ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Российский патент 2006 года по МПК F02G5/04 

Описание патента на изобретение RU2280777C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к установкам для автономного электро- и теплоснабжения потребителей объектов, где отсутствуют возможности подачи тепловой и электрической энергии от внешней энергосистемы.

Известна энергетическая установка для совместной выработки электрической и тепловой энергии, содержащая электрический генератор с приводом от двигателя внутреннего сгорания (ДВС), имеющего систему газовыхлопа, в которой установлен теплообменник-утилизатор теплоты отработавших газов ДВС (SU 1760147 A1).

Недостатком этой установки является ее низкая экономичность, так как в ней не утилизируется теплота, отводимая с моторным маслом, охлаждающей жидкостью блока цилиндров и наддувочным воздухом.

Известна энергетическая установка для совместной выработки электрической и тепловой энергии, содержащая электрический генератор с приводом от ДВС, имеющего системы газовыхлопа и охлаждения блока цилиндров, в которых установлены теплообменники-утилизаторы теплоты отработавших газов и охлаждающей жидкости (SU 1560763 A1).

Недостатком известной установки является ее низкая экономичность, ввиду того, что в ней не утилизируется теплота, отводимая с моторным маслом и надувочным воздухом.

Известна также энергетическая установка для совместной выработки электрической и тепловой энергии, содержащая электрический генератор с приводом от ДВС, имеющего системы: охлаждения моторного масла, охлаждения блока цилиндров, наддува и газовыхлопа, в которых установлены теплообменники-утилизаторы теплоты, при этом система охлаждения моторного масла включена между выходом двигателя и его входом, система охлаждения блока цилиндров включена между другим выходом и другим входом двигателя, система наддува подсоединена к следующему входу двигателя, а система газовыхлопа подсоединена к следующему выходу двигателя (RU 2171913).

Данное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения.

Известная установка не обеспечивает достаточного охлаждения блока цилиндров ДВС, наддувочного воздуха и моторного масла ввиду отсутствия соответствующего теплоотвода при высоких температурах или малых расходах теплоносителя внешней тепловой сети потребителей теплоты. В результате возникает перегрев ДВС и соответственно снижаются эффективность выработки энергии и надежность установки.

В основу настоящего изобретения положено решение задачи обеспечения необходимого отвода тепла от ДВС при любых эксплуатационных режимах и тем самым повышения эффективности и надежности установки.

Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что в энергетической установке для совместной выработки электрической и тепловой энергии, содержащей электрический генератор с приводом от двигателя внутреннего сгорания, имеющего системы: охлаждения моторного масла, охлаждения блока цилиндров, наддува, газовыхлопа, каждая система имеет теплообменник-утилизатор теплоты, при этом система охлаждения моторного масла включена между первым выходом двигателя и его первым входом, система охлаждения блока цилиндров включена между вторым выходом и вторым входом двигателя, система наддува подсоединена к третьему входу двигателя, а система газовыхлопа подсоединена к третьему выходу двигателя, теплообменники-утилизаторы теплоты системы наддува и системы охлаждения моторного масла последовательно включены в систему охлаждения блока цилиндров двигателя, в которую между вторым выходом двигателя и ее теплообменником-утилизатором теплоты включен терморегулирующий клапан, имеющий один вход и два выхода, причем к второму выходу двигателя подключен вход терморегулирующего клапана, а его первый выход соединен с теплообменником-утилизатором теплоты системы охлаждения блока цилиндров, при этом установка снабжена дополнительным теплообменником, включенным между теплообменниками-утилизаторами теплоты системы наддува и системы охлаждения блока цилиндров, между дополнительным теплообменником и теплообменником-утилизатором теплоты системы наддува включен циркуляционный насос, причем с теплообменником-утилизатором теплоты системы наддува соединен выход циркуляционного насоса, а с дополнительным теплообменником соединен его вход, к которому подключен второй выход терморегулирующего клапана, при этом дополнительный теплообменник снабжен системой принудительного охлаждения с приводом, снабженным блоком управления, соединенным с датчиком температуры системы охлаждения блока цилиндров.

Заявителем не выявлены технические решения, тождественные заявленному изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».

Благодаря реализации отличительных признаков изобретения энергетическая установка приобретает важное новое свойство, которое состоит в установлении строгой взаимосвязи степени охлаждения блока цилиндров ДВС, моторного масла и наддувочного воздуха с расходом и температурой теплоносителя внешней тепловой сети потребителей теплоты. В результате исключается перегрев ДВС и, соответственно, повышаются эффективность выработки энергии и надежность установки.

Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, содержащие сведения о влиянии заявленных отличительных признаков на достигаемый вследствие их реализации технический результат. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о соответствии данного технического решения критерию «изобретательский уровень».

