Изобретение относится к области аэрогазодинамики летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в ракетостроении при проектировании и создании панелей корпуса космических аппаратов (КА), выполненных по трехслойной несущей схеме.
Известны и широко применяются в авиации при изготовлении элементов ЛА (фюзеляжа, оперения, крыла и т.д.) панели, выполненные по трехслойной несущей схеме, содержащие каркас (раму), несущее верхнее и нижнее основания, между которыми установлен заполнитель в виде сот [1].
Предназначенные для восприятия и передачи распределенных нагрузок, действующих на элементы ЛА, панели, выполненные по трехслойной схеме с сотовым заполнителем, обеспечивают большую жесткость и высокую несущую способность. При нагружении панели жесткий на сдвиг и легкий сотовый заполнитель воспринимает поперечный сдвиг и предохраняет тонкие несущие слои от потери устойчивости при продольном сжатии.
К недостаткам этого технического решения следует отнести увеличенный вес элементов каркаса и несущих оснований панелей из-за значительных перепадов давлений, действующих на элементы панели по траектории полета ЛА при изменении высоты полета ЛА.
Известны применяемые в ракетостроении панели корпуса КА, предназначенного для размещения систем функционирования и энергопитания КА. Панели также выполнены по трехслойной несущей схеме и содержат раму, несущие верхнее и нижнее основания, между которыми герметично установлен заполнитель в виде сот [2]. Для уменьшения веса конструкции панелей корпуса, раму и несущие основания выполняют из облегченных материалов.
Несущие панели корпуса КА, применяемые в ракетостроении, так же как и панели, применяемые в авиации, обеспечивают большую жесткость и высокую несущую способность трехслойной конструкции панели корпуса с сотовым заполнителем.
К недостаткам этого технического решения следует отнести пониженную конструктивную прочность несущих панелей корпуса и возможность потери ее общей и местной устойчивости при отклонении в технологии изготовления и эксплуатации панели, обусловленные более существенными аэрогазодинамическими нагрузками, действующими на элементы панелей корпуса КА, по сравнению с авиационными конструкциями. При этом наружное давление, действующее на панель корпуса КА по траектории полета ракеты-носителя (РН), изменяется в более широких пределах: от атмосферного (на уровне Земли при старте РН) до практически нулевого при выводе в межпланетное пространство, а давление внутри герметичной панели по траектории полета РН остается атмосферным.
Техническое решение [2] принято авторами за прототип панели корпуса КА.
Задачей изобретения является повышение конструктивной прочности несущих панелей корпуса КА без увеличения их массы при выводе КА ракетой-носителем в межпланетное пространство.
Задача решается таким образом (вариант 1), что несущая панель корпуса КА, содержащая раму, несущие верхнее и нижнее основания, между которыми герметично установлен заполнитель в виде сот, согласно изобретению в боковых поверхностях каждой соты заполнителя и в раме, по крайней мере в одном элементе рамы, выполнены дренажные отверстия, сообщающие внутренние объемы сот между собой и с наружной средой, при этом суммарную эффективную площадь дренажных отверстий в сотах и раме определяют из соотношений:
где
S1 [см2] - суммарная площадь дренажных отверстий в торцевой поверхности сот;
S2 [см2] - суммарная площадь дренажных отверстий в раме;
V [м3] - суммарный объем газовой среды в сотах;
μ1, μ2, - коэффициент расхода дренажных отверстий в сотах и раме, соответственно;
ΔР [кгс/см2] - максимальный по траектории полета РН перепад давлений газовой среды, действующий на основания панели;
a, b - зависящие от параметров траектории РН коэффициенты, аппроксимирующие кривую зависимости эффективной площади дренажных отверстий в раме от максимального по траектории перепада давлений, действующего на основания панелей.
Задача решается также таким образом, что несущая панель корпуса КА, содержащая раму, несущие верхнее и нижнее основания, между которыми герметично установлен заполнитель в виде сот, согласно изобретению в боковых поверхностях каждой соты заполнителя выполнены дренажные отверстия, сообщающие внутренние объемы сот между собой, а в несущих основаниях панелей, по крайней мере в одном, равномерно по площади поверхности оснований выполнены дренажные отверстия, сообщающие также внутренние объемы сот с наружной средой, при этом суммарную эффективную площадь дренажных отверстий в сотах и несущих основаниях определяют из соотношений:
где
S1 [см2] - суммарная площадь дренажных отверстий в торцевой поверхности сот;
S3 [см2] - суммарная площадь дренажных отверстий в основаниях;
V [м3] - суммарный объем газовой среды в сотах заполнителя;
μ1, μ3 - коэффициент расхода дренажных отверстий в сотах и основаниях панели, соответственно;
ΔР [кгс/см2] - максимальный по траектории полета ракеты-носителя перепад давлений газовой среды, действующий на основания панели;
a, b - зависящие от параметров траектории РН коэффициенты, аппроксимирующие кривую зависимости эффективной площади дренажных отверстий в основаниях панелей от максимального по траектории перепада давлений, действующего на основания панели.
