Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к способу демонтажа палубы морской платформы и судну для его осуществления.
Уровень техники
Существует ряд платформ, например, в Северном море, построенных и установленных на морском дне, используемых для морской добычи нефти и газа. Такие платформы, как правило, содержат поддерживающую конструкцию (опорный каркас), обычно называемую фермой, которая опирается на морское дно и выступает над уровнем воды, и надстройку, часто называемую палубой, поддерживаемую фермой над уровнем воды. Ферма обычно имеет несколько опорных стоек (ног), проходящих от морского дна до верхней части фермы, и диагональные и поперечные раскосы, которые совместно предотвращают поперечные смещения стоек. Выдерживаемая фермой вертикальная нагрузка приходится, в основном, на стойки. Тип палубы определяется, главным образом, назначением платформы. Например, обычно на ней располагается буровая установка, но она может состоять целиком из жилых помещений для рабочих, занятых на соседней буровой установке. Обычно в процессе монтажа сначала на свое место на морском дне устанавливается ферма, после чего на ферму устанавливается палуба. Палуба может быть собрана на берегу в виде единой конструкции, вывезена в море и установлена на ферму либо может быть выполнена в виде нескольких отдельных модулей, которые по отдельности транспортируются к ферме и собираются воедино только при установке на ферму. Кроме этого, на палубу, которая была ранее размещена на ферме, также могут быть впоследствии установлены добавочные модули для расширения возможностей палубы или изменения ее назначения.
Следует иметь ввиду, что формы надстройки и формы опорной конструкции в разных случаях могут сильно различаться и используемые здесь термины "палуба" и "ферма" следует понимать в широком смысле.
Учитывая, что охрана окружающей среды приобретает все большее значение, возникает необходимость в разработке способов демонтажа палубы морской платформы после исчерпания эксплуатационного ресурса конструкции. Одним из возможных способов является использование судна с большим краном для снятия палубы с фермы и погрузки ее на баржу. Были также предложены и другие способы, и в некоторых случаях использованы на практике. В некоторых из них плавучее средство, имеющее в плане приблизительно U-образную форму, подводится к платформе таким образом, что противолежащие ветви "U" располагаются с противоположных сторон платформы и посредством некоторого механизма, который может представлять собой систему балластов или домкратов, палуба поднимается с фермы. Один из таких способов демонтажа описан в публикации международной заявки WO 09824980.
Из публикации GB 2303337 известен также способ демонтажа палубы морской платформы, в котором у морской платформы располагают плавучее средство, содержащее две баржи, расположенные бок о бок друг с другом с промежутком между ними и соединенные передней и задней рамами (перекладинами), предназначенными только для обеспечения дистанции между понтонами и не имеющими непосредственного соединения со стойками фермы для восприятия ее нагрузки.
На практике, однако, оказалось затруднительным создать способ демонтажа палубы морской платформы, который (1) позволял бы снимать сравнительно большую и тяжелую платформу, (2) позволял бы доставлять палубу на верфь на берегу и (3) не требовал бы значительных капиталовложений в оборудование.
Сущность изобретения
Задачей настоящего изобретения является создание способа демонтажа палубы морской платформы, в котором была бы решена по крайней мере часть или все из перечисленных проблем.
В соответствии с изобретением предложен способ демонтажа палубы морской платформы (снятия палубы с морской платформы), содержащей палубу, закрепленную на ферме, включающий следующие шаги:
a) размещение плавучего средства (судна), содержащего соединяемые со стойками фермы рамы, вокруг фермы таким образом, что соответствующие части плавучего средства располагаются по противоположным сторонам фермы и рамы проходят между противоположными частями плавучего средства,
b) соединение частей рам со стойками фермы,
c) прикрепление рам к ферме,
d) снятие нагрузки с частей стоек фермы,
e) разрезание частей стоек фермы с разделением фермы на нижнюю часть и верхнюю часть с палубой, причем рамы прикреплены к верхней части фермы,
f) перенос веса верхней части фермы и палубы посредством рам на плавучее средство, и
g) отведение плавучего средства вместе с рамами, верхней частью фермы и закрепленной на ней палубой от нижней части фермы, причем при присоединении к стойкам фермы указанные рамы располагают проходящими между противоположными частями плавучего средства вдоль противоположных сторон фермы с примыканием к ее соответствующим стойкам.
В предлагаемом способе достигается упрощение и ускорение переноса верхней части фермы на плавучее средство при демонтаже палубы морской платформы с обеспечением эффективной передачи и распределения значительных нагрузок между стойками фермы и соединяемыми с ними рамами плавучего средства.
