ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА Российский патент 2009 года по МПК F42B25/00 F42B12/20 

Описание патента на изобретение RU2365868C1

Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным бомбовым средствам поражения, а более конкретно к осколочно-фугасным авиабомбам.

Известен осколочно-фугасный снаряд по патенту РФ №2018789, который содержит корпус, основной заряд взрывчатого вещества (ВВ), реакционный узел, донный взрыватель, головной колпак, заполненный низкоплотным материалом, блок готовых поражающих элементов (ГПЭ) с зарядом ВВ и детонатором. Данная конструкция снаряда может быть использована в осколочно-фугасных боеприпасах, требующих одновременно как осевого, так и кругового поля поражения. Использование данного технического решения в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы приведет к резкому снижению ее удельной эффективности, так как осевое поле поражения не будет задействовано для поражения цели при срабатывании авиабомбы на "промах".

Известен осколочный боеприпас (Патент США №3970005 от 20.07.1976), который содержит корпус, центральный заряд ВВ, гибкое листовое бризантное ВВ, размещенное на части периферии центрального заряда и упирающееся в детонатор взрывателя. Данное техническое решение позволяет обеспечить направленное действие осколочного поля при фиксированном подходе боеприпаса к поверхности преграды.

К недостаткам данного технического решения, в случае использования его в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы, следует отнести:

- необходимость обеспечения фиксированного подхода авиабомбы к поверхности преграды, что существенно усложнит ее конструкцию и снизит ее удельную эффективность;

- низкая надежность действия.

Известны авиационные бомбы чилийской фирмы Industrial Cardoen (Новости машиностроения, №10 (215) - 25 мая 1985 г., стр.8 - прототип).

Авиационные бомбы свободного падения общего назначения Мк-81, Мк-82 и Мк-83 содержат корпус с блоком (оболочкой) ГПЭ, головную часть, заряд ВВ, хвостовое оперение (стабилизатор) низкого сопротивления. Авиабомбы позволяют установку взрывателей как в головные части, так и в хвостовые оперения.

Блок ГПЭ снабжен стальными шариками одного диаметра, промежутки между шариками заполнены эпоксидной смолой. Диаметр шариков выбирается в зависимости от поражаемой авиабомбой цели и варьируется от 8,75 мм до 20 мм.

При размещении взрывателя в головной части авиабомба функционирует как осколочно-фугасный боеприпас, при этом при срабатывании заряда ВВ образуется скользящая детонационная волна, которая подходит к оболочке корпуса под некоторым углом, снижающим начальную скорость и меридиональный угол разлета осколков.

К недостаткам данной конструкции следует отнести:

- отсутствие универсальности применения (не позволяет перенацеливать в полете на различные цели);

- сравнительно низкие показатели приведенной площади поражения.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия осколочно-фугасной авиабомбы.

Технический результат состоит в обеспечении универсальности применения авиабомбы, в повышении удельной эффективности и приведенной площади поражения, в обеспечении дополнительного зажигательного действия.

Технический результат достигается тем, что осколочно-фугасная авиабомба содержит взрывательное устройство, корпус, включающий оболочку с ГПЭ, заряд ВВ со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством, при этом оболочка корпуса выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми размещены стальные шарики двух диаметров, свободное пространство между которыми заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде металлического стакана, в полости которого размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с ГПЭ, и две шашки ВВ, размещенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом.

Повышение удельной эффективности (отношение массы заряда ВВ к общей массе авиабомбы) достигается за счет возможности использования оболочки с ГПЭ в качестве несущего элемента авиабомбы.

Обеспечение универсальности применения авиабомбы достигается за счет снаряжения оболочки двумя типоразмерами стальных шариков, что в конечном итоге позволяет значительно расширить диапазон целей, поражаемых авиабомбой.

Заполнение свободного пространства между шариками легкоплавким твердым углеводородом, например парафином, позволяет обеспечить дополнительное зажигательное действие.

Повышение приведенной площади осколочного поражения достигается за счет размещения дополнительного детонатора заряда ВВ вдоль продольной оси авиабомбы с пересечением им радиальной плоскости, проходящей через центр масс оболочки с ГПЭ.

