УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2006 года по МПК F02C7/36 

Описание патента на изобретение RU2273749C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции узла соединения роторов газотурбинного авиадвигателя (ГТД).

Известен узел соединения роторов компрессора и турбины ГТД, содержащий промежуточный вал, охватывающий полые шлицевые хвостовики роторов компрессора и турбины, снабженный буртиком, и резьбовой стяжной элемент, установленный на конце шлицевого хвостовика ротора турбины, причем на промежуточном вале установлен радиально-упорный подшипник, размещенный напротив хвостовика ротора компрессора [1].

Недостатком известного устройства является значительная сложность сборки, а также отсутствие разгрузки осевых сил, действующих на радиально-упорный подшипник, установленный на промежуточном валу, т.к. только шлицевой хвостовик ротора турбины заведен в шлицы промежуточного вала и затянут гайкой через упорный буртик. Шлицевой хвостовик ротора компрессора просто заведен в шлицы промежуточного вала и не стянут с ним. Поэтому осевая сила от компрессора не передается на радиально-упорный подшипник и не разгружает его от действия осевых сил ротора турбины. Осевая сила от компрессора воспринимается другим радиально-упорным подшипником, установленным на наружном диаметре корпуса компрессора.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности соединения роторов компрессора и турбины ГТД.

Указанная задача достигается тем, что в известном узле соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя, содержащем промежуточный вал, охватывающий полые шлицевые хвостовики роторов компрессора и турбины, снабженный буртиком, и резьбовой стяжной элемент, установленный на конце шлицевого хвостовика ротора турбины, причем на промежуточном вале установлен радиально-упорный подшипник, размещенный напротив хвостовика ротора компрессора, согласно изобретению шлицы на промежуточном валу выполнены на буртике, на наружной поверхности хвостовика ротора турбины выполнен упорный буртик, шлицы хвостовика ротора компрессора выполнены на его внутренней поверхности, а шлицы хвостовика ротора турбины заведены в шлицы буртика промежуточного вала и шлицы хвостовика ротора компрессора, при этом наружная поверхность хвостовика ротора компрессора контактирует непосредственно с внутренней поверхностью промежуточного вала, а торцевая поверхность упорного буртика ротора турбины - с торцевой поверхностью промежуточного вала.

Такое выполнение устройства позволяет осуществить соединение хвостовиков роторов турбины и компрессора в области подшипника, что делает его более компактным и жестким. Это способствует снижению вибраций конструкции, увеличению коэффициента запаса по критической частоте вращения и расширению диапазона оборотов ротора двигателя, а следовательно, повышению надежности устройства. Кроме того, обеспечивается модульность конструкции.

На фиг.1 изображен общий вид узла соединения роторов компрессора и турбины;

на фиг.2 - промежуточный соединительный вал со шлицевыми хвостовиками роторов компрессора и турбины (элемент А фиг.1).

Узел соединения роторов компрессора и турбины ГТД содержит промежуточный вал 1, охватывающий полые шлицевые хвостовики 2 и 3 соответственно роторов компрессора 4 и турбины 5. Промежуточный вал 1 снабжен буртиком 6. На конце шлицевого хвостовика 3 ротора турбины 5 установлен резьбовой стяжной элемент 7, а на промежуточном валу 1 - радиально-упорный подшипник 8, размещенный напротив хвостовика 2 ротора компрессора 4. На поверхности буртика 6 промежуточного вала 1 выполнены шлицы 9. На наружной поверхности шлицевого хвостовика 3 ротора турбины 5 выполнен упорный буртик 10. Шлицы 11 хвостовика 2 ротора компрессора 4 выполнены на его внутренней поверхности, а шлицы 12 хвостовика 3 ротора турбины 5 заведены в шлицы 9 буртика 6 промежуточного вала 1 и шлицы 11 хвостовика 2 ротора компрессора 4. Наружная поверхность 13 хвостовика 2 ротора компрессора 4 контактирует с внутренней поверхностью 14 промежуточного вала 1. Торцевая поверхность 15 упорного буртика 10 хвостовика 3 ротора турбины 5 контактирует с торцевой поверхностью 16 промежуточного вала 1 через регулировочные шайбы 17.

Сборка соединения роторов компрессора и турбины с промежуточным валом осуществляется в следующей последовательности.

