Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих природный газ, сжиженный углеводородный газ, жидкие нефтепродукты, пар, воду и другие среды.
Известен шаровой кран, защищенный патентом WO 01/38761, МПК7 F 16 K 5/06, опубликованным 31.05.2001. Кран содержит корпус с проточной частью и установленную в проточной части на фторопластовых седлах шаровую пробку. Седла снабжены периферийными буртами, консольно зажатыми в проточках корпуса. В комплект седла входят уплотнительное кольцо, опорное кольцо и тарельчатая пружина, обеспечивающая поджатие седла к пробке и к цилиндрическим поверхностям проточки в корпусе при циклическом изменении давления и температуры рабочей среды.
Недостатком аналога является сложная конфигурация седла, повышенная трудоемкость изготовления узла уплотнения шарового крана и его сборки, низкая надежность работы.
Известен шаровой кран, защищенный патентом GB 1139676, МПК F 16 K 5/06, дата публикации - 08.01.69. Шаровой кран содержит корпус, входной и выходной патрубки, шаровую пробку, упругие седла для пробки, упругие полые уплотнительные кольца и тарельчатые пружины. Упругое седло установлено в цилиндрической проточке патрубка, там же установлено упругое полое уплотнительное кольцо, в полости которого размещена тарельчатая пружина, опертая с одной стороны на шайбу, а с другой стороны - на жесткое плоское кольцо с периферийным буртом. Через плоскую часть жесткого кольца с буртом осевое усилие от тарельчатой пружины передается на седло и поджимает седло к пробке. Радиальное усилие от тарельчатой пружины передается через бурт кольца на упругое полое уплотнительное кольцо и поджимает его к внутренней цилиндрической поверхности проточки в патрубке, уплотняя дополнительно шаровой затвор.
Неплотное прилегание тарельчатой пружины к жесткому плоскому кольцу с периферийным буртом не позволяет использовать уплотнительное усилие тарельчатой пружины в достаточной степени.
Прототипом заявляемого изобретения является шаровой кран, защищенный патентом GB 1120739, МПК F 16 K 5/06, дата публикации - 24.07.68.
Шаровой кран содержит корпус с входным и выходным патрубками, шаровую пробку и установленные в цилиндрических проточках корпуса упругие седла. Передняя поверхность седла повторяет поверхность пробки, задняя поверхность седла выполнена конусной. Седло поджато сзади стальным промежуточным кольцом и пружиной. Передняя поверхность стального промежуточного кольца выполнена также конусной с тем же углом конусности, что и задняя поверхность упругого седла, в результате чего седло и промежуточное кольцо взаимодействуют по конической контактной поверхности. Задняя поверхность промежуточного кольца выполнена радиальной. Пружина представляет собой деформированное кольцо из пружинной стали. Благодаря конусным поверхностям контакта на упругом седле и на стальном промежуточном кольце упругое седло также поджато пружиной в радиальном направлении к периферии осевой расточки, в результате чего предотвращены протечки среды по периферии расточки в корпусе.
Недостатком прототипа является низкая эффективность использования энергии пружины.
Изобретение решает техническую задачу повышения герметичности шарового крана относительно внешней среды за счет более эффективного использования энергии пружины.
Технический результат достигается в шаровом кране, содержащем корпус, входной и выходной патрубки, шаровую пробку, установленные в проточках патрубков упругие седла, поджимающие седла к пробке тарельчатые пружины и жесткие промежуточные кольца, установленные с возможностью взаимодействия с упругими седлами для передачи осевого уплотнительного усилия от тарельчатых пружин седлам и радиального уплотнительного усилия от тарельчатых пружин патрубкам. Поперечное сечение промежуточного кольца выполнено трапецеидальным, большее основание трапеции обращено к периферии кольца и прилегает к поверхности проточки патрубка. Наклон боковой стороны трапеции, прилегающей к тарельчатой пружине, соответствует наклону образующей тарельчатой пружины в рабочем состоянии. Жесткое промежуточное кольцо выполнено из гомогенного, например спеченного, материала. На упругом седле со стороны пробки выполнен торцевой наружный уплотнительный бурт. Между упругим седлом и жестким промежуточным кольцом расположено жесткое формообразующее кольцо для упругого седла.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен шаровой кран в открытом положении, на фиг.2 - узел А на фиг.1, на фиг.3 - промежуточное кольцо из гомогенного, например спеченного, материала.