Задача решается также таким образом, что несущая панель корпуса КА, содержащая раму, несущие верхнее и нижнее основания, между которыми герметично установлен заполнитель в виде сот, согласно изобретению в боковых поверхностях каждой соты заполнителя и, по крайней мере в одном элементе рамы, выполнены дренажные отверстия, сообщающие внутренние объемы сот между собой и с наружной средой, а в несущих основаниях панелей, по крайней мере в одном, равномерно по площади поверхности оснований выполнены дренажные отверстия, сообщающие также внутренние объемы сот с наружной средой, при этом суммарную эффективную площадь дренажных отверстий в сотах, раме и несущих основаниях определяют из соотношений:
где
S1 [см2] - суммарная площадь дренажных отверстий в торцевой поверхности сот;
S2, S3 [см2] - суммарная площадь дренажных отверстий в раме и основаниях, соответственно;
V [м3] - суммарный объем газовой среды в сотах;
μ1, μ2, μ3 - коэффициент расхода дренажных отверстий в сотах, раме и основаниях панели, соответственно;
ΔР [кгс/см2] - максимальный по траектории полета ракеты-носителя перепад давлений газовой среды, действующий на основания панели;
a, b - зависящие от параметров траектории РН коэффициенты, аппроксимирующие кривую зависимости эффективной площади дренажных отверстий в раме и основаниях панели от максимального по траектории перепада давлений, действующего на основания панели.
Техническими результатами изобретения являются:
- уменьшение перепадов давлений, действующих на основания панели корпуса при минимально допустимых перепадах давлений, действующих на стенки сот заполнителя;
- определение эффективной площади дренажных отверстий в сотах, раме и несущих основаниях панели;
- определение влияния параметров траектории РН (числа М, высоты полета Н) на эффективную площадь дренажных отверстий.
Сущность изобретения иллюстрируется схемами панели корпуса КА и графиком изменения избыточных давлений, действующих на ее элементы.
На фиг.1, 2 и 3 приведены схемы панели корпуса КА, выполненной соответственно в вариантах 1, 2 и 3, и выделены ее фрагменты, где:
1 - рама;
2 - верхнее основание;
3 - нижнее основание;
4 - заполнитель;
5 - дренажные отверстия.
Здесь же стрелками показано направление перетекания газовой среды в сотах заполнителя панели и ее истечение в наружную среду.
На фиг.4 приведена зависимость максимального по траектории полета РН перепада давлений ΔР (ΔР=Рвн-Рнар) газовой среды, действующего на основания панелей, от относительной эффективной площади проходных сечений дренажных отверстий μ·S/V, где:
Рвн - давление газовой среды внутри панели (в сотах заполнителя);
Рнар - давление газовой среды снаружи панели.
Несущая панель корпуса КА (фиг.1, 2, 3) содержит раму 1, несущие верхнее основание 2 и нижнее основание 3. Между ними герметично установлен заполнитель 4 в виде сот.
В боковых поверхностях каждой соты заполнителя 4, в отличие от прототипа, в каждом варианте выполнены дренажные отверстия 5, сообщающие внутренние объемы сот между собой и с наружной средой (см. вид А и разрез по ВВ).
В варианте 1 (фиг.1) внутренние объемы сот сообщают с наружной средой посредством дренажных отверстий 5, выполненных в раме 1, по крайней мере, в одном ее элементе.
В варианте 2 (фиг.2) внутренние объемы сот сообщают с наружной средой посредством дренажных отверстий 5, выполненных в несущих верхнем основании 2 и нижнем основании 3, по крайней мере одном из них, равномерно расположенных по площади их оснований.
В варианте 3 (фиг.3) внутренние объемы сот сообщают с наружной средой посредством дренажных отверстий 5, выполненных, по крайней мере, в одном элементе рамы 1, а также в несущих верхнем основании 2 и нижнем основании 3, по крайней мере, одном из них, равномерно расположенных по площади их оснований.
Благодаря равномерному расположению дренажных отверстий по площади оснований панели обеспечивается равномерное или близкое к равномерному распределение давления в сотах заполнителя и, следовательно, перепадов давлений, действующих на основания панели. Тем самым исключают концентрации напряжений в местах стыка элементов панели от неравномерных перепадов давлений, что приводит к упрощению технологии изготовления панелей и повышению надежности ее эксплуатации при наличии скрытых дефектов при ее изготовлении, например при непроклейке отдельных элементов сот заполнителя с несущими основаниями.
Выбор варианта дренирования панелей определяется допустимыми эксплуатационными нагрузками, действующими на основания панелей по траектории полета РН с учетом конструктивных и технологических особенностей изготовления панелей и возможностью их компоновки в составе КА.
