Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в авиационных бомбах, разовых бомбовых кассетах (РБК) и других средствах бомбардировочного вооружения.
Известно конструктивное исполнение объемно-детонирующей авиабомбы (Патент РФ №2232972 от 04.02.03 - прототип).
Авиабомба по патенту РФ №2232972 включает корпус с жидким горючим и диспергирующим зарядом, головку с приборами взрывательного устройства, перистый стабилизатор, парашютную систему и устройство переменной задержки (программно-коммутирующий механизм с электрическим пусковым устройством), электрически связанное со взрывательным устройством, при этом устройство переменной задержки размещено в сквозном отверстии, выполненном в головке со стороны ее боковой поверхности.
Сквозное отверстие в головке выполнено ступенчатой формы.
Указанное техническое решение позволило расширить диапазон режимов применения авиабомбы, использовать в качестве средства доставки не только самолеты, но и вертолеты без снижения эффективности действия у цели.
К недостаткам данного технического решения следует отнести следующие.
1. В конструкции устройства отсутствует защита от воздействия внешних факторов электрического пускового устройства и приборов управления устройства переменной задержки, что в конечном итоге может существенно снизить надежность действия авиационного боеприпаса.
2. Узкий диапазон авиационных боеприпасов, в которых возможно использование данного технического решения из-за необходимости размещения приборов взрывательного устройства в головке боеприпаса с толщиной стенки, позволяющей разместить в ней устройство переменной задержки.
3. Большое количество операций по подготовке авиационного боеприпаса к эксплуатации (установка и крепление винтами устройства переменной задержки в отверстии головки, электрическое соединение его с приборами взрывательного устройства, укладка в полость электрического пускового устройства, зашита полости от воздействия внешних факторов), что существенно увеличивает время подготовки носителя к вылету.
Задачей предполагаемого изобретения является повышение эффективности применения авиационного боеприпаса.
Технический результат состоит в повышении удельной эффективности и надежности действия, а также в уменьшении времени подготовки авиационного боеприпаса к эксплуатации.
Технический результат достигается тем, что авиационный боеприпас содержит боевую часть, программно-коммутирующий механизм с электрическим пусковым устройством и хвостовой отсек, при этом программно-коммутирующий механизм с электрическим пусковым устройством размещен в хвостовом отсеке, который снабжен узлом его крепления, включающим жестко соединенную с корпусом хвостового отсека втулку в виде цилиндрической оболочки со ступенчатым срезом, внутренними отбортовкой и кольцевой канавкой, крышку в виде диска с радиальным пазом, прижимное устройство в виде планки с резьбовым отверстием, размещенной в кольцевой канавке втулки, винта, установленного в резьбовом отверстии планки, и цилиндрической оболочки с внешней отбортовкой.
Повышение удельной эффективности авиационного боеприпаса достигается за счет возможности присоединения программно-коммутируещего механизма к тонкостенным оболочкам при помощи узла крепления в виде втулки, крышки и прижимного устройства, что позволяет обеспечивать плотную компановку боеприпаса, а следовательно, уменьшить его массогабаритные характеристики.
Повышение надежности действия боеприпаса достигается за счет исключения внешних воздействий на органы управления программно-коммутирующего механизма и на электрическое пусковое устройство, которые размещены в герметичной полости, образованной втулкой, крышкой, прокладками из эластичного материала и прижимным устройством.
Уменьшение времени подготовки авиационного боеприпаса к эксплуатации достигается за счет применения прижимного устройства в виде планки с резьбовым отверстием, размещенной в кольцевой канавке втулки, винта, установленного в резьбовом отверстии планки, и цилиндрической оболочки с внешней отбортовкой, что позволяет существенно снизить количество операций в период подготовки боеприпаса и сократить номенклатуру применяемого инструмента.
В авиационном боеприпасе планка прижимного устройства может быть выполнена с двумя упорами под ступенчатый срез втулки, что также сокращает время на ее установку в кольцевую канавку втулки, а, следовательно, уменьшает время на подготовку боеприпаса к эксплуатации.
В авиационном боеприпасе крышка может быть выполнена с двумя осевыми проточками на обеих торцевых поверхностях и сквозным резьбовым отверстием, в котором размещена заглушка, что позволяет снизить массогабаритные характеристики крышки и повысить надежность действия боеприпаса за счет возможности проверки герметичности полости под размещение органов управления программно-коммутирующего механизма и электрического пускового устройства.
В авиационном боеприпасе цилиндрическая оболочка прижимного устройства может быть размещена с упором внешней отбортовки во внутреннюю отбортовку втулки с внутренней стороны и с поджатием корпуса программно-коммутирующего механизма к внутренней отбортовке втулки с внешней стороны, при этом в местах упора и поджатия могут быть размещены прокладки из эластичного материала, что позволяет обеспечить герметичность полости, в которой размещены органы управления программно-комутирующего механизма и электрическое пусковое устройство, а следовательно, повысить надежность действия боеприпаса.
