Заявленное изобретение относится к внутренней обечайке статора. Контроль над температурным расширением становится основным в сфере турбореактивных двигателей в связи с тем, чтобы обеспечить хороший коэффициент полезного действия посредством регулировки зазоров между статором и концами подвижных лопаток двигателя. Конструкция статора, которая часто встречается, - двойная и состоит из картера, окружающего внутреннюю обечайку, контактирующую с газом, создающим тягу машины. Обычно наружный картер выполнен как одно целое для того, чтобы он имел хорошее механическое сопротивление и мог бы быть охлаждаем посредством вентиляции, с хорошей регулярностью, которой способствует ее непрерывность, в то время как обечайку выполняют составной, образованной последовательностью колец, составленных из элементов в форме круговых секторов. Благодаря такому расположению напряжения, которые могли бы возникать в обечайке вследствие монтажа в более жесткий картер и контакта со струей горячего газа, остаются умеренными, и различные кольца могут быть обдуваемы с различной интенсивностью для независимого регулирования их диаметра. Уровень техники включает некоторое количество двойных статоров, которые раскрыты во французских патентах 2683851 и 2695164, выданных Заявителю.
Фиг.1 представляет одну из этих концепций, где наружный картер обозначен позицией 1, элементы обечайки - позицией 2 и ротор - позицией 3; элементы 2 обечайки собраны из прилегающих элементов, расположенных на соседних кольцах, при помощи сборок, состоящих из шипа 5 на одном из элементов 2 и из паза 6, в который входит шип 5, на другом элементе 2. Узлы крепления 7, лучше представленные на фиг.2, объединяют элементы 2 обечайки и картера 1. Они включают в основном болт 8, введенный через прилив 9 картера 1 и фланец 10, выполненный в виде опорного бурта, картера 1, расположенный на конце фланца 11, выполненного в виде нервюры обечайки. Болты 8 расположены, как правило, наклонно для того, чтобы обеспечить осевую и радиальную фиксацию направляющих лопаток (элементов 2 обечайки). Упругие круговые прокладки расположены позади колец элементов обечайки 2 и включают головку 13, зажатую между фланцем 10, выполненным в виде опорного бурта и заплечиком 14 картера 1, а также уплотнительную кромку 15, конец которой опирается на плоскую уплотнительную поверхность сзади элементов 2 обечайки. Таким образом, индивидуальные камеры 17 изолированы между картером 1 и каждым из колец элементов 2 обечайки.
Цель - получить хорошую регулировку диаметров колец обечайки, не достигается в полной мере, потому что легко появляются изменения диаметра и волнистость колец.
В данном случае эти недостатки возникают из-за узлов 7 крепления, которые проявляют себя как нерегулярности структуры в элементах 2 обечайки. Более точно, изобретатели пришли к заключению, что присутствие множества узлов 7 крепления вредно, и предлагают использовать только один узел на один элемент 2 обечайки.
Поскольку единственный узел крепления не позволяет только с его помощью удовлетворительно удержать элемент 2 обечайки, предусмотрено кроме этого использовать единственный на элементе 2 обечайки опорный узел вместо отвергнутых узлов крепления. Этот опорный узел включает шип, закрепленный на элементе обечайки и входящий в паз присоединяемого фланца, который закреплен на картере, Элементы обечайки имеют возможность слегка перемещаться в осевом и окружном направлениях машины в опорном узле вследствие возможности скольжения шипов в пазах, без опасения избыточных перемещений, так как возможно достижение состояния упора. В результате удалось совместить надлежащее крепление элементов обечайки к картеру и мягкость монтажа, который не допускает их нерегулярного деформирования.
Другие характеристики и преимущества изобретения будут теперь описаны со ссылками на следующие чертежи, на которых представлено:
фиг.1 - составной статор,
фиг.2 - место крепления элемента обечайки к картеру,
фиг.3-6 предпочтительные варианты выполнения изобретения: фиг.3 - первый предпочтительный вариант выполнения; фиг.4 - элемент обечайки согласно этому варианту; и фиг.5 и 6 - основные детали двух других предпочтительных вариантов выполнения.
