Предлагаемое изобретение относится к бронетанковой технике особо легкой категории по массе, преимущественно к боевым разведывательно-дозорным машинам, к боевым десантируемым машинам, к плавающим машинам, тягачам.
Известна гусеничная авиадесантируемая самоходная установка АСУ-57 (Россия) особо легкой категории по массе, предназначенная для сопровождения подразделений десантных войск - см. В.С.Вознюк, П.Н.Шапов "Бронетанковая техника", Москва, издательство ДОСААФ СССР, 1987 г., стр.91. Самоходная артиллерийская установка АСУ-57 была создана на специально для нее разработанной новой базе и вооружена пушкой калибра 57-мм. Механик-водитель размещался справа от пушки, командир слева, заряжающий сзади механика-водителя. Боевая масса 3,3 тонны, мощность двигателя 50 л.с. Максимальная скорость движения 45 км/ч.
В этой машине применено носовое расположение двигателя и трансмиссии. В едином блоке с автомобильным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения М-20Е смонтированы главный фрикцион, механическая коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Двигатель расположен поперек корпуса.
Индивидуальная торсионная подвеска на передних узлах имела гидравлические амортизаторы. Благодаря низкому давлению на грунт - 0,35 кгс/см2 обеспечивалась хорошая проходимость четырехкатковой на борт АСУ-57 по болотистой местности.
Машина могла десантироваться посадочным или парашютным способом на специальной платформе.
В плавающей авиадесантируемой машине АСУ-57П с водонепроницаемым корпусом, улучшенной пушкой 4-51М, оснащенной более технологичным активным дульным тормозом и форсированным двигателем с мощностью N=60 л.с., в качестве водоходного движителя использовались два гребных винта с приводом от направляющих колес. Гусеницы на плаву не отключались. При выходе на берег при работе двигателя на низших передачах в коробке передач не хватало тяги.
Известна особо легкая авиадесантная гусеничная машина "Визель" (ФРГ) - см. "International Defense Review", 1984 г., №12, стр.185, с автоматической пушкой Rh202 Мк20 калибра 20 мм, установленной в одноместной башенке. Экипаж 2-3 человека. Масса машины около 3-х тонн. На машине установлен бензиновый двигатель мощностью N=100 л.с. Ходовая часть четырехопорная на борт с передним расположением ведущего колеса и ленточной гусеницей. Подвеска торсионная. Максимальная скорость движения на суше 80 км/ч. Машина предназначена для парашютного и посадочного десантирования.
На базе этой машины разработана пусковая установка ПТУРС "Визель" TOW. Экипаж ее состоит из 3-х человек. "Визель" TOW может везти семь управляемых ракет.
Известен вариант машины "Визель" с пулеметом калибра 7,62 мм, установленным на крыше корпуса машины.
Известны многоцелевые транспортеры-тягачи МТ-Л и МТ-ЛБ, предназначенные для буксировки прицепов общим весом до 7 тонн, монтажа различного оборудования, перевозки людей и грузов и для обеспечения других транспортных потребностей - см. "Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач. Техническое описание, 2-ое издание", Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1974 г.
Транспортеры-тягачи обеих модификаций созданы на базе унифицированного шасси с использованием одних и тех же узлов силовой установки, силовой передачи и ходовой части.
К особенностям компоновки унифицированного шасси и изделий на его базе относятся переднее расположение ведущих колес и агрегатов силовой передачи, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение грузовой платформы.
Основные части транспортера-тягача: корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть и оборудование. Корпуса несущей конструкции - цельносварные. Силовая установка состоит из двигателя ЯМЗ-238В и обслуживающих его систем.
Силовая передача состоит из главного фрикциона, промежуточного редуктора, центральной карданной передачи, главной передачи и бортовых передач. Главная передача двухпоточная, объединяющая в одном агрегате коническую пару шестерен, шестискоростную коробку передач и планетарно-фрикционные механизмы поворота. Бортовые передачи - одноступенчатые планетарные редукторы.