Суммарную эффективную площадь дренажных отверстий в раме 1, сотах заполнителя 4, верхнем основании 2 и нижнем основании 3 для заданной траектории полета РН определяют по соотношениям (1), (2) и (3) для вариантов 1, 2 и 3 соответственно, с учетом входящих в эти соотношения коэффициентов а, b, зависящих от параметров траектории РН.
Формулы (1), (2) и (3) содержат математическое описание зависимости относительной суммарной эффективной площади дренажных отверстий μ·S/V от максимального по траектории полета РН перепада давлений ΔР и получены по результатам анализа течения газовой среды в системе газодинамически взаимосвязанных емкостей, образованных дренированными сотами заполнителя 4, верхним основанием 2 и нижним основанием 3, с последующим ее истечением в наружную среду.
В ракетостроении раму 1 выполняют из углепластика, несущие основания 2 и 3 - из титана. Заполнитель 4 в виде сот выполняют из алюминиевого сплава и герметично крепят к верхнему основанию 2 и нижнему 3 основаниям панели с помощью, например, авиационного клея ВКВ-9.
Несущая панель корпуса КА работает следующим образом.
Поскольку в боковых поверхностях каждой соты заполнителя 4 и элементах панели (фиг.1, 2 и 3), в отличие от прототипа, выполнены дренажные отверстия 5, при полете КА в составе головного блока РН, а также в автономном полете КА, после сброса обтекателей головного блока, происходит перетекание газовой среды между сотами заполнителя 4 и истечение ее через дренажные отверстия 5 в наружную среду (см. разрез по ВВ). Перетекание газовой среды происходит с несущественным запаздыванием выравнивания давления в сотах заполнителя 4.
При этом истечение газовой среды из сот заполнителя 4 в наружную среду происходит с дозвуковой скоростью с незапиранием ее в сотах заполнителя 4, так как суммарные эффективные площади μ2·S2 дренажных отверстий 5 в раме 1 и μ3·S3 - в верхнем основании 2 и нижнем основании 3 выполнены больше или равными суммарной эффективной площади μ1·S1 в сотах заполнителя 4 (μ2·S2≥μ1·S1, μ3·S3≥μ1·S1).
При полете КА в составе головного блока РН реализуют максимальный перепад давлений ΔР (фиг.4), действующий на основания панелей 2 и 3, в соответствии с формулами (1), (2) и (3). При этом газовая среда из сот заполнителя 4 перетекает в замкнутый объем под головным обтекателем, максимально допустимый перепад давлений в котором, по сравнению с наружным по траектории полета РН, определяют по известному техническому решению с использованием системы дренирования отсека [3].
В автономном полете КА внутри панели корпуса устанавливается внутреннее давление Рвн, близкое к атмосферному (статическому окружающей атмосферы). Перепады ΔР давлений при этом между сотами заполнителя 4, а также внутренним давлением Рвн в сотах заполнителя 4 и наружной средой Рнар, действующие на верхнее и нижнее основания 2 и 3 панели, близки к нулю.
Таким образом уменьшают перепады давлений, действующие на элементы панелей по траектории полета РН. Тем самым повышают конструктивную прочность несущей панели с сотовым заполнителем корпуса КА без увеличения массы КА, что приводит к выполнению поставленной задачи.
Кроме того, вследствие уменьшения перепадов давлений, действующих на элементы панелей, упрощается технология изготовления и монтажа панели корпуса КА и повышается надежность ее эксплуатации.
Расчеты, проведенные для панели корпуса, разработанной для КА "Ямал" [2], выводимого РН "Протон", показали, что перепады давлений ΔР, действующие на основания панели, по сравнению с прототипом, уменьшаются на порядок и практически приближаются к нулю.
В настоящее время техническое решение прошло экспериментальную проверку и внедряется на разрабатываемых предприятием КА.
Техническое решение может быть использовано для различных типов КА: околоземных, межпланетных, автоматических, пилотируемых и других КА.
Литература
1. Авиация. Энциклопедия. М.: ЦАГИ, 1994, стр.529.
2. На рубеже двух веков (1996-2001 гг). Под ред. акад. Ю.П.Семенова. М.: РКК "Энергия" имени С.П.Королева, 2001, стр.834.
