МАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ПЕРЕМЕННОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ Российский патент 2006 года по МПК B64C1/00 B64C3/00 B64C3/38 

Описание патента на изобретение RU2277058C2

Данное предложение относится к авиационной технике.

Известны магистральные самолеты, имеющие составные фюзеляжи, выполняемые из сборных отсеков, что позволяет за счет снятия или добавления отсеков изменять размеры и пассажировместимость фюзеляжа (см. «Авиация», энциклопедия под редакцией Г.П.Свищева, научное издательство «Большая Российская энциклопедия», М., 1994, стр.123». Наиболее близким аналогом такой схемы может считаться самолет Боинг 737, который может выпускаться в виде серии 600 на 109 пассажиров, серии 700 на 130 пассажиров, серии 800 на 150 пассажиров и серии 900 на 180 пассажиров (см. В.В.Беляев. «Пассажирские самолеты мира». Справочник, М., 1997 г. и Приложение 1). Такое конструктивное решение позволяет, не меняя основного производства, оптимизировать конкретный самолет для трасс и загрузки конкретных компаний, расширяет круг возможных покупателей, позволяет за счет общности и повышения серийности производства снизить затраты, повысить эффективность производства.

Однако при такой конструкции не применяют оптимизацию крыла, что снижает общую эффективность и приводит к увеличению массы самолета.

Магистральный самолет переменной пассажи ровместимости

Наиболее близким аналогом является решение по патенту US № 5975464 А, 02.11/1999 г.

Такие конструктивные решения позволяют, не меняя основного производства, оптимизировать выпускаемый самолет для трасс и загрузки конкретной компании, расширяют круг возможных покупателей, позволяют за счет общности и повышения серийности производства снизить затраты, повысить эффективность производства.

Однако при такой конструкции не применяют оптимизацию крыла, используя крыло самой большой размерности, что снижает общую эффективность и приводит к увеличению массы самолета.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение при любых изменениях фюзеляжа оптимальной общей площади крыла, снижение массы и повышение технико-экономических характеристик самолета. Для этого крыло образовано центропланом и переходными отсеками, формирующими общую площадь крыла как прямую функцию полезной нагрузки, причем соотношение размеров переходного отсека и отъемной части крыла выбирают из условия сохранения координат центра давления и средней аэродинамической хорды приблизительно постоянным.

На фиг.1 приведена общая схема самолета с разбивкой на основные технологические элементы. На фиг.2 приведена общая схема предлагаемого крыла. На фиг.3 в качестве примера показано изменение положения средней аэродинамической хорды при переходе от крыла площадью 150 квадратных метра к крылу площадью 100 квадратных метра.

Предлагаемый самолет состоит из фюзеляжа, образованного из переднего отсека 1, съемного переднего отсека 2, центрального отсека 3, заднего съемного отсека 4 и хвостового отсека 5. На хвостовом отсеке закреплены вертикальное оперение 6 и горизонтальное оперение 7, на которых установлены соответственно руль направления 8 и руль высоты 9. Стреловидное крыло 10 образовано из центроплана 11, двух переходных отсеков 12, двух отъемных частей крыла 13.

Под крылом (а в ряде случаев в задней части фюзеляжа) установлены двигатели 14, для обеспечения работы которых на мотогондоле 15 закреплены воздухозаборники 16. В мотогондоле размещены все агрегаты и системы силовой установки (условно не показаны).

Основные 17 и передняя 18 стойки шасси обеспечивают движение самолета по земле.

Для выполнения полетов в соответствии с требованиями норм летной годности установлены обязательно необходимые системы и оборудование (условно не показаны).

Конструктивно крыло 10 имеет передний лонжерон 19 и задний лонжерон 20, к которым крепятся профилированные нервюры крыла 21, на которые крепится верхняя 22 и нижняя 23 силовые обшивки. На лонжеронах закреплены элементы механизации: предкрылки 24, закрылки 25, воздушные тормоза 26 и органы поперечного управления (элероны 27).

