ С ВНУТРЕННИМ ПОРШНЕМ ДЛЯ БЕЗГИЛЬЗОВОГО ПАТРОНА | 2016 |
|
RU2669037C2 |
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА С ГЕРМЕТИЧНЫМИ КАМЕРАМИ | 2002 |
|
RU2224129C2 |
БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2174185C2 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное. Механический зубчато-рамочный преобразователь возвратно-поступательного движения во вращательное содержит одну зубчатую рамку с системно бесконечной внутренней или внешней зубчатой нарезкой, состоящей из двух зубчатых реек 5 и 16, концы которых соединены между собой переходными участками, образующими плавные перекаты для силовой шестерни 13 с одной зубчатой рейки на другую, и оборудованную профилированной поверхностью для перекатывания по ней удерживающего ролика 14, один приводной шток 1, сочлененный с зубчатой рамкой, посаженные на силовой вал 4 водило 15 с удерживающим роликом 14 и силовую шестерню 13. Переходные участки зубчатой рамки в поперечной проекции выполнены с радиальными относительно оси вращения зубчатой рамки закруглениями, преимущественно совпадающей с продольной осью приводного штока 1, при этом зубчатые рейки 5 и 16 имеют разворот, угол которого обеспечивает их полное зацепление с силовой шестерней 13. Технический результат заключается в повышении эксплуатационных качеств. 16 з.п. ф-лы, 9 ил.
МОНОБЛОЧНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2198298C2 |
WO 8402165 A1, 07.06.1984 | |||
DE 3527776 A1, 12.02.1987 | |||
Механизм для преобразования движения | 1983 |
|
SU1229507A1 |
Авторы
Даты
2005-12-20—Публикация
2003-12-01—Подача