В определенном таким образом способе шаги расположены в порядке, который является предпочтительным, однако надо иметь ввиду, что внесение некоторых изменений в этот порядок находится в пределах области притязаний изобретения. Например, в пределах области притязаний изобретения находится выполнение шага снятия нагрузки с частей стоек фермы до того, как рамы будут прикреплены к ферме.
Благодаря разрезанию фермы под ее верхней частью и снятию палубы путем захвата верхней части фермы, вместо того, чтобы пытаться отделить палубу от верхней части фермы, обеспечивается более надежное удержание палубы: за счет того, что палуба продолжает крепиться к ферме остается неизменным крепление самой палубы и сохраняется уверенность в надежности закрепления палубы; в том случае, если бы палуба была отделена от фермы, характер ее крепления почти неизбежно изменился бы, в результате чего уже нельзя было быть столь уверенным в надежности крепления, особенно в случае модульной конструкции палубы и/или палубы, подвергшейся после монтажа конструктивным доработкам. Используемый здесь термин "разрезание" стойки не следует воспринимать как относящийся к какому-либо конкретному способу разделения верхней и нижней частей стойки; используемые способы, которые могут быть определены как разрезание, включают, например, операцию среза, использование нагрева и использование взрыва.
Предпочтительно прикреплять рамы к ферме и разрезать стойки над поверхностью воды.
В предпочтительном варианте выполнения плавучее средство содержит две баржи, которые могут быть одинаковыми или разными и которые размещаются с противоположных сторон фермы. Желательно, чтобы баржи разделялись и могли быть использованы по отдельности для иных целей. Использование такой конструкции плавучего средства позволяет снизить его стоимость.
В предпочтительном варианте выполнения баржи скреплены посредством передней и задней рам таким образом, что располагаются бок о бок друг с другом с промежутком между собой, а рамы могут быть отсоединены от барж.
Одна из рам может быть выдвижной, в предпочтительном варианте выполнения разделяясь на две части, оставляя открытое пространство между баржами с одного конца. В этом случае шаг (а) расположения плавучего средства в предпочтительном варианте содержит последовательные шаги отведения выдвижной рамы, расположения плавучего средства вокруг фермы таким образом, что баржи находятся с противоположных сторон фермы, а ферма находится внутри со стороны открытого конца и возвращения отведенной рамы в положение, где она перекрывает промежуток между баржами со стороны фермы, противоположной расположению другой рамы.
В другом варианте способа, описанного выше, шаг (а) расположения плавучего средства вокруг фермы может содержать следующие шаги:
i) расположение плавучего средства рядом с фермой таким образом, что одна из рам непосредственно примыкает к ферме,
ii) отсоединение рамы, непосредственно примыкающей к ферме, от плавучего средства, и
iii) отведение плавучего средства от фермы и подведение его к противоположной стороне фермы, и вновь размещение плавучего средства вокруг фермы таким образом, что соответствующие части плавучего средства расположены с первой и второй противоположных сторон фермы, а рамы, проходящие между противоположными сторонами плавучего средства, расположены с третьей и четвертой противоположных сторон фермы.
Желательно, чтобы рама, которая непосредственно примыкает к ферме, была установлена на понтоне, который удерживал бы по крайней мере большую часть веса рамы, когда рама отсоединяется от плавучего средства. Благодаря этому отпадает необходимость в том, чтобы морская платформа в процессе выполнения этой операции удерживала вес рамы.
В предпочтительном варианте выполнения шаг отсоединения от плавучего средства рамы, непосредственно примыкающей к ферме, дополнительно содержит шаг принятия дополнительного балласта на плавучее средство для увеличения его осадки. В предпочтительном варианте судно перемещается на противоположную сторону фермы и размещается вокруг фермы в погруженном состоянии, после чего поднимается, возвращаясь в положение, в котором оно поддерживает раму, которая ранее была отсоединена от плавучего средства.
Обычно, когда ферма имеет в целом прямоугольную форму на уровне воды, желательно, чтобы рамы располагались вдоль более длинных сторон фермы. При введении фермы внутрь плавучего средства гарантируется сохранение положения судна и судно может быть установлено непосредственно вблизи всех частей фермы. Размещение рам вдоль более длинных сторон фермы способствует скреплению рам со стойками фермы. Обычно желательно, чтобы рамы были скреплены со всеми стойками фермы, хотя в некоторых случаях это может быть нежелательным.
Шаг (b) скрепления частей рам со стойками фермы в предпочтительном варианте включает перемещение подвижных частей рам до их соединения со стойками. Желательно, чтобы каждая стойка была соединена с частью одной из рам в двух точках, разнесенных по вертикали друг от друга. Желательно, чтобы на каждую стойку в качестве предварительного шага в данном способе был прикреплен по крайней мере один хомут, и вертикальные нагрузки распределялись посредством хомутов между стойками и рамами. Использование таких хомутов, устанавливаемых предварительно, способствует эффективной передаче между стойками и рамами значительных нагрузок, характерных для этой задачи.
