Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для использования в реактивных системах залпового огня.
К числу основных факторов, обусловливающих техническое рассеивание, в том числе кучность стрельбы реактивными снарядами залпового огня, относится разброс скоростей схода с направляющих реактивных снарядов при залповой стрельбе, величина которой определяется разбросом импульса тяги при движении реактивного снаряда по направляющей. Опыт отработки реактивных снарядов показывает, что, в основном, разброс скоростей схода вызван разбросом внутрибаллистических характеристик двигателей снарядов в течение воспламенительного периода. Поэтому при создании современных образцов реактивных снарядов одной из главных задач является разработка ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), обеспечивающих стабильность и воспроизводимость внутрибаллистических и энергетических характеристик РДТТ в течение воспламенительного периода РДТТ.
Известна конструкция РДТТ, содержащая корпус, сопловой блок, воспламенитель и электровоспламенитель (пиропатрон) расположеные у переднего дна двигателя (см. книгу Шишкова А.А. и др. "Рабочие процессы в РДТТ", М., Машиностроение, 1989, стр.10, рис.1.2).
Задачей данного технического решения явилась разработка ракетного двигателя твердого топлива.
Общими признаками с предлагаемым РДТТ является наличие в нем корпуса, соплового блока, воспламенителя и электровоспламенителя (пиропатрон).
Однако данная конструкция РДТТ имеет недостатки, состоящие в том, что при срабатывании пиропатрона под действием газовой струи, истекающей из пиропатрона, значительная часть зерен воспламенителя выбрасывается через сопловой блок, что вызывает незакономерный разброс давления и тяги, а следовательно, - и скорости схода с направляющих.
Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является РДТТ, корпус, сопловой блок, воспламенитель с электровоспламенителем (см. книгу Шунков В.Н. "Ракетное оружие", Минск, "Попурри", 2001, с.242), принятый авторами за прототип.
Как видно из этого технического решения, воспламенитель и электровоспламенитель размещены в средней части РДТТ, что позволяет при срабатывании воспламенителя обеспечить движение продуктов сгорания и горящих зерен воспламенителя в сторону переднего дна и соплового блока и несколько снизить тем самым незакономерный выброс несгоревших частиц воспламенителя через сопловой блок, а следовательно, и разбросы параметров РДТТ и скоростей схода реактивных снарядов с направляющих.
Функционирование известного РДТТ в начальный период работы происходит следующим образом. В результате срабатывания электровоспламенителя происходит зажжение частиц воспламенителя, движение частиц воспламенителя к переднему дну и сопловому блоку, осаждение частиц воспламенителя на поверхностях заряда, воспламенение поверхности заряда, рост давления и тяги двигателя реактивного снаряда, вследствие чего реактивный снаряд движется по направляющей. Поскольку величина давления и тяги обусловлена совместным горением частиц воспламенителя и заряда твердого топлива, наличие незакономерного выброса частиц воспламенителя через сопловой блок приводит к незакономерному разбросу скоростей схода реактивных снарядов с направляющих, что резко снижает характеристики точности и кучности стрельбы.
Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось создание конструкции РДТТ с уменьшенным разбросом тяги в начальный период работы.
Общими признаками с предлагаемым авторами устройством является наличие в РДТТ корпуса, соплового блока, воспламенителя и электровоспламенителя.
В отличие от прототипа в предлагаемом РДТТ воспламенитель и электровоспламенитель размещены в осевой трубке, расположенной в сверхзвуковой части соплового блока, на концах которой закреплены та-рель и втулка, соединенные с сопловым блоком, причем втулка соединена с сопловым блоком стопором с фиксированным усилием срыва, выполненным в виде кольцевого соединения, а на сверхзвуковой части соплового блока установлено соосно с осевой трубкой с помощью легкоразъемного соединения, например, клеевого, кольцо с осевым отверстием, диаметр которого составляет 1,1...1,2 наружного диаметра осевой трубки.
Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.
Указанные признаки, в отличие от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, во всех случаях достаточны.
Задачей предполагаемого изобретения является снижение разбросов характеристик РДТТ в течение воспламенительного периода.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном РДТТ, содержащем корпус, сопловой блок, воспламенитель и электровоспламенитель, особенность заключается в том, что воспламенитель и электровоспламенитель размещены в осевой трубке, расположенной в сверхзвуковой части соплового блока, на концах которой закреплены тарель и втулка, соединенные с сопловым блоком, причем втулка соединена с сопловым блоком стопором с фиксированным усилием срыва, выполненным в виде кольцевого соединения, а на сверхзвуковой части соплового блока установлено соосно с осевой трубкой с помощью легкоразъемного соединения, например клеевого, кольцо с осевым отверстием, диаметр которого составляет 1,1...1,2 наружного диаметра осевой трубки.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет:
- размещения воспламенителя и электровоспламенителя в осевой трубке, расположенной в сверхзвуковой части соплового блока, на концах которой закреплены тарель и втулка, соединенные с сопловым блоком, обеспечить истечение гетерогенной смеси продуктов сгорания и частиц воспламенителя вдоль оси заряда в период работы до начала движения осевой трубки, симметричность обтекания заряда струей продуктов сгорания и резко снизить тем самым разброс времени воспламенения участков заряда, а следовательно, - разбросы тяги;
- соединения втулки с сопловым блоком стопором с фиксированным усилием срыва, выполненным в виде кольцевого соединения, обеспечить начало истечения продуктов сгорания из двигателя при заданном значении давления в двигателе после воспламенения заряда, что также позволяет снизить разбросы тяги;
- установки на сверхзвуковой части соплового блока соосно с осевой трубкой с осевым отверстием, диаметр которого составляет 1,1...1,2 наружного диаметра осевой трубки, обеспечить соосность струи продуктов сгорания воспламенителя и заряда после начала движения осевой трубки с тарелью и втулкой, что также позволяет снизить разбросы тяги;
- установки кольца с помощью легкоразъемного соединения, например клеевого, обеспечить после завершения процесса воспламенения заряда за счет воздействия продуктов сгорания заряда и втулки на кольцо вылет кольца из соплового блока и создание расчетного режима тяги, что также позволяет снизить разбросы тяги.
Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях и не известны из уровня техники в процессе проведения патентных исследований, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию "новизны".
Исследуя уровень техники в ходе проведения патентного поиска по всем видам сведений, доступных в странах бывшего СССР и зарубежных странах, обнаружено, что предлагаемое техническое решение явным образом не следует из известного уровня техники, а следовательно, можно сделать вывод о соответствии критерию "изобретательский уровень".
Сущность изобретения заключается в том, что в РДТТ, содержащем корпус, сопловой блок, воспламенитель и электровоспламенитель, согласно изобретению воспламенитель и электровоспламенитель размещены в осевой трубке, расположенной в сверхзвуковой части соплового блока, на концах которой закреплены тарель и втулка, соединенные с сопловым блоком, причем втулка соединена с сопловым блоком стопором с фиксированным усилием срыва, выполненным в виде кольцевого соединения, а на сверхзвуковой части соплового блока установлено соосно с осевой трубкой с помощью легкоразъемного соединения, например, клеевого, кольцо с осевым отверстием, диаметр которого составляет 1,1...1,2 наружного диаметра осевой трубки.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен предлагаемый РДТТ с частичным разрезом.
Предлагаемый РДТТ содержит корпус 1, сопловой блок 2 с воспламенителем 3 и электровоспламенителем 4, установленным в осевой трубке 5, на конце которой закреплена тарель 6. На сверхзвуковой части соплового блока 2 закреплено с помощью легкоразъемного соединения кольцо 7. Втулка 8 соединена с сопловым блоком 2 с помощью стопора 9 и закреплена на осевой трубке 5.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. После подачи электрического импульса на электровоспламенитель 4 струя продуктов сгорания электровоспламенителя 4 зажигает воспламенитель 3. Гетерогенная смесь продуктов сгорания воспламенителя 3 и горящих частиц воспламенителя 3 истекает через канал осевой трубки 5. При достижении давления, превышающего давление срыва стопора 19, осевая трубка 5 совместно с тарелью 6 и втулкой 8 перемещается в осевом направлении. При этом наличие кольца 7 исключает перекосы осевой трубки 5 при ее движении, что обеспечивает симметричность движения продуктов сгорания воспламенителя 3 в корпусе 1 тем самым минимизирует разбросы давления, а следовательно, - тяги РДТТ. После завершения процесса воспламенения при воздействии продуктов сгорания РДТТ на кольцо 7 и втулку 8 кольцо 7 вылетает из соплового блока 2, и РДТТ выходит на расчетный режим тяги.
Выполнение РДТТ в соответствии с изобретением позволило снизить разброс параметров РДТТ и, в первую очередь, тяги.
Изобретение может быть использовано при разработке РДТТ различного назначения, в том числе РДТТ реактивных снарядов систем залпового огня.
Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов РДТТ, выполненных в соответствии с изобретением.
В настоящее время разработана конструкторская документация, проведены государственные испытания, намечено серийное производство РДТТ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЕРМЕТИЗИРУЮЩЕЕ-ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2524785C1 |
СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ | 2013 |
|
RU2540190C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2229617C1 |
ДВИГАТЕЛЬ КУМУЛЯТИВНО-ФУГАСНОГО ЗАРЯДА | 2018 |
|
RU2675983C1 |
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД | 2010 |
|
RU2448321C1 |
ТВЁРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2642764C2 |
СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2293201C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2322603C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2133864C1 |
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2391530C1 |
Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для использования в реактивных снарядах, в том числе в реактивных снарядах систем залпового огня. Ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус, сопловой блок, воспламенитель и электровоспламенитель. Воспламенитель и электровоспламенитель размещены в осевой трубке, расположенной в сверхзвуковой части соплового блока. На концах осевой трубки закреплены тарель и втулка, соединенные с сопловым блоком. Втулка соединена с сопловым блоком стопором с фиксированным усилием срыва, выполненным в виде кольцевого соединения. В сверхзвуковой части соплового блока установлено соосно с осевой трубкой с помощью легкоразъемного соединения, например клеевого, кольцо с осевым отверстием. Диаметр осевого отверстия кольца составляет 1,1...1,2 наружного диаметра осевой трубки. Изобретение позволяет снизить разброс характеристик ракетного двигателя твердого топлива в течении воспламенительного периода. 1 ил.
Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус, сопловой блок, воспламенитель и электровоспламенитель, отличающийся тем, что воспламенитель и электровоспламенитель размещены в осевой трубке, расположенной в сверхзвуковой части соплового блока, на концах которой закреплены тарель и втулка, соединенные с сопловым блоком, причем втулка соединена с сопловым блоком стопором с фиксированным усилием срыва, выполненным в виде кольцевого соединения, а на сверхзвуковой части соплового блока установлено соосно с осевой трубкой с помощью легкоразъемного соединения, например клеевого, кольцо с осевым отверстием, диаметр которого составляет 1,1÷1,2 наружного диаметра осевой трубки.
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СНАРЯДА | 1992 |
|
RU2024776C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА АКТИВНО-РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА | 1992 |
|
RU2037065C1 |
US 6619029 В2, 16.09.2003 | |||
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2594891C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2152529C1 |
US 5165229 A, 24.11.1992. |
Авторы
Даты
2006-07-10—Публикация
2005-06-23—Подача