Ходовая часть состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусениц, 12 опорных катков, подвески и четырех гидроамортизаторов. Подвеска независимая торсионная. Гусеницы с открытым металлическим шарниром.
Водные преграды при номинальной загрузке преодолеваются на плаву с помощью гусеничного движителя.
Максимальная скорость движения машины при 2100 об/мин коленчатого вала двигателя на суше 61,5 км/ч, скорость движения на плаву 5...6 км/ч.
Указанные выше гусеничные машины особо легкой весовой категории различного назначения и разные по массе созданы на различных конструктивных базах-шасси. На базе каждой из этих базовых машин создавались семейства ВГМ особо легкой весовой категории с небольшой разницей по массе, различного функционального назначения, при этом сама база не изменялась, оставалась практически постоянной по корпусу, по моторно-трансмиссионной установке, по ходовой части.
Семейство особо легких бронированных плавающих машин включает большую номенклатуру машин: боевые разведывательные машины, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, бронетранспортеры десанта, бронетранспортеры-тягачи, ракетные комплексы, зенитно-ракетные комплексы, специальные машины.
Из указанных выше шасси известных гусеничных машин наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является шасси базовой машины МТ-Л в семействе машин особо легкой весовой категории, которое можно рассматривать в качестве прототипа.
Целью предлагаемого изобретения является создание гаммы трехкаткового, четырехкаткового, пятикаткового и шестикаткового на борт шасси семейства многоцелевых высокоэффективных бронированных плавающих военных гусеничных машин особо легкой категории по массе от 4 до 8,5 тонн с учетом требований по десантированию и преодолению больших водных преград с максимальным использованием унифицированных элементов и сборочных единиц одной базовой машины по корпусу, моторно-трансмиссионной установке, водоходным движителям, узлам ходовой части, рабочему месту механика-водителя и органам управления.
Новизной предлагаемого изобретения является то, что в шасси военной гусеничной машины:
корпус выполняется в поперечном сечении с вертикальными наружными стенками, с заостренной в вертикальной продольной плоскости унифицированной передней частью, например, длиной Loy=1,4...1,45 м и унифицированной кормовой частью с задней вертикальной стенкой, например, длиной Lмто=1,5...1,55 м, а также в зависимости от назначения машины индивидуальной средней частью длиной Lcp.отд до 2,6 м, на которой устанавливается верхняя надстройка под специальное или технологическое оборудование и в которой размещаются члены экипажа, и оборудован устройствами для установки средств десантирования;
силовая установка содержит продольно расположенный по оси машины, установленный на расстоянии 400...410 мм от привалочной плоскости до оси ведущих колес V-образный двигатель внутреннего сгорания соответствующей мощности с системами, расположенными по обе стороны относительно продольной оси машины, и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, который содержит главный фрикцион, двухвальную коробку передач с зубчатыми муфтами и синхронизаторами для включения передач, с независимым отбором мощности на водометные движители, в которой оси горизонтальных поперечных промежуточного и грузового валов расположены в вертикальной плоскости, и бортовые фрикционы, используемые в качестве механизма поворота, и связан с планетарными бортовыми передачами и соответствующими приводами с органами управления, расположенными на размещенном на продольной оси машины рабочем месте механика-водителя, при этом ось ведущего колеса расположена ниже относительно оси коленчатого вала двигателя, например, на 135...138 мм;
к носовой части корпуса и кормовой части корпуса прикрепляются складывающиеся и раскладывающиеся водоизмещающие емкости, сообщающиеся с внутренним объемом корпуса, изготовленные из броневых листов, связанных между собой и корпусом шарнирно, уплотненных в местах соединений, и имеющие возможность в сложенном положении укладываться на переднюю и заднюю части корпуса таким образом, что сложенные листы водоизмещающих емкостей прикрываются усиленными броневыми листами, соответственно верхним лобовым листом и нижним кормовым листом;