Энергетическая установка для совместной выработки электрической и тепловой энергии содержит электрический генератор 1 с приводом 2, который соединяет его с двигателем 3 внутреннего сгорания, например дизелем. Двигатель 3 имеет системы: охлаждения моторного масла, охлаждения блока цилиндров, наддува и газовыхлопа; система охлаждения моторного масла имеет теплообменник-утилизатор теплоты 4, система охлаждения блока цилиндров дизеля имеет теплообменник-утилизатор теплоты 5; система наддува имеет теплообменник-утилизатор теплоты 6 с воздухозаборником 7, система газовыхлопа имеет теплообменник-утилизатор теплоты 8; система охлаждения моторного масла включена между первым выходом двигателя 3 и его первым входом; система охлаждения блока цилиндров двигателя включена между вторым выходом и вторым входом двигателя; система наддува подсоединена к третьему входу двигателя, а система газовыхлопа подсоединена к третьему выходу двигателя; теплообменники-утилизаторы теплоты 4 и 6, соответственно системы наддува и системы охлаждения моторного масла, последовательно включены в систему охлаждения блока цилиндров двигателя, в которую между вторым выходом двигателя и ее теплообменником-утилизатором теплоты 5 включен терморегулирующие клапан 9, который имеет один вход и два выхода; к второму выходу двигателя 3 подключен вход терморегулирующего клапана 9, а его первый выход соединен с теплообменником 5; установка снабжена дополнительным теплообменником 10, включенным между теплообменниками-утилизаторами теплоты 6 и 5 систем наддува и охлаждения блока цилиндров; между дополнительным теплообменником 10 и теплообменником-утилизатором теплоты 6 системы наддува включен циркуляционный насос 11, причем с теплообменником 6 соединен выход циркуляционного насоса 11, а с теплообменником 10 - вход насоса 11; к этому входу подключен второй выход терморегулирующего клапана 9. Теплообменник 10 снабжен системой принудительного охлаждения; в конкретном примере эта система включает вентилятор 12 с приводом - электродвигателем 13; электродвигатель 13 снабжен блоком 14 управления, который представляет собой механизм включения - выключения, электрически соединенный с двигателем, например, реле; блок 14 соединен с датчиком 15 температуры системы охлаждения блока цилиндров. В системе газовыхлопа между двигателем 3 и теплообменником-утилизатором теплоты 8 имеется запорно-регулирующий орган (ЗРО) 16. Выброс отработавших газов от двигателя в атмосферу осуществляется через ЗРО 17. Потребители электрической энергии подключаются к генератору 1 через коммутационное устройство 18.

Установка работает следующим образом.

Возможны три режима функционирования:

1) режим запуска и прогрева двигателя;

2) режим совместной выработки электрической и тепловой энергии для нужд потребителей;

3) режим выработки электрической энергии с отводом теплоты наддувочного воздуха, моторного масла, охлаждающей жидкости блока цилиндров через дополнительный теплообменник в окружающую среду.

Режим функционирования №1.

При запуске и прогреве двигателя коммутационное устройство 18 отключено, и генератор 1 не вырабатывает электрическую энергию. При этом также закрыт ЗРО 16 и открыт ЗРО 17, и отработавшие газы двигателя 3 выбрасываются в атмосферу. В системе охлаждения блока цилиндров закрыт первый и соответственно открыт второй выход терморегулирующего клапана 9, и вся жидкость системы охлаждения блока цилиндров после двигателя поступает на вход циркуляционного насоса 11, который подает ее через подключенные последовательно теплообменники-утилизаторы 6 и 4 на вход двигателя, при этом теплообменник-утилизатор 5 отключен от внешней тепловой сети потребителей теплоты. После достижения температурой жидкости на выходе из двигателя значения нижнего предела, установленного предприятием-изготовителем (например, 75°С), установка переходит в режим функционирования №2.

Режим функционирования №2.