Шаровой кран содержит корпус 1 с входным 2, выходным 3 патрубками и шаровую пробку 4, установленную в проточке корпуса 1 на упругих седлах 5 и 6. Упругие седла 5 и 6 размещены соответственно в проточках 7 и 8 патрубков 2 и 3. Седла 5 и 6 поджаты к пробке 4 соответственно тарельчатыми пружинами 9 и 10. Между упругим седлом 5 и тарельчатой пружиной 9 расположено жесткое промежуточное кольцо 11 из гомогенного, например спеченного, материала. Между упругим седлом 6 и тарельчатой пружиной 10 расположено жесткое промежуточное кольцо 12. Поперечное сечение промежуточного кольца 11 (12) выполнено трапецеидальным, большее основание трапеции обращено к периферии кольца и прилегает к поверхности проточки 7 (8) патрубка 2 (3). Наклон боковой стороны трапеции, прилегающей к тарельчатой пружине 9 (10), соответствует наклону образующей тарельчатой пружины в рабочем состоянии. На упругом седле 5 (6) со стороны пробки выполнен торцевой наружный уплотнительный бурт 13 (14). Между упругим седлом 5 (6) и жестким промежуточным кольцом 11 (12) расположено жесткое формообразующее кольцо 15 (16) для упругого седла 5 (6). Шаровая пробка 4 снабжена шпинделем 17 и узлом управления 18. Шпиндель 17 уплотнен относительно внешней среды сальником 19. Соединение корпуса 1 с патрубком 2 уплотнено прокладкой 20, с патрубком 3 - прокладкой 21.
При работе шарового крана тарельчатые пружины 9 и 10 плотно прилегают к конусным боковым поверхностям жестких промежуточных колец 11 и 12 из гомогенного материала, которые равномерно передают осевое уплотнительное усилие от тарельчатых пружин седлам 5 и 6. Эффективность использования энергии конусных тарельчатых пружин повышается как за счет геометрии поперечного сечения жестких промежуточных колец, плотно взаимодействующих с пружинами, так и за счет изотропии механических свойств их гомогенного материала. В режиме циклических изменений температуры и давления рабочей среды обеспечивается постоянное, плотное и равномерное поджатие упругих седел 5 и 6 к шаровой пробке 4. При этом жесткие формообразующие кольца 15 и 16 армируют седла 5 и 6, предохраняя материал седел от разрушения и вытекания в проходные отверстия пробки 4 и патрубков 2 и 3.
Одновременно жесткие промежуточные кольца 11 и 12, будучи гомогенными, эффективно передают радиальное уплотнительное усилие от тарельчатых пружин патрубкам 2 и 3, уплотняя относительно внешней среды радиальные зазоры между седлами и проточками в патрубках. Создается заданная герметичность в затворе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРОВОЙ КРАН С ВЕРХНИМ РАЗЪЕМОМ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИКИ | 2009 |
|
RU2396474C1 |
КРАН ШАРОВОЙ С ПОЛОЙ ПРОБКОЙ | 2018 |
|
RU2699450C2 |
КРАН ШАРОВОЙ СИЛЬФОННЫЙ С ВЕРХНИМ РАЗЪЕМОМ | 2012 |
|
RU2486394C2 |
КЛАПАН ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ | 2011 |
|
RU2483196C1 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2006 |
|
RU2301164C1 |
КЛАПАН ШАРОВОЙ | 2017 |
|
RU2667301C1 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1998 |
|
RU2126752C1 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1999 |
|
RU2142889C1 |
ШАРОВОЙ КЛАПАН | 2012 |
|
RU2486395C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2015 |
|
RU2660762C2 |
Изобретение относится к области трубопроводной арматуры, в частности к шаровым кранам, и предназначено для перекрытия проходного сечения трубопроводов, транспортирующих природный газ, сжиженный углеводородный газ, жидкие нефтепродукты, пар, воду и другие среды. Шаровой кран содержит корпус, входной и выходной патрубки, шаровую пробку, установленные в проточках патрубков упругие седла, поджимающие седла к пробке тарельчатые пружины и жесткие промежуточные кольца. Последние установлены с возможностью взаимодействия с упругими седлами для передачи осевого уплотнительного усилия от тарельчатых пружин седлам и радиального уплотнительного усилия от тарельчатых пружин патрубкам. Поперечное сечение жесткого промежуточного кольца выполнено трапецеидальным. Большее основание трапеции обращено к периферии кольца и прилегает к поверхности проточки патрубка. Наклон боковой стороны трапеции, прилегающей к тарельчатой пружине, соответствует наклону образующей тарельчатой пружины в рабочем состоянии. Жесткое промежуточное кольцо выполнено из гомогенного, например спеченного, материала. Изобретение направлено на повышение герметичности шарового затвора относительно внешней среды за счет улучшения уплотнения в узлах "шаровая пробка - упругое седло - патрубок". 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
GB 1120739 A, 24.07.1968.RU 2218495 C1, 10.12.2003.GB 1602242 A, 11.11.1981.GB 1139676 A, 08.01.1969.DE 2361332 A1,19.06.1975.EP 0283537 A1, 28.09.1988. |
Авторы
Даты
2006-04-27—Публикация
2004-04-21—Подача