РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2006 года по МПК H02K1/32 H02K9/19 

Описание патента на изобретение RU2277281C2

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается устройства жидкостного охлаждения магнитопровода ротора электрической машины с общим воздушным охлаждением осевой продувкой.

Благодаря большой удельной объемной теплоемкости жидкости и высоким значениям коэффициентов теплоотдачи жидкостное охлаждение тепловыделяющих элементов электрических машин значительно эффективнее в сравнении с воздушным. Оно особенно целесообразно в системах непосредственного охлаждения (Филиппов И.Ф. Вопросы охлаждении электрических машин. М.-Л., изд. "Энергия", 1964. Стр.16). Потому уже длительное время продолжаются конструкторские поиски систем непосредственного жидкостного охлаждения основных тепловыделяющих элементов электрических машин -- проводников обмотки и магнитопроводов.

Известна электрическая машина с жидкостным охлаждением, содержащая статор, установленный в герметичном корпусе, заполненном охлаждающим агентом, и ротор, установленный на валу, имеющем аксиальный канал с радиальными отверстиями в зонах торцевых объемов охлаждающей жидкости в машине вне бочки ротора.

Охлаждение магнитопровода ротора осуществляется, как частичный процесс охлаждения ротора в целом, путем аксиальной циркуляции охлаждающей жидкости по указанному каналу вала из одного торцевого объема в аналогичный противоположный и возвращения ее по кольцевому каналу в радиальном зазоре между магнитопроводами статора и ротора (Авт. свид. СССР №900372, кл. Н 02 K 9/19).

Недостатком этой системы жидкостного охлаждения магнитопровода ротора является ее низкая теплотехническая эффективность. Отвод тепла осевым каналом вала осуществляется по схеме косвенного охлаждения с большим тепловым сопротивлением между тепловыделяющим телом и охлаждающим теплоносителем. Площадь этой поверхности теплопередачи мала. Кольцевой поток охлаждающей жидкости в радиальном зазоре между магнитопроводами статора и ротора охлаждает их на значительно большей поверхности и непосредственно, но одновременно, из-за чего теплоотводящая способность указанного потока жидкости для охлаждения магнитопровода ротора используется лишь частично. Кроме этого интенсивное циркуляционное возмущение охлаждающей жидкости ври работе машины нагревает жидкость, т.е. она сама является дополнительным источником тепла. Но в рассматриваемом устройстве все выделяющееся в машине тепло отводится во внешнюю среду заполняющей машину охлаждающей жидкостью только через герметичный корпус. Мощность этого теплового потока, очевидно, невелика, что требует применения специальных мер внешнего охлаждения статора.

Указанные недостатки в сочетании с трудностями герметизации внутреннего объема машины по подшипниковым узлам определяют нецелесообразность применения данного устройства.

Известна электрическая машина типа, аналогичного рассмотренному, в которой система жидкостного охлаждения магнитопровода ротора улучшена тем, что здесь часть общего аксиального потока охлаждающей жидкости проходит через аксиальные отверстия непосредственно в теле магнитопровода (Авт. свид. СССР №155765, кл. Н 02 K 9/19).

Однако эта система жидкостного охлаждения также выполнена с использованием заполняющей внутренний объем машины охлаждающей жидкости, т.е. со всеми присущими такой системе известными недостатками. Снабжение статора машины дополнительной внешней камерой, заполненной охлаждающей жидкостью и сообщающейся с основной, - усложняя машину и существенно увеличивая ее вес, лишь незначительно увеличивает тепловыделяющую способность корпуса машин. Аксиальные канавки в теле магнитопровода увеличивают толщину ярма. Встроенная система принудительной циркуляции исключает реверс машины при напорном элементе нереверсивного типа.

Известен охлаждаемый жидкостью ротор магнитоэлектрической машины с непосредственным охлаждением магнитной системы путем прохождения охлаждающей жидкости сквозь активную зону ротора. В нем хладоагент подводится в ротор извне с одного торца через несквозное аксиальное отверстие в валу, откуда через радиальные каналы в средней части ротора подается непосредственно в активную зону, а затем по аксиальным каналам выводится к обоим торцам бочки ротора на периферию со свободным выбросом для орошения радиальными струями торцевых частей К3-обмотки и, далее, во внутренний объем машины (Авт. свид. СССР №1236582, кл. Н 02 K 9/19).