Центральная схема инициирования заряда ВВ позволяет значительно увеличить меридиональный угол разлета и начальную скорость осколков из срединной части оболочки корпуса.

Пик скорости осколков из срединной части оболочки корпуса является следствием нормального падения фронта детонационной волны на внутреннюю поверхность оболочки, при этом по разные стороны от сечения, проходящего через центр масс детонатора, углы склонения осколочного поля имеют разные знаки, что является причиной увеличения угла разлета осколков.

Снабжение средства инициирования заряда ВВ двумя шашками ВВ, разнесенными вдоль продольной оси и связанными детонационным зарядом, позволяет разместить детонатор заряда ВВ по центру масс оболочки с ГПЭ и, следовательно, повысить приведенную площадь осколочного поражения.

В осколочно-фугасной авиабомбе в оболочке корпуса шарики меньшего диаметра могут быть размещены в промежутках между шариками большего диаметра, что позволит снизить габаритно-массовые характеристики оболочки, а следовательно, повысить удельную эффективность авиабомбы.

В осколочно-фугасной авиабомбе передняя шашка ВВ средства инициирования может примыкать к детонатору взрывательного устройства, а задняя шашка ВВ может быть размещена в полости детонатора, при этом свободное пространство в металлическом стакане может быть заполнено термопластичным полимерным материалом.

Такое техническое решение позволит повысить приведенную площадь поражения авиабомбы за счет инициирования заряда ВВ только от дополнительного детонатора и задней шашки ВВ, так как при воздействии взрыва в термопластичном полимерном материале возникают ударные волны, что приводит к его необратимому уплотнению во фронте ударной волны и сопровождается переориентацией, пластической деформацией и разрушением отдельных частиц, трением их друг о друга, сваркой и упрочнением частиц. Все эти процессы вызывают диссипацию энергии ударной волны, что ведет к интенсивному затуханию ударной волны и потере ее способности к инициированию заряда ВВ.

На фиг.1 показан общий вид осколочно-фугасной авиабомбы.

На фиг.2 показан фрагмент оболочки с ГПЭ.

На фиг.3 показано средство инициирования заряда ВВ.

Осколочно-фугасная авиабомба состоит из взрывательного устройства 1, корпуса 2, оболочки 3, включающей два цилиндра 4, стальные шарики большего диаметра 5, стальные шарики меньшего диаметра 6 и легкоплавкий твердый углеводород 7, заряд взрывчатого вещества 8, средства инициирования 9, включающего металлический стакан 10, переднюю шашку 11, детонационный заряд 12, заднюю шашку 13, дополнительный детонатор 14 и термопластичный полимерный материал 15, стабилизатора 16, тормозного устройства 17.

Работа осколочно-фугасной авиабомбы происходит следующим образом.

При сбросе авиабомбы с носителя электрический импульс от механизма подачи импульса через шариковую вилку электропускового устройства поступает в программно-коммутирующий механизм взрывательного устройства 1, который начинает работать в соответствии с заданной программой.

Через заданный промежуток времени из стабилизатора 16 в воздушный поток вводится тормозное устройство 17, ориентирует авиабомбу по нормали к преграде. При встрече с преградой срабатывает детонатор взрывательного устройства 1, который задействует шашку 11. Затем инициирующий импульс через детонационный заряд 12 передается на шашку 13, которая инициирует дополнительный детонатор 14. При срабатывании дополнительного детонатора 14 происходит инициирование заряда взрывчатого вещества 8. Под действием детонационной волны и продуктов детонации происходит разрушение цилиндров 4, радиальный разлет стальных шариков 5 и 6 и диспергирование и возгорание углеводорода 7.

Работоспособность предлагаемой конструкции осколочно-фугасной авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных условиях.

Реализация предлагаемых технических решений в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы позволяет повысить ее эффективность действия как за счет обеспечения универсальности ее применения, так и за счет повышения удельной эффективности и приведенной площади осколочного поражения.