вдоль корпуса по бортам шарнирно прикреплены секции откидывающихся подкрылков-понтонов, оси которых муфтами соединены между собой с возможностью поворачиваться только совместно, с объемами треугольного поперечного сечения, заполненные пенопластом и имеющие возможность в нерабочем положении укладываться на левый и правый подкрылки корпуса сверху;
в кормовых секциях подкрылков-понтонов по бортам встроены поворотные водометные движители типа "винт в насадке" с приводом от силовой установки, имеющие возможность в нерабочем положении укладываться в нишах в верхней задней части корпуса и откидываться вместе с остальными секциями подкрылков-понтонов;
к носовой части корпуса через шарнирную параллелограммную связь с двумя рычагами разной длины на каждом борту прикреплено подводное крыло с шириной, равной ширине корпуса, имеющее возможность в нерабочем положении укладываться вдоль нижней передней части корпуса;
откинутые секции подкрылков-понтонов вместе с неподвижными передними защитными брызговиками гусениц образуют замкнутые объемы, в которые направляются выхлопные газы двигателя, создающие дополнительную подъемную силу на плаву, действующую на машину;
многоопорный гусеничный движитель выполняется соответственно с тремя, четырьмя, пятью, шестью опорными катками на борт, связанными с индивидуальными пневматическими рессорами с гидравлическим устройством бесступенчатого изменения клиренса машины и со встроенным индивидуальным гидравлическим амортизатором с индивидуальными на каждый опорный каток симметричными характеристиками жесткости системы подрессоривания, при этом направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы и передний опорный каток установлены в унифицированной передней части корпуса, ведущее колесо и задний опорный каток установлены в унифицированной кормовой части корпуса, остальные катки установлены в средней части корпуса, а гусеничная лента имеет длину, взаимосвязанную с длиной корпуса;
причем шасси выполняется с массой, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленным на минимальном клиренсе гусеничным движителем и эжекторами системы охлаждения и с водоизмещающими узлами в сложенном положении, а габариты корпуса по длине Lk и ширине Вк выбираются с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте Нк с возможностью обеспечения требований по необходимому запасу плавучести и остойчивости и размещению рабочего места механика-водителя в корпусе в рабочем кресле, связанном через штангу шарнирами с верхней частью корпуса, в положении "сидя", и универсальных сидений для работы и десантирования боевого расчета внутри машины, а двигатель, механизм передач и поворота, бортовые передачи, водометные движители типа "винт в насадке", складывающиеся и раскладывающиеся водоизмещающие емкости, подводное крыло, узлы ходовой части, рабочее кресло механика-водителя и органы управления используются унифицированные;
в зависимости от назначения машины корпус выполняется с продольным проемом на крыше в корме и эксплуатационным люком с крышкой, например, шириной в=1250÷1300 мм, проходящим над моторно-трансмиссионным отделением;
на крыше корпуса со смещением вперед может устанавливаться пулемет калибра 12,7 мм.
Предлагаемое шасси предназначено для размещения, транспортирования по суше и на плаву, десантирования и обеспечения боевой работы вооружения, аппаратуры и боевого расчета.
На фиг.1...11 изображено шасси семейства многоцелевых высокоэффективных бронированных плавающих авиадесантируемых и авиатранспортируемых военных гусеничных машин (ВГМ) особо легкой категории по массе - от 4 до 8,5 тонн с максимальным использованием элементов и сборочных единиц одной базовой машины по корпусу, моторно-трансмиссионной установке, водоходным движителям, узлам ходовой части, рабочему месту механика-водителя и органами управления для ведения боевых действий с техникой и живой силой противника подразделениями воздушного и морского десанта и сухопутных сил.
На фиг.1...4 изображен вид сбоку на шестикатковое, пятикатковое, четырехкатковое, трехкатковое на борт шасси соответственно.
На фиг.5 изображен вид сзади на шестикатковое, пятикатковое, четырехкатковое, трехкатковое на борт шасси.