Главный недостаток данного ротора - поразительная и явно неустранимая сложность его конструктивно-технологического воплощения, обусловленная применением большого количества деталей весьма сложной формы. Непроста и задача обеспечения работы машины в присутствии отработавшего хладоагента в обоих торцовых камерах внутреннего объема машины, для чего, очевидно, необходима их герметизация, что особенно сложно для подшипниковых узлов.

Эти крупные недостатки рассмотренного устройства ротора обусловливают лишь очень узкий круг электрических машин специального назначения, в которых указанный ротор с принятой в ней схемой охлаждаемого жидкостью магнитопровода может найти применение.

Из известных устройств ротора электрических машин с жидкостным охлаждением магнитопровода наиболее близок заявляемому принципом размещения теплообменника ротор электрической машины с замкнутой системой непосредственного жидкостного охлаждения активных частей, в которой охлаждающая жидкость последовательно проходит через каналы в массивном магнитопроводе, полые проводники и теплообменник, выполненный в виде внешней части оребренного полувала, консольно выступающего за один из подшипников машины (Авт. свид. СССР №1504738, кл. Н 02 K 9/19) - прототип.

Главной полезной особенностью указанного ротора следует считать применение замкнутой в пределах ротора, герметизированной системы непосредственного жидкостного охлаждения с отводом тепла, установленным на роторе, но охлаждаемым извне теплообменником. Это выгодно отличает его от широко применяемых систем с циркуляцией хдадоагента через внешний неподвижный теплообменник, так как исключаются сложные и малонадежные узлы его соединения с гидросистемой вращающегося ротора.

Однако указанное крупное достоинство обсуждаемого устройства ротора перекрывается еще более крупными недостатками, обусловленными его другими существенными признаками. Важнейшие из них:

а) роторная бочка заделана в герметизирующий всю гидросистему бандажный корпус, цилиндрическая часть которого находится в радиальном рабочем зазоре между магнитопроводами ротора и статора. Это резко увеличивает эквивалентный воздушный зазор по расточке и, следовательно, требует соответствующего значительного увеличения н.с. обмоток;

б) наклонные относительно сои ротора каналы гидросистемы в теле аксиально шихтованного магнитопровода трудновыполнимы; с закруглениями на выходе (а это существенный признак, входящий в Формулу изобретения) сделать их практически невозможно;

в) вынесенный на консоль полувала теплообменник создает динамически труднобалансируемую и поэтому крайне нерациональную механическую систему с высоким вибрационным нагружением консоли полувала, оборудованного как теплообменник, и несущего эту консоль подшипника, чем ограничивается или исключается возможность применения ротора такого типа в скоростных машинах; очень важно и то, что при принятом в прототипе расположении теплообменника значительно (до двух раз) увеличивается осевой габарит машины, а применение осевой схемы продувки, наиболее рациональней для общего воздушного охлаждения вращающихся электрических машин почти всех типов, - практически неосуществимо.

Задача изобретения - создание компактной, теплотехнически эффективной и надежной системы жидкостного охлаждения магнитопровода ротора вращающейся электрической машины с общим воздушным охлаждением осевой продувкой - системы, не имеющей недостатков прототипа.

Это достигается тем, что ротор имеет тороидальную активную часть с магнитопроводом прямоугольного сечения без охлаждающих отверстий, закрепленную на валу машины с помощью промежуточного устройства барабанного типа в виде двух торцевых кольцеобразных пластин-фланцев с расположенными вблизи внутренней поверхности магнитопровода отверстиями, и соединяющих фланцы втулок. Ротор снабжен теплообменником, выполненным в виде системы тонкостенных теплоотводных трубок из теплопроводящего материала (например, нержавеющей стали), концы которых герметично закреплены (например, сваркой) в отверстиях противоположных фланцев, а внутренний объем ротора, содержащий указанные трубки, заполнен теплопроводящей жидкостью.

Такое общее конструктивное решение содержит в себе возможность осуществления вариантов, каждый из которых обладает специфическими полезными свойствами. Эти варианты можно объединить в три группы конструктивных исполнений - по магнитопроводу, теплоотводным трубкам и компоновке теплообменника.

