ХВОСТОВАЯ ЧАСТЬ САМОЛЕТА КРЕЩИШИНА И СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ЗАВИХРЕНИЙ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА Российский патент 2006 года по МПК B64C1/26 B64C5/02 

Описание патента на изобретение RU2274584C2

Изобретение относится к авиационной технике и применимо для улучшения аэродинамического качества самолетов классической схемы, в том числе, при их модернизации.

Фюзеляж транспортного самолета классической схемы выполнен в виде тела сигарообразной формы круглого сечения с удлинением (отношением длины к диаметру) от 9 до 14. Удобообтекаемая гладкая форма, круглое поперечное сечение и большое удлинение обеспечивают сравнительно небольшое лобовое сопротивление фюзеляжа в общем балансе аэродинамических сопротивлений самолета (около 25% от сопротивления самолета в крейсерском режиме). При углах атаки от 0° до 5° воздушный поток набегает на фюзеляж практически параллельно строительной горизонтали (предельной оси). Ламинарный пограничный слой у носовой части фюзеляжа постепенно переходит в турбулентный и стекает без срыва с хвостовой части фюзеляжа в виде завихрений воздушного потока. Такой режим обтекания фюзеляжа наблюдается в крейсерском полете самолета. Для обеспечения плавного течения воздушного потока в пограничном с фюзеляжем слое конец хвоста самолета заострен с плавно убывающим диаметром поперечного сечения к концу фюзеляжа. Для предотвращения касания хвостовой части фюзеляжа поверхности взлетно-посадочной полосы при взлете и посадке хвостовая часть фюзеляжа выполнена приподнятой над строительной горизонталью. У грузовых транспортных самолетов, имеющих отклоняющуюся рампу, хвостовая часть более плоская и более поднята, чем у пассажирских самолетов, что приводит к увеличению донного сопротивления фюзеляжа и ухудшению аэродинамических характеристик. Наклонная сужающаяся часть фюзеляжа, составляющая от 10% до 17% его длины, неудобна для размещения пассажиров и груза и, как правило, коммерчески не используется (см. информацию "Средний магистральный самолет ТУ-214. Казань. Казанское авиационное объединение им. С.П.Горбунова. 2000).

Разновидностью транспортных являются самолеты с хвостовым размещением от двух до трех двигателей. Два двигателя размещены симметрично относительно оси фюзеляжа в гондолах, соединенных с фюзеляжем пилонами. Этим обеспечивается максимальное снижение моментов рыскания и крена, возникающих при отказе любого двигателя. Так как турбины двигателей должны находиться для уменьшения шума за герметичным днищем пассажирской кабины, двигатели размещены на сужающейся части хвоста фюзеляжа. Утяжеление хвостовой части фюзеляжа двигателями приводит к сдвигу центра масс пустого самолета назад, вследствие чего крыло и шасси необходимо размещать ближе к оперению. Это увеличивает длину носовой части фюзеляжа, испытывающей большие изгибающие моменты, и затрудняет балансировку самолета. При загрузке самолета и заправке топливом центр масс сдвигается вперед. Тем самым создаются необходимые в полете запасы статической устойчивости. Четкая работа автоматики, ведающей выработкой топлива в полете, способствует сохранению положения центра масс в установленном интервале центровок (см. Т.И.Лигум и др. Аэродинамика самолета ТУ154Б. М.: Транспорт, 1985).

Технической задачей изобретения является уменьшение нерациональной длины и массы хвостовой части фюзеляжа, уменьшение аэродинамического сопротивления путем уменьшения завихрений воздушного потока за хвостом самолета, улучшение центровок и балансировки самолета.

Технический результат достигается путем отсоса пограничного слоя воздушного потока с наружных поверхностей спинки фюзеляжа через расширяющийся аэродинамический канал, соединяющий спинку фюзеляжа с наклонным срезом хвоста фюзеляжа.

На фиг.1 изображен хвост фюзеляжа, вид сбоку с разрезом по оси симметрии, на фиг.2 изображен хвост фюзеляжа, вид сверху, на фиг.3 изображен хвост фюзеляжа, вид снизу, причем хвостовое оперение условно не показано.

Хвостовая часть фюзеляжа самолета выполнена в виде тонкостенной обечайки 1, которая снабжена хвостовой частью 2, сужающейся к ее концу 3. Хвостовая часть 2 обечайки 1 присоединена широкой кольцевой частью к переборке 4, с противоположной стороны которой размещена грузопассажирская кабина самолета.

В хвостовой части 2 обечайки 1 выполнены отверстия и наклонный аэродинамический канал. Отверстие 5 выполнено в верхней хвостовой части обечайки 1 и совмещено с верхней кромкой аэродинамического канала 6, нижняя кромка которого совмещена с отверстием 7, которое выполнено в виде среза хвостовой части 2 обечайки 1.

Сопряжение аэродинамического канала 6 с отверстием 5 может быть выполнено плавными округлениями. Наклонный аэродинамический канал 6 может быть выполнен расширяющимся к отверстию 7. Верхняя хвостовая часть 2 обечайки 1 может быть выполнена в виде крыла 8 с несимметричным аэродинамическим профилем.

Движение самолета в полете вызывает разряжение воздушного потока вдоль сужающейся хвостовой части 2 и за ее концом 3, от чего воздух через отверстие 5 и наклонный аэродинамический канал 6 устремляется в пространство за хвостом фюзеляжа, создавая воздушный поток в аэродинамическом канале 6. В результате понижается давление воздуха над отверстием 5 и за отверстием 5 над хвостовой частью 2. Турбулентный поток над обечайкой 1 всасывается в аэродинамический канал 6, формируется и стабилизируется в нем и упорядоченной струей выбрасывается в пространство за хвостом фюзеляжа. Над крылом 8 создается понижение давления воздуха и дополнительная подъемная сила, а поток воздуха из аэродинамического канала 6 размывает и уменьшает завихрения воздушного потока за концом 3 хвостовой части обечайки 1, тем самым снижая сопротивление воздуха полету самолета.