Похожие патенты RU2365868C1

название год авторы номер документа
Осколочно-фугасный боеприпас 2017
  • Меньшаков Сергей Степанович
  • Охитин Владимир Николаевич
RU2679830C1
АВИАЦИОННАЯ БОМБА КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ 2012
  • Маюнов Алексей Тихонович
  • Овчинников Геннадий Николаевич
  • Сырбу Иван Андреевич
  • Яковлев Юрий Викторович
  • Щеренков Виктор Васильевич
RU2507470C1
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Мелков Василий Николаевич
RU2324890C1
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Власов Владимир Федорович
RU2314483C1
ОСКОЛОЧНЫЙ БОЕПРИПАС С ОБЪЕМНЫМ ПОЛЕМ ПОРАЖЕНИЯ 2016
  • Гладцинов Александр Васильевич
  • Сафронычева Елена Андреевна
  • Крылов Владимир Петрович
  • Свидинский Артем Владимирович
RU2622562C1
ПРОТИВОПЕХОТНЫЙ ОСКОЛОЧНЫЙ БОЕПРИПАС 2009
  • Жуков Михаил Борисович
  • Попов Виктор Александрович
  • Самсонов Евгений Ильич
  • Бороздин Олег Иванович
  • Хомутский Владимир Евгеньевич
  • Шведченко Николай Николаевич
  • Елин Александр Юрьевич
RU2408837C1
РАЗРЫВНОЙ ЗАРЯД ОБЫЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ И БОЕПРИПАСОВ ОСНОВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2014
  • Кузин Евгений Николаевич
  • Загарских Владимир Ильич
RU2590803C1
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЙ СНАРЯД (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1992
  • Одинцов В.А.
RU2018779C1
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЙ БОЕПРИПАС 2010
  • Грязнов Евгений Федорович
  • Меньшаков Сергей Степанович
  • Охитин Владимир Николаевич
RU2464523C2
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЙ БОЕПРИПАС 2005
  • Воротилин Михаил Сергеевич
  • Горбунов Вадим Валериевич
  • Кирюшкин Игорь Николаевич
  • Линник Виталий Иванович
  • Поляков Евгений Павлович
  • Чуков Александр Николаевич
RU2282133C1

Реферат патента 2009 года ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА

Изобретение относится к авиационным бомбовым средствам поражения, в частности к осколочно-фугасным авиабомбам. Осколочно-фугасная авиабомба содержит взрывательное устройство, корпус, включающий оболочку с готовыми поражающими элементами (ГПЭ), заряд взрывчатого вещества (ВВ) со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством. Оболочка выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми размещены стальные шарики двух диаметров. Свободное пространство между шариками заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде металлического стакана. В полости стакана размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с ГПЭ, и две шашки ВВ, размещенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом. Изобретение позволяет повысить эффективность действия авиабомбы как за счет обеспечения универсальности ее применения, так и за счет повышения удельной эффективности и приведенной площади осколочного поражения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 365 868 C1

1. Осколочно-фугасная авиабомба, содержащая взрывательное устройство, корпус, включающий оболочку с готовыми поражающими элементами (ГПЭ), заряд взрывчатого вещества (ВВ) со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством, отличающаяся тем, что оболочка корпуса выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми размещены стальные шарики двух диаметров, свободное пространство между которыми заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде металлического стакана, в полости которого размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с ГПЭ, и две шашки ВВ, разнесенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом.

2. Авиабомба по п.1, отличающаяся тем, что в оболочке шарики меньшего диаметра размещены в промежутках между шариками большего диаметра.

3. Авиабомба по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что передняя шашка ВВ средства инициирования примыкает к детонатору взрывательного устройства, а задняя шашка ВВ размещена в полости дополнительного детонатора, при этом свободное пространство в металлическом стакане заполнено термопластичным полимерным материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2365868C1

ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Власов Владимир Федорович
RU2314483C1
RU 2006126564 A, 27.01.2008
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Власов Владимир Федорович
RU2314483C1
US 3970005 A, 20.07.1976.

RU 2 365 868 C1

Авторы

Кореньков Владимир Владимирович

Терешин Алексей Андреевич

Супрунов Николай Андреевич

Гарнов Николай Константинович

Мелков Василий Николаевич

Даты

2009-08-27Публикация

2008-05-07Подача