На фиг.6 изображена схема шасси - вид сверху с расположением составных частей корпуса, моторно-трансмиссионной установки, рабочего места механика-водителя.
На фиг.7 изображен вид сбоку на силовой блок.
На фиг.8 изображена кинематическая схема трансмиссии.
На фиг.9 изображена схема ходовой части базового пятикаткового шасси.
На фиг.10 изображена установка опорного катка.
На фиг.11 изображена пневматическая рессора с гидравлическим устройством изменения клиренса машины и встроенным гидроамортизатором.
Предлагаемое шасси семейства многоцелевых военных гусеничных машин особо легкой категории по массе имеет герметичный бронированный корпус 3, силовую установку с эжекторной системой охлаждения и с механизмом передач и поворота, связанный с планетарными бортовыми передачами, бортовые водоходные движители, рабочее место механика-водителя с органами управления и смотровыми приборами, расположенными в носовой части корпуса, а также гусеничный движитель с системой подрессоривания корпуса.
Корпус 3 выполняется в поперечном сечении с вертикальными наружными стенками, с заостренной в вертикальной продольной плоскости унифицированной передней частью 2, например, длиной Loy=1,4...1,45 м и унифицированной кормовой частью 7 с задней вертикальной стенкой, например, длиной Lмто=1,5...1,55 м, а также в зависимости от назначения машины индивидуальной средней частью 4 длиной Lcp.отд до 2,6 м, на которой устанавливается верхняя надстройка под специальное или технологическое оборудование и в которой размещаются члены экипажа, и оборудован устройствами для установки средств десантирования.
Отделение управления и среднее отделение составляют обитаемое отделение, которое отделено от моторно-трансмиссионного отделения герметичной перегородкой.
В корпусе 3 машины обеспечивается герметизация обитаемых отделений и создание в них избыточного давления (подпора) фильтровентиляционной установкой. На крыше корпуса 3 со смещением вперед может устанавливаться пулемет калибра 12,7 мм.
На фиг. 1-4:
Loy - длина отделения управления;
Lмто - длина моторно-трансмиссионного отделения;
Lcp. отд - длина среднего отделения;
Lк - длина корпуса 3 машины;
Lпл - длина машины на плаву.
На фиг 5:
В - ширина эксплуатационного люка.
На фиг 6:
Lк - длина корпуса 3 машины;
Вк - ширина корпуса 3 машины;
Loy - длина отделения управления;
Lмто - длина моторно-трансмиссионного отделения;
Lcp. отд - длина среднего отделения;
Вбп - ширина бортовой передачи;
Вмпп - ширина механизма передач и поворота;
Вбл - ширина силового блока;
А1 - размер от привалочной плоскости двигателя до оси ведущего колеса гусеничного движителя;
Дпог - диаметр погонного устройства.
В зависимости от назначения машины для обеспечения быстрого скрытого выхода (входа) десантников и экипажа корпус выполняется с продольным проемом на крыше в корме и эксплуатационным люком с крышкой, например, шириной В=1250...1300 мм, проходящим над моторно-трансмиссионным отделением с люком, с приваренным к верхней части неподвижным погонным кольцом шариковой опоры вращающейся башни, с рубкой и т.д. Эксплуатационный люк позволяет одновременно выходить (входить) двум человекам.
Внутренние компоновочные размеры корпуса 3 позволяют иметь объемы, обеспечивающие возможность смены мест механиком-водителем и десантниками в отделении управления без выхода из машины, а также раненных с любого рабочего места шасси.