Коммутационное устройство 18 включено, генератор 1 вырабатывает электрическую энергию для питания потребителей. ЗРО 17 закрыто, а ЗРО 16 открыто, и отработавшие газы двигателя 3 поступают в теплообменник-утилизатор 8. В системе охлаждения блока цилиндров закрыт второй и соответственно открыт первый выход терморегулирующего клапана 9, и вся жидкость системы охлаждения блока цилиндров после двигателя поступает на вход терморегулирующего клапана 10, у которого соответственно закрыт первый и открыт второй выход, через который жидкость поступает в теплообменник-утилизатор 5, где охлаждается, нагревая теплоноситель внешней тепловой сети потребителя теплоты. Охлажденная жидкость насосом 11 подается последовательно в дополнительный теплообменник 10, система принудительного охлаждения которого отключена и теплообменники-утилизаторы 6 и 4, где охлаждает поступающий через воздухозаборник 7 и сжатый в агрегате наддува (не показан) наддувочный воздух и выходящее из двигателя 3 моторное масло, после чего поступает на вход двигателя 3. Теплообменник-утилизатор 5 подключен к внешней тепловой сети потребителей теплоты. При этом «холодный» теплоноситель внешней тепловой сети проходит последовательно через теплообменники-утилизаторы 5 и 8, где нагревается до расчетной температуры тепловой сети, охлаждая соответственно жидкость системы охлаждения блока цилиндров и отработавшие газы двигателя 3, которые после охлаждения выбрасываются в атмосферу. Таким образом, установка вырабатывает и тепловую энергию для потребителей теплоты. При изменении расчетного режима работы потребителей теплоты (уменьшении теплоотвода), когда уменьшается расход или возрастает температура теплоносителя внешней тепловой сети до значений, не обеспечивающих нормальное охлаждение жидкости системы охлаждения блока цилиндров, начинает увеличиваться температура жидкости на выходе из двигателя 3. После достижения температурой жидкости на выходе из двигателя значения верхнего предела, установленного предприятием-изготовителем (например, 95°С), установка переходит в режим функционирования №3.

Режим функционирования №3. Коммутационное устройство 16 включено, генератор 1 вырабатывает электрическую энергию для питания потребителей. ЗРО 16 закрыт, а ЗРО 17 открыт и отработавшие газы двигателя 3 выбрасываются в атмосферу. В системе охлаждения блока цилиндров закрыт второй и, соответственно, открыт первый выход терморегулирующего клапана 9, и вся жидкость после двигателя поступает в теплообменник - утилизатор 5, где не охлаждается до расчетной температуры из-за уменьшения расхода или температуры теплоносителя внешней тепловой сети потребителей теплоты. Таким образом, повышается температура жидкости на выходе из двигателя.

При достижении температурой жидкости на выходе из двигателя значения верхнего предела, установленного предприятием-изготовителем (например 95°С), срабатывает датчик 15, который направляет сигнал в блок управления 14, который включает электродвигатель 13 вентилятора 12. Вентилятор 12 охлаждает жидкость системы охлаждения блока цилиндров, проходящую через теплообменник 10, до расчетной температуры и тем самым снижает температуру жидкости на выходе из ДВС 3. После уменьшения температуры жидкости на выходе из двигателя ниже верхнего предела, установленного предприятием-изготовителем, установка переходит в режим функционирования №2.

Похожие патенты RU2280777C1

название год авторы номер документа
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2008
  • Лудченко Николай Иванович
  • Сайданов Виктор Олегович
  • Антипов Михаил Александрович
  • Езерский Сергей Николаевич
RU2359143C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2009
  • Сайданов Виктор Олегович
  • Антипов Михаил Александрович
  • Терёхин Андрей Николаевич
  • Гудзь Владимир Николаевич
  • Попов Сергей Александрович
RU2396450C1
КОГЕНЕРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА С ГЛУБОКОЙ УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Паршуков Владимир Иванович
  • Ощепков Андрей Сергеевич
  • Ефимов Николай Николаевич
  • Кихтев Иван Максимович
  • Пащенко Вера Сергеевна
RU2725583C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2012
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Краснов Виталий Александрович
  • Курманова Лейла Салимовна
RU2518777C2
МикроТЭЦ 2018
  • Саулин Виктор Леонидович
RU2763803C2
Когенерационная установка с глубокой утилизацией тепловой энергии теплового двигателя 2016
  • Павлов Александр Анатольевич
  • Жаров Александр Викторович
  • Смирнов Леонид Владимирович
  • Костылев Иван Владелинович
RU2630284C1
КОГЕНЕРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА 2012
  • Жаров Александр Викторович
  • Павлов Александр Анатольевич
  • Фавстов Владимир Сергеевич
RU2520796C2
КОГЕНЕРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЕМ СТИРЛИНГА 2010
  • Жаров Александр Викторович
  • Павлов Александр Анатольевич
RU2440504C1
УСТАНОВКА АВТОНОМНОГО ТЕПЛОЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2007
  • Колмогорцев Виталий Анатольевич
  • Сисин Сергей Анатольевич
  • Тимербулатов Геннадий Николаевич
  • Котлов Анатолий Афанасьевич
  • Фрибус Владимир Владимирович
RU2347927C2
КОГЕНЕРАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ С ДВС ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ 2001
  • Борецкий Б.М.
  • Власов Л.И.
RU2200242C1