Многочисленные элементы из уровня техники, уже упомянутые в связи с представлением фиг.1 и 2, встречаются в изобретении. В частности, речь идет о конструкции узлов 7 крепления и присутствия элементов соединения 4 между кольцами обечайки упругими прокладками 12 для гашения вибраций. Каждый элемент 2 обечайки объединен только с одним узлом 7 крепления, который расположен около первого конца 20 (недалеко от осевого края элемента 2 обечайки). Опорный узел 21 также расположен на каждом элементе 2 обечайки симметрично относительно узла 7 крепления, около того же конца и недалеко от противоположного второго конца 22. Фиг.3 ясно показывает то преимущество, что элементы 2 обечайки расположены в шахматном порядке, т.е. их концы 20 или 22 являются продолжением средних линий элементов 2 обечайки примыкающих колец. Принимая такое расположение, получают обечайку когерентной конструкции, несмотря на малое количество узлов 7 крепления и опорных узлов 21 этих элементов. Это можно объяснить, отмечая, что каждый элемент обечайки (например, элемент, обозначенный как 20) окружен двумя элементами, принадлежащими прилегающим кольцам, и узлы крепления которых (обозначенные как 70) расположены примерно посередине длины элемента 20. Эти узлы 70 крепления ограничивают также радиальные деформации элемента 20 благодаря связям шипа 5 и паза 6 между кольцами элементов обечайки 2. Это преимущество становится еще более очевидным, если узлы 7 крепления и опорные узлы 21 расположены на концах элементов 2 обечайки, что является преимуществом, поскольку они выполнены с возможностью взаимодействия один с другим, так как узлы 70 крепления прилегающих элементов находятся точно на половине длины элемента 20, в том месте, где он менее всего поддерживался без них.
Если конструкция является достаточно жесткой в радиальном направлении, то, напротив, в осевом и в окружном направлениях она имеет хорошую податливость благодаря возможности скольжения в опорных узлах 21, которые допускают в определенных пределах перемещения в вышеупомянутых направлениях. Следовательно, удалось найти компромисс между необходимостью оставить возможность обечайке деформироваться вследствие теплового воздействия, сохраняя при этом круговую форму с мало изменяющимся диаметром.
Фиг.4 показывает, что опорный узел 21 включает шип 23, расположенный на конце колена 24, возвышающегося над элементом 2 обечайки. Этот шип 23 выполнен на нижней поверхности паза 25, скрепленного с картером 1. Согласно этому предпочтительному варианту выполнения, когда узел 7 крепления и опорный узел 21 приближены к концам 20 и 22 элементов 2 обечайки, они примыкают к концам соседних элементов 2 обечайки таким образом, что паз 25 может быть в данном случае выполнен во фланце 11, в виде нервюры, узла крепления соседнего элемента 2 обечайки. Шип 23 простирается в окружном направлении по отношению к машине, выступая из элемента 2 обечайки, к которой он принадлежит, над следующим элементом. Будет видно, что возможны другие конфигурации, но во всех случаях опорные узлы 21 допускают умеренные взаимные осевые и окружные перемещения соседних элементов 2 обечайки.
Здесь, как и в других предпочтительных вариантах выполнения, узлы 7 крепления сконструированы с двумя параллельными болтами 8, что ничего не меняет в единственности узла 7 крепления, так как эти болты 8 расположены рядом. Пара болтов 8 позволяет получить более надежное крепление и в некоторых случаях исключить изгибающие моменты, возникающие от воздействия аэродинамических сил на элементы 2 обечайки: если результирующая F этих сил или ее проекция на радиальное направление проходит между болтами 8, то ее действие выражается произведением аэродинамических сил, при этом сами элементы 2 обечайки не будут подвержены заметному изгибу.
В варианте выполнения, представленном на фиг.5, шип узла крепления имеет более сложную форму и обозначен позицией 26; он входит в паз 27, выполненный между местами установки болтов 8, и имеет, следовательно, после колена 24, соответственно часть 28, выполненную в виде пластинки, входящую под фланец 10, выполненный в виде опорного бурта, узла 7 крепления, и более массивный конец, точнее более широкий, выступающий в осевом направлении и помещаемый между двумя частями фланца 10, выполненного в виде опорного бурта, в паз 27, который выполнен во фланце 11, в виде нервюры. Здесь основная часть шипа 26 имеет скорее осевую протяженность, чем тангенциальную, что ничего не меняет в условиях опирания.
В других предпочтительных вариантах выполнения фланцы, в которых выполнены пазы, принадлежат не узлам 7 крепления, а отдельным деталям. Это представлено на фиг.6, где узлы 7 крепления, которые содержат здесь только один болт 8, но остаются расположенными около первых концов 20, не имеют более пазов ни 25, ни 27: фланец 30, состоящий из накладки 31, соединенной с картером 1 средством крепления 32, в виде болта, подобным и параллельным болту 8, и с выемкой под паз 33, располагается поблизости от узла 7 крепления таким образом, что фланец 10, в виде опорного бурта, нависает над концом накладки 31 и закрывает паз 33. Опорный узел 21 элемента 2 обечайки содержит также шип 34 с концом 35, выступающим в осевом направлении над пазом 33 для получения желаемого соединения. Конец 35 соединен с основным телом элемента 2 обечайки, соседним с тем, который несет узел 7 крепления, посредством части 36, выполненной в виде колена, прилегающей ко второму концу 22 элемента 2 обечайки, и направленного радиально.
