Изобретение относится к пружинам сжатия, устанавливаемым в устройствах с ограниченными концентрично размещенными диаметральными размерами, например в пакерно-якорном оборудовании, применяемом в скважинах нефтегазодобывающей промышленности. Возможно применение предложенной пружины в других областях машиностроения.
Известны цилиндрические винтовые пружины сжатия [Унифицированные пружины сжатия. Справочник. Москва, Металлургия, 1982].
Эти пружины используются в различных клапанных и запорных устройствах, а также в амортизаторах и обеспечивают большую деформацию. Однако использование их для создания значительных усилий (0,5-10 тонн) в устройствах с небольшими диаметральными размерами ограничено.
Известны пружины тарельчатые (Общие технические условия ГОСТ 3057-90. Издание официальное. Государственный комитет по управлению качеством и продукции и стандартизации. Издательство стандартов, 1990). Для получения нужного осевого перемещения и усилия эти пружины используются в виде секции, по две и более тарелок в каждой секции. Указанные пружины обеспечивают небольшую деформацию, и для получения значительного осевого перемещения (10-20 мм) необходимо монтировать в устройстве большое количество этих пружин.
Кроме того, согласно ГОСТ 3057-90 ширина изгибающей металлической части тарельчатой пружины, т.е. размер между наружной и внутренней кромками, имеет значительную величину. Поэтому монтаж этих пружин в устройствах, имеющих небольшие диаметральные размеры, например в скважинном оборудовании между концентрично размещенными деталями, ограничен. Изготовление тарельчатых пружин технологически трудоемко и сложно.
Известны прорезные пружины, которые используются как пружины сжатия и пружины растяжения (Справочник машиностроителя: В шести томах, том 4, книга II, МАШГИЗ, Москва, 1963, стр.736). Эти пружины имеют сравнительно небольшую толщину металлической части и могут быть вмонтированы в небольшой зазор между концентрично размещенными деталями. Однако эти пружины относятся к классам жестких пружин, и для обеспечения значительного осевого перемещения (10-20 мм) необходимо установить эту пружину большей длины, что усложняет конструкцию. Кроме того, ввиду их конструктивной особенности, этими пружинами трудно обеспечить регулируемую деформацию с мягкой характеристикой.
Известны кольцевые (клинчатые) пружины, состоящие из цельных стальных колец, опирающихся друг на друга своими конусными поверхностями (Справочник машиностроителя: В шести томах, том 4, книга II, МАШГИЗ, Москва, 1963, стр.738).
При создании осевой сжимающей нагрузки на пружину кольца взаимодействуют друг с другом своими коническими поверхностями. При этом наружные кольца растягиваются, а внутренние сжимаются. В результате кольца вдвигаются друг в друга, и общая высота пружины уменьшается.
Эти пружины относятся к классам жестких пружин и используются как буферные амортизаторы в тяжеловесном подвижном железнодорожном составе, в шасси самолетов и т.д. и рассчитаны для восприятия больших нагрузок, исчисляемых несколькими десятками и сотнями тонн. Однако с помощью кольцевых пружин трудно обеспечить регулируемую деформацию с усилиями, например, 0,5-10 тонн. Поэтому применение этих пружин в устройствах с ограниченными диаметральными размерами с регулируемой и плавно меняющейся деформацией затруднено.
Цель изобретения - повышение эффективности и надежности работы кольцевой пружины в устройствах с ограниченными концентрично размещенными диаметральными размерами.
Указанная цель достигается тем, что в кольцевой пружине, состоящей из чередующихся и опирающихся друг на друга стальных колец, кольца соединены по парам, в каждой из которых одно из колец выполнено разрезным из пружинной стали, а второе кольцо из непружинной стали.
По варианту 1 в кольцевой пружине, состоящей из опирающихся друг на друга парных стальных колец, в каждой паре одно из колец выполнено с наружным коническим выступом из непружинной стали, а второе - с внутренним коническим углублением разрезным из пружинной стали.
Причем по обоим вариантам все кольца пружин выполнены с углом конусности больше угла трения.
На фиг.1 изображена кольцевая пружина в исходном положении;
На фиг.2 - вид сверху разрезного кольца из фиг.1;
На фиг.3 изображена кольцевая пружина по варианту 2 в исходном положении;
На фиг.4 - вид сверху разрезного кольца с внутренним коническим углублением из фиг.3.
Заявляемая кольцевая пружина (см. фиг.1) состоит из чередующихся и опирающихся друг на друга стальных колец 1 и 2. При этом кольцо 1 выполнено из непружинной стали, а кольцо 2 имеет имеет разрез 3 и выполнено из пружинной стали (см. фиг.2).
Заявляемая кольцевая пружина по варианту 1 (см. фиг.3) состоит из опирающихся друг на друга парных стальных колец (1 и 2), в каждой паре из которых одно кольцо (1) выполнено с наружным коническим выступом из непружинной стали, а второе кольцо (2) - с внутренним коническим углублением, имеющим разрез 5, из пружинной стали (см. фиг.4).
Основное отличие предложенной конструкции пружин от прототипа:
1. Кольца соединены по парам - в прототипе чередование одинаковых по форме колец.
2. В каждой из пар одно кольцо выполнено разрезным из пружинной стали, а второе кольцо - из непружинной стали. В прототипе все кольца одинаковы.