Реферат патента 2006 года ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к установкам для автономного электро- и теплоснабжения потребителей объектов, где отсутствуют возможности подачи тепловой и электрической энергии от внешней энергосистемы. В энергетической установке для совместной выработки электрической и тепловой энергии, содержащей электрический генератор с приводом от двигателя внутреннего сгорания, имеющего системы: охлаждения моторного масла, охлаждения блока цилиндров, наддува, газовыхлопа, каждая система имеет теплообменник-утилизатор теплоты, при этом система охлаждения моторного масла включена между первым выходом двигателя и его первым входом, система охлаждения блока цилиндров включена между вторым выходом и вторым входом двигателя, система наддува подсоединена к третьему входу двигателя, а система газовыхлопа подсоединена к третьему выходу двигателя, теплообменники-утилизаторы теплоты системы наддува и системы охлаждения моторного масла последовательно включены в систему охлаждения блока цилиндров двигателя, в которую между вторым выходом двигателя и ее теплообменником-утилизатором теплоты включен терморегулирующий клапан, имеющий один вход и два выхода, причем к второму выходу двигателя подключен вход терморегулирующего клапана, а его первый выход соединен с теплообменником-утилизатором теплоты системы охлаждения блока цилиндров, при этом установка снабжена дополнительным теплообменником, включенным между теплообменниками-утилизаторами теплоты системы наддува и системы охлаждения блока цилиндров, между дополнительным теплообменником и теплообменником-утилизатором теплоты системы наддува включен циркуляционный насос, причем с теплообменником-утилизатором теплоты системы наддува соединен выход циркуляционного насоса, а с дополнительным теплообменником соединен его вход, к которому подключен второй выход терморегулирующего клапана, при этом дополнительный теплообменник снабжен системой принудительного охлаждения с приводом, снабженным блоком управления, соединенным с датчиком температуры системы охлаждения блока цилиндров. Изобретение обеспечивает необходимый отвод тепла от ДВС при любых эксплуатационных режимах и повышение эффективности и надежности установки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 280 777 C1

Энергетическая установка для совместной выработки электрической и тепловой энергии, содержащая электрический генератор с приводом от двигателя внутреннего сгорания, имеющего системы охлаждения моторного масла, охлаждения блока цилиндров, наддува, газовыхлопа, каждая система имеет теплообменник-утилизатор теплоты, при этом система охлаждения моторного масла включена между первым выходом двигателя и его первым входом, система охлаждения блока цилиндров включена между вторым выходом и вторым входом двигателя, система наддува подсоединена к третьему входу двигателя, а система газовыхлопа подсоединена к третьему выходу двигателя, отличающаяся тем, что теплообменники-утилизаторы теплоты системы наддува и системы охлаждения моторного масла последовательно включены в систему охлаждения блока цилиндров двигателя, в которую между вторым выходом двигателя и ее теплообменником-утилизатором теплоты включен терморегулирующий клапан, имеющий один вход и два выхода, причем ко второму выходу двигателя подключен вход терморегулирующего клапана, а его первый выход соединен с теплообменником-утилизатором теплоты системы охлаждения блока цилиндров, при этом установка снабжена дополнительным теплообменником, включенным между теплообменниками-утилизаторами теплоты системы наддува и системы охлаждения блока цилиндров, между дополнительным теплообменником и теплообменником-утилизатором теплоты системы наддува включен циркуляционный насос, причем с теплообменником-утилизатором теплоты системы наддува соединен выход циркуляционного насоса, а с дополнительным теплообменником соединен его вход, к которому подключен второй выход терморегулирующего клапана, при этом дополнительный теплообменник снабжен системой принудительного охлаждения с приводом, снабженным блоком управления, соединенным с датчиком температуры системы охлаждения блока цилиндров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2280777C1

Силовая установка 1986
  • Трепутнев Владислав Васильевич
  • Кривешко Алексей Алексеевич
  • Менделеев Виталий Валентинович
  • Нестеров Олег Ростиславович
  • Грюков Валерий Григорьевич
  • Люкайтис Владимир Юрьевич
  • Карасев Александр Владимирович
  • Колосов Петр Тимофеевич
  • Палехин Юрий Андреевич
  • Корчагин Алексей Георгиевич
SU1386728A1
Судовая силовая установка 1987
  • Данилов Виктор Сергеевич
  • Боровкова Анна Геннадьевна
  • Петухов Валерий Александрович
  • Овсянников Михаил Константинович
SU1560762A1
DE 3425864 A1, 23.01.1986
EP 0298164 A1, 11.01.1989
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Шабанов Пётр Александрович
  • Тяпкин Евгений Сергеевич
RU2398888C1

RU 2 280 777 C1

Авторы

Сайданов Виктор Олегович

Агафонов Александр Николаевич

Антипов Михаил Александрович

Олейник Николай Иванович

Даты

2006-07-27Публикация

2005-01-18Подача