РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ИМПУЛЬСНОГО БЛОКА КОРРЕКЦИИ Российский патент 2006 года по МПК F02K9/36 

Описание патента на изобретение RU2289034C1

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к двигательным установкам (ДУ) с зарядами твердого ракетного топлива, используемым в качестве средств газодинамической коррекции траектории управляемых ракет, реактивных снарядов и артиллерийских боеприпасов.

ДУ коррекции представляет собой ракетный двигатель импульсного типа с малым (n·10-3 с