1. По магнитопроводу указанные варианты характеризуются следующими признаками:

а) магнитопровод выполнен аксиально шихтованным и собран на втулке, герметично и прочно соединенной с фланцами барабана ротора; при этом внутренняя поверхность втулки может быть выполнена оребренной;

б) аксиально шихтованный магнитопровод выполнен герметически монолитным (например, склеиванием) и собран на прочно соединенной с фланцами втулке с отверстиями, через которые осуществляется непосредственный контакт большей доли внутренней поверхности магнитопровода с охлаждающей жидкостью;

в) магнитопровод выполнен как механически прочный герметичный монолит (это, например, стальное литье из спец. сплавов с улучшенными электромагнитными свойствами, аксиально пакетированный СФАМ - слоистый ферромагнитный анизотропный материал - и т.п.), причем он герметично закреплен на внутренних кольцевых буртах фланцев барабана ротора, образуя таким путем внешнюю цилиндрическую оболочку объема, занимаемого охлаждающей жидкостью.

Большое достоинство этого варианта - возможность простого конструктивно-технологического выполнения внутренней поверхности магнитопровода, соприкасающейся с охлаждающей жидкостью, оребренной, что значительно увеличивает площадь поверхности теплоотвода на жидкость.

2. По форме теплоотводных трубок и схеме их размещения в теплообменнике ротора наибольшее практическое значение имеют варианты:

а) с выполнением трубок прямыми или S-образными;

б) с расположением их более чем в одном слое;

в) с расположением входных и выходных отверстий трубок на неодинаковых диаметрах.

3. Компоновка теплообменника в предлагаемом роторе может быть осуществлена в следующих вариантах:

а) во внутреннем пространстве барабана ротора установлена цилиндрической формы диафрагма из теплопроводящего материала (например, нержавеющей стадий с наружным диаметром, меньшим минимального диаметра внутреннего габарита объема, занимаемого топлоотводными трубками, и внутренним диаметром, большим наружного диаметра втулки-ступицы, с помощью которой барабан ротора укреплен на валу, и эта диафрагма герметично соединена (например, сваркой) с внутренними поверхностями фланцев; при этом охлаждающей жидкостью заполняется только образованный указанным путем объем с трубками;

б) кольцевое пространство между внутренней поверхностью диафрагмы и наружной поверхностью втулки-ступицы выполнено аксиально продуваемым, а указанная поверхность диафрагмы - оребренной.

Благодаря перечисленный отличительным признакам предлагаемого устройства ротора достигается цель изобретения во всех трех ранее указанных составляющих задачи. Это видно из следующего.

Важнейшая общая отличительная особенность предлагаемого устройства - размещение всего теплообменного комплекса жидкостного охлаждения магнитопровода внутри ротора, в кольцевом пространстве на длине барабана ротора между внутренней поверхностью магнитопровода и наружной поверхностью втулки-ступицы крепления ротора на валу, с использованием охлаждаемой поверхности одновременно и в качестве ограждающей конструкции теплообменника "жидкость-воздух". В прототипе этот признак отсутствует. Этим определяется крупное преимущество заявляемого устройства в сравнении с прототипом: компактность.

Многократно развитая поверхность теплопередачи от охлаждающей жидкости к воздуху при компоновочной возможности одновременного применения в разных узлах нескольких конструктивных вариантов сочетается в предлагаемом устройстве с использованием "эффекта центрифуги" для интенсивного радиального перемещения нагретой охлаждающей жидкости от охлаждаемой поверхности магнитопровода к системе теплоотвода на воздух. Это обеспечивает высокую теплотехническую эффективность заявляемого устройства.

Большую, в сравнении с прототипом, надежность предлагаемого ротора обеспечивают:

а) отсутствие не только разъемных соединений в гидросистеме, но и встроенных в нее элементов (например, дросселей, как в прототипе);

б) отсутствие крайне неблагоприятного по динамическим нагрузкам консольного расположения теплообменника на валопроводе машины;

в) конструктивно-технологическая простота, гарантирующая возможность высокого качества изготовления.

На фиг.1 изображен в продольном разрезе предлагаемый ротор с аксиально шихтованным герметичным магнитопроводом: А - сечение до перемычке перфорированной втулки, В - то же, по отверстию; стрелкой указано направление охлаждающего воздуха;

на фиг.2 - то же, что и на фиг.1, вариант с монолитным механически прочным магнитопроводом и разделительной диафрагмой;

на фиг.3 - тангенциальная развертка расположения охлаждающих трубок, вариант с прямыми трубками;

на фиг.4 - то же, что и на фиг.3, вариант с S-образными охлаждающими трубками.