По варианту 1 предложенной конструкции пружин основным отличием от прототипа является также, что кольца соединены по парам и в каждой паре одно из колец выполнено с наружным коническим выступом из непружинной стали, а второе кольцо выполнено с внутренним коническим углублением разрезным из пружинной стали.
Действие осевого сжимающего усилия воспринимают упругие разрезные кольца 2 по обоим торцам через внутренние конические поверхности. При определенном заранее отрегулированном значении осевого усилия разрезные упругие кольца 2 раскрываются в радиальном направлении и начинают перемещаться относительно друг друга, скользя вокруг цельных колец 1. В результате высота пружины уменьшается.
Угол конусности χ для всех колец пружин по обоим вариантам выполнен больше угла трения ς, который вычисляется в зависимости от марки материалов, применяемых для изготовления колец, и соответствующего им коэффициента трения.
Если принять коэффициент трения в пределах ƒ=0,1˜0,15, то tg ς=0,1˜0,15, угол будет равен ς=5°43'˜8°32' (Справочник конструктора машиностроителя. Том 1, стр.75, том 2, стр.777, М., «Машиностроение», 2001). При таком условии радиальная деформация разрезных колец 2 осуществляется в пределах упругой деформации для данной выбранной марки листовой стали.
Поэтому после снятия сжимающего усилия разрезные кольца 2 снова сужаются до прежнего размера, и пружина возвращается в исходное положение.
При таком конструктивном исполнении обеспечивается значительная деформация пружины с гибкой характеристикой и минимальными размерами по длине.
Для тех случаев, когда требуется создание пружиной более повышенных усилий сжатия и с той же значительной деформацией и мягкой регулируемой характеристикой, предлагается кольцевая пружина, состоящая из опирающихся друг на друга парных стальных колец 1 и 2 (см. фиг.3 и фиг.4). В этом варианте одно из колец в каждой паре кольцевой пружины выполнено с наружным коническим выступом 3 из непружинной стали, а второе - с внутренним коническим углублением 4 из пружинной стали и имеет радиальный разрез 5.
При таком конструктивном выполнении увеличивается поперечное сечение колец и, следовательно, усилие пружины.
В процессе работы при определенном значении сжимающего усилия на пружину, преодолевая упругие силы разрезного кольца 2 и силы трения на горизонтальных и конических поверхностях соприкосновения колец 1 и 2, цельные кольца 1 перемещаются вовнутрь разрезных пружинных колец 2, раскрывая их в радиальном направлении и уменьшая высоту кольцевой пружины.
В этом варианте угол конусности χ также выполнен больше угла трения ς. После снятия сжимающего усилия на пружину под действием упругих сил разрезные кольца 2 сужаются радиально до исходного положения, и пружина принимает первоначальную высоту.
В отличие от прототипа, при изготовлении предложенных конструкций пружин используется более простая технология и не требуется соблюдения точно подогнанных (до микрона) сопрягаемых размеров.
Увеличивая или уменьшая количество парных колец, а также высоту упругих разрезных колец, если возможно, и их ширину и угол конусности, подбирают необходимую оптимальную характеристику пружины.
Экономический эффект от применения предложенных вариантов пружин достигается за счет повышения эффективности и надежности их работы в концентрично размещенных устройствах с ограниченными диаметральными размерами, например в пакерно-якорном оборудовании, применяемом в скважинах нефтегазодобывающей промышленности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАКЕР | 1997 |
|
RU2120023C1 |
ПАКЕР (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2179228C2 |
ПАКЕР | 1998 |
|
RU2144129C1 |
ПАКЕР | 1992 |
|
RU2044863C1 |
ПАКЕР ДЛЯ НЕОБСАЖЕННЫХ СКВАЖИН | 2013 |
|
RU2531688C1 |
Якорь для насосно-компрессорных труб | 2018 |
|
RU2686131C1 |
ЯКОРЬ | 1992 |
|
RU2044862C1 |
Устройство для герметизации устья скважины | 1989 |
|
SU1694852A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ | 2016 |
|
RU2624938C1 |
ПАКЕР | 1996 |
|
RU2105864C1 |
Изобретение относится к пружинам сжатия. Сущность изобретения заключается в том, что кольцевая пружина состоит из чередующихся и опирающихся друг на друга стальных колец. Кольца соединены по парам. В каждой паре одно из колец выполнено из непружинной стали с наружным коническим выступом, а второе кольцо - разрезным из пружинной стали с внутренним коническим углублением. Техническим результатом является повышение эффективности и надежности работы кольцевой пружины в устройствах с ограниченными концентрично размещенными диаметральными размерами. 4 ил.
Кольцевая пружина, состоящая из чередующихся и опирающихся друг на друга стальных колец, отличающаяся тем, что кольца соединены по парам и в каждой паре одно из колец выполнено из непружинной стали с наружным коническим выступом, а второе кольцо - разрезным из пружинной стали с внутренним коническим углублением.
Кольцевая пружина | 1978 |
|
SU711310A1 |
'ВСЕСОЮЗНАЯ j | 0 |
|
SU362158A1 |
US 3362702 А, 09.01.1968 | |||
US 3073585 A, 15.01.1963. |
Авторы
Даты
2006-07-10—Публикация
2004-02-11—Подача