На фиг 7:
Lдв - длина двигателя;
Lкп - длина коробки передач (механизма передач и поворота);
Lбл - длина силового блока;
Нбл - высота силового блока;
А1 - расстояние от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес машины;
А2 - высота двигателя от коленчатого вала двигателя;
А3 - расстояние между коленчатым валом двигателя и ведущим колесом машины, межцентровое расстояние коробки передач;
18 - двигатель;
19 - коробка передач;
20 - грузовой вал коробки передач;
21 - крышка промежуточного вала коробки передач;
22 - болт;
23 - шайба;
24 - бугель верхний;
25 - бугель нижний;
26 - вал привода водомета;
27 - шплинт;
28 - гайка;
29 - бугель упругой опоры двигателя;
30 - шайба;
31 - болт установочный.
На фиг 8:
18 - двигатель внутреннего сгорания;
19 - коробка перемены передач;
20, 21 - планетарные бортовые передачи;
32, 36 - корпуса прямоточных водометных движителей 9 типа «винт в насадке»;
33, 35 - карданные валы приводов к водометным движителям;
34 - главный фрикцион;
37, 38 - бортовые фрикционы.
Силовая установка расположена в моторно-трансмиссионном отделении и содержит продольно расположенный по оси машины, установленный на расстоянии 400...410 мм от привалочной плоскости до оси ведущих колес V-образный двигатель 18 внутреннего сгорания мощностью 300...350 л.с. с системами, расположенными по обе стороны относительно продольной оси машины, и сблоченный с ним через картер центральный механизм передач и поворота, который содержит главный фрикцион 34, двухвальную коробку передач 19 с зубчатыми муфтами и синхронизаторами для включения передач, с независимым отбором мощности на водометные движители, в которой оси горизонтальных поперечных промежуточного и грузового вала расположены в вертикальной плоскости, и бортовые фрикционы 37, 38, используемые в качестве механизма поворота, и связан с планетарными бортовыми передачами 20, 21 и соответствующими приводами с органами управления, расположенными на размещенном на продольной оси машины рабочем месте 14 механика-водителя, при этом ось ведущего колеса 42 расположена ниже относительно оси коленчатого вала двигателя 18, например, на 135...138 мм. Силовой блок установлен по оси машины по трехопорной схеме: на резиновой опоре бугеля 29 около двигателя 18 и на 2-х бугелях механизма передач и поворота и соединен с системами и агрегатами с помощью быстросъемных соединений.
Выхлопные коллекторы двигателя через металлические гофрированные сильфоны с двойными шарнирами связаны с вваренными в корпус машины эжекторами с отводом выхлопных газов двигателя в сторону кормы вниз для тепловой маскировки.
Механизм передач и поворота связан соответствующими приводами с органами управления, расположенными в передней части 2 корпуса 3 машины на размещенном по оси машины рабочем месте 14 механика-водителя.
К носовой части 2 корпуса и кормовой части 7 корпуса прикрепляются складывающиеся и раскладывающиеся водоизмещающие емкости 1, 10, сообщающиеся с внутренним объемом корпуса 3, изготовленные из броневых листов, связанных между собой и корпусом 3 шарнирно, уплотненных в местах соединений, и имеющие возможность в сложенном положении укладываться на переднюю и заднюю части корпуса таким образом, что сложенные листы водоизмещающих емкостей прикрываются усиленными броневыми листами, соответственно верхним лобовым листом и нижним кормовым листом.
Вдоль корпуса 3 по бортам шарнирно прикреплены секции откидывающихся подкрылков-понтонов 5, оси которых муфтами соединены между собой с возможностью поворачиваться только совместно, с объемами треугольного поперечного сечения, заполненные пенопластом и имеющие возможность в нерабочем положении укладываться на левый и правый подкрылки корпуса 3 сверху.
В кормовых секциях подкрылков-понтонов 5 по бортам встроены поворотные водометные движители 9 типа «винт в насадке» с приводом через карданные валы 33, 35 от силовой установки к рабочим колесам 16, имеющие возможность в нерабочем положении укладываться в нишах в верхней задней части 7 корпуса 3 и откидываться вместе с остальными секциями подкрылков-понтонов 5. Водометы 9 имеют возможность через корпуса редукторов 17 поворачиваться вокруг неподвижной оси, связанной через кронштейн на подкрылке 15 с корпусом 3 машины.