Классический толстый и длинный хвост фюзеляжа заменен короткой и тонкой хвостовой частью 2.

Похожие патенты RU2274584C2

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ И СПОСОБ КРЕЩИШИНА УМЕНЬШЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕГО ПОЛЕТУ 2005
  • Крещишин Геннадий Трофимович
  • Крещишина Лариса Трофимовна
RU2384461C2
ТРАНСФОРМАТОР КРЕЩИШИНА С УВЕЛИЧЕННЫМ РАССЕЯНИЕМ 1991
  • Крещишин Геннадий Трофимович
  • Крещишина Лариса Трофимовна
RU2025810C1
Высоковольтный трансформатор 1979
  • Крещишин Геннадий Трофимович
  • Крещишина Лариса Трофимовна
SU838769A1
Трансформатор 1979
  • Крещишин Геннадий Трофимович
  • Крещишина Лариса Трофимовна
SU815778A1
Трансформатор Крещишина 1982
  • Крещишин Геннадий Трофимович
  • Крещишина Лариса Трофимовна
  • Крещишин Трофим Трофимович
  • Федоров Александр Львович
SU1046785A1
Многопостовая установка для питанияэлЕКТРичЕСКиМ TOKOM НАгРузКи 1979
  • Бабаев Игорь Константинович
  • Крещишин Геннадий Трофимович
  • Крещишина Лариса Трофимовна
SU804279A1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ СХЕМЫ "ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО" 2013
  • Пеков Алексей Николаевич
RU2557685C2
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" 2022
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2776632C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Кажан Андрей Вячеславович
  • Поляков Алексей Вячеславович
  • Ремеев Наиль Хамидович
  • Житенёв Владимир Константинович
  • Миронов Алексей Константинович
  • Бахтин Евгений Юрьевич
RU2391254C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ПОВЫШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ЭКРАНОПЛАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА 2010
  • Новиков-Копп Иван
RU2539443C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 274 584 C2

Реферат патента 2006 года ХВОСТОВАЯ ЧАСТЬ САМОЛЕТА КРЕЩИШИНА И СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ЗАВИХРЕНИЙ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА

Изобретение относится к авиационной технике. Хвостовая часть фюзеляжа самолета выполнена в виде тонкостенной обечайки, сужающейся к заднему концу и присоединенной широкой кольцевой частью к переборке. В хвостовой части обечайки выполнены два отверстия и наклонный аэродинамический канал. Первое отверстие выполнено в верхней хвостовой части обечайки и совмещено с верхней кромкой аэродинамического канала, нижняя кромка которого совмещена со вторым отверстием, выполненным в виде среза хвостовой части обечайки. Уменьшение в полете завихрений воздушного потока за хвостовой частью достигается путем отсоса пограничного слоя воздушного потока с наружной поверхности спинки фюзеляжа через наклонный аэродинамический канал. Техническим результатом изобретения является уменьшение аэродинамического сопротивления, уменьшение длины и массы хвостовой части фюзеляжа. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 274 584 C2

1. Хвостовая часть фюзеляжа самолета, выполненная в виде тонкостенной обечайки, сужающейся к заднему концу, присоединенная широкой кольцевой частью к переборке, с противоположной стороны которой размещена грузопассажирская кабина самолета, отличающаяся тем, что на хвостовой части обечайки выполнены отверстия и наклонный аэродинамический канал, первое отверстие выполнено в верхней хвостовой части обечайки и совмещено с верхней кромкой наклонного аэродинамического канала, нижняя кромка которого совмещена со вторым отверстием, выполненным в виде среза хвостовой части обечайки.2. Хвостовая часть фюзеляжа по п.1, отличающаяся тем, что сопряжение первого отверстия в верхней хвостовой части обечайки и аэродинамического канала выполнено плавными скруглениями.3. Хвостовая часть фюзеляжа по п.1, отличающаяся тем, что наклонный аэродинамический канал выполнен расширяющимся в направлении к хвостовой части обечайки.4. Хвостовая часть фюзеляжа по п.1, отличающаяся тем, что верхняя хвостовая часть обечайки выполнена в виде крыла с несимметричным аэродинамическим профилем.5. Способ уменьшения в полете завихрений воздушного потока за хвостовой частью фюзеляжа, содержащего наклонный аэродинамический канал, отличающийся тем, что часть завихренного воздушного потока с верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа всасывается во вход аэродинамического канала под действием разряжения воздуха за хвостовой частью фюзеляжа, стабилизируется и формируется в струю в аэродинамическом канале и упорядоченной струей выбрасывается в пространство за хвостовой частью фюзеляжа в завихрения воздушного потока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2274584C2

САМОЛЕТ "СОКОЛ" 1999
  • Дыненков В.С.
RU2146210C1
САМОЛЕТ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ "НЕСУЩИЙ КОРПУС" С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ГРЕБНЯМИ 2000
  • Чигрин О.Р.
  • Чигрин А.Р.
  • Чигрин С.О.
RU2175298C1
Тонкослойный отстойник 1987
  • Катонов Петр Александрович
  • Березницкий Николай Николаевич
  • Александров Николай Александрович
  • Милютин Александр Иосифович
SU1439086A1

RU 2 274 584 C2

Авторы

Крещишин Геннадий Трофимович

Крещишина Лариса Трофимовна

Даты

2006-04-20Публикация

2002-01-31Подача