Данное предложение относится к авиационной технике.
Известны магистральные самолеты, имеющие составные фюзеляжи, выполняемые из сборных отсеков, что позволяет за счет снятия или добавления отсеков изменять размеры и пассажировместимость фюзеляжа (см. «Авиация», энциклопедия под редакцией Г.П.Свищева, научное издательство «Большая Российская энциклопедия», М., 1994, стр.123». Наиболее близким аналогом такой схемы может считаться самолет Боинг 737, который может выпускаться в виде серии 600 на 109 пассажиров, серии 700 на 130 пассажиров, серии 800 на 150 пассажиров и серии 900 на 180 пассажиров (см. В.В.Беляев. «Пассажирские самолеты мира». Справочник, М., 1997 г. и Приложение 1). Такое конструктивное решение позволяет, не меняя основного производства, оптимизировать конкретный самолет для трасс и загрузки конкретных компаний, расширяет круг возможных покупателей, позволяет за счет общности и повышения серийности производства снизить затраты, повысить эффективность производства.
Однако при такой конструкции не применяют оптимизацию крыла, что снижает общую эффективность и приводит к увеличению массы самолета.
Магистральный самолет переменной пассажи ровместимости
Наиболее близким аналогом является решение по патенту US № 5975464 А, 02.11/1999 г.
Такие конструктивные решения позволяют, не меняя основного производства, оптимизировать выпускаемый самолет для трасс и загрузки конкретной компании, расширяют круг возможных покупателей, позволяют за счет общности и повышения серийности производства снизить затраты, повысить эффективность производства.
Однако при такой конструкции не применяют оптимизацию крыла, используя крыло самой большой размерности, что снижает общую эффективность и приводит к увеличению массы самолета.
Целью предлагаемого изобретения является обеспечение при любых изменениях фюзеляжа оптимальной общей площади крыла, снижение массы и повышение технико-экономических характеристик самолета. Для этого крыло образовано центропланом и переходными отсеками, формирующими общую площадь крыла как прямую функцию полезной нагрузки, причем соотношение размеров переходного отсека и отъемной части крыла выбирают из условия сохранения координат центра давления и средней аэродинамической хорды приблизительно постоянным.
На фиг.1 приведена общая схема самолета с разбивкой на основные технологические элементы. На фиг.2 приведена общая схема предлагаемого крыла. На фиг.3 в качестве примера показано изменение положения средней аэродинамической хорды при переходе от крыла площадью 150 квадратных метра к крылу площадью 100 квадратных метра.
Предлагаемый самолет состоит из фюзеляжа, образованного из переднего отсека 1, съемного переднего отсека 2, центрального отсека 3, заднего съемного отсека 4 и хвостового отсека 5. На хвостовом отсеке закреплены вертикальное оперение 6 и горизонтальное оперение 7, на которых установлены соответственно руль направления 8 и руль высоты 9. Стреловидное крыло 10 образовано из центроплана 11, двух переходных отсеков 12, двух отъемных частей крыла 13.
Под крылом (а в ряде случаев в задней части фюзеляжа) установлены двигатели 14, для обеспечения работы которых на мотогондоле 15 закреплены воздухозаборники 16. В мотогондоле размещены все агрегаты и системы силовой установки (условно не показаны).
Основные 17 и передняя 18 стойки шасси обеспечивают движение самолета по земле.
Для выполнения полетов в соответствии с требованиями норм летной годности установлены обязательно необходимые системы и оборудование (условно не показаны).
Конструктивно крыло 10 имеет передний лонжерон 19 и задний лонжерон 20, к которым крепятся профилированные нервюры крыла 21, на которые крепится верхняя 22 и нижняя 23 силовые обшивки. На лонжеронах закреплены элементы механизации: предкрылки 24, закрылки 25, воздушные тормоза 26 и органы поперечного управления (элероны 27).
Оптимизация самолета производится одновременно изменением длины фюзеляжа, путем снятия или установки отсеков 2 и 4 и изменением площади крыла путем подбора переходного отсека 12.
Методология подбора следующая.
По требованию авиакомпании выбирается расчетная пассажировместимость самолета. На основании принятого количества посадочных мест и других требований (главным образом по комфорту пассажиров - количество буфетов-кухонь, туалетов, расстоянию между креслами, размерам проходов и т.д.) выбираются размерность салона и методы формирования оптимальной длины фюзеляжа. Определяется базовая характеристика «коммерческая нагрузка - дальность». По результатам аэродинамического расчета определяется размерность крыла и при сохранении размеров отъемной части крыла подбираются переходные отсеки. Сохраняя основное производство, предлагаемая конструкция позволяет отходить не более чем на 10% от оптимальной площади крыла. Учитывая, что во всех известных конструкциях такое отличие более 30%, применение данного решения приводит к значительному (до 10%) снижению массы и общему повышению аэродинамических характеристик самолета не менее чем на 15%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЛЕТ, СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2384472C2 |
САМОЛЕТ И ЕГО СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО | 2009 |
|
RU2398709C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ С ЭКРАННЫМ ЭФФЕКТОМ | 2012 |
|
RU2532658C2 |
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2007 |
|
RU2335430C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ | 1997 |
|
RU2132289C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2012 |
|
RU2495796C1 |
АВИАТРАНСФОРМЕР, ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ В АВТОМОБИЛЬ | 2016 |
|
RU2650257C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПАЛУБНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2652861C1 |
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки | 2019 |
|
RU2714176C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2653953C1 |
Изобретение относится к авиационной технике. Магистральный самолет состоит из составного фюзеляжа, стреловидного крыла 10, вертикального 6 и горизонтального 7 оперения, рулей направления 8 и высоты 9, органов управления, самолетных систем и оборудования. Крыло образовано центропланом 11 и переходными отсеками 12, формирующими общую площадь крыла как прямую функцию полезной нагрузки, причем соотношение размеров переходного отсека и отъемной части крыла выбирают из условия сохранения отношения координат центра давления и средней аэродинамической хорды приблизительно постоянным. Изобретение обеспечивает минимизацию площади крыла, снижение массы самолета и повышение его технико-экономических характеристик. 3 ил.
Магистральный самолет, состоящий из составного фюзеляжа, стреловидного крыла, вертикального и горизонтального оперения, рулей направления и высоты, органов управления, самолетных систем и оборудования, отличающийся тем, что крыло образовано центропланом и переходными отсеками, формирующими общую площадь крыла как прямую функцию полезной нагрузки, причем соотношение размеров переходного отсека и отъемной части крыла выбирают из условия сохранения отношения координат центра давления и средней аэродинамической хорды приблизительно постоянным.
US 5975464 А, 02.11.1999 | |||
САМОЛЕТ | 1996 |
|
RU2151716C1 |
US 5909858 А, 06.08.1999. |
Авторы
Даты
2006-05-27—Публикация
2001-10-30—Подача