ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА Российский патент 2010 года по МПК F41H7/00 

Описание патента на изобретение RU2404400C2

Предлагаемое изобретение относится к специальной бронетанковой технике, преимущественно к бронированной медицинской технике Воздушно-десантных войск.

Известен бронированный медицинский транспортер по патенту №2130578 по заявке №98113328 от 7.07.98 г., включающий в себя ходовую часть с гусеничным движителем, а также отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское, оснащенное медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом. Медицинское отделение выполнено с возможностью двухъярусного размещения раненых на носилках и/или откидных сиденьях и оборудовано системой механизации погрузки-выгрузки раненых, состоящей из швеллерного устройства для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках, блочного механизма с электроприводом для подъема носилок с ранеными на второй ярус и установленной на крыше лебедки с электроприводом для подтягивания раненых к машине на волокуше.

Отделения управления, моторно-трансмиссионное и медицинское размещены в едином сваренном из стальных листов корпусе, при этом отделение управления и медицинское отделение расположены соответственно в носовой и кормовой частях корпуса и ограничены слева и справа бортами машины, моторно-трансмиссионное отделение состоит из моторного и трансмиссионного отсеков, первый из которых размещен в средней части машины с обеспечением прохода между отделением управления и медицинским отделением и изолирован от них теплоизолирующими перегородками, а второй - в передней части машины и отгорожен от отделения управления перегородкой с люками для доступа к агрегатам.

Медицинский транспортер снабжен системой защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения, выполненной с использованием герметизации отделения управления и медицинского отделения, предохраняющей от ударной волны, а также центробежного нагнетателя и фильтра-поглотителя, защищающих от радиоактивной пыли.

Указанный транспортер снабжен системой жизнеобеспечения личного состава, включающей в себя фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки, а также термоизоляцию и шумоизоляцию медицинского отделения.

В транспортере медицинское отделение выполнено с возможностью разновариантного одновременного размещения раненых:

десяти раненых на откидных сиденьях, два из которых установлены в проходе моторного отсека, или четырех раненых на носилках и двух на откидных сиденьях, или двух раненых на носилках и шестерых на откидных сиденьях.

Указанная военная гусеничная машина снабжена системой маскировки с дымовыми гранатами, расположенными на корпусе.

Бронетранспортер создан на базе машины БМП-1.

Указанная гусеничная машина имеет медицинское отделение, значительно удаленное от отделения управления, что неудобно при эксплуатации машины, усложняет вопросы жизнеобеспечения и защиты экипажа и раненых от оружия массового поражения. Эта машина выполняет только транспортную функцию при доставке раненых с поля боя. Она не приспособлена для быстрого преодоления больших водных преград и для авиадесантирования с экипажем внутри машины, не имеет системы изменения клиренса машины, которая существенно упрощает вопросы погрузки раненых в машину.

Известен бронированный многофункциональный плавающий медицинский автомобиль ГА3-59039 (БММ) - см. «Оружие России 2000», Москва, издательский дом «Военный парад», стр.215.

Медицинский автомобиль ГА3-59039 (БММ) создан на базе бронетранспортера БТР-80. Его основные характеристики:

Масса - 13,6 т.

Экипаж - 3 чел.

Мощность двигателя - 260 л.с.

Эваковместимость, чел:

на носилках внутри - 4, на носилках снаружи - 2.

Максимальная скорость, км/ч:

на шоссе - 80, на плаву - 9.

Указанный медицинский автомобиль поставляется в едином исполнении с установленным базовым (заводским) комплектом санитарно-хозяйственного имущества, а также стеллажами и контейнерами, местами для размещения и крепления медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, которыми они оснащаются органами медицинской службы потребителя.

ГА3-59039 имеет тент-укрытие, который может развертываться на местности как самостоятельно, в виде отдельной палатки размером 5600х3500 мм, высотой 2000 мм, так и в комплекте с автомобилем, образуя функциональный блок. В этом случае тент-укрытие соединяется тамбуром с одной из боковых дверей автомобиля.

Медицинский автомобиль предназначен для розыска, сбора и эвакуации раненых из очагов массовых поражений и оказания первой врачебной помощи по неотложным показаниям в процессе транспортировки в различных природно-климатических районах с труднопроходимой местностью в любое время года, в дневных и ночных условиях, а также для применения в качестве передвижной перевязочной с врачебной бригадой. Машина имеет ограниченную проходимость в тяжелых условиях движения, не приспособлена для авиадесантирования с экипажем, не имеет системы изменения клиренса машины и системы механизации погрузки-выгрузки раненых. Используется в сухопутных войсках.

Известен мобильный медицинский комплекс по патенту на полезную модель №39108 по заявке №2004111463 от 20.04.2004, содержащий по крайней мере два модуля, один из которых - хирургический, в виде кузовов-фургонов, размещенных на шасси автомобиля и автомобильного прицепа соответственно, оснащенные медицинскими приборами, аппаратами и техническими средствами, переходный тамбур для стыковки модулей, при этом комплекс имеет предоперационный, операционный отсеки и комнату для отдыха персонала, хозяйственный блок, а модули имеют выходы. Один из модулей диагностический, имеет три отсека, в которых размещены клинико-биохимическая лаборатория, проявочная, кабинет функциональной диагностики и входной тамбур, имеющий наружную и внутреннюю двери и расположенный в отсеке кабинета функциональной диагностики, при этом в кабинете функциональной диагностики расположена кушетка с гидроприводом вертикального перемещения, снабженная автоматическими фиксаторами к стенке кузова в транспортном положении, а часть стенок отсека имеет свинцовую защиту для рентгенодиагностики, клиникобиохимическая лаборатория и проявочная снабжены автономными системами вентиляции и водоснабжения, предоперационный, операционный отсеки и комната для персонала расположены в одном - хирургическом модуле, в потолочной части операционного отсека фургона смонтированы светильники, расположенные поворотно-подвижно на неподвижной каретке, и каркасы для размещения аппарата искусственной вентиляции легких и кардиомонитора, с внешней стороны кузова хирургического модуля расположена емкость для хранения баллонов с лечебными газами, смонтированная на кронштейнах, закрепленных к раме кузова фургона, при этом стенки кузова снабжены отверстиями для трубопроводов для подведения газа к месту проведения операции, каждый модуль имеет независимые системы энергообеспечения, имеющие доступ с внешней стороны модулей и расположенные в выгородках, верхняя поверхность которых служит столами для размещения оборудования.

Указанный сложный многофункциональный мобильный медицинский комплекс имеет ограниченную проходимость в тяжелых условиях движения, не приспособлен для авиадесантирования с экипажем, не имеет системы механизации погрузки-выгрузки раненых, а также не имеет системы изменения клиренса автомобиля-тягача и автомобильного прицепа.

Указанные выше медицинские машины обладают существенными недостатками при использовании для оказания помощи раненым с передовой линии боя подразделений воздушного и морского десанта. Они имеют недостаточные для современных условий технические и эксплуатационные характеристики, не соответствующие жестким требованиям по объемно-массовым характеристикам с учетом требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей военно-морского флота, преодолению больших водных преград.

Из указанных выше машин наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является бронированный гусеничный медицинский транспортер по патенту №2130578.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности и эксплуатационных характеристик бронированной гусеничной медицинской машины с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград.