Предлагаемый ротор электрической машины содержит тороидальную активную часть с магнитопроводом 1 прямоугольного сечения без охлаждающих отверстий, закрепленную на валу 2 машины с помощью промежуточного устройства барабанного типа в виде двух торцевых кольцеобразных пластин-фланцев 3 с расположенными вблизи внутренней поверхности магнитопровода 1 отверстиями 4, и соединяющих указанные фланцы 3 втулок 5 и 6. Отверстия 4 в противоположных фланцах 3 соединены тонкостенными теплоотводными трубками 7 из теплопроводящего материала (например, нержавеющей стали), концы которых герметично закреплены (например, сваркой) в отверстиях 4 фланцев 3. Внутренний объем 8 ротора заполнен теплопроводящей жидкостью, образуя встроенный в ротор теплообменник с тепловым потоком "жидкость-воздух".

Охлаждаемый жидкостью магнитопровод 1 в предлагаемом роторе может быть выполнен всех трех основных типов:

а) аксиально шихтованным негерметичным;

б) то же, герметичным;

в) герметичным и прочным.

При обычном исполнении магнитопровода 1 аксиально шихтованным негерметичным он отделяется от камеры 8 с охлаждающей жидкостью сплошной втулкой 5, на которую напрессован пакет магнитопровода 1. Втулка 5 герметично и прочно соединена с фланцами 3 барабана ротора, причем выполнена из теплопроводящего материала (например, из стали), ее внутренняя поверхность может быть оребренной. В этом случае охлаждение магнитопровода 1 косвенное, с отводом тепла через стенку втулки 5. Однако благодаря интенсивному охлаждению втулки 6 жидкостью оно в целом более эффективно, чем обычное непосредственное охлаждение магнитопровода воздухом - как продувкой через аксиальные каналы в теле магнитопровода, так и изнутри.

Аксиально шихтованный герметичный магнитопровод 1 сам может служить ограждающей поверхностью камеры 8 гидросистемы ротора. В этом случае втулка 5 необходима лишь для сборки на ней пакета магнитопровода 1 и силового соединения периферии фланцев 3. Поэтому ее можно выполнить перфорированной (например, с аксиально вытянутыми почти на весь соевой размер пакета отверстиями 9) и, тем самым, обеспечить комбинированное - косвенное и непосредственное - охлаждение внутренней поверхности магнитопровода 1, в том числе со значительным преобладанием последнего (фиг.1, сечение Б).

При выполнении магнитопровода 1 в виде герметичного и прочного монолита он может быть изготовлен без применения втулки 5 и установлен в роторе на буртах 10 фланцев 3 с герметичным соединением с ними (фиг.2). При этом аксиальная силовая связь по периферии фланцев 3 между собой в зависимости от свойств материала магнитопровода 1 может быть выполнена через указанные соединения магнитопровода 1 с буртами 10 на фланцах 3 или с помощью дополнительных конструктивных элементов (например, стержневого типа). Ту же функцию могут взять на себя прямые теплоотводные трубки 7.

В этом варианте магнитопровода 1 обеспечивается непосредственное жидкостное охлаждение практически всей внутренней цилиндрической поверхности магнитопровода.

Простейшими конструктивно-технологическими средствами без изменения габаритов теплообменника она может быть значительно увеличена выполнением ее оребренной, с аксиальным или тангенциальным дроблением.

В частности, такое простейшее (особенно для СФАМ-магнитопровода 1) конструктивное решение - введение кольцевых ребер прямоугольного сечения высотой ребра hp, равной, например, радиальной толщине hБ бурта 10 (фиг.2). Теплотехническую полезность такой конструкции можно оценить коэффициентом α увеличения площади охлаждаемой жидкостью поверхности магнитопровода 1. Для крупных электрических машин этот коэффициент может быть приближенно определен линейной зависимостью по формуле

где β - относительная высота ребра,

l - аксиальный шаг оребрения.