Желательно, чтобы части рам, которые соединены со стойками, имели захваты, способные осуществлять передачу горизонтальных нагрузок между стойками и рамами.
В предпочтительном варианте выполнения способ дополнительно включает шаг отделения рам от плавучего средства после того, как рамы прикреплены к ферме. Такой шаг может показаться неожиданным, однако он является полезным этапом процесса, поскольку позволяет свести к минимуму промежуток времени, в течение которого существует жесткая связь между плавающим на поверхности моря плавучим средством и неподвижной морской платформой, что позволяет предотвратить возникновение нежелательных сил или смещений, создаваемых волнением моря. Шаг отделения рам в предпочтительном варианте включает шаг втягивания домкратов, расположенных между плавучим средством и рамами; вместо этого или дополнительно к этому может производиться балластировка плавучего средства.
Шаг (d) снятия нагрузки, воздействующей на части стоек фермы, в предпочтительном варианте выполнения предназначен для уменьшения вертикальной нагрузки, воздействующей на части стоек, практически до нуля. Желательно, чтобы шаг (d) содержал шаги установки систем домкратов вокруг частей стоек фермы и управления этими системами таким образом, чтобы вертикальные нагрузки, действовавшие до этого через части стоек, стали действовать через системы домкратов.
Шаг (е) разрезания частей стоек фермы может содержать шаг разрезания диагональных раскосов фермы. Как должно быть понятно, перед выполнением шага (g) необходимо полностью разделить верхнюю и нижнюю части фермы. Также может оказаться необходимым снять или разъединить водоотделяющие колонны, кессоны и трубы с байонетным соединением.
Шаг (f) переноса веса верхней части фермы и палубы через посредство рам на плавучее средство, когда рамы отделены от плавучего средства, может содержать шаг повторного закрепления рам. Перенос веса может включать шаг выдвижения домкратов, установленных между плавучим средством и рамами, и/или шаг дебалластировки плавучего средства, и/или шаг приведения в действие систем домкратов, установленных вокруг стоек фермы. Обычно в предпочтительном варианте по крайней мере часть шага (f) выполняется относительно быстро, поскольку непосредственно перед переносом веса или сразу же после этого максимальна вероятность того, что плавучее средство и платформа будут подвержены воздействию неблагоприятных факторов, например, вызванных волнением моря.
Способ может дополнительно включать шаг отвода плавучего средства к берегу и транспортировки рам с закрепленными на них верхней частью фермой и палубой на берег. Эта процедура позволяет упростить шаг переноса верхней части фермы и палубы на берег.
Описанный выше способ является наиболее предпочтительной формой выполнения изобретения. Некоторые из описанных выше признаков, являющихся предпочтительными и полезными, а необязательными, сами по себе могут дать значительные преимущества при использовании в реализации способов, которые могут содержать другую совокупность признаков в отличии от описанного выше способа в соответствии с изобретением (далее называется способом в соответствии с первой особенностью изобретения).
Так, в соответствии со второй особенностью изобретения, используется способ демонтажа палубы морской платформы, включающий следующие шаги:
расположение у морской платформы плавучего средства, содержащего две баржи, расположенные бок о бок друг с другом с промежутком между ними и соединенные передней и задней рамами таким образом, что одна из рам непосредственно примыкает к платформе,
отделение рамы, непосредственно примыкающей к платформе, от плавучего средства,
отведение судна от платформы и подведение его затем к противоположной стороне платформы, и расположение плавучего средства вокруг платформы таким образом, что баржи оказываются с первой и второй противоположных сторон платформы, а рамы проходят между баржами с третьей и четвертой противоположных сторон платформы,
перенос веса палубы посредством рам на баржи и отведение барж, на которых закреплены рамы и палуба.
В соответствии с третьей особенностью изобретения, используется способ демонтажа палубы морской платформы, включающий следующие шаги:
отведение одной из рам плавучего средства, содержащего две баржи, расположенные бок о бок друг с другом с промежутком между ними и соединенные передней и задней рамами, с образованием открытого пространства с одного конца между баржами,
расположение плавучего средства вокруг платформы таким образом, что баржи находятся с противоположных сторон платформы, а платформа расположена внутри пространства с открытого конца,
возвращение отведенной рамы в положение, когда она перекрывает промежуток между баржами со стороны платформы, противоположной относительно другой рамы,
перенос веса палубы через посредство рам на баржи, и отведение барж с закрепленными на них рамами и палубой.