Новизной предлагаемого изобретения является то, что военная гусеничная машина выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленным на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы с резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжектором системы охлаждения двигателя, а габариты корпуса по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте - с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению механика-водителя по центру в корпусе машины в рабочем кресле, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении «сидя», и универсальных сидений для работы и десантирования экипажа внутри машины и в ней:

корпус рубочного типа в передней и средней частях с плоской крышей, высота рубки которого обеспечивает работу медицинского персонала в среднем отделении в положении «стоя», выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами - усиленными боковыми реданами, в нижней части, с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком для выхода экипажа к корме, с задней вертикальной стенкой и с носовой частью корпуса, снизу выполненной связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом, и средней частью, на крыше которой располагаются два продольных окна для откидных рабочих люков с шарнирами;

на крыше корпуса с левой стороны на шариковом погонном устройстве установлена башенка с приборами наблюдения и осветителем, у которой внизу установлено сиденье командира, связанное с верхним погоном, а сверху - люк с прибором заднего вида;

в носовой части машины с тремя верхними люками в корпусе слева от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья и распределительный кран гидросистемы ходовой части, справа от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья, щит воздушной системы и прицел курсовой установки для стрельбы из личного оружия, причем эти универсальные кресла размещаются на возвышенном полике;

в среднем - медицинском отделении машины по центру расположено универсальное сиденье, перед которым по ходу машины расположено сиденье санитара и умывальник, слева от которых располагается подставка под носилки и тент входного тамбура, а справа - резиновый поддон и дизель-электрический агрегат, по бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья, по два на борт, и складывающиеся во внутрь медицинские столики и стеллажи с ящиками для размещения и крепления медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и укладки аппаратов и приборов, причем боковое сиденье состоит из основания, опирающегося на связанную с ним шарнирно ножку-стойку с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса машины, и связанной с ним шарнирно спинки с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем, сиденье санитара состоит из прикрепляемой к днищу корпуса машины вертикальной цилиндрической штанги со спинкой, имеющей стопор, по которой может перемещаться по высоте основание, медицинский столик состоит из перемещающейся сверху горизонтально относительно планки столешницы с крепежными лентами, ручки, стопора и фиксатора транспортного, промежуточного и рабочего положения, а столик командира, расположенный на его рабочем месте, состоит из связанной через кронштейн с корпусом машины горизонтальной направляющей с вдвигаемой внутрь планкой, относительно которой перемещается крышка, ручки и стопора транспортного и рабочего положения;

в среднем отделении имеется подставка-стол под носилки с иммобилизирующим щитом, включающая в себя связанные одним концом шарнирно с направляющей верхние стойки, связанные шарнирно с основанием с захватами для крепления нижние стойки, вторые концы которых шарнирно связаны с двумя цилиндрическими ползунами с внутренней упорной резьбой, расположенными по средней оси, с которыми связан ходовой винт с рукоятками ручного привода, причем направляющая связана в двух местах с двух боковых сторон крестообразно ремнями с основанием;

в среднем отделении имеются кронштейны и съемные приспособления для установки и закрепления многоярусно носилок с ранеными вдоль обоих бортов машины, причем шарнирно через пальцы и дуги к подвижной раме погрузочно-разгрузочного устройства могут крепиться дополнительные носилки;

на крыше моторно-трансмиссионного отделения устанавливаются направляющие балки с откидывающейся рамкой, состоящей из двух балок, а в корпусе машины в среднем отделении слева и справа от оси машины устанавливаются на съемных балках откидывающиеся аппарели;

погрузочно-разгрузочное устройство включает в себя связанную с крышей корпуса потолочную балку с направляющими, по которой перемещается роликовая опора для поперечного перемещения подвижной рамы с тележкой и лебедкой со стопором и упором со своими направляющими для продольного перемещения на роликах тележки, к которой прикреплена траверса с ремнями и захватами носилок;

в верхней части среднего отделения смонтированы светильники, расположенные поворотно-подвижно в двух плоскостях на подвижной каретке, а на открытые зафиксированные поворотные крышки двух продольных люков устанавливается защитный герметичный каркас при работе медицинского персонала в среднем отделении;

универсальные кресла для десантирования имеют сиденье и спинку с подголовником, которая связана со штангой, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше корпуса, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса растяжками, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения, при этом в десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с корпусом, и используются подпятники, установленные на корпусе машины, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система десантирования;

система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой, расположенной в среднем отделении с правой стороны, снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок, и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, например электровентилятором, подсоединенным последовательно к системе очистки;

в отделении управления и среднем отделении установлены электронагревательные устройства, состоящие из корпуса, имеющего крышку и входной воздушный патрубок, а также блока электронагревательных элементов, выполненных из плоских теплопроводящих тонкостенных алюминиевых трубок, электроизоляционных лент и углеграфитовой тонкопроводящей ткани, уложенной по обе плоские стороны трубок, а к омедненным концам которой припаяны электропровода, связанные через электрические разъемы с бортовой электрической сетью постоянного тока машины, причем электронагревательные элементы закреплены в трубных досках корпуса вплотную, и их плоские трубки связаны с внутренним пространством корпуса, входные воздушные трубки связаны воздуховодами с электровентиляторами, расположенными в обитаемом среднем отделении, при этом в электронагревательных устройствах, расположенных под поликом в обитаемом среднем отделении, торец корпуса, противоположный входному патрубку, связан воздуховодами с обитаемым пространством;

в моторно-трансмиссионном отделении установлены двигатель внутреннего сгорания с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую коробку передач, в которой переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, и над ними осуществляется выход десанта из машины в сторону кормы через люк;

в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота;

балансиры опорных катков установлены на боковых скосах-реданах, пятикаткового на борт корпуса машины, а пневматические рессоры подвески, расположенные внутри корпуса, имеющие гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, выполнены с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Pк от хода катка по вертикали H, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно и предохранительный клапан на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных;

корпус имеет устройства для крепления средств десантирования;

на крыше корпуса с правой стороны располагается поворотная на вертикальной колонне с шариковой опорой выдвигающаяся и складывающаяся грузоподъемная стрела с имеющим барабан червячным редуктором с электроприводом, воздействующим на трос с крюком, имеющая механизм изменения положения стрелы в вертикальной плоскости типа винт-гайка и стопорное устройство исходного и рабочего положения;

снаружи корпуса машины справа от кормового люка закреплена ручная лебедка, состоящая из станка, барабана с тросом длиной 50 м, сменного барабана с тросом длиной 100 м, двухскоростного цилиндрического редуктора с муфтой, червячного редуктора с муфтой и выполненная по блочно-модульной схеме, допускающей различное сочетание составных элементов: установку сменного барабана, комплектование лебедки одним редуктором - цилиндрическим или червячным или двумя одновременно;

к задней части корпуса машины прикрепляется переходный тамбур, связанный с медицинской палаткой с окнами и входной дверью, внутри которой могут размещаться раненые на носилках с двумя двухъярусными подставками под носилки, размещенные в три ряда, причем складывающийся переходной тамбур и палатка имеют жесткостные каркасы, устройства для крепления к основанию - полу, и выполнены из ткани;

подставка под носилки для палатки включает связанную шарнирно через ось стойку с валиками верхнего яруса и защелками нижнего яруса, большую прямоугольную рамку с распорными втулками и малую прямоугольную рамку, причем большая рамка и малая рамка могут поворачиваться взаимно на угол 120°, связаны между собой в рабочем положении распорками, а ось имеет упоры для фиксации положения рамок.

На фиг.1÷19 изображена предлагаемая военная гусеничная машина, представляющая собой многоцелевую быстроходную бронированную плавающую авиадесантируемую и авиатранспортируемую гусеничную машину для решения задач медицинского обслуживания подразделений и частей воздушно-десантных войск и морского десанта в одном из двух вариантов использования:

- бронированный санитарный транспортер для розыска и сбора раненых, оказания им первой медицинской помощи и их транспортировки;

- бронированная машина медицинского пункта батальона для оказания доврачебной и первой врачебной помощи по неотложным показаниям.

