ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2006 года по МПК F02K9/97 F02K1/52 

Описание патента на изобретение RU2273760C2

Область применения

Предлагаемое изобретение относится к области ракетостроения и предназначено для повышения среднего по траектории удельного импульса двигателя.

Предшествующий уровень техники

Известна двигательная установка летательного аппарата, содержащая две или несколько камер сгорания, расположенных в один или два ряда и снабженных круглыми соплами Л аваля, объединенными общим плоским насадком. Каждая тяговая стенка насадка является продолжением контуров сверхзвуковых частей круглых сопел, две боковые его стенки расположены перпендикулярно к тяговым стенкам насадка. Каждый ряд камер сгорания с круглыми соплами Лаваля, соединенный жестко с соответствующей тяговой стенкой плоского насадка, соединен с корпусом установки с помощью шарнира с возможностью их поворота относительно корпуса установки. Шарнир расположен в центре приложения равнодействующей внутренних и внешних сил, действующих на стенку соплового блока. Две боковые стенки жестко прикреплены к корпусу двигательной установки (см. патент РФ №2159862 "Двигательная установка летательного аппарата" МКИ F 02 K 9/80, 1/06, 2000 г.).

Поворот каждого ряда камер сгорания вместе с тяговой стенкой насадка осуществляется за счет разности сил давлений, действующих по обе стороны тяговой стенки насадка.

По мере подъема летательного аппарата на высоту давление окружающей среды снижается, а давление истекающей из сопел струи газа, действующего на тяговую стенку плоского насадка с внутренней ее стороны, остается постоянным. В результате возникает разность сил давлений, действующих на тяговую стенку насадка, под воздействием которой каждый ряд камер сгорания вместе с тяговой стенкой насадка плавно поворачиваются на шарнире во внешнюю сторону, увеличивая постепенно выходное сечение насадка. При этом тяговые стенки насадка поворачиваются до тех пор, пока не уравняется давление окружающей среды с давлением газа на срезе плоского насадка.

Однако описанный выше способ регулирования высотности соплового блока обладает рядом недостатков:

- низкая надежность и утяжеление конструкции установки из-за наличия механизма для перемещения ряда камер сгорания с тяговой стенкой насадка;

- сложность определения фактического центра приложения равнодействующей внутренних и внешних сил, действующих на тяговую стенку соплового блока.

Задачей настоящего изобретения является повышение среднего по траектории удельного импульса двигательной установки летательного аппарата.

Эта задача решена за счет того, что в двигательной установке летательного аппарата, содержащей две или несколько камер сгорания, расположенных в один или два ряда и снабженных круглыми соплами Лаваля, объединенными общим плоским насадком, каждая тяговая стенка насадка является продолжением контуров сверхзвуковых частей круглых сопл, две боковые его стенки расположены перпендикулярно к тяговым стенкам насадка, каждый ряд камер сгорания с круглыми соплами Лаваля соединен с помощью шарнира с возможностью их поворота относительно насадка, жестко прикрепленного к корпусу двигательной установки.

Другими отличиями является то, что:

- входная часть тяговых стенок плоского насадка выполнена в виде огибающей срезов круглых сопел Лаваля;

- каждый ряд камер сгорания вместе с круглыми соплами Лаваля снабжены механизмом для их поворота.

Технический результат, достигаемый заявляемым изобретением, состоит в повышении среднего по траектории удельного импульса двигательной установки.

Краткое описание чертежей

Суть изобретения поясняется фиг.1, 2.

На фиг.1 изображено продольное сечение двигательной установки ракетного двигателя.

На фиг.2 показан вид сверху двигательной установки.

Пример реализации изобретения

Двигательная установка (фиг.1) содержит несколько одинаковых камер сгорания 1, каждая их которых снабжена круглым соплом Лаваля 2, расположенных в один или два ряда и объединенных общим плоским насадком 3. Каждая из двух тяговых стенок 4 насадка жестко закреплена к корпусу 5 двигательной установки и является продолжением контуров сверхзвуковых частей круглых сопел 2, а две боковые его стенки 6 расположены перпендикулярно к тяговым стенкам 4 насадка. Каждый ряд камер сгорания 1 с круглыми соплами Лаваля 2 соединен с помощью шарнира 7 с возможностью их поворота с помощью механизма 8 относительно насадка 3.

Все круглые сопла камер сгорания имеют одинаковые критические и выходные сечения и рассчитаны на давление на срезе Ра=0.05-0.1 МПа. Круглые сопла вместе с насадком образуют высотный сопловой блок с давлением на срезе Ра=0.01-0.005 МПа.

Входная часть тяговых стенок плоского насадка выполнена в виде огибающей срезов круглых сопел Лаваля (фиг.2).

Работа устройства

Двигательная установка работает следующим образом. На старте и первых километрах участка траектории полета летательного аппарата из-за передачи атмосферного воздуха через щели, образованные между срезами круглых сопел 2 и входной частью плоского насадка 3, система скачков уплотнения газового потока находится на срезах круглых сопел, препятствуя перерасширению газа в плоском насадке. В результате этого при полете ракеты в плотных слоях атмосферы плоский насадок как бы отсутствует, и круглые сопла Лаваля в этом случае работают на расчетном режиме. По мере подъема ракеты на высоту давление окружающей среды, как известно, снижается и давление истекающей струи газа на срезах круглых сопел (в зазоре, образованном между срезами круглых сопел и стенкой насадка) становится больше атмосферного, в результате чего возникают потери тяги из-за недорасширения газа в круглых соплах. В этот момент каждый ряд камер сгорания 1 с круглыми соплами 2 с помощью механизма 8 поворачивается на шарнире 7 относительно корпуса 5 двигательной установки и пристыковывается к входной части плоского насадка 3 (фиг.1, пунктирная линия). При этом система скачков уплотнения газового потока со срезов круглых сопел перемещается на выходное сечение; плоского насадка. Таким образом, сопловой блок, состоящий из круглых сопел и плоского насадка, становится высотным, и он вновь работает близко к расчетному режиму, в результате чего снижаются потери тяги из-за перерасширения газа на его стенке.