Рабочие колеса 16 водометных движителей установлены в корпусах 32, 36.
В корпусе 3 машины встроены бортовые аварийные водооткачивающие устройства.
Поворот машины на плаву обеспечивается отключением левого или правого водометного движителя.
К носовой части 2 корпуса через шарнирную параллелораммную связь с двумя рычагами 12, 13 разной длины на каждом борту прикреплено подводное крыло 11 с шириной, равной ширине корпуса 3, обеспечивающее в рабочем положении повышение скорости движения на плаву и имеющее возможность в нерабочем положении укладываться вдоль нижней передней части корпуса.
Откинутые секции подкрылков-понтонов 5 вместе с неподвижными передними защитными брызговиками гусениц образуют замкнутые объемы Б, в которые направляются выхлопные газы двигателя 18, создающие дополнительную подъемную силу на плаву, действующую на машину.
Многоопорный гусеничный движитель выполняется соответственно с тремя, четырьмя, пятью, шестью опорными катками 6 на борт, связанными с индивидуальными пневматическими рессорами 40 с гидравлическим устройством бесступенчатого изменения клиренса машины и со встроенным индивидуальным гидравлическим амортизатором с индивидуальными на каждый опорный каток симметричными характеристиками жесткости системы подрессоривания.
На фиг 9:
6 - опорный двухскатный каток;
8 - гусеничная лента;
39 - направляющее колесо;
40 - гидропневморессора;
41 - балансир;
42 - ведущее колесо.
На фиг 10:
40 - гидропневморессора;
41 - балансир;
43 - ось;
44 - рычаг гидропневморессоры;
45 - крышка;
46 - шарики;
47, 48 - текстолитовые втулки;
49 - опора в корпусе 3 машины.
На фиг 11:
50 - корпус;
51 - пневмоцилиндр;
52 - крышка;
53 - манжета;
54 - поршень;
55 - пневмокамера;
56 - зарядный клапан;
57 - пробка;
58 - направляющая втулка;
59 - клапан;
60 - шарнирный подшипник;
61 - шток;
62 - гайка;
63 - опора;
64 - гидроцилиндр;
65 - гидрозамок;
66 - поршень;
67 - корпус клапана;
68 - клапан.
Подвеска шасси индивидуальная с гидропневматическими рессорами, выполняющими одновременно функции гидроамортизаторов и силовых цилиндров для бесступенчатого изменения дорожного просвета (клиренса). Минимальный клиренс машины 100 мм, максимальный клиренс 450 мм.
Направляющее колесо 39 с механизмом натяжения гусеницы и передний опорный каток 6 установлены в унифицированной передней части 2 корпуса. Ведущее колесо и задний опорный каток 6 установлены в унифицированной кормовой части 7 корпуса. Остальные опорные катки установлены в средней части 4 корпуса. Гусеничная лента 8 машины имеет длину, взаимосвязанную с длиной средней части корпуса.
Гидропневматическая рессора выполняет четыре функции: работает как рессора (упругий элемент подрессоривания), как гидравлический амортизатор для гашения колебаний корпуса машины, как исполнительный силовой цилиндр при изменении клиренса машины и как механизм удержания опорных катков в верхнем положении при вывешенном корпусе машины.
Шток гидропневматической рессоры шарнирно соединен с рычагом, установленным на шлицевом конце оси балансира опорного катка, а корпус шарнирно соединен с неподвижной опорой на корпусе машины.
Гидропневматическая рессора состоит из корпуса 50, двух цилиндров - гидравлического 64 и пневматического 51, поршня 66 со штоком 61, опоры 63, поршня 54, пневмокамеры 55, зарядного клапана 56, гидравлического амортизатора двухстороннего действия, автомата разгрузки, уплотнений, гидравлического замка 65 и соединительных трубопроводов.