На фиг.1 изображен вид слева спереди на машину в походном положении.

На фиг.2 изображен вид слева спереди на машину (люки медицинского отделения открыты, грузовая стрела в рабочем положении).

На фиг.3 изображена башенка с приборами наблюдения.

На фиг.4 изображено отделение управления, вид сверху.

На фиг.5 изображено медицинское отделение, вид сверху.

На фиг.6 изображено размещение медицинских комплектов, аппаратов и приборов.

На фиг.7 изображена установка подставки под носилки с иммобилизирующим щитом.

На фиг.8 изображена подставка под двухъярусные носилки в рабочем положении.

На фиг.9 изображено погрузочно-разгрузочное устройство.

На фиг.10 изображен вид сбоку на отделение управления машины.

На фиг.11 изображены универсальные сиденья: а - санитара; б - командира.

На фиг.12 изображена фильтровентиляционная установка и средства вентиляции.

На фиг.13 изображены средства обогрева.

На фиг.14 изображен вид сбоку на силовой блок.

На фиг.15 изображена кинематическая схема трансмиссии.

На фиг.16 изображен вид сбоку на правый водометный движитель.

На фиг.17 изображена ходовая часть шасси.

На фиг.18 изображена пневматическая рессора с гидравлическим устройством изменения клиренса машины и встроенным гидроамортизатором.

На фиг.19 изображены кронштейны и приспособления для установки носилок в варианте гусеничного бронированного транспортера.

Предлагаемая военная гусеничная машина с радиостанцией с антенной 4 включает в себя ходовую часть с движителем, бронированный корпус, в котором размещаются отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение и медицинское отделение, оснащенное медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, выполненное с возможностью размещения раненых на не менее 2-х ярусах носилках и/или откидных сиденьях и оборудованное системой механизации погрузки-выгрузки раненых, состоящей из устройства для облегчения погрузки-выгрузки раненых на носилках, механизма для подъема носилок с ранеными на верхние ярусы и установленной на крыше лебедки для подтягивания раненых к машине на волокуше с укрывочным брезентом 6, располагаемым сверху машины вместе с чехлом, устанавливаемым при работе на две крышки 32, 33 открытых люков.

Предлагаемая военная гусеничная машина выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса 1 с установленными на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы 17 с резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжекторами 11, 15 системы охлаждения двигателя, а габариты корпуса 1 по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте - с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению механика-водителя по центру в корпусе машины 1 в рабочем кресле 51, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса 1 в положении «сидя», и универсальных сидений для работы и десантирования членов экипажа.

В машине корпус 1 рубочного типа в передней и средней частях с плоской крышей, высота рубки которого обеспечивает работу медицинского персонала в среднем отделении в положении «стоя», выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами - усиленными боковыми реданами 208, в нижней части, с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком с крышкой, в котором размещена кормовая шаровая установка для стрельбы, для выхода экипажа к корме, с задней вертикальной стенкой. Для обеспечения дифференциального бронирования по толщине носовая часть корпуса снизу выполнена связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом. В средней части корпуса на крыше располагаются два продольных окна для откидных рабочих люков 32, 33 с шарнирами. В корпусе 1 имеется устройство 13 для крепления средств десантирования.

В корпусе 1 имеются крышка 20 отсека кондиционера, кронштейн 25 для установки курсового пулемета, боковые амбразуры 21 для стрельбы из автомата, люк 5 механика-водителя, десантный люк. В кормовой части корпуса расположены элементы приварных эжекторов и карманы для расположения привода вентиляторов 179, 185 системы охлаждения двигателя.

Предлагаемая машина имеет корпус 1 с отношением длины к ширине Lкк=1,92, в котором длины отделения управления, среднего отделения и моторно-трансмиссионного отделения соотносятся, как 2,1:2:1,9.

На крыше корпуса 1 с левой стороны на шариковом погонном устройстве установлена башенка 23 с приборами наблюдения и осветителем 24, у которой снизу установлено сиденье 53 командира, связанное с верхним погоном 47, а сверху - люк 7 с приборами заднего вида.

На фиг.3:

24 - осветитель ОУ-3ГА2;

34 - прибор ТНПТ-1;

35 - крышка люка;

36 - головка люка;

37-торсион;

38 - замок;

39 - стопор;

40 - прибор ТКН-3МБ;

41 - прибор ТНПО-170А;

42 - уплотнение крышки люка;

43 - токоведущие шины;

44 - опорное кольцо;

45 - шарик;

46 - кольцо;

47 - верхний погон.

В носовой части машины с тремя верхними люками 2, 5, 7 в корпусе 1 слева от кресла 51 механика-водителя расположены два универсальных сиденья 52, 53 и распределительный кран 54 гидросистемы ходовой части, справа от кресла 51 механика-водителя расположены два универсальных сиденья 48, 50, щит воздушной системы 56 и прицел 49 курсовой установки для стрельбы из личного оружия. Эти универсальные кресла размещаются на возвышенном полике.

В среднем - медицинском отделении машины по центру расположено универсальное сиденье 65, перед которым по ходу машины расположено сиденье 63 санитара и умывальник 64, слева от которых располагается подставка 60 под носилки и тент 61 входного тамбура, а справа - резиновый поддон 66 и дизель-электрический агрегат 59. По бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья 58, по два на борт, и складывающиеся во внутрь медицинские столики 62, 68 и стеллажи 67, 69 с ящиками для размещения и крепления медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и укладки аппаратов и приборов.

Боковое сиденье состоит из основания, опирающегося на связанную с ним шарнирно ножку-стойку с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса машины и связанной с ним шарнирно спинки с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем.

Сиденье санитара состоит из прикрепляемой к днищу корпуса машины вертикальной цилиндрической штанги со спинкой, имеющей стопор, по которой может перемещаться по высоте основание.

Медицинский столик, расположенный в среднем отделении машины, состоит из перемещающейся сверху горизонтально относительно планки столешницы с крепежными лентами, ручки, стопора и фиксатора транспортного, промежуточного и рабочего положения.

Столик командира, располагаемый на его рабочем месте, состоит из связанной через кронштейн с корпусом машины горизонтальной направляющей с вдвигаемой внутрь планкой, относительно которой перемещается крышка, ручки и стопора транспортного и рабочего положения.

На фиг.5:

57 - фильтровентиляционная установка;

58 - боковое сиденье;

59 - дизель-электрический агрегат;

60 - подставка под носилки;

61 - тент входного тамбура;

62, 68 - столики;

63 - сиденье санитара;

64 - умывальник;

65 - универсальное сиденье;

66 - резиновый поддон;

67, 69 - стеллажи с ящиками.

На фиг.6:

70 - задний правый стеллаж;

71 - пластиковые упаковки с инфузионным раствором;

72 - сумка медицинская войсковая СМВ;

73 - сумка врача войсковая СВВ;

74 - комплект полевой фельдшерский ПФ;

75 - четыре запасных баллона для ингалятора кислородного;

76 - кипятильник дезинфекционный П-27-1;

77 - аппарат ИВЛ ДП-11;

78 - ингалятор кислородный КИ-414;

79 - термос двадцатилитровый;

80 - левый стеллаж;

81 - подставка под носилки;

82 - центральные пиллерсы корпуса;

83 - комплект шин иммобилизирующих.

В среднем отделении имеется подставка-стол под носилки с иммобилизирующим щитом 88, включающая в себя связанные одним концом шарнирно с направляющей 84 верхние стойки 85, связанные шарнирно с основанием 91 с захватом 92 для крепления нижние стойки, вторые концы которых шарнирно связаны с двумя цилиндрическими ползунами 86 с внутренней упорной резьбой, расположенные по средней оси, с которыми связан ходовой винт 87 с рукоятками 90 ручного привода. Направляющая 84 связана в двух местах с двух боковых сторон крестообразно ремнями 89 с основанием.