3. Патент RU 2145563 C1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НЕСУЩАЯ ПАНЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2283798C2 |
СИСТЕМА ТЕПЛОЗАЩИТЫ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2360849C2 |
КОСМИЧЕСКАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2355607C1 |
ХВОСТОВОЙ ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С КОЛЬЦЕВЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ СОПЕЛ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ЕГО ДОННОЙ ЗАЩИТЕ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2557125C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА КОРПУС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2145564C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДРЕНАЖНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ | 2003 |
|
RU2246708C1 |
ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2008 |
|
RU2376198C1 |
ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2008 |
|
RU2374129C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДРЕНАЖНЫХ УСТРОЙСТВ ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2253095C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2145563C1 |
Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к элементам конструкции корпусов космических аппаратов. Несущая панель корпуса космического аппарата содержит раму и несущие верхнее и нижнее основания. Между упомянутыми основаниями и рамой герметично установлен заполнитель в виде сот. Для сообщения внутренних объемов сот между собой каждый из вариантов изобретения предусматривает выполнение дренажных отверстий в боковых поверхностях каждой соты заполнителя. Для сообщения внутренних объемов сот с наружной средой первый вариант изобретения предусматривает выполнение дренажных отверстий в по крайней мере одном элементе рамы, второй вариант изобретения предусматривает выполнение дренажных отверстий в по крайней мере одном из несущих оснований панели равномерно по площади его поверхности, а третий вариант изобретения предусматривает выполнение дренажных отверстий в по крайней мере одном элементе рамы и в по крайней мере одном из несущих оснований панели равномерно по площади его поверхности. При этом суммарные площади дренажных отверстий в упомянутых элементах конструкции несущей панели определяются с учетом суммарного объема газовой среды в сотах, коэффициентов расхода дренажных отверстий и максимального по траектории полета ракеты-носителя перепада давлений газовой среды, действующего на основания панели. Изобретение позволяет повысить конструктивную прочность несущих панелей корпуса космического аппарата без увеличения их массы, упростить технологию изготовления и монтажа панелей и повысить надежность их эксплуатации. 3 н.п. ф-лы, 4 ил.
μ1·S1/V=a·ΔP-b,
μ2·S2/V≥μ1·S1/V,
где S1 - суммарная площадь дренажных отверстий в боковых поверхностях сот, см2;
S2 - суммарная площадь дренажных отверстий в раме, см2;
V - суммарный объем газовой среды в сотах, м3;
μ1, μ2 - коэффициенты расхода дренажных отверстий в боковых поверхностях сот и раме соответственно;
ΔР - максимальный по траектории полета ракеты-носителя перепад давлений газовой среды, действующий на основания панели, кгс/см2;
a, b - зависящие от параметров траектории ракеты-носителя коэффициенты, аппроксимирующие кривую зависимости эффективной площади дренажных отверстий в раме от максимального по траектории перепада давлений, действующего на основания панели.
μ1·S1/V=а·ΔР-b,
μ3·S3/V≥μ1·S1/V,
где S1 - суммарная площадь дренажных отверстий в боковых поверхностях сот, см2;
S3 - суммарная площадь дренажных отверстий в основаниях панели, см2;
V - суммарный объем газовой среды в сотах, м3;
μ1, μ3 - коэффициенты расхода дренажных отверстий в боковых поверхностях сот и основаниях панели соответственно;
ΔР - максимальный по траектории полета ракеты-носителя перепад давлений газовой среды, действующий на основания панели, кгс/см2;
a, b - зависящие от параметров траектории ракеты-носителя коэффициенты, аппроксимирующие кривую зависимости эффективной площади дренажных отверстий в основаниях панели от максимального по траектории перепада давлений, действующего на основания панели.
μ1·S1/V=а·ΔР-b,
μ2·S2/V≥μ1·S1/V,
μ3·S3/V≥μ1·S1/V,
где S1 - суммарная площадь дренажных отверстий в боковых поверхностях сот, см2;
S2, S3 - суммарные площади дренажных отверстий в раме и основаниях панели соответственно, см2;
V - суммарный объем газовой среды в сотах, м3;
μ1, μ2, μ3 - коэффициенты расхода дренажных отверстий в боковых поверхностях сот, раме и основаниях панели соответственно;
ΔР - максимальный по траектории полета ракеты-носителя перепад давлений газовой среды, действующий на основания панели, кгс/см2;
a, b - зависящие от параметров траектории ракеты-носителя коэффициенты, аппроксимирующие кривую зависимости эффективной площади дренажных отверстий в раме и основаниях панели от максимального по траектории перепада давлений, действующего на основания панели.
Предохранительное устройство для паровых котлов, работающих на нефти | 1922 |
|
SU1996A1 |
/Под ред | |||
акад | |||
Ю.П.Семенова | |||
- М.: РКК "Энергия" имени С.П.Королева, 2001, с.834 | |||
ВЕНТИЛИРУЕМАЯ МНОГОСЛОЙНАЯ ПАНЕЛЬ С СОТОВЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ | 1997 |
|
RU2154133C2 |
Сотовое зеркало | 1975 |
|
SU525907A1 |
JP 2000127273 А, 09.05.2000 | |||
Устройство для фильтрования суспензии | 1986 |
|
SU1353468A1 |
Авторы
Даты
2006-09-20—Публикация
2004-06-28—Подача