ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2006 года по МПК F02C3/32 F02C3/16 

Описание патента на изобретение RU2277640C1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным ДВС, и может быть использовано в различных областях техники как первичный двигатель.

Известны газотурбинные ДВС, содержащие вращающееся рабочее колесо турбины, кинематически связанное с осевым лопаточным или центробежным компрессором, нагнетающим воздух в изобарическую камеру сгорания. На периферии колеса турбины расположены лопатки сложного профиля, на которые направляет рабочую среду сопло, соединенное с выходом камеры сгорания [В.А.Кириллин, В.В.Сычев, А.Е.Шейндлин. Техническая термодинамика, М.: Энергоатомиздат, 1983, стр.273-285, рис.10.12].

Недостатками таких ДВС являются: сложность и дороговизна изготовления многочисленных высоконагруженных деталей, повышенная масса, высокий уровень вибраций, низкая живучесть даже при незначительных повреждениях, ограниченный диапазон рабочих режимов в области «КПД - число оборотов - весовая удельная мощность» из-за наличия кинематической связи турбины с компрессором и конструктивно-технологических ограничений - температура лопаток турбины допускается до 1300 К при окружной скорости до 450 м/с.

Известна Газотурбинная установка [патент РФ №2078228, кл. F 02 С 3/16, 10.06.1994], содержащая кинематически связанные компрессор и реактивную турбину в виде тела вращения с реактивными соплами, установленными тангенциально периферийной поверхности турбины, и камеру сгорания, выполненную в объеме реактивной турбины. Такая ГТУ несколько проще по конструкции, имеет меньшие массу и габариты и больший диапазон рабочих режимов, поскольку температура газового потока ограничена только развитием диссоциации газовой смеси - 3500 К. Тем не менее, имеется ограничение по диапазону чисел оборотов турбины из-за наличия кинематической связи турбины с компрессором.

Известна Газотурбинная установка (прототип) [патент России №1757273, кл. F 02 С 3/32, 12.12.1989], содержащая турбину и эжектор, эжектируемый вход которого соединен с атмосферой, сопло - с выходом камеры сгорания. Выход эжектора соединен со входом турбины и, частично, со входом диффузора, выход которого подключен ко входу камеры сгорания. Такая ГТУ имеет более широкий диапазон чисел оборотов турбины (вплоть до отрицательных), поскольку параметры потока на входе в турбину не зависят от числа ее оборотов. Однако сохраняются ограничения по КПД, поскольку только часть свежего воздуха в смеси с продуктами сгорания отводится с выхода эжектора на сжатие и используется для сжигания топлива, остальной подмешиваемый воздух только бесполезно тормозит поток, направленный на лопатки рабочего колеса турбины. Кроме того, конструкция ГТУ остается достаточно сложной.

Целью изобретения является упрощение конструкции, увеличение весовой удельной мощности и повышение КПД ДВС.

Сущность изобретения состоит в том, что в ДВС, содержащем реактивную турбину, выполненную в виде тела вращения с реактивными соплами, установленными тангенциально периферийной поверхности турбины, камеру сгорания, выполненную в объеме реактивной турбины, диффузор, выход которого соединен с входом камеры сгорания, и эжектор, сопло которого подсоединено к камере сгорания, а эжектируемый вход связан с атмосферой, диффузор и эжектор выполнены в объеме турбины. Это позволяет все функциональные блоки объединить в единый узел, что предельно упрощает конструкцию и увеличивает весовую удельную мощность: весь ДВС представляет собой ротор, с вала которого отбирается полезная мощность и не обязателен даже корпус, поскольку для крепления опор ротора могут быть использованы прочие узлы конкретной энергоустановки. Кроме того, в ДВС выход эжектора соединен со входом диффузора полностью. Это позволяет предельно снизить потери на смещение, поскольку в эжекторе подмешивается ровно столько воздуха, сколько его необходимо для сжигания топлива.

На чертежах изображена конструктивная схема ДВС: на фиг.1 - поперечный разрез, на фиг.2 - осевой разрез.