На фиг.7:

14, 113 - балки погрузочно-разгрузочного устройства;

84 - направляющая;

85 - стойка;

86 - ползун;

87 - ходовой винт;

88 - иммобилизирующий щит;

89 - ремень;

90 - рукоятка;

91 - основание;

92 - захват.

Погрузочно-разгрузочное оборудование предназначено для сбора раненых и размещения их в машине, а также используется при переводе машины в любой из вариантов применения.

К погрузочно-разгрузочному оборудованию машины относятся:

- погрузочно-разгрузочное устройство;

- ручная лебедка;

- грузовая стрела.

В машине с использованием комплекта кронштейнов и приспособлений - см. фиг.19, размещаются шесть носилок. Носилки располагаются вдоль бортов машины, в три яруса по высоте, с обеспечением прохода между ними. При этом головные части носилок направлены вперед по ходу машины с небольшим превышением головного конца над ножным. Кроме того, носилки немного наклонены в стороны бортов.

Для установки носилок нижнего яруса используется комплект, состоящий из восьми кронштейнов 230, которые устанавливаются в опоры 226, приваренные к полу. Для установки кронштейна 230 необходимо хвостовик завести в паз опоры и зафиксировать кронштейн 230 в опоре стопором 225. В опоры, расположенные около моторной перегородки, устанавливаются укороченные кронштейны, в опоры около отделения управления - удлиненные, при этом флажки фиксаторов 224 будут располагаться с внутренней стороны носилок.

Для установки носилок среднего яруса используются кронштейны 223 на пиллерсах 82 корпуса 1 и комплект, в состав которого входят:

- две стойки 231, 229;

- два кронштейна для установки на моторную перегородку.

Кронштейны на моторную перегородку и стойки устанавливаются в опоры, приваренные к перегородке и полу, для чего хвостовик кронштейна или стойки нужно завести в паз опоры и зафиксировать стопором. Кронштейны 223 нужно перевести из верхнего положения в нижнее.

Для установки носилок верхнего яруса используются кронштейны 220, 222 на пиллерсах, крюк на коробе кондиционера и комплект из трех тяг 221 с пальцами 227. Тяги устанавливаются в проушины 228, приваренные на крыше корпуса 1 и закрепляются пальцами 227.

На фиг.9:

14 - рамка;

104, 105 - съемные балки;

106 - подвижная рама;

107 - траверса с ремнями и захватами;

108 - упор;

109 - стопор;

110, 111 - аппарели;

112 - роликовая опора;

113, 118 - балки на крыше МТО;

114 - направляющая;

115 - потолочная балка;

116 - болты;

117 - гайки;

119 - тележка с лебедкой;

120 - каретка;

121 - пальцы;

122 - дуги;

а - установка дополнительных носилок.

Погрузочно-разгрузочное устройство предназначено для погрузки (выгрузки) носилок с ранеными в медицинское отделение машины. Оно состоит из следующих основных частей:

- направляющих балок;

- подвижной рамы с тележкой и лебедкой;

- траверсы с ремнями и захватами;

- принадлежностей.

Направляющие балки предназначены для перемещения по ним от кормовой части до медицинского отделения носилок с ранеными. Направляющие балки состоят из двух съемных балок 104, 105 в медицинском отделении и двух балок 113, 118, закрепленных на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Съемные балки 104, 105 устанавливаются между кронштейнами на центральных пиллерсах и кронштейнами на моторной перегородке, крепление балок обеспечивает их быстросъемность. Балки 113, 118 имеют открывающиеся в направлении медицинского отделения аппарели 110, 111 и в направлении кормы рамку 14, состоящую из двух балок разной длины. При откидывании аппарелей и рамки образуются две беговые дорожки, по которым носилки перемещаются в медицинское отделение. В походном положении аппарели и рамка откидываются на балки 113, 118.

Подвижная рама 106 устанавливается в медицинском отделении и свободно перемещается на роликовых опорах 112 в поперечном от борта к борту направлении по направляющим 114, закрепленным на потолочных балках 112. По раме на роликах в продольном направлении может перемещаться тележка 119 с лебедкой. Лебедка служит для подъема и опускания носилок с раненым с помощью электропривода. Электропривод имеет пульт с двумя кнопками, при нажатии которых происходит подъем или опускание носилок. Подвижная рама и тележка с лебедкой перемещаются вручную. Подвижная рама фиксируется четырьмя винтовыми стопорами 109 в любом месте. Тележка в походном положении устанавливается в крайнее, в сторону кормы положение. При этом, после зацепления траверсы за отведенные вниз упоры 108, тележка и траверса кратковременным включением лебедки подтягивается к раме неподвижным упором на направляющих и прижимаются к ним. Ремни траверсы располагают вдоль направляющих и затягиваются с помощью захватов на них.

Траверса 107 с ремнями и захватами предназначена для соединения носилок с лебедкой. При соединении траверса должна располагаться перпендикулярно оси носилок, захваты на концах ремней необходимо устанавливать за ножками носилок.

Принадлежностями являются две дуги 122, применяемые в случае необходимости установки дополнительных (седьмых) носилок в машине. Дуги фиксируются пальцами 121 в отверстия на подвижной раме 106, брусья носилок устанавливаются в захваты на дугах, после чего рама стопорится четырьмя стопорами 109. Также принадлежностями являются четыре каретки 120, используемые для снижения усилий на перемещение носилок по направляющим балкам. Каретки могут устанавливаться под передние или задние ножки или под все ножки носилок.

В походном положении дуги закрепляются на левом люке медицинского отделения, каретки укладываются в левую емкость ЗИП.

При погрузке раненых рекомендуется устанавливать машину на минимальный дорожный просвет. Погрузка производится через кормовой наклонный люк двумя санитарами.

Порядок погрузки раненых в машину в варианте гусеничного бронированного транспортера:

- установить в медицинском отделении съемные направляющие балки;

- разложить аппарели и рамку балок, закрепленных на крыше МТО;

- достать, при необходимости, из емкости ЗИП каретки и разместить их в нижней части рамки;

- передний санитар устанавливает левую переднюю ножку носилок в желоб левой балки рамки и, поддерживая правый брус носилок, выходит из зоны движения носилок;

- санитары перемещают носилки вперед и устанавливают правую переднюю ножку носилок в желоб правой балки рамки;

- передний санитар поднимается на машину, вместе с задним санитаром, перемещая носилки по направляющим балкам в медицинское отделение, при этом передние рукоятки носилок должны располагаться около центральных пиллерсов, не заходя за них;

- передний санитар заводит зацепы траверсы за передние ножки носилок, задний санитар - за задние;

- передний санитар, пользуясь пультом управления электропривода лебедки, поднимает носилки вверх и усилием свободной руки направляет их на место установки. Второй санитар помогает перемещать носилки. Установка начинается с нижнего яруса, заканчивается верхним;

- после установки носилок в кронштейн санитары фиксируют носилки флажками на кронштейнах, освобождают зацепы траверсы и возвращают тележку с лебедкой в исходное положение.

После погрузки шести носилок, при необходимости, загружаются и устанавливаются на дугах седьмые носилки.

Порядок погрузки в варианте бронированной машины медицинского пункта батальона:

- разложить аппарели и рамку балок, закрепленных на крыше МТО;

- вращением рукоятки 90 поднять подставку под носилки до касания с аппарелями;

- погрузить носилки на подставку, руководствуясь аналогичным с бронетранспортером порядком погрузочных операций;

- продвинуть носилки до передних упоров на направляющих подставки;

- приподнять задние ножки носилок и отвести носилки в бок;

- откинуть аппарели в сторону МТО;

- установить задние ножки носилок на подставку;

- вращением рукоятки установить удобную для работы высоту подставки.