В корпусе 50 гидропневморессоры имеются две расточки с резьбой, в которые ввернуты цилиндры - пневматический 51 и гидравлический 64, проушина с запрессованым в нее шарнирным подшипником и система сверлений, соединяющих гидравлический цилиндр с гидравлической полостью пневмоцилиндра. В гидравлическом цилиндре 64 установлены поршень 66 со штоком и опора 63.
В гидроцилиндре 64 установлена бронзовая опора 63, по которой перемещается шток 61. В стенке гидроцилиндра имеется отверстие для соединения запоршневой полости цилиндра с гидросистемой.
В пневматическом цилиндре 51 помещен поршень-разделитель, разделяющий жидкость и азот. Поршень-разделитель состоит из поршня 54 и ввернутой в него крышки 52, застопоренной пружинной шайбой.
В целях ограничения перемещения поршня-разделителя и предотвращения чрезмерного сжатия азота в пневмокамере ход поршня ограничен торцом пневмокамеры 55. В торец пневмокамеры 55 ввернут зарядный клапан 56, через который производится заправка рессоры азотом.
Между торцом гидравлического цилиндра и торцом расточки корпуса гидропневматической рессоры установлен гидравлический амортизатор двухстороннего действия, состоящий из корпуса 67 и клапана 68.
Гидравлический замок 65 крепится к гидроцилиндру с помощью ленты. Гидрозамок соединен с корпусом гидропневморессоры трубкой. В корпусе 50 гидропневморессоры смонтирован автомат разгрузки, состоящий из клапана 59, направляющей втулки 58, пробки 57, резиновых уплотнительных колец.
Автомат разгрузки предназначен для защиты упругого элемента пневмоцилиндра от сжатия его высоким давлением жидкости в процессе подъема машины при увеличении клиренса. Эта защита осуществляется отключением пневмоцилиндра от гидроцилиндра путем перекрытия клапаном 59 канала, соединяющего эти цилиндры.
При увеличении клиренса автомат разгрузки преобразует гидропневморессору в обычный силовой гидравлический цилиндр. В открытом положении клапан автомата разгрузки удерживается давлением жидкости, находящейся в цилиндрах гидропневморессоры, и силами трения по уплотнению.
Гидропневматическая рессора соединена с гидросистемой машины четырьмя трубопроводами.
В случае сравнения систем подрессоривания при относительно равных массах изделий, ударных импульсах и инерционных параметрах предлагаемая система ходовой части с использованием гидропневматической подвески с гидравлическими амортизаторами в сравнении с торсионной подвеской позволяет обеспечить более комфортные условия обитания и повысить живучесть узлов и деталей.
Шасси выполняется с массой, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленным на минимальном клиренсе гусеничным движителем и эжекторами системы охлаждения и с водоизмещающими узлами в сложенном положении, а габариты корпуса по длине Lк и ширине Вк выбираются с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте Нк с возможностью обеспечения требований по необходимому запасу плавучести и остойчивости и размещению рабочего места механика-водителя в корпусе машины в рабочем кресле, связанном через штангу шарнирами с верхней частью корпуса в положении "сидя" и универсальных сидений для работы и десантирования боевого расчета внутри машины, а двигатель, механизм передач и поворота, бортовые передачи, водометные движители типа "винт в насадке", складывающиеся и раскладывающиеся водоизмещающие емкости, подводное крыло, узлы ходовой части, рабочее кресло механика-водителя и органы управления используются унифицированные.
Помимо унифицированной передней части и унифицированной кормовой части корпуса 3, в предлагаемом шасси семейства ВГМ единый двигатель с корректировкой по мощности, механизм передач и поворота, бортовые передачи, водометные движители типа "винт в насадке", складывающиеся и раскладывающиеся водоизмещающие емкости, подводное крыло, узлы ходовой части, рабочее кресло механика-водителя и органы управления спроектированы с минимальной массой и рассчитаны для использования в машинах с максимальной массой - 8,5 тонн. Узлы, агрегаты и сборочные единицы, применяемые в шасси, испытаны на перегрузки при десантировании и выдерживают вертикальные перегрузки до 20 g, горизонтальные до 10 g (на корпусе при времени воздействия не более 0,2 с).