ДВС состоит из эжектора, содержащего камеру смешения 1, сверхзвуковое сопло 2 и открытый в атмосферу воздухозаборник 3. Камера смешения 1 переходит в сверхзвуковой диффузор 4, выход которого переходит в камеру сгорания 5 с форсунками подачи топлива 6. Выход камеры сгорания 5 переходит в два щелевых сопла: реактивное 7 и эжекторное 2. Все перечисленные узлы ДВС составляют единое целое и закреплены на валу 8, вращающемся в подшипниковых опорах 9.

В камере смешения 1 эжектора создается сверхзвуковой поток смеси продуктов сгорания, ускоренных соплом 2 эжектора, и атмосферного воздуха, эжектированного через воздухозаборник 3. Поток адиабатно тормозится в диффузоре 4 до дозвуковой скорости с соответствующим повышением его давления и температуры и попадает в камеру сгорания 5, где температура его дополнительно повышается за счет сгорания топлива, подаваемого через форсунки 6. Реактивное сопло 7 срабатывает высокотемпературный газ и создает крутящий момент на валу 8, вращающемся в подшипниках опор 9. Запуск ДВС можно осуществить, например, впрыском сжатого воздуха в воздухозаборник 3.

Похожие патенты RU2277640C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ЭНЕРГИЮ НАГРЕТОГО ПАРА ГОРЮЧЕГО 1995
  • Мокров Михаил Михайлович
RU2095606C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА НА ТОПЛИВНОМ ГАЗЕ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 1996
  • Бекнев В.С.
  • Моляков В.Д.
  • Тумашев Р.З.
  • Сыромятникова Л.И.
RU2149273C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА РЕАКТИВНОГО ТИПА 2011
  • Малиованов Михаил Вениаминович
  • Темнов Эдуард Сергеевич
  • Хмелев Роман Николаевич
RU2467188C2
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ СЖАТОГО ВОЗДУХА ИЛИ ГАЗА И КОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Струговец С.А.
RU2172854C2
УСТРОЙСТВО ВИХРЕВОГО ГАЗОВОГО КОМПРЕССОРА ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Фролов Михаил Петрович
RU2766496C2
ЭЛЕКТРОГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ СО-ЛАЗЕР 1993
  • Баранов Игорь Ярославич
RU2065240C1
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Письменный В.Л.
RU2190772C2
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Костюков Владимир Николаевич
RU2362033C2
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДЕТОНАЦИОННЫЙ ТУРБОАГРЕГАТ И УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПАРОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Криштоп Анатолий Михайлович
RU2693353C1
Способ применения газовоздушного термодинамического цикла для повышения КПД малогабаритного турбодвигателя 2019
  • Криловецкий Владимир Михайлович
RU2735880C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 277 640 C1

Реферат патента 2006 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Двигатель внутреннего сгорания содержит реактивную турбину, выполненную в виде тела вращения с реактивными соплами, установленными тангенциально периферийной поверхности турбины, камеру сгорания, выполненную в объеме реактивной турбины, диффузор и эжектор. Выход диффузора соединен с входом камеры сгорания. Сопло эжектора подсоединено к камере сгорания, а эжектируемый вход связан с атмосферой. Диффузор и эжектор выполнены в объеме турбины. Выход эжектора полностью соединен со входом диффузора. Изобретение направлено на упрощение конструкции и повышение КПД. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 277 640 C1

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий реактивную турбину, выполненную в виде тела вращения с реактивными соплами, установленными тангенциально периферийной поверхности турбины, камеру сгорания, выполненную в объеме реактивной турбины, диффузор, выход которого соединен с входом камеры сгорания, и эжектор, сопло которого подсоединено к камере сгорания, а эжектируемый вход связан с атмосферой, отличающийся тем, что диффузор и эжектор выполнены в объеме турбины, причем выход эжектора полностью соединен со входом диффузора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2277640C1

SU 1757273 A1, 10.06.1996
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 0
  • Г. Г. Ольховский А. М. Фридрих
SU181449A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНОКЕРАМИКИ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НЕЕ 2010
  • Крутов Юрий Михайлович
  • Гаврилюк Александр Юрьевич
RU2469979C2
US 4006591 A, 08.02.1977
GB 1156441 A, 25.06.1969
GB 1230203 A, 28.04.1971.

RU 2 277 640 C1

Авторы

Капустин Михаил Михайлович

Даты

2006-06-10Публикация

2005-01-14Подача