На фиг.11:

134 - тяги;

135 - стопорный палец;

136 - прижим;

137 - фиксатор заголовника;

138 - штанга;

139 - кронштейн сиденья;

140 - стопор;

141 - спинка;

142 - тяги;

143 - основание;

144 - сумка для поясных ремней;

145, 147 - упор;

146 - заголовник;

а - сиденье санитара;

б - сиденье командира.

В верхней части среднего отделения смонтированы светильники, расположенные поворотно-подвижно в двух плоскостях на подвижной каретке, а на открытые и зафиксированные поворотные крышки 32, 33 двух продольных люков устанавливается защитный герметичный каркас при работе медицинского персонала в среднем отделении.

Военная гусеничная машина оснащена четырьмя связанными с верхней частью корпуса 1 универсальными сиденьями с привязной системой для работы и авиадесантирования экипажа внутри машины, имеющими рабочее положение при наземной работе и положении при десантировании, размещенными в носовой части корпуса 1 шасси слева и справа от рабочего места механика-водителя в кресле 51, размещенном на продольной оси симметрии машины, и спереди в среднем отделении машины.

Кресло состоит из основания 143, тяг 134, 142, спинки 141, связанной со штангой 138, заголовника 146, штанги 138, привязной системы. Для удобства размещения ног перед креслом установлена подножка. Положение заголовника 146 регулируется по высоте и наклону. Привязная система обеспечивает плотное притягивание человека к креслу при десантировании. Основание кресла 143 может занимать два фиксированных положения относительно спинки 141 и откидываться к спинке 141.

В рабочем положении для исключения влияния подрыва днища корпуса 1 минами кресло через штангу 138 крепится шарнирно только к приварному кронштейну крыши, а при десантировании - к приварному кронштейну днища, и притягивается растяжками и регулировочной стяжкой через кронштейн верхней части корпуса. Привязная система укладывается в сумку для поясных ремней 144.

Система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой, расположенной в среднем отделении с правой стороны, снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок, и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, например электровентилятором, подсоединенным последовательно к системе очистки.

На фиг.12:

148 - сменные гофрированные рукава;

149 - наконечник;

150 - рычаг;

151 - микрокнопка;

152 - ниппельное кольцо;

153 - сменный блок кассет;

154 - стопорное кольцо;

155 - фильтр-поглотитель;

156 - предфильтр;

157, 159 - гофрированные рукава;

158, 163, 165 - воздуховоды;

160, 161 - электровентилятор ДВ-400;

162 - клапан на выходе ФВУ;

164 - нагнетатель;

А - клапанное устройство.

Фильтровентиляционная установка (ФВУ) предназначена для подачи воздуха, очищенного от пыли, радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологических средств, в зоны рабочих мест обитаемых отделений и создания в них избыточного давления.

ФВУ состоит из нагнетателя 164, предфильтра 156 (фильтра тонкой очистки), фильтра-поглотителя 135, воздуховодов 158, 163, 165 и крепежных элементов.

Предфильтр предназначен для очистки воздуха от мелкодисперсионной пыли и снятия пылевой нагрузки с фильтра-поглотителя.

Фильтр-поглотитель 155 предназначен для очистки воздуха от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериологических средств, а также для окончательной очистки воздуха от пыли.

В отделении управления и обитаемом среднем отделении на днище бронированного корпуса установлены электронагревательные устройства, состоящие из корпуса, имеющего крышку и входной воздушный патрубок, а также блока электронагревательных элементов, выполненных из плоских теплопроводящих тонкостенных алюминиевых трубок, электроизоляционных лент и углеграфитовой токопроводящей ткани, уложенной по обе плоские стороны трубок, а к омедненным концам которой припаяны электропровода, связанные через электрические разъемы с бортовой электрической сетью постоянного тока машины. Электронагревательные элементы закреплены в трубных досках корпуса вплотную, и их плоские трубки связаны с внутренним пространством корпуса, входные воздушные трубки связаны воздуховодами с электровентиляторами, расположенными в обитаемом среднем отделении. При этом в электронагревательных устройствах, расположенных под поликом в обитаемом среднем отделении, торец корпуса, противоположный входному патрубку, связан воздуховодами с обитаемым пространством.

На фиг.13:

166 - воздуховоды;

167 - рычаг клапанного раздаточного устройства;

168 - выносной электрический обогреватель типа АГВ в отделении управления;

169 - электронагревательное устройство;

170,172 - электрическое соединение;

171 - электровыключатель;

А - электронагревательное устройство, встроенное в трассу воздуховодов под поликами днища машины;

Б - стационарный электрический обогреватель типа АГВ, расположенный по оси машины около моторной перегородки.

На фиг.10 показано подвесное к верхней части корпуса сиденье механика-водителя в отделении управления:

55 - штурвал;

123, 127 - оси;

124, 129 - болты;

125, 128 - кронштейны;

126 - штанга;

130 - упоры;

131 - кронштейн упоров;

132 - кронштейн сиденья;

133 - приборный щиток.

В отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным приборным щитком 133 механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и двумя боковыми приборными щитками с дополнительной информацией, расположенными под удобным углом для восприятия глазами. Рулевая колонка содержит штурвал 55 для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт.

Для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы.

В моторно-трансмиссионном отделении установлены оппозитный двигатель 173 внутреннего сгорания с турбонаддувом 174, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним через картер 181 центральный механизм передач и поворота 175 с выходными зубчатками 176.

На фиг.14:

Lдв - длина двигателя;

Lмпп - длина механизма передач и поворота;

Lбл - длина силового блока;

Нбл - высота силового блока;

А - межцентровое расстояние коробки передач;

A1 - расстояние от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес машины;

A2 - расстояние от оси коленвала двигателя до оси грузового вала механизма передач и поворота;

A3 - расстояние по высоте силового блока от оси коленвала двигателя.

Двигатель 173 расположен вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии A1 от ведущих колес машины, например на расстоянии 280…300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес 16. Механизм передач и поворота 175 имеет реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов 183, 193 расположены в вертикальной плоскости. Переключение передач осуществляется фрикционными муфтами 182 с дисками и гидравлическим приводом управления.

Гидрообъемный механизм поворота 191 дифференциального типа связан с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами 189,194 планетарными бортовыми передачами 188, 196.

Привод к бортовым передачам 188, 196 осуществляется от механизма передач и поворота 175 валами 190, 195, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели 190 в заборных патрубках 197 водометных движителей.

На фиг.16:

Lвд - длина водометного движителя;

Дрк - диаметр рабочего колеса;

190 - выходной вал от механизма передач и поворота;

197 - заборный патрубок;

198 - фрикционная муфта с дисками;

199 - редукторная часть водомета;

200 - рабочее колесо;

201 - направляющий аппарат;

202 - защитные пластины заслонки;

203 - водооткачивающие устройства.

Для осуществления плава в машине установлены водометы с рабочими колесами диаметром 340 мм.

Водометные движители (ВД) осевого типа выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором защитных пластин 202, имеющими возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса 1 машины из закрытого положения в открытое на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами 203, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала 183 коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты 178, 186 с дисками, расположенными в корпусах 177, 187.