Так, при β=1 имеем α=3, т.е. уже при высоте кольцевого ребра, равной осевому шагу оребрения, площадь поверхности магнитопровода 1, омываемая охлаждающей жидкостью, увеличивается втрое. Примечательно: показатель α не зависит от абсолютных значений геометрических параметров оребрения, что создает широкие возможности для оптимизации конструктивно-технологического исполнения этого элемента гидросистемы ротора практически при любых внутренних габаритных ограничениях.

Кольцевое оребрение внутренней поверхности магнитопровода 1 одинаково применимо при обеих основных формах теплоотводных трубок 7 - прямой и S-образной. При этом суммарная дополнительная площадь меридиального сечения ребер является рабочей, т.е. служит для проведения тангенциального магнитного потока ярма ротора наравне с его основным сечением.

Технически осуществимое оребрение внутренней поверхности магнитопровода 1 продольными ребрами положительных конструктивных качеств кольцевого оребрения не имеет. Его ценнейшее преимущество - способность интенсивного гашения угловых колебаний ротора с характеристикой, близкой диссипативной функции Рэлея, при рассеянии энергии колебаний в том же теплообменнике, что и для рассеяния энергии тепловыделения магнитопровода 1 ротора. Однако дополнительная (к сравнительно слабому аналогичному действию кольцевой системы теплоотводных трубок 7) тангенциальная динамическая (инерционная) связь массы тороидального объема охлаждающей жидкости с ротором увеличивает его эффективный момент инерции. В некоторых случаях это ухудшает качестве переходных процессов в приводе, особенно при применении CAP. Кольцевое оребрение такие дополнительные явления практически не порождает. Поэтому применение указанного продольного оребрения внутренней поверхности магнитопровода 1 требует тщательного согласования соответствующих динамических характеристик гидросистемы заявляемого ротора и нагрузки в приводе, содержащем электрическую машину с таким ротором.

Выполнение теплообменника "жидкость - воздух" в виде системы аксиально ориентированных теплоотводных трубок для теплообменников трубчатого типа обычно и конструктивно-технологических трудностей не создает. Необходимо лишь соблюдение отработанных практикой оптимальных основных соотношений: между диаметром d теплоотводных трубок 7, длиной ротора L и шага t между трубками по решетке теплообменника (фиг.3 и 4), а также других конструктивно-технологических соотношений (радиуса гибки трубок, минимального расстояния между ними в скошенной части для S-образных трубок и т.п.). Не создает никаких технологических осложнений и применение прямых трубок 7 специального исполнения - с внутренними предельными или спиральными ребрами, что резко увеличивает теплоотдачу на стороне воздуха.

В то же время даже такая простая мера, как применение S-образных теплоотводных трубок 7 при тангенциальном угле наклона 45° может увеличить мощность теплового потока "жидкость-воздух" в два раза и более - за счет увеличения длины трубок 7 и дополнительной турбулизации потока воздуха в двух закруглениях трубок 7 на входе и выходе в торцевых фланцах 3.

При конической форме ротора, применяемой в некоторых специальных электрических машинах, и соответствующей форме тороида ярма ротора и камеры 8 с охлаждающей жидкостью - входные и выходные отверстия 4 для теплоотводных трубок 7 располагаются на разных диаметрах. Если воздух подается в них со стороны отверстий 4 на меньшем диаметре, то такая система трубок создает дополнительный квазиотатический напор воздуха, работая аналогично работе центробежного вентилятора. Это позволяет уменьшить мощность внешней системы общей осевой продувки машины.

В мощных электрических машинах тороидальная активная часть, обычно цилиндрической формы, занимает меньшую, подчас лишь незначительную долю радиального размера барабана ротора. В таких случаях целесообразно внутреннюю поверхность камеры 8 гидросистемы ротора ограничивать не наружной поверхностью втулки-ступицы 6, с помощью которой барабан ротора укреплен на валу 2, - а специальной цилиндрической формы разделительной диафрагмой 11, внутренний диаметр которой больше наружного диаметра втулки-ступицы 6 (фиг.2). Это создает возможность организовать аксиально продуваемое пространстве 12 с помощью дополнительного кольцевого ряда отверстий 13 в фланцах 3, что увеличивает рабочую поверхность теплообменника ротора на стороне воздуха, особенно при выполнении внутренней поверхности разделительной диафрагмы 11 оребренной. Одновременно значительно уменьшается тепловой поток от втулки-ступицы 6 на вал 2 и, далее, к подшипникам, что улучшает условия их работы.