Следует понимать, что способ в соответствии с любой из второй или третьей особенностей изобретения может дополнительно содержать любой из выгодных или предпочтительных признаков, описанных выше в связи с первой особенностью изобретения.
Согласно изобретению также предлагается плавучее средство в виде судна, подходящего для осуществления любого из описанных выше способов, а именно судно для демонтажа палубы морской платформы, содержащее две баржи, расположенные бок о бок друг с другом с промежутком между ними и соединенные передней и задней рамами, одна из которых установлена с возможностью отделения от барж и отвода с разделением на две части и образованием между концами барж открытого пространства.
Перечень фигур чертежей и иных материалов
Некоторые способы демонтажа палубы морской платформы будут описаны ниже на примерах со ссылками на приложенные схематические чертежи, на которых:
Фиг.1 представляет собой вид в плане судна для использования в первом способе,
Фиг.2 представляет собой вид в плане судна, приближающегося к платформе,
Фиг.3 представляет собой вид сбоку того, что изображено на плановом виде на Фиг.2,
Фиг.4 представляет собой вид в плане судна, расположенного вокруг платформы,
Фиг.5 представляет собой вид в плане судна, закрепленного в положении вокруг платформы,
Фиг.6 представляет собой вид сбоку того, что изображено на плановом виде на Фиг.5,
Фиг.7 представляет собой вид сбоку судна, когда верхняя часть платформы отделена от нижней части и перенесена на судно,
Фиг.8 представляет собой вид в плане платформы, сгружаемой с судна на верфи,
Фиг.9 представляет собой вид сбоку части стоек фермы, иллюстрирующий подготовительную работу, выполняемую на стойке,
Фиг.10 представляет собой вид сбоку, изображающий фрагмент, относящийся к установке рамы на баржу судна на предварительной стадии процесса демонтажа,
Фиг.11 представляет собой вид сбоку, изображающий часть рамы, соединенную со стойкой фермы на предварительной стадии процесса демонтажа,
Фиг.12 представляет собой вид сбоку, аналогичный виду на Фиг.10, но изображающий компоненты на первой последующей стадии процесса демонтажа,
Фиг.13 представляет собой вид сбоку, аналогичный виду на Фиг.11, но изображающий компоненты на первой последующей стадии процесса демонтажа,
Фиг.14 представляет собой вид сбоку, аналогичный виду на Фиг.12, но изображающий компоненты на второй стадии процесса демонтажа, следующей за стадией, показанной на Фиг.12,
Фиг.15 представляет собой вид сбоку, аналогичный виду на Фиг.13, но изображающий компоненты на второй стадии процесса демонтажа, следующей за стадией, показанной на Фиг.13,
Фиг.16 представляет собой вид сбоку, аналогичный виду на Фиг.14, но изображающий компоненты на третьей стадии процесса демонтажа, следующей за стадией, показанной на Фиг.14,
Фиг.17 представляет собой вид сбоку, аналогичный виду на Фиг.15, но изображающий компоненты на третьей стадии процесса демонтажа, следующей за стадией, показанной на Фиг.15,
Фиг.18 представляет собой вид сечения крепления рамы на баржу судна на четвертой стадии, следующей за стадией, изображенной на Фиг.16 и наблюдаемой в направлении, перпендикулярном к направлению наблюдения на Фиг.16,
Фиг.19 представляет собой вид в плане модифицированного судна, расположенного вокруг морской платформы на начальной стадии во втором способе,
Фиг.20 представляет собой вид в плане модифицированного судна, расположенного вблизи морской платформы на следующей стадии во втором способе,
Фиг.21 представляет собой вид сбоку конфигурации, изображенной на плановом виде на Фиг.20,
Фиг.22 представляет собой вид в плане модифицированного судна после того, как оно было перемещено в новое положение вблизи морской платформы на следующей стадии во втором способе,
Фиг.23 представляет собой вид в плане модифицированного судна, снова расположенного вокруг морской платформы в следующей стадии во втором способе, и
Фиг.24 представляет собой вид сбоку конфигурации, изображенной на плановом виде на Фиг.23.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
На Фиг.1 плавучее средство согласно изобретению представлено в виде судна 10, которое используется в первом варианте осуществления способа по изобретению. Судно в основном содержит две баржи 1, 2, соединенные первой коробчатой рамой 3 и второй коробчатой рамой 4, которые удерживают баржи 1, 2 бок о бок друг с другом с промежутком между ними. Модуль 5, проходящий на полную глубину барж, закреплен между баржами непосредственно впереди рамы 4, а узел 6 подходящей формы (носовая часть) прикреплен спереди модуля 5, представляя собой носовую часть судна. В модуле 5 расположена система динамического позиционирования судна, системы управления, включая систему управления балластом и жилое помещение.