Гидротрансформатор 192 механизма передач и поворота выполнен блокируемым, с возможностью подключения перед выстрелом, с осью вращения вдоль оси машины. Для лучшего охлаждения гидрообъемная передача 191 механизма поворота и гидротрансформатор 192 расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса 1. Двигатель 173 и механизм передач и поворота 175 имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя А3, например, равный 390…400 мм. Над ними осуществляется выход десанта из машины через люк 14 в сторону кормы. Силовой блок - двигатель и механизм передач и поворота - установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях картера механизма передач и поворота 176. Выхлопные коллекторы двигателя 173 через металлические гофрированные сильфоны с двойными шарнирами связаны с приваренными к корпусу 1 машины эжекторами 11, 15 системы охлаждения.

В машине выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух эжекторов 11, 15, расположенных по бортам корпуса 1 и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса 1 машины высокооборотных вентиляторов 179, 185 центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты 180, 184 с валами привода на водометные движители.

На фиг.17:

на виде а - вид сбоку,

204 - гидроцилиндр механизма натяжения,

22 - колесо направляющее,

205 - каток поддерживающий,

206 - пневморессора,

207 - рычаг,

18 - каток опорный,

17 - гусеница,

16 - колесо ведущее,

L - длина опорной поверхности гусеницы;

на виде б - поперечное сечение предлагаемой машины,

206 - пневматические рессоры,

18 - опорные катки,

19 - балансиры,

209 - блочные опоры,

В - колея машины.

На фиг.18:

210 - клапан зарядный,

211 - пневмоцилиндр,

212 - гидрозамок,

213 - корпус,

214 - клапан отсечной автоматической разгрузки,

215 - клапан для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе,

216 - клапан предохранительный,

217 - гидроамортизатор,

218 - гидроцилиндр,

219 - шток гидроцилиндра.

Гусеничный движитель выполнен многоопорным - 5 катков на борт, с обрезиненными опорными односкатными катками 18, связанными через установленные на скосах корпуса - усиленных бортовых реданах 208 корпуса 1, на блочных опорах 209 балансиры 19 и рычаги с расположенными внутри корпуса 1 шасси индивидуальными пневматическими рессорами 206 подвески, с клапаном 215, предотвращающим разрушение пневморессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Pк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…65,5 кН при 0…0,4 м соответственно. Установка опорного катка 18 на блочной опоре 209 подвески упрощает монтаж и демонтаж узла.

Пневморессоры 206 имеют гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный, и выполнены с отсечным клапаном 214, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины.

В каждую из пневморессор 206 встроен гидравлический амортизатор 217, имеющий индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно, и предохранительный клапан 216, который служит на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных.

В машине гусеницы 17 выполнены с последовательными резинометаллическими шарнирами и связаны с двигателем 173 силовой установки через ведущие колеса 16 гусеничного движителя и гидромеханическую трансмиссию, в которой фрикцион блокировки гидротрансформатора 192 перед выстрелом сходу имеет возможность выключаться и передавать импульс от выстрела на двигатель 173 через гидротрансформатор.

Максимальная скорость движения машины на суше Vmax=71 км/ч, на плаву Vmax=10,5 км/ч. Масса машины до 13,2 тонны.

Машина предназначена для парашютного десантирования с самолетов типа ИЛ-76. Посадочным способом машина может авиадесантироваться с вертолетов типа МИ-26.

Машина работает в горах на высоте 3000 м, оперативно маскируется и легко передвигается не только по шоссе, но и по глубокому снегу, пескам, болоту.

На крыше корпуса 1 с правой стороны располагается поворотная на вертикальной колонке 27 с шариковой опорой 26 выдвигающаяся и складывающаяся стрела 29 с имеющим барабан червячным редуктором с электроприводом, воздействующим на трос 30 с крюком 31, имеющая механизм 28 изменения положения стрелы в вертикальной плоскости типа винт-гайка и стопорное устройство исходного и рабочего положения.

Грузовая стрела 3 предназначена для эвакуации раненых из бронеобъектов и машин (танков, БТР, автомобилей и др.), а также для погрузки и выгрузки энергоагрегата.

Основные параметры грузовой стрелы:

- диаметр троса 4,3 мм;

- максимальное рабочее усилие на крюке, кгс:

а) при эвакуации раненого (при наибольшем вылете подвижной секции) - 120;

б) при погрузке (выгрузке) энергоагрегата - 300;

- наибольший вылет стрелы от оси колонны 3,7 м;

- расстояние от крюка до грунта при максимальном вылете и подъеме стрелы 4,5 м.

Основные составные части грузовой стрелы 3: опорно-поворотное устройство 26, колонна 27 и стрела 29. На колонне размещены механизм подъема груза и устройство наклона стрелы 28.

С колонной 27 шарнирно соединена стрела, состоящая из неподвижной и выдвижной секций. Выдвижная секция может занимать четыре положения, в каждом из которых она фиксируется пальцем. На неподвижной секции закреплены: фал с крюком, блок с пальцем, используемым при погрузке (выгрузке) энергоагрегата, и проушина для подсоединения устройства наклона стрелы.

Фал с крюком используется для поворота стрелы относительно оси колонны.

Ручная двухскоростная лебедка 10 предназначена для эвакуации раненых из труднодоступных мест: оврагов, балок, расщелин.

Лебедка закреплена снаружи корпуса 1 машины справа от кормового люка 14 и позволяет использовать ее как установленную на машине, так и вне машины.

Конструкция лебедки выполнена по блочно-модульной схеме, допускает различное сочетание составных элементов: установку сменного барабана, комплектование лебедки одним редуктором - цилиндрическим или червячным или двумя одновременно.

В комплект лебедки входят:

- станок лебедки;

- барабан с тросом длиной 50 м;

- сменный барабан с тросом длиной 100 м;

- цилиндрический зубчатый редуктор с муфтой;

- червячный редуктор с муфтой;

- чехол для укрытия лебедки в походном положении;

- комплект принадлежностей (в сумке для переноски);

- емкость для сменного барабана и комплекта принадлежностей.

Усилие на крюке:

- при работе червячного редуктора - 300 кгс;

- при работе цилиндрического редуктора - 100 кгс.

Червячный редуктор крепится на правой стенке станка.

Цилиндрический зубчатый редуктор используется также для ускоренной перемотки троса. Редуктор крепится на левой стенке станка и имеет два входных вала:

- верхний вал замедленной передачи;

- нижний вал ускоренной передачи, соосный с барабаном лебедки.

Хвостовики верхнего и нижнего валов имеют шлицы для установки рукоятки лебедки.

К задней части корпуса машины прикрепляется переходной тамбур с каркасными дугами 12, связанный с отапливаемой каркасной медицинской палаткой 9 с окнами и входной дверью, внутри которой могут размещаться раненые на носилках с двумя двухъярусными подставками под носилки, размещенные в три ряда, причем складывающийся переходной тамбур и палатка имеют жесткостные каркасы, устройства для крепления к основанию - полу и выполнены из ткани.

Подставка под носилки для палатки включает связанную шарнирно через ось стойку 93 с валиками верхнего яруса и защелками нижнего яруса, большую прямоугольную рамку 96 с распорными втулками и малую прямоугольную рамку 97, причем большая рамка 96 и малая рамка 97 могут поворачиваться взаимно на угол 120°, связаны между собой в рабочем положении распорками 103, а ось имеет упоры для фиксации положения рамок.

На фиг.8:

93 - стойка;

94 - ось;

95, 101 - защелки нижнего яруса;

96 - большая распорная рамка;

97 - малая распорная рамка;

98, 100 - распорные втулки;

99 - упоры;

102 - валики верхнего яруса;

103 - распорка;

А - направление перевода рамки 96 в транспортное положение;

Б - направление перевода рамки 97 в транспортное положение;

а - транспортное положение рамок 96, 97.

При транспортировке подставки размещаются сверху корпуса в чехле 8.