В этих различных предпочтительных вариантах выполнения отмечено, что опорные узлы 21 и узлы 7 крепления, принадлежащие элементам 2 обечайки, расположенным последовательно на одной окружности, взаимодействуют между собой, т.е. что узлы 7 крепления предоставляют, по меньшей мере, одну поверхность упора или опоры для шипа опорного узла 21: в варианте выполнения согласно фиг.4 шип 23 опирается радиально на поверхность паза 25 и упирается тангенциально во фланец 10, в виде опорного бурта, или фланец 11, в виде нервюры, узла 7 крепления; в варианте выполнения согласно фиг.5, шип 26 упирается тангенциально во фланец 10, выполненный в виде опорного бурта, который его окружает, и опирается радиально на поверхность паза 27; и в варианте выполнения согласно фиг.6 конец 35 шипа упирается тангенциально во фланец 10, в виде опорного бурта, и накладку 31 и опирается радиально на дно паза 33. Это взаимодействие узлов 7 крепления и опорных узлов 21 упрощает конструкцию, позволяя не прибегать к использованию фланцев сложной формы для обеспечения скольжения шипов опорных узлов, ограничивая его при этом.
Близость расположения узлов 7 крепления и опорных узлов 21 прилегающих элементов 2 обечайки позволяет в случае необходимости удержать опорный узел 21 в желаемом положении в радиальном направлении, без использования какой-либо дополнительной детали, как в случае, представленном на фиг.4, где шип 23 опорного узла 21 радиально опирается на поверхность паза 25, примыкающего к узлу 7 крепления, выполненного в соседнем элементе 2 обечайки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ С ДВУМЯ СНАБЖЕННЫМИ ЛОПАТКАМИ ДИСКАМИ, РАЗДЕЛЕННЫМИ РАСПОРКОЙ | 2002 |
|
RU2315184C2 |
ОПОРА ПОДШИПНИКА С ОСЕСИММЕТРИЧНОЙ СПИРАЛЬНОЙ УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ ПРОКЛАДКОЙ | 2014 |
|
RU2664049C1 |
СТАТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2449131C2 |
УЗЕЛ ТУРБИННОГО КОЛЬЦА | 2016 |
|
RU2741192C2 |
УЗЕЛ НЕПОДВИЖНЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛОПАТОК, КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2439338C2 |
ДВУХРОТОРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОБОРУДОВАННЫЙ МЕЖВАЛЬНЫМ ОПОРНЫМ ПОДШИПНИКОМ | 2010 |
|
RU2553634C2 |
ПОДМОТОРНЫЙ КРОНШТЕЙН ГЛАВНОГО НАСОСНОГО АГРЕГАТА С ПРИВОДОМ ОТ ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ВОДО-ВОДЯНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА | 2010 |
|
RU2538184C2 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2023 |
|
RU2801243C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ ЕЕ ДЕМОНТАЖА | 2015 |
|
RU2689258C2 |
РЕДУКТОР ЧИСЛА ОБОРОТОВ С СИСТЕМОЙ ГИБКОГО СОЕДИНЕНИЯ МЕЖДУ САТЕЛЛИТНОЙ ОБОЙМОЙ И НЕПОДВИЖНЫМ КРОНШТЕЙНОМ | 2004 |
|
RU2332598C2 |
Внутренняя обечайка статора состоит из элементов обечайки в форме секторов круга, соединенных последовательно по окружности. Элементы обечайки образуют сборку с наружным картером посредством единственного узла крепления на элементе обечайки на первом конце элемента обечайки и одного опорного узла на втором конце, противоположном первому. Элемент обечайки содержит шип, закрепленный на элементе обечайки и входящий в паз присоединяемого фланца, закрепленного на картере. Шип имеет конец, выступающий в осевом направлении обечайки по отношению к прилегающей части шипа. Изобретение позволяет обеспечить надежное крепление элементов обечайки к картеру, а также снизить влияние термического воздействия на форму внутренней обечайки статора. 10 з.п. ф-лы, 6 ил.
US 2863634 А, 09.12.1958 | |||
US 5320487 А, 14.06.1994 | |||
ПИСТОЛЕТ-РАСПЫЛИТЕЛЬ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ДЛЯ ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1996 |
|
RU2115487C1 |
US 5079915 А, 14.01.1992 | |||
СТАТОР ТУРБОМАШИНЫ | 1987 |
|
RU1469964C |
US 4621976 А, 11.11.1986 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КООРДИНАТ ЦЕЛИ | 1990 |
|
RU2078309C1 |
СОПЛОВОЙ АППАРАТ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 1989 |
|
RU1662176C |
Авторы
Даты
2006-08-27—Публикация
2001-11-29—Подача