В описываемом примере выполнения изобретения баржи 1, 2 представляют собой многоцелевые баржи и в других ситуациях могут быть использованы как отдельные баржи. Рамы 3, 4, модуль 5 и носовая часть 6, однако, сконструированы специально для выполнения демонтажа в соответствии с изобретением, а баржи доработаны с созданием соответствующих держателей для установки рам. Конкретные требования к этим держателям будут очевидными из приведенного ниже описания процесса демонтажа.
На Фиг.2 и 3 изображено расположение судна 10 по отношению к морской платформе 11 на подготовительной стадии процесса демонтажа. Судно 10 должно быть подведено к месту работ буксирами. Как хорошо видно на Фиг.3, платформа 11 в данном примере представляет собой установку для добычи нефти и содержит ферму 12, поверх которой установлена палуба 13. Ферма 12 содержит каркас, опирающийся на морское дно 14 и имеющий стойки 15, проходящие от дна вверх и выступающие на поверхностью воды. Поперечные раскосы 16 и диагональные раскосы 17 предотвращают смещение стоек 15 друг относительно друга, увеличивая тем самым прочность платформы. Вес палубы 13, поддерживаемый фермой, приходится, однако, в основном на стойки 15, а не на раскосы 16, 17.
Следует иметь ввиду, что палуба 13 и ферма 12 имеют известную конструкцию.
В изображениях, приведенных на Фиг.2 и 3, следует обратить внимание на то, что рама 3 отведена из положения, показанного на Фиг.1, где она проходит между баржами 1, 2 и соединяет их, и что с этой целью рама 3 на самом деле выполнена в виде двух раздельных половин 3А и 3В, которые могут скользить в поперечном направлении из положения, показанного на Фиг.1, в положения, показанные на Фиг.2 и 3 (после того, как две половины 3А и 3В, которые показаны скрепленными на Фиг.1, отсоединены друг от друга). На баржах 1, 2 имеются соответствующие приспособления, обеспечивающие это скольжение.
При ориентации судна 10, показанной на Фиг.2 и 3, оно посредством имеющейся на судне системы динамического позиционирования (не показана) выполняет маневр в положение, показанное на Фиг.4. Для предотвращения повреждения либо судна, либо фермы при нахождении судна 10 в положении вокруг фермы 12 используется система активных пневматических кранцев (не показана). Понятно, что, поскольку ферма стоит на морском дне, а судно плавает, существует возможность вертикального и горизонтального смещения (включая продольную или поперечную качку) судна 10 при неподвижном состоянии фермы. Может оказаться необходимым демонтировать с фермы 12 определенные причальные приспособления, спасательные лестницы и иное оборудование перед тем, как судно 10 будет установлено в свое окончательное положение.
Затем две половины 3А и 3В рамы 3 сдвигаются обратно в положение, показанное на Фиг.1, и соприкасающиеся концы рамы 3 скрепляются друг с другом. Затем вся рама 3 скользит вдоль барж 1, 2 в направлении к раме 4, в результате чего образуется конфигурация, изображенная на Фиг.5 и 6. В этом случае видно, что рамы 3, 4 проходят вдоль противоположных, более длинных сторон фермы 12, а баржи 1, 2 расположены вдоль противоположных, более коротких сторон фермы. В показанном примере каждая из рам 3, 4 лежит рядом с четырьмя соответствующими стойками 15 фермы.
Затем части рам 3, 4 соединяются с частями стоек 15 фермы 12, стойки фермы (и все диагональные раскосы) разрезаются, и часть фермы выше линии разреза вместе с палубой 13 поднимается рамами 3, 4 и баржами в положение, отделенное по вертикали от оставшейся, нижней, части фермы 12. Эта стадия процесса изображена на Фиг.7. Следует понимать, что разрезание стоек фермы и подъем верхней части платформы являются важнейшей частью процесса и ее более подробное описание приводится ниже.