При скоростном движении на плаву с минимальным клиренсом, с водоизмещающими емкостями 1, 10 и подкрылками-понтонами 5, подводным крылом 11 в рабочем положении с использованием максимальной мощности двигателя передняя часть машины с предлагаемым шасси приподнимается из воды и машина при этом движется со скоростью 30...40 км/ч без выхода из воды заборной части водоходных движителей. При неполной загрузке двигателя машина движется со скоростью 11...12 км/ч, что может использоваться при реализации максимальной грузоподъемности машины.
Применение в предлагаемом шасси компактного силового блока с V-образным двигателем большой мощности и центральной механической трансмиссией, а также гидропневматической подвески с регулируемым клиренсом существенно повышает надежность работы шасси, повышает подвижность и проходимость в тяжелых условиях и по слабым грунтам, комфортность при движении машины при максимальной скорости до 65 км/ч и средней скорости до 50 км/ч.
Создание предлагаемого трехкаткового, четырехкаткового, пятикаткового и шестикаткового на борт шасси семейства высокоэффективных многоцелевых бронированных скоростных плавающих авиатранспортируемых и авиадесантируемых ВГМ особо легкой категории по массе с максимальным использованием элементов и сборочных единиц базовой пятикатковой машины по корпусу 3, моторно-трансмиссионной установке, водометным движителям типа "винт в насадке", складывающимся и раскладывающимся водоизмещающим емкостям, подводному крылу, узлам ходовой части, рабочему креслу механика-водителя и органам управления, рассчитанных на машину с максимальной массой для ведения боевых действий с техникой и живой силой противника, существенно удешевляет и упрощает производство и эксплуатацию ВГМ подразделениями воздушного и морского десанта и сухопутных войск. Номенклатура запасных частей при этом значительно уменьшается.
Эффективность и эксплуатационные характеристики ВГМ массой 4...8,5 тонн с использованием предлагаемых трехкатковых, четырехкатковых, пятикатковых и шестикатковых на борт шасси с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград с большими скоростями в сравнении с прототипом резко повышаются.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2246682C2 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2284445C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА | 2001 |
|
RU2223460C2 |
БРОНЕТРАНСПОРТЕР | 2007 |
|
RU2369825C2 |
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2369826C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2269737C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2169337C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2279628C2 |
Изобретение относится к бронетанковой технике. Сущность изобретения заключается в том, что трехкатковое, четырехкатковое, пятикатковое или шестикатковое шасси содержит алюминиевый корпус, компактный силовой блок, имеющий V-образный двигатель внутреннего сгорания и центральную механическую трансмиссию, гидропневматическую подвеску с бесступенчатым регулируемым клиренсом и встроенными гидроамортизаторами и поворотные водометные движители типа «винт в насадке» с максимальным использованием элементов и сборочных единиц базовой пятикатковой машины по корпусу, моторно-трансмиссионной установке, водометным движителям, ходовой части, рабочему месту механика-водителя и органам управления, спроектированных с минимальной массой, но рассчитанных для использования в машинах с максимальной массой. Технический результат изобретения состоит в упрощении и удешевлении производства и эксплуатации многоцелевых бронированных плавающих авиадесантируемых и авиатранспортируемых военных гусеничных машин легкой категории по массе. 2 з.п. ф-лы. 11 ил.
Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач | |||
Техническое описание | |||
М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1974, 2-е изд., с.5 | |||
БРОНЕВОЙ КОРПУС МАШИНЫ ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2169895C1 |
GB 1258190 A, 22.12.1971 | |||
US 4394044 A, 19.07.1983 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХЛЕБНОГО КВАСА | 2015 |
|
RU2579946C1 |
Авторы
Даты
2006-07-10—Публикация
2004-02-27—Подача