Оптимизация самолета производится одновременно изменением длины фюзеляжа, путем снятия или установки отсеков 2 и 4 и изменением площади крыла путем подбора переходного отсека 12.

Методология подбора следующая.

По требованию авиакомпании выбирается расчетная пассажировместимость самолета. На основании принятого количества посадочных мест и других требований (главным образом по комфорту пассажиров - количество буфетов-кухонь, туалетов, расстоянию между креслами, размерам проходов и т.д.) выбираются размерность салона и методы формирования оптимальной длины фюзеляжа. Определяется базовая характеристика «коммерческая нагрузка - дальность». По результатам аэродинамического расчета определяется размерность крыла и при сохранении размеров отъемной части крыла подбираются переходные отсеки. Сохраняя основное производство, предлагаемая конструкция позволяет отходить не более чем на 10% от оптимальной площади крыла. Учитывая, что во всех известных конструкциях такое отличие более 30%, применение данного решения приводит к значительному (до 10%) снижению массы и общему повышению аэродинамических характеристик самолета не менее чем на 15%.

Похожие патенты RU2277058C2

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ, СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2006
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Ивашечкин Юрий Викторович
  • Курьянский Михаил Кириллович
  • Литвинов Максим Сергеевич
  • Светлов Максим Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Кантемиров Дмитрий Викторович
RU2384472C2
САМОЛЕТ И ЕГО СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО 2009
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Ивашечкин Юрий Викторович
  • Курьянский Михаил Кириллович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Светлов Максим Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Коваленко Евгений Николаевич
  • Андреев Роман Викторович
  • Ященко Борис Владиславович
  • Литвинов Максим Сергеевич
  • Кузнецов Кирилл Александрович
  • Лешковцев Олег Сергеевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Шевяков Владимир Иванович
RU2398709C1
ГИДРОСАМОЛЕТ С ЭКРАННЫМ ЭФФЕКТОМ 2012
  • Аладьин Виктор Валентинович
  • Аладьина Мария Викторовна
RU2532658C2
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Шведов Владимир Тарасович
  • Дмитриев Владимир Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2335430C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ 1997
  • Клименко А.Г.
RU2132289C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2012
  • Пчентлешев Валерий Туркубеевич
RU2495796C1
АВИАТРАНСФОРМЕР, ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ В АВТОМОБИЛЬ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2650257C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПАЛУБНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2652861C1
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2653953C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 277 058 C2

Реферат патента 2006 года МАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ПЕРЕМЕННОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ

Изобретение относится к авиационной технике. Магистральный самолет состоит из составного фюзеляжа, стреловидного крыла 10, вертикального 6 и горизонтального 7 оперения, рулей направления 8 и высоты 9, органов управления, самолетных систем и оборудования. Крыло образовано центропланом 11 и переходными отсеками 12, формирующими общую площадь крыла как прямую функцию полезной нагрузки, причем соотношение размеров переходного отсека и отъемной части крыла выбирают из условия сохранения отношения координат центра давления и средней аэродинамической хорды приблизительно постоянным. Изобретение обеспечивает минимизацию площади крыла, снижение массы самолета и повышение его технико-экономических характеристик. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 277 058 C2

Магистральный самолет, состоящий из составного фюзеляжа, стреловидного крыла, вертикального и горизонтального оперения, рулей направления и высоты, органов управления, самолетных систем и оборудования, отличающийся тем, что крыло образовано центропланом и переходными отсеками, формирующими общую площадь крыла как прямую функцию полезной нагрузки, причем соотношение размеров переходного отсека и отъемной части крыла выбирают из условия сохранения отношения координат центра давления и средней аэродинамической хорды приблизительно постоянным.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2277058C2

US 5975464 А, 02.11.1999
САМОЛЕТ 1996
  • Макаров И.А.
  • Молотков В.И.
  • Богдан Л.М.
RU2151716C1
US 5909858 А, 06.08.1999.

RU 2 277 058 C2

Авторы

Климов Валентин Тихонович

Даты

2006-05-27Публикация

2001-10-30Подача