Для компенсации теплового изменения объемов охлаждающей жидкости и содержащей ее камеры 8 гидросистема ротора может быть снабжена компенсатором любого типа. В частности, при полном заполнении гидросистемы это может быть сильфонный блок; еще проще применение так называемого "газового пузыря" в самой гидросистеме, что наиболее рационально в приводах с часто и резко изменяющимися режимами нагрузки.

Работа гидросистемы жидкостного охлаждения магнитопровода 1 по переносу тепла от него к теплоотводным трубкам 7 и разделительной диафрагме 11 (в случае ее применения) в предлагаемом роторе осуществляется теплопередачей через теплопроводную охлаждающую жидкость и конвективным переносом в ней, характер и интенсивность которого определяются режимом работы машины.

В стоповом режиме действует гравитационная конвекция. В квазистатических околостоповых режимах возникает вторая составляющая конвективного переноса - от действия центробежных сил, вызывающих радиальное перемещение более холодных (и, следовательно, с большей объемной плотностью) объемов охлаждающей жидкости от центра ротора к периферии, т.е. к нагретой поверхности. Соприкосновение с ней нагревает охлаждающую жидкость, ее объемная плотность уменьшается, соответственно уменьшается центробежная сила, действующая на элементарный объем жидкости, и он замещается более холодным из зоны теплоотвода. Интенсивность такого конвективного движения охлаждающей жидкости находится в прямой зависимости от скорости вращения ротора, и при номинальных режимах радиальная конвекция становится здесь основным видом теплопереноса. Площадь нормального сечения этого потока равна площади цилиндрической проекции охлаждаемой поверхности магнитопровода 1, т.е. очень велика, что и определяет возможность большой мощности теплоотвода от нее.

При однонаправленных переходных процессах, связанных с изменением скорости вращения ротора, а также при угловых колебаниях ротора инерция массы тороидального объема охлаждающей жидкости обусловливает возникновение ее кольцевого движения относительно ротора. Этим создается "динамическая" составляющая теплообменного процесса в роторе - интенсивная теплопередача к охлаждающим трубкам 7 перпендикулярным относительно них или комбинированным (при S-образных трубках) движением охлаждающей жидкости на всей длине трубок. Участие этой составляющей в общем процессе теплопередачи при предлагаемой системе жидкостного охлаждения магнитопровода 1 ротора электрической машины определяется характером кинематики ее нагружения и может быть большим.

При реверсе машины с цилиндрическим ротором или ее продувки описанный характер работы предлагаемой системы жидкостного охлаждения магнитопровода ротора не изменяется.

Похожие патенты RU2277281C2

название год авторы номер документа
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ МАГНИТОПРОВОДА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2284627C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
Высокооборотный электромеханический преобразователь энергии с воздушным охлаждением (варианты) 2018
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Саяхов Ильдус Финатович
  • Минияров Айбулат Халяфович
RU2700280C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2019
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2706016C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2018
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2687560C1
Статор электрической машины с трубчатой системой охлаждения 2019
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Ямалов Ильнар Илдарович
  • Фаррахов Данис Рамилевич
  • Минияров Айбулат Халяфович
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Жарков Евгений Олегович
  • Пермин Данила Юрьевич
RU2719287C1
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Афанасьев Юрий Викторович
  • Охотников Михаил Валерьевич
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2513042C1
ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2009
  • Аф Урсин Илькка
RU2524170C2
Закрытая обдуваемая электрическая машина 1980
  • Любарцев Вадим Георгиевич
  • Яковенко Василий Александрович
  • Куценко Владимир Дмитриевич
  • Гаевская Ирина Игнатьевна
  • Пилюгина Ольга Юрьевна
SU902156A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 277 281 C2

Реферат патента 2006 года РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к вопросу охлаждения роторов электрических машин. Ротор выполнен с магнитопроводом прямоугольного сечения без охлаждающих отверстий, закрепленным на валу машины с помощью промежуточного устройства барабанного типа в виде двух торцевых кольцеобразных пластин-фланцев с расположенными вблизи внутренней поверхности магнитопровода отверстиями и соединяющих фланцы втулок. Ротор снабжен теплообменником, выполненным в виде системы тонкостенных теплоотводных трубок из теплопроводящего материала, концы которых герметично закреплены в отверстиях противоположных фланцев, а внутренний объем ротора, содержащий указанные трубки, заполнен теплопроводящей жидкостью. Технический результат изобретения - простое конструктивно-технологическое выполнение внутренней поверхности магнитопровода, соприкасающейся с охлаждающей жидкостью, оребренной, что значительно увеличивает площадь поверхности теплоотвода на жидкость и обеспечивает высокую теплотехническую эффективность заявляемого устройства. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 277 281 C2