Как только верхняя часть платформы будет отсоединена и поднята, как это показано на Фиг.7, судно 10 отводится от оставшейся, нижней, части фермы посредством системы динамического позиционирования. Затем верхняя часть платформы на судне транспортируется к причалу 20 верфи, причем судно буксируется подходящими буксирами, которые в окрестностях верфи могут быть заменены портовыми буксирами. Преимуществом судна 10, образованного, в основном, из барж 1, 2, является то, что осадка судна может быть относительно небольшой, что обеспечивает установку судна в док на различных верфях. На Фиг.8 показано как демонтированная платформа соскальзывает с барж 1, 2 на верфи. Видно, что рамы 3, 4, верхняя часть фермы 12 и палуба 13 все вместе переносятся на берег как единая конструкция. На Фиг.8 конструкция показана как в своем начальном положении на судне, так и перенесенной на берег. Стрелкой показано направление движения конструкции. Баржи 1,2 оснащены соответствующими полозьями 18, обеспечивающими скольжение рам, и соответствующие ростерные бимсы 19 имеются на причале. На причале конструкция может быть разобрана и снята с рам, которые затем могут быть возвращены на баржи в том случае, если судно должно быть использовано снова для демонтажа другой платформы. В противном случае модуль 5 и носовая часть 6 могут быть сняты с барж 1, 2, что дает возможность использовать баржи по отдельности для других целей.
В настоящем примере две баржи не идентичны, и следует отметить, что два корпуса в носовой части судна расположены не вровень друг с другом, однако корпуса выровнены по корме.
Упомянутая ранее вкратце процедура соединения частей рам с фермой, разрезания стоек фермы и подъема верхней части фермы и палубы с нижней части фермы теперь будет описана более подробно со ссылками на Фиг.9-18.
На Фиг.9 показана некоторая подготовительная работа, проводимая на каждой стойке 15 фермы 12, при этом на Фиг.9 показана только одна стойка. К стойке 15 на заданной высоте над поверхностью воды и ниже палубы 13 прикреплены верхний хомут 30 и нижний хомут 31. На верхнем хомуте 30 имеется два установочных штифта 32, направленных вверх и расположенных диаметрально противоположно (на Фиг.9 виден только один). На нижнем хомуте 31 имеется два установочных отверстия 33, расположенных диаметрально противоположно (одно из них показано пунктиром на Фиг.9).
Как показано на Фиг.10 и 11, рамы 3, 4 установлены на баржах 1, 2 на домкратах 35 (на Фиг.10 расположение компонентов показано для рамы 3 и баржи 1, однако нужно понимать, что практически такое же расположение используется и для рамы 4 и баржи 2). В подходящих местах на рамах 3, 4 имеются выдвижные верхняя и нижняя вилки 36, 37, соответственно, причем эти вилки расположены таким образом, что в выдвинутом положении (т.е. сдвинуты вправо в положение, показанное на Фиг.11) каждая из них охватывает соответствующую стойку 15 фермы. Высота рамы с поднятыми домкратами 35 такова, что верхняя вилка 36 находится поверх верхнего хомута 30 и отделена от него промежутком, а нижняя вилка 37 находится поверх нижнего хомута 31 и отделена от него промежутком. Оба стержня проушины верхней вилки 36 имеют соответствующие отверстия 38 (одно из которых показано пунктирной линией на Фиг.11), которые совмещены с установочными штифтами 32 на верхнем хомуте 30, в то время как оба стержня проушины нижней вилки 37 имеют соответствующие установочные штифты 39, направленные вниз (один из них видно на Фиг.11) и совмещенные с установочными отверстиями 33 на нижнем хомуте 31. Установочные штифты 39 на нижних вилках выдвижные. На верхних и нижних вилках 36, 37 также имеются захваты 40, которые, будучи приведенными в действие, захватывают стойку 15 фермы и предотвращают поперечное смещение стойки фермы относительно рамы. На нижней вилке 37 также имеется несколько (например, четыре) верхних домкратов 41, выступающих вверх от вилки, и соответствующая группа нижних домкратов 42, вступающих вниз от вилки. Как показано на Фиг.11, домкраты 41, 42 на данной стадии втянуты, и вес палубы 13 передается на морское дно вдоль всей длины каждой из стоек 15. Вес рамы поддерживается баржами 1, 2 через домкраты 35, а захваты 40 не используются.
При подходящем состоянии моря домкраты 35 на баржах 1, 2 втягиваются, в результате чего рамы 3, 4 смещаются вниз вдоль стоек 15 фермы до тех пор, пока каждая верхняя вилка 36 не будет опираться на соответствующий верхний хомут 30, а штифты 32 верхнего хомута не попадут в отверстия 38 верхней вилки 36. При дальнейшем втягивании домкратов 35 вес рам все в большей мере переносится на стойки 15 фермы и баржи 1, 2 слегка всплывают. Когда перенос веса закончен, при дальнейшем втягивании домкраты 35 отделяются от баржи, как показано на Фиг.12.
Как показано на Фиг.13, на этой стадии также выдвигаются верхние домкраты 41, пока они не войдут в зацепление с верхним хомутом 30, благодаря чему соединение вилки рамы со стойкой 15 фермы фиксируется установочными штифтами 32. Далее нижние домкраты 42 выдвигаются вниз до тех пор, пока они не входят в зацепление с нижним хомутом 31, при этом установочные штифты 39 выдвигаются и входят в отверстия 33 нижнего хомута 31.
