Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для преобразования движения .
Цель изобретения - надежность зацепления.
На фиг. 1 изображен механизм с эвольвентным зубчатым зацеплением, обищй вид; на фиг. 2. - выход верхнего зуба сектора из зацепления по касательной к зубу верхней рейки и контакт нижнего зуба сектора с нижней рейкой штока; на фиг. 3 пунктиром показано корегирование последнего зуба сектора, а также зубчатой рейки; на фиг. 4 и 5 - промежуточные положения механизма преобразования движения; на фиг. 6 и 7 - механизм с циклоидальным зацеплением, общий вид; на фиг. 8 - механизм преобразования двх-скения для больших знакопеременных нагрузок с регулируемым взаимным расположением реек и ПРУ7КИННОЙ компенсацией.
Механизм преобразования движения содержит ведущий вал 1 с закреплен- ным зубчатьм сектором 2, число зубьев которого определяется по формуле Z,
Zc
m 1 TTTo 7 - 2
ЧИСЛО зубьев
сектора, число зубьев полного зубчатого колеса, и зависит от коэффициента перекрытия зубчатого зацепления. Б простейшем случае (так как количество зубьев быть четкое на зубчатом колесе сшшивают сначала диаметрально противоположные зубь а затем сфрезеровывают ровно половину оставшихся зубьев.
Ведущий вал установлен в под1лип- ники 3. Шток 4 расположен в под1яип- никах 5. Шток в центральной части переходит в две параллельные -зубчатые рейки 6, которые соединены между собой жестко. Число зубьев на зубчатых рейках равно половине числа зубьев полного зубчатого колеса,, Активные поверхности первого и последнего зубьев сектора срезаны от окружностей выступов до окружности впадин или от основной окружности впадин, а коэффициент перекрытия меньше или равен единице.
Осевое смещение реек обеспечивается с помощью пальца ч7, закрепленного штифтом 8 и регулировочной винтовой цары 9. Для восприятия дина2295072
мических нагрузок на пальцах установлены распорные пружины 10.
Для выбора люфта зубчатого зацепления и регулирования плавного пере- 5 зацепления сектора с одной рейки на другую установлена регулировочная гайка 11. Для ориентации штока при возвратно поступательном движении установлены опорные ролики 12. Для 10 связи штока с открываемыми створка
ми, например, шасси с колеблющимися интерцепторами и т.д., на его конце расположен узел 13 к приводному устройству летательного аппарата. Вращение ведущего вала осуществляется от электродвигателя, гидромотора и т.д.
Рейки штока 14 и сектор 15 могут иметь циклическое зубчатое зацепление „ В том случае на рейке установлены цилиндрические пальцы 16. /1ля уменьшения трения в зацеплении на них надеты втулки 17. Для регулировки смепчения С взаимное расположение зубчатых реек определяется фиксирующими винтами 18.
Механизм преобразования двилсения работает следующим образом.
С помощью электродвигателя или гидромотора вeдyш iй вал 1 приводится во вращение, зубчатьш сектор 2,, жестко закрепленной на нем, начинает движение по стрелке (фиг. 1). При этом последний зуб А сектора выходит из зацепления с зубом верхней рейки (по касательной) без перемещения ее, а первьй зуб
сектора
осуществляет контакт с первым зубом нижней рейки. Зуб сектора корреги- руют и пшифуют таким образом, что выход сектора из зацепления с верхней рейкой и начало зацепления с нюк- ней рейкой происходит синхронно без перемещения штока. Мертвой точкой штока является момент касания (фиг.2) первым зубом В сектора нижней рейки в процессе скольжения верхнего зуба А сектора по зубу верхней рейки.
50
55
После перехода мертвой точки зубчатый сектор обкатывается по нижней рейке перемещения ее вправо. Затем наступает левая мертвая точка. Движение зубчатого сектора абсолютно сходны с первой мертвой точкой (фиг. 5). Далее сектор обкатывается по верхней рейке и перемегцает шток влево,.
Зацепление может иметь циклоидную форму зуба (фиг. 6 и 7). Для уменьшения трения зуб рейки в зтом случае имеет втулку.
Для повьшения плавности хода сня тия люфтов в зубчатом зацеплении и регулировании точности хода в мертвых точках рейки могут соединяться между собой с помощью пальцев. Винт 9 с гайкой 11 позволяет регулировать взаимное расположение реек. Пружины 10 обеспечивают плавность.
229507 4
хода и постоянную нагрузку на зуб, снижая динамические напряжения и ликвидируя возможньй люфт.
5 качестве ведущего звена механизма может быть использован шток 4 (узел 13). В это1 случае вал 1 становится ведущим звеном и на него . устанавливают маховик 19 для увели- 10 чения момента инерции выходного звена и прохождения мертвых точек механизма.
Фиг. 2
Фиг. 3
Зв
Фиг.
13
Ш
Фиг.5
Фиг. 6
13
Фиг. 8
Редактор Н. Данкулич
Составитель Р, Ожина
Техред М.Ходани с Корректор В. Синицкая
Заказ 2438/36Тиралс 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, , д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Устройство кабельной подвески виброустановки для обрушения грунта | 1961 |
|
SU140774A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СПОСОБ ОПТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ ПРИ АЛЬБИНИЗМЕ | 1994 |
|
RU2093119C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-05-07—Публикация
1983-12-20—Подача