1. Ротор электрической машины, содержащий активную часть с жидкостным охлаждением магнитопровода и теплообменник, отличающийся тем, что магнитопровод закреплен на валу машины с помощью двух торцевых кольцеобразных пластин-фланцев с расположенными на фланцах вблизи внутренней поверхности магнитопровода отверстиями и соединяющих фланцы втулок, а теплообменник выполнен в виде охлаждаемых аксиальной продувкой воздуха тонкостенных теплоотводных трубок из теплопроводящего материала, концы которых герметично закреплены в отверстиях противоположных фланцев, и внутренний объем ротора, содержащий указанные трубки, заполнен теплопроводящей жидкостью.2. Ротор по п.1, отличающийся тем, что магнитопровод выполнен аксиально шихтованным и собран на герметично и прочно соединенной с фланцами втулке, внутренняя поверхность которой может быть выполнена оребренной.3. Ротор по п.1, отличающийся тем, что аксиально шихтованный магнитопровод выполнен герметически монолитным и собран на прочно соединенной с фланцами втулке с отверстиями, обеспечивающими непосредственный контакт большей доли внутренней поверхности магнитопровода с охлаждающей жидкостью.4. Ротор по п.1, отличающийся тем, что магнитопровод выполнен как механически прочный герметичный монолит и герметично закреплен на внутренних буртах фланцев барабана ротора, образуя внешнюю цилиндрическую оболочку объема, занимаемого охлаждающей жидкостью.5. Ротор по п.4, отличающийся тем, что внутренняя поверхность магнитопровода, соприкасающаяся с охлаждающей жидкостью, выполнена оребренной.6. Ротор по п.1, отличающийся тем, что теплоотводные трубки выполнены прямыми.7. Ротор по п.1, отличающийся тем, что теплоотводные трубки выполнены S-образными.8. Ротор по п.1, отличающийся тем, что теплоотводные трубки расположены более чем в одном слое.9. Ротор по п.1, отличающийся тем, что входные и выходные отверстия теплоотводных трубок расположены на разных диаметрах.10. Ротор по п.1, отличающийся тем, что во внутреннем пространстве барабана ротора установлена цилиндрической формы разделительная диафрагма из теплопроводящего материала с наружным диаметром, меньшим минимального диаметра внутреннего габарита объема, занимаемого теплоотводными трубками, и внутренним диаметром, большим наружного диаметра втулки-ступицы, с помощью которой барабан ротора укреплен на валу, герметично соединенная с внутренними поверхностями фланцев, причем охлаждающей жидкостью заполнен только образованный указанным путем объем с трубками.11. Ротор по п.10, отличающийся тем, что кольцевое пространство между внутренней поверхностью указанной диафрагмы и наружной поверхностью втулки-ступицы выполнено аксиально продуваемым.12. Ротор по п.11, отличающийся тем, что внутренняя поверхность диафрагмы, обращенная в указанное продуваемое кольцевое пространство, выполнено оребренной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2277281C2

Ротор электрической машины 1987
  • Дербенева Камелия Экрамовна
SU1504738A1
Инвертор 1981
  • Белчевски Радослав Юзефович
  • Гулый Виктор Дмитриевич
SU1001394A2
GB 1314866, 26.04.1973
US 5283488, 01.02.1994
Установка для нагрева шихтовых материалов 1968
  • Кущ Сергей Амамьевич
  • Жаворонков Константин Павлович
  • Кузнецов Лев Константинович
  • Зинуров Ильяз Юнусович
  • Тимофеев Спиридон Васильевич
  • Голиков Евгений Сергеевич
  • Быстров Сергей Николаевич
SU619520A1

RU 2 277 281 C2

Авторы

Кравченко Александр Игнатьевич

Матвеев Лев Иванович

Федоренко Римма Ивановна

Даты

2006-05-27Публикация

2004-07-15Подача