При использовании машины в качестве бронетранспортера раненые могут перевозиться на сиденьях, в том числе на откидных сиденьях 58, или на установленных в машине носилках.

При использовании предлагаемой военной гусеничной машины в качестве бронированного санитарного транспортера с машины снимаются: комплект палатки, дизель-электрический агрегат, подставка под носилки с иммобилизирующим щитом, шторки защитные со шнурами, комплект с электрооборудованием палатки, комплект тента на люки медицинского отделения, универсальное сиденье с подножкой (из медицинского отделения).

При использовании предлагаемой ВГМ в качестве бронированной машины медицинского пункта батальона с машины снимаются: комплекты кронштейнов и приспособлений для установки носилок, погрузочно-разгрузочное устройство, за исключением направляющих балок, закрепленных на крышке МТО и потолочных балок, комплект лебедки, откидное сиденье для санитара, подушки сиденья и спинки для легкораненого снаружи машины, прочее имущество.

Вместимость машины - 6 тяжелораненых и четыре сидячих или другое сочетание до 15 человек.

Предлагаемая военная гусеничная машина производит стрельбу из личного оружия членов экипажа автоматов АКС-74 и АСМ через бортовые и кормовую шаровые установки и 5,45-мм пулемета РПКС-74 и автоматов АКС-74 и АСМ с курсовой установки при движении быстроходной машины по пересеченной местности в различных условиях, с места с закрытых позиций и при осуществлении плава. При движении по суше и воде стрельба осуществляется в любом направлении. Стрельба может производится на рабочем, минимальном (подрессоривание выключено) и максимальном клиренсе. При выстреле импульс передается через пневматические рессоры с индивидуальным амортизатором, энергоемкость которых в 1,4 раза выше, чем энергоемкость торсионной подвески с аналогичной массой.

В случае сравнения систем подрессоривания при относительно равных массах изделий, ударных импульсах и инерционных параметрах предлагаемая схема ходовой части с использованием пневматической подвески с гидравлическим амортизатором в сравнении с торсионной подвеской позволяет обеспечить более комфортные условия обитания членов экипажа и повысить живучесть узлов и деталей.

За счет оптимального увеличения геометрических размеров и полезных объемов и массы машины в предлагаемом техническом решении обеспечивается возможность повышения грузоподъемности, десантирования всего боевого расчета внутри машины, увеличения бронезащиты и полезного объема для размещения дополнительно боеприпасов.

Применение компактного силового блока с оппозитным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрообъемной передачей в механизме поворота, а также гидропневматической подвеской и усиленной ходовой части с гусеницей с последовательными резинометаллическими шарнирами существенно повышает долговечность и надежность работы машины, увеличивает гарантийную наработку, ресурс эксплуатации, а также повышает подвижность и проходимость машины в тяжелых условиях движения и по слабым грунтам, комфортность при движении на машине, при максимальной скорости до 70 км/ч и средней скорости по сухой грунтовой дороге до 50…55 км/ч.

Связанные с верхней частью корпуса рабочие сиденья предохраняют и защищают членов экипажа от минного подрыва днища корпуса.

Бронированная медицинская машина (БММ) с комплектом медицинского оборудования предназначена для того, чтобы разыскивать раненых на переднем крае, где идут кровопролитные бои, рвутся снаряды и клубится дым, и транспортировать раненых в госпиталь. Первую помощь бойцы могут получить уже в салоне машины. Кроме того, на базе БММ можно разворачивать медицинский пункт. В 25 километрах от переднего края разворачивается отдельный медицинский батальон с использованием БММ, куда привозят раненых с линии фронта и проводят их сортировку и оказание медицинской помощи.

Эффективность и эксплуатационные характеристики предлагаемой многофункциональной военной гусеничной машины с высокой проходимостью и маневренностью для решения медицинских задач с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград в сравнении с прототипом существенно повышаются, причем десантирование экипажа внутри боевой машины обеспечивается на парашютной системе с применением новых бесплатформенных средств десантирования.

Похожие патенты RU2404400C2

название год авторы номер документа
БРОНИРОВАННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТРАНСПОРТЁР 2017
  • Верещагин Сергей Борисович
  • Герасимова Ирина Борисовна
  • Паникарова Татьяна Сергеевна
RU2651785C1
БРОНИРОВАННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТРАНСПОРТЕР 1998
  • Платонов В.Ф.
  • Быков И.Ю.
  • Клюев В.Н.
  • Суховер В.Т.
  • Натаров Ю.С.
  • Почуев А.П.
  • Верещагин С.Б.
  • Сидоренко А.В.
  • Слепцов Н.А.
RU2130578C1
БРОНЕТРАНСПОРТЕР 2007
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Дроботов Сергей Вениаминович
  • Шумилкин Аркадий Александрович
  • Писанко Владимир Васильевич
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Большаков Алексей Владимирович
RU2369825C2
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2003
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Григорьев Ю.П.
  • Шкилев В.Д.
  • Крыхтин Ю.И.
RU2258194C2
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ МАШИНА 2007
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Большаков Алексей Владимирович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2369826C2
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2279371C2
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Ноздренков Г.А.
  • Дроботов С.В.
  • Иванцов Ю.Н.
RU2169337C2
БРОНЕТРАНСПОРТЕР ДЕСАНТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ 2003
  • Суворов А.В.
RU2237848C1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2267736C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 404 400 C2

Реферат патента 2010 года ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА

Изобретение относится к многофункциональной военной гусеничной быстроходной машине массой 13,2 тонн для решения медицинских задач с выполнением требований по авиатранспортированию, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ и преодолению больших водных преград. Машина содержит алюминиевый корпус рубочного типа с пневматической подвеской и регулируемым с помощью гидравлического устройства клиренсом и комплект штатного специального оборудования для проведения медицинских работ. В корпусе размещается впереди отделение управления и в середине медицинское отделение, выполненное с возможностью размещения раненых на носилках в 3 яруса и оборудованное устройством погрузки-выгрузки раненых. В кормовом моторно-трансмиссионном отделении установлен силовой блок с дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрооъемным механизмом поворота и два бортовых водометных движителя. Изобретение обеспечивает высокие характеристики по проходимости, подвижности и высокие объемно-массовые показатели внутри корпуса и существенно повышает мобильность и могущество подразделений воздушного и морского десанта при выполнении ими медицинских задач. 19 ил.