При использовании предлагаемого соплового блока с плоским насадком двигательной установки обеспечивается принудительный отрыв потока газа от стенки насадка.

Предлагаемое изобретение обеспечивает удобство компоновки двигательной установки, состоящей из двух или более двигателей, на летательном аппарате, возможность увеличения полезного груза или дальности полета летательного аппарата за счет прироста тяги двигательной установки, все это несомненно дает экономический эффект.

Промышленная применимость

Изобретение может найти применение в двигательных установках, имеющих несколько одинаковых ракетных двигателей.

Похожие патенты RU2273760C2

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Сергиенко А.А.
  • Семенов В.В.
RU2159862C2
СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Сергиенко А.А.
  • Семенов В.В.
  • Талалаев А.А.
RU2145671C1
СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Семенов Василий Васильевич
  • Сергиенко Александр Александрович
  • Судаков Владимир Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2273761C2
Компоновка маршевой многокамерной двигательной установки двухступенчатой ракеты-носителя с составным сопловым блоком 2015
  • Денисов Алексей Эмильевич
  • Крайко Александр Николаевич
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Пономарев Николай Борисович
  • Пьянков Кирилл Сергеевич
  • Старков Владимир Кирилович
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Чванов Владимир Константинович
  • Юрьев Василий Юрьевич
RU2610873C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПЛА МНОГОКАМЕРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И СОСТАВНОЙ СОПЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2012
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Денисов Алексей Эмильевич
RU2511800C1
СОПЛО С ВЫСОТНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ 2003
  • Семенов Василий Васильевич
  • Сергиенко Александр Александрович
  • Судаков Владимир Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2273752C2
Способ эжектирования атмосферного воздуха для увеличения тяги маршевой двигательной установки ракеты-носителя и компоновка штыревого соплового блока для его осуществления 2019
  • Гришко Яков Петрович
  • Денисов Алексей Эмилевич
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Лопатин Борис Викторович
  • Пономарев Николай Борисович
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Юрьев Василий Юрьевич
RU2744528C2
Двигательная установка ракеты-носителя со штыревым соплом 2022
  • Семенов Василий Васильевич
RU2797090C1
СПОСОБ РАБОТЫ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Вовк Михаил Юрьевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Петриенко Виктор Григорьевич
  • Перельштейн Борис Хаимович
RU2587509C1
ВЫСОТНОЕ СОПЛО ЛАВАЛЯ 2007
  • Семенов Василий Васильевич
  • Сергиенко Александр Александрович
RU2326259C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 273 760 C2

Реферат патента 2006 года ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области ракетостроения и предназначено для повышения среднего по траектории удельного импульса двигателя. В двигательной установке летательного аппарата, содержащей два или несколько камер сгорания, расположенных в один или два ряда и снабженных круглыми соплами Лаваля, объединенными общим плоским насадком, каждая тяговая стенка насадка является продолжением контуров сверхзвуковых частей круглых сопел, две боковые его стенки расположены перпендикулярно к тяговым стенкам насадка, каждый ряд камер сгорания с круглыми соплами Лаваля соединен с помощью шарнира с возможностью их поворота относительно насадка, жестко прикрепленного к корпусу двигательной установки. Изобретение обеспечивает удобство компоновки двигательной установки, состоящей из двух или более двигателей на летательном аппарате, возможность увеличения полезного груза или дальности полета летательного аппарата за счет прироста тяги двигательной установки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 273 760 C2

1. Двигательная установка летательного аппарата, содержащая два или несколько камер сгорания, расположенных в один или два ряда и снабженных круглыми соплами Лаваля, объединенными общим плоским насадком, каждая тяговая стенка насадка является продолжением контуров сверхзвуковых частей круглых сопел, две боковые его стенки расположены перпендикулярно тяговым стенкам насадка, отличающаяся тем, что каждый ряд камер сгорания с круглыми соплами Лаваля соединен с помощью шарнира с возможностью их поворота относительно насадка, жестко прикрепленного к корпусу двигательной установки.2. Двигательная установка летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что входная часть тяговых стенок плоского насадка выполнена в виде огибающей срезов круглых сопел Лаваля.3. Двигательная установка летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что каждый ряд камер сгорания вместе с круглыми соплами Лаваля снабжен механизмом для их поворота.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2273760C2

ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Сергиенко А.А.
  • Семенов В.В.
RU2159862C2
СОПЛО МНОГОКАМЕРНОГО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Худиковский В.Л.
  • Кучин А.П.
  • Козелков В.П.
RU2140005C1
DE 3427169 A, 30.01.1986
Штамп для калибровки изогнутых деталей 1977
  • Вайнтрауб Давид Абрамович
SU622539A1
СИСТЕМА СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ 1994
  • Чугаева В.И.(Ru)
RU2116699C1
US 3115747 А, 31.12.1963.

RU 2 273 760 C2

Авторы

Семенов Василий Васильевич

Сергиенко Александр Александрович

Судаков Владимир Сергеевич

Асташенков Николай Никитович

Даты

2006-04-10Публикация

2003-11-05Подача