В шлицы 9 промежуточного вала 1 вставляют шлицевой хвостовик 3 ротора турбины 5 так, чтобы его торцевая поверхность 15 его упорного буртика 10 контактировала через регулировочные шайбы 17 с торцевой поверхностью 16 промежуточного вала 1, при этом участок шлицевого хвостовика 3 ротора турбины 5 проходит через шлицы 9 промежуточного вала 1. Далее одновременно шлицевой хвостовик 2 ротора компрессора 4 заводят в шлицевой хвостовик 3 ротора турбины 5, а наружную поверхность 13 хвостовика 2 ротора компрессора 4 - внутрь промежуточного вала 1. Затем резьбовой стяжной элемент 7 ввертывают во внутреннюю резьбу шлицевого хвостовика 3 ротора турбины 5. Таким образом ротор компрессора 4, ротор турбины 5 и промежуточный вал 1 через указанные выше элементы получаются жестко стянутыми в одно целое.

Во время работы двигателя передача крутящего момента от ротора турбины 5 к ротору компрессора 4 и промежуточному валу 1 осуществляется через шлицевые соединения 9, 11 и 12, а уравновешивание осевых сил происходит через резьбовой стяжной элемент 7, причем разность осевых сил воспринимается радиально-упорным подшипником 8.

Предложенная конструкция позволяет обеспечить модульную сборку компрессора и турбины, т.к. промежуточный вал используется как соединительная муфта, в которую с одной стороны через шлицы промежуточного вала заводится шлицевой хвостовик ротора модуля турбины, с другой стороны шлицевой хвостовик ротора модуля компрессора одновременно заводится в шлицы ротора турбины и во внутреннюю цилиндрическую поверхность промежуточного вала. Затем узел соединения роторов стягивается резьбовым элементом.

Предложенное устройство обеспечивает высокую жесткость соединения, что способствует уменьшению вибраций, повышению критических чисел оборотов ротора двигателя и повышению его надежности.

Источник информации

1. ЕР № 0203881, кл. F 02 K 3/06, опубл. в 1988 г.

Похожие патенты RU2273749C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Базанов Валерий Вячеславович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Фомина Ольга Николаевна
RU2405955C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2579286C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Фёдоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Фомина Ольга Николаевна
RU2491450C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2542656C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2282758C2
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2303148C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614029C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Судаков Е.В.
  • Матвеенко Г.П.
  • Пыхтин Ю.А.
RU2190110C2
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Андреенко Владимир Михайлович
  • Базанов Валерий Вячеславович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Фомина Ольга Николаевна
RU2406848C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 273 749 C1

Реферат патента 2006 года УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины ГТД. Узел соединения роторов компрессора и турбины ГТД содержит промежуточный вал, охватывающий полые шлицевые хвостовики роторов компрессора и турбины, снабженный буртиком, и резьбовой стяжной элемент, установленный на конце шлицевого хвостовика ротора турбины. На промежуточном валу установлен радиально-упорный подшипник, размещенный напротив хвостовика ротора компрессора. Шлицы промежуточного вала выполнены на буртике, на наружной поверхности хвостовика ротора турбины выполнен упорный буртик, шлицы хвостовика ротора компрессора выполнены на его внутренней поверхности, а шлицы хвостовика ротора турбины заведены в шлицы буртика промежуточного вала и шлицы хвостовика ротора компрессора. При этом наружная поверхность хвостовика ротора компрессора контактирует непосредственно с внутренней поверхностью промежуточного вала, а торцевая поверхность упорного буртика ротора турбины - с торцевой поверхностью промежуточного вала. Данный узел соединения роторов компрессора и турбины ГТД повышает надежность конструкции. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 273 749 C1

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя, содержащий промежуточный вал, охватывающий полые шлицевые хвостовики роторов компрессора и турбины, снабженный буртиком, и резьбовой стяжной элемент, установленный на конце шлицевого хвостовика ротора турбины, причем на промежуточном валу установлен радиально-упорный подшипник, размещенный напротив хвостовика ротора компрессора, отличающийся тем, что шлицы на промежуточном валу выполнены на буртике, на наружной поверхности хвостовика ротора турбины выполнен упорный буртик, шлицы хвостовика ротора компрессора выполнены на его внутренней поверхности, а шлицы хвостовика ротора турбины заведены в шлицы буртика промежуточного вала и шлицы хвостовика ротора компрессора, при этом наружная поверхность хвостовика ротора компрессора контактирует непосредственно с внутренней поверхностью промежуточного вала, а торцевая поверхность упорного буртика ротора турбины - с торцевой поверхностью промежуточного вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2273749C1

0
SU203881A1

RU 2 273 749 C1

Авторы

Гусев Павел Никитович

Критский Василий Юрьевич

Даты

2006-04-10Публикация

2004-08-26Подача