Формула изобретения RU 2 404 400 C2

Военная гусеничная машина, содержащая ходовую часть с движителем, бронированный корпус, в котором размещены отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение и медицинское отделение, оснащенное медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, выполненное с возможностью размещения раненых на носилках и/или откидных сиденьях не менее чем на 2-х ярусах и оборудованное системой механизации погрузки-выгрузки раненых, состоящей из устройства для погрузки-выгрузки раненых на носилках, механизма для подъема носилок с ранеными на верхние ярусы и установленной на крыше лебедки для подтягивания раненых к машине на волокуше, отличающаяся тем, что она имеет массу, равную массе воды, вытесняемой водоизмещающей частью корпуса с установленным на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы с резинометаллическими шарнирами, водометными движителями и эжектором системы охлаждения двигателя, по центру корпуса шасси размещено кресло механика-водителя, связанное через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении «сидя», а также универсальные сиденья для работы и десантирования экипажа внутри машины, при этом корпус выполнен рубочного типа, имеющий в передней и средней частях плоскую крышу, рубка которой выполнена с высотой, обеспечивающей работу медицинского персонала в среднем отделении в положении «стоя», а в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами, усиленными боковыми реданами, а в нижней части - с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком для выхода экипажа к корме, с задней вертикальной стенкой и с носовой частью корпуса, выполненными снизу связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом, и средней частью, на крыше которой располагаются два продольных окна для откидных рабочих люков с шарнирами, при этом на крыше корпуса с левой стороны на шариковом погонном устройстве установлена башенка с приборами наблюдения и осветителем, внизу которой установлено сиденье командира, связанное с верхним погоном, а сверху люк с прибором заднего вида; в носовой части машины с тремя верхними люками в корпусе слева от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья и распределительный кран гидросистемы ходовой части, справа от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья, щит воздушной системы и прицел курсовой установки для стрельбы из личного оружия, причем универсальные кресла размещаются на возвышенном полике; в среднем медицинском отделении машины по центру расположено универсальное сиденье, перед которым по ходу машины расположено сиденье санитара и умывальник, слева от которых располагается подставка под носилки и тент входного тамбура, а справа резиновый поддон и дизель-электрический агрегат, при этом по бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья, по два на борт, и складывающиеся во внутрь медицинские столики и стеллажи с ящиками для размещения и крепления медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и укладки аппаратов и приборов, причем боковое сиденье состоит из основания, опирающегося на связанную с ним шарнирно ножку-стойку с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса машины, и связанной с ним шарнирно спинки с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем, а сиденье санитара состоит из прикрепляемой к днищу корпуса машины вертикальной цилиндрической штанги со спинкой, имеющей стопор, по которой может перемещаться по высоте основание, а медицинский столик состоит из перемещающейся сверху горизонтально относительно планки столешницы с крепежными лентами, ручки, стопора и фиксатора транспортного, промежуточного и рабочего положения, при этом столик командира, расположенный на его рабочем месте, состоит из связанной через кронштейн с корпусом машины горизонтальной направляющей с вдвигаемой внутрь планкой, относительно которой перемещается крышка, ручки и стопора транспортного и рабочего положения; в среднем отделении имеется подставка-стол под носилки с иммобилизирующим щитом, включающая в себя связанные одним концом шарнирно с направляющей верхние стойки, и связанные шарнирно с основанием с захватами для крепления нижние стойки, вторые концы которых шарнирно связаны с двумя цилиндрическими ползунами с внутренней упорной резьбой, расположенными по средней оси, с которыми связан ходовой винт с рукоятками ручного привода, причем направляющая связана в двух местах с двух боковых сторон крестообразно ремнями с основанием; в среднем отделении имеются кронштейны и съемные приспособления для установки и закрепления многоярусно носилок с ранеными вдоль обоих бортов машины, причем шарнирно через пальцы и дуги к подвижной раме погрузочно-разгрузочного устройства могут крепиться дополнительные носилки; на крыше моторно-трансмиссионного отделения устанавливаются направляющие балки с откидывающейся рамкой, состоящей из двух балок, а в корпусе машины в среднем отделении слева и справа от оси машины устанавливаются на съемных балках откидывающиеся аппарели; погрузочно-разгрузочное устройство включает в себя связанную с крышей корпуса потолочную балку с направляющими, по которой перемещается роликовая опора для поперечного перемещения подвижной рамы с тележкой и лебедкой со стопором и упором со своими направляющими для продольного перемещения на роликах тележки, к которой прикреплена траверса с ремнями и захватами носилок; в верхней части среднего отделения смонтированы светильники, расположенные поворотно-подвижно в двух плоскостях на подвижной каретке, а на открытые зафиксированные поворотные крышки двух продольных люков устанавливается защитный герметичный каркас при работе медицинского персонала в среднем отделении; универсальные кресла для десантирования имеют сиденье и спинку с подголовником, которая связана со штангой, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше корпуса, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса растяжками, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения, при этом в десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с корпусом, и используются подпятники, установленные на корпусе машины, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система десантирования; система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой, расположенной в среднем отделении с правой стороны, снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок, и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, например электровентилятором, подсоединенным последовательно к системе очистки; в отделении управления и среднем отделении установлены электронагревательные устройства, состоящие из корпуса, имеющего крышку и входной воздушный патрубок, а также блока электронагревательных элементов, выполненных из плоских теплопроводящих тонкостенных алюминиевых трубок, электроизоляционных лент и углеграфитовой токопроводящей ткани, уложенной по обе плоские стороны трубок, к омедненным концам которой припаяны электропровода, связанные через электрические разъемы с бортовой электрической сетью постоянного тока машины, причем электронагревательные элементы закреплены в трубных досках корпуса вплотную, и их плоские трубки связаны с внутренним пространством корпуса, входные воздушные трубки связаны воздуховодами с электровентиляторами, расположенными в обитаемом среднем отделении, при этом в электронагревательных устройствах, расположенных под поликом в обитаемом среднем отделении, торец корпуса, противоположный входному патрубку, связан воздуховодами с обитаемым пространством; в моторно-трансмиссионном отделении установлены двигатель внутреннего сгорания с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую коробку передач, в которой переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, и над ними осуществляется выход десанта из машины в сторону кормы через люк; в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота; балансиры опорных катков установлены на боковых скосах-реданах корпуса, имеющего по пять катков на каждом борту корпуса, а пневматические рессоры подвески, расположенные внутри корпуса, имеющие гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса, минимальным, рабочим и максимальным, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, выполнены с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой, определяемой зависимостью силы на оси опорного катка Pк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику, определяемую зависимостью усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно и предохранительным клапаном на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных; при этом корпус имеет устройства для крепления средств десантирования, а на крыше корпуса с правой стороны располагается поворотная на вертикальной колонне с шариковой опорой выдвигающаяся и складывающаяся грузоподъемная стрела с имеющим барабан червячным редуктором с электроприводом, воздействующим на трос с крюком, имеющая механизм изменения положения стрелы в вертикальной плоскости типа винт-гайка и стопорное устройство исходного и рабочего положения; снаружи корпуса машины справа от кормового люка закреплена ручная лебедка, состоящая из станка, барабана с тросом длиной 50 м, сменного барабана с тросом длиной 100 м, двухскоростного цилиндрического редуктора с муфтой, червячного редуктора с муфтой и выполненная по блочно-модульной схеме, допускающей различные сочетания составных элементов, в том числе комплектование цилиндрическим или червячным редуктором или двумя одновременно; к задней части корпуса машины прикрепляется переходный тамбур, связанный с медицинской палаткой с окнами и входной дверью, внутри которой могут размещаться раненые на носилках с двумя двухъярусными подставками под носилки, размещенные в три ряда, причем складывающийся переходной тамбур и палатка имеют жесткостные каркасы, устройства для крепления к основанию полу, и выполнены из ткани, а подставка под носилки для палатки включает связанную шарнирно через ось стойку с валиками верхнего яруса и защелками нижнего яруса, большую прямоугольную рамку с распорными втулками и малую прямоугольную рамку, причем большая рамка и малая рамка могут поворачиваться взаимно на угол 120° и связаны между собой в рабочем положении распорками, а ось имеет упоры для фиксации положения рамок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2404400C2

БРОНЕТРАНСПОРТЕР ДЕСАНТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ 2003
  • Суворов А.В.
RU2237848C1
СПОСОБ МОДЕРНИЗАЦИИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА 2002
  • Белокопытов А.Д.
  • Кудряшов Е.М.
  • Лебедев И.А.
  • Буслаев А.Н.
  • Лебедев А.И.
  • Якушев И.Д.
  • Яшнов И.К.
RU2215257C1
DE 10144208 A1, 27.03.2003.

RU 2 404 400 C2

Авторы

Башков Михаил Владимирович

Корнеев Анатолий Николаевич

Косиченко Дмитрий Юрьевич

Крыхтин Юрий Иванович

Поздняков Александр Викторович

Ханакин Владимир Васильевич

Даты

2010-11-20Публикация

2007-03-15Подача