Исходя из вышеизложенной сущности предлагаемого изобретения и анализа уровня данной области техники, можно сделать вывод, что предлагаемое устройство явным образом не следует из уровня техники.
На фиг.1 показан общий вид авиационного боеприпаса.
На фиг.2 показан узел крепления программно-коммутирующего механизма с электрическим пусковым устройством в корпусе хвостового отсека боеприпаса.
На фиг.3 (сечение А-А) показана планка с двумя упорами под ступенчатый срез втулки.
На фиг.4 показан узел крепления программно-коммутирующего механизма с электрическим пусковым устройством в эксплуатационном положении.
Авиационный боеприпас содержит боевую часть 1, программно-коммутирующий механизм 2 с органами управления (переключателями) 3 и электрическим пусковым устройством 4, хвостовой отсек 5, узел крепления программно-коммутирующего механизма, включающий втулку 6, крышку 7, прокладки 8, прижимное устройство, состоящее из планки 9, винта 10, оболочки 11.
В транспортном положении и при хранении боеприпаса электрическое пусковое устройство уложено в полость, образованную втулкой 6 и крышкой 7.
При подготовке авиационного боеприпаса к эксплуатации отворачивают рукой винт 10 на 3-4 витка и снимают прижимное устройство в направлении ступенчатого среза втулки 6.
Извлекаются крышка 7 и электрическое пусковое устройство 4. Далее подготовка боеприпаса производится в следующей последовательности: переключателями 3 устанавливается время задержки срабатывания программно-коммутирующего механизма 2, устанавливается крышка 7, как показано на фиг.4, с пропусканием электрического пускового устройства 4 сквозь радиальный паз крышки 7, прижимным устройством (винт 10, планка 9, оболочка 11) крышка и программо-коммутирующий механизм через прокладки из эластичного материала 8 поджимаются к втулке 6, электрическое пусковое устройство 4 подсоединяется к носителю.
В момент сброса авиационного боеприпаса с носителя электрически задается программа функционирования программно-коммутирующего механизма, который через заданные промежутки времени выдает электрические команды на исполнительные элементы боеприпаса.
Реализация предлагаемых технических решений в конструкции авиационного боеприпаса, подтвержденная результатами наземных и летных испытаний, позволяет повысить эффективность его действия как за счет повышения показателей удельной эффективности, так и за счет повышения надежности действия при одновременном снижении времени подготовки боеприпаса к эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННЫЙ БОЕПРИПАС, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ИЗ КОНТЕЙНЕРА | 2005 |
|
RU2301397C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА | 2008 |
|
RU2365868C1 |
ГЛУБИННАЯ АВИАБОМБА ДЛЯ СИСТЕМ ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2005 |
|
RU2301396C1 |
ПАРАШЮТНЫЙ КОНТЕЙНЕР КАССЕТНОГО БОЕПРИПАСА | 2003 |
|
RU2231744C1 |
ПАРАШЮТНЫЙ КОНТЕЙНЕР | 2007 |
|
RU2351881C1 |
ПАРАШЮТНЫЙ КОНТЕЙНЕР АВИАБОМБЫ | 2004 |
|
RU2277220C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДЕТОНАЦИОННЫХ ЦЕПЕЙ БОРТОВОЙ АВТОМАТИКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2013 |
|
RU2541595C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2003 |
|
RU2250433C1 |
ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2005 |
|
RU2284461C1 |
АВИАЦИОННАЯ БОМБА КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ | 2012 |
|
RU2507470C1 |
Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в авиационных бомбах, разовых бомбовых кассетах и других средствах бомбардировочного вооружения. Авиационный боеприпас содержит боевую часть, программно-коммутирующий механизм с электрическим пусковым устройством и хвостовой отсек, при этом программно-коммутирующий механизм с электрическим пусковым устройством размещен в хвостовом отсеке и снабжен узлом его крепления, включающим жестко соединенную с корпусом хвостового отсека втулку в виде цилиндрической оболочки со ступенчатым срезом, внутренней отбортовкой и кольцевой канавкой, крышку в виде диска с радиальным пазом и прижимное устройство. Повышается эффективность действия боеприпаса как за счет повышения показателей удельной эффективности, так и за счет повышения надежности действия при одновременном снижении времени подготовки боеприпаса к эксплуатации. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
ОБЪЕМНО-ДЕТОНИРУЮЩАЯ АВИАБОМБА | 2003 |
|
RU2232972C1 |
УСТРОЙСТВО КОМПЕНСИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОГО СНАРЯЖЕНИЯ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2082944C1 |
КОРРЕКТИРУЕМАЯ, САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ | 1999 |
|
RU2156954C1 |
US 5088658 A, 18.02.1992. |
Авторы
Даты
2006-11-20—Публикация
2005-08-05—Подача