Нижние домкраты 42 выдвигаются настолько, что они не только касаются нижнего хомута 31, но и упираются в хомут с силой, достаточной для того, чтобы скомпенсировать сжимающую нагрузку в части стойки между хомутами 30 и 31. Таким образом, выдерживаемая стойкой 15 вертикальная сжимающая нагрузка, создаваемая, в основном, весом палубы, распространяется сверху вниз по стойке 15 до верхнего хомута 30, затем ответвляется через хомут 30, верхние домкраты 41, нижнюю вилку 37, нижние домкраты 42 и нижний хомут 31, после чего снова распространяется вниз по стойке 15 в сторону дна. Таким образом, часть стойки 15 между хомутами 30, 31 оказывается практически разгруженной.
Затем приводятся в действие захваты 40 на верхней и нижней вилках 36, 37, чем завершается процесс присоединения рам к стойкам фермы, и, как показано на Фиг.15, практически разгруженная часть стойки 15 теперь разрезается сразу же над нижним хомутом 31. На этой стадии также могут быть разрезаны все диагональные раскосы 17 на уровне среза стоек 15, поскольку рамы 3, 4 через захваты 40 в состоянии обеспечить необходимую опору. Для облегчения разрезания оборудование может быть предварительно установлено на некоторых частях фермы.
Когда разрезание закончено, и при условии, что состояние моря подходящее, производится выдвижение домкратов 35 на рамах 3, 4. Сначала домкраты входят в соприкосновение с баржами 1, 2, и при дальнейшем их выдвижении вес части фермы 12 над срезом и вес палубы 13 постепенно переносятся на баржи 1, 2 через посредство рам 3, 4. Когда вся нагрузка перенесена, при дальнейшем выдвижении домкратов 35 поднимаются рамы 3, 4 и также поднимается верхняя часть фермы, отделяясь от нижней части. В процессе этого подъема рам 3, 4 втягиваются нижние домкраты 42 и установочные штифты 39, разделяя еще дальше верхнюю и нижнюю части фермы в области каждой из стоек.
Вертикальная нагрузка переносится со стоек верхней части фермы 12 на рамы 3, 4 через верхний хомут 30 и верхние домкраты 41; захваты 40 передают, в основном, горизонтальные нагрузки. На Фиг.16 и 17 представлено расположение компонентов после завершения описанных выше шагов.
Как уже описывалось, судно 10 затем отводится от нижней части фермы. На этой стадии домкраты 35 втягиваются, опуская рамы 3, 4 на палубы барж 1, 2. Как можно увидеть на Фиг.18, на рамах 3, 4 имеются подкладочные башмаки 43, являющиеся частью конструкции рам, которые выступают перпендикулярно к рамам и совмещены с продольными полозьями 18, имеющимися на рамах 1, 2, на которые и опираются. Как только подкладочные башмаки 43 опускаются на баржи, рамы 3, 4, верхняя часть фермы 12 и палуба 13 закрепляются специальными приспособлениями для фиксации их при буксировке судна к месту назначения.
Несмотря на то, что был описан конкретный пример выполнения изобретения со ссылкой на приведенные чертежи, следует иметь ввиду, что в описанном варианте выполнения могут быть сделаны многочисленные изменения в рамках области притязаний изобретения. Примером такого модифицированного варианта может служить вариант, описанный ниже со ссылками на Фиг.19-24, где соответствующие части имеют те же цифровые обозначения, что и на других чертежах.
В модифицированном варианте единственным существенным изменением в судне 10 является то, что рама 3, содержащая отдельные половины 3А и 3В, заменена рамой 103 и связанным с ней понтоном 104, причем рама 103 и понтон 104 могут, при необходимости, полностью отделяться от судна. Как, например, можно видеть на чертежах на Фиг.20 и 21, понтон 104 установлен непосредственно под рамой 103 только вдоль средней части рамы по ее длине.
Судно 10 устанавливается в положение, показанное на Фиг.19, где морская платформа 11, с которой должна быть демонтирована палуба 13, расположена между кормовыми частями барж 1, 2, а рама 103 находится в непосредственной близости к платформе 11. Когда судно устанавливается в положение, показанное на Фиг.19, вес рамы 103 и понтона 104 передается целиком или в значительной степени на баржи 1, 2, причем понтон 104 удерживается либо целиком над поверхностью воды, либо по крайней мере выше того уровня, при котором он поддерживает значительную часть веса рамы 103. Когда судно 10 устанавливается в положение, показанное на Фиг.19, оно заполняется балластом в такой мере, что понтон 104 погружается в воду настолько, что удерживает не только свой собственный вес, но также вес рамы 103. На этой стадии рама 103 временно прикреплена к ферме 12, но следует иметь ввиду, что это крепление не должно быть рассчитано на полную нагрузку, поскольку вес рамы 103 удерживается понтоном 104. Как показано на Фиг.21 на виде сверху, понтон 104 выступает за пределы рамы 103 со стороны, противоположной платформе 11, но не выступает за пределы рамы 103 в противоположном направлении, благодаря чему рама 103 может быть помещена непосредственно рядом с фермой 12.
После того, как заполнение балластом судна 10 заканчивается и рама 103 временно прикреплена к ферме 12 судно 10 отводится от платформы 11, оставляя раму 103 и понтон 104 у платформы 11. Это положение иллюстрируется Фиг.20 и 21 (судно 10 на Фиг.21 не показано).
Затем судно 10 заводится с другой стороны платформы 11 и разворачивается на 180° так, чтобы установить его в положение, показанное на Фиг.22. После этого судно 10 сдвигается к платформе 11 в положение, показанное на Фиг.23, причем баржи 1, 2 проходят под рамой 103 с первой и второй противоположных сторон платформы 11 и понтона 104. Рамы 103 и 4 проходят между баржами 1, 2 с третьей и четвертой противоположных сторон платформы 11. Как только судно устанавливается в положение, показанное на Фиг.23, балласт откачивается, чтобы судно могло всплыть в положение, где оно снова поддерживает раму 103, как показано на Фиг.24, а временное крепление рамы 103 к ферме 12 снимается.
Должно быть понятно, что полученное на этой стадии расположение компонентов по существу аналогично тому, что показано на Фиг.23 и 24. Дальнейшая процедура в модифицированном варианте выполнения в целом соответствует описанной выше и проиллюстрированной на фиг.7-18, причем ссылки на раму 3 следует рассматривать как ссылки на раму 103.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТАНОВКИ ОПОРНОГО БЛОКА ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ НА МОРСКОЕ ДНО | 2008 |
|
RU2371543C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, УСТАНОВКИ И ДЕМОНТАЖА ПАЛУБЫ НЕФТЯНОЙ ПЛАТФОРМЫ И СПОСОБЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2007 |
|
RU2433061C2 |
ПЛАВУЧАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН С ОПОРНЫХ БЛОКОВ | 2008 |
|
RU2392380C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ И УСТАНОВКИ ПАЛУБЫ МОРСКОЙ БУРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ НА НАХОДЯЩЕЕСЯ В МОРЕ ОПОРНОЕ ОСНОВАНИЕ | 1994 |
|
RU2114757C1 |
Способ транспортировки самоподъемной плавучей буровой установки | 2019 |
|
RU2719650C1 |
КРАН ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2015 |
|
RU2600963C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО БУРЕНИЯ НА МЕЛКОВОДЬЕ | 2004 |
|
RU2275486C1 |
СУДНО-ТРУБОУКЛАДЧИК И СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ | 1999 |
|
RU2229053C2 |
ПЛАВУЧАЯ МОРСКАЯ ПЛАТФОРМА С ПРИСОЕДИНЕННЫМИ К ПОНТОНАМ РАСШИРИТЕЛЬНЫМИ ПЛАСТИНАМИ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ЕЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ КАЧКИ | 2014 |
|
RU2631724C2 |
СУДНО-ТРУБОУКЛАДЧИК (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2230967C2 |
Изобретение относится к способам демонтажа палубы морской платформы после исчерпания эксплуатационного ресурса конструкции в целях охраны окружающей среды. Способ демонтажа палубы морской платформы, содержащей палубу, закрепленную на ферме, включает следующие шаги: а) размещение плавучего средства вокруг фермы таким образом, что соответствующие части плавучего средства располагаются по противоположным сторонам фермы, а рамы проходят между противоположными частями плавучего средства, б) соединение частей рам со стойками фермы, в) прикрепление рам к ферме, г) снятие нагрузки с частей стоек фермы, д) разрезание частей стоек фермы для разделения фермы на нижнюю часть и верхнюю часть с палубой, причем рамы прикрепляют к верхней части фермы, е) перенос веса верхней части фермы и палубы посредством рамы на плавучее средство, и ж) отведение плавучего средства вместе с рамами, верхней частью фермы и закрепленной на ней палубой от нижней части фермы. Также описывается устройство для осуществления способа. Изобретение облегчает и упрощает процесс снятия палубы с морской платформы, а также снижает капиталовложения в используемое при этом оборудование. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 24 ил.
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
Авторы
Даты
2006-05-10—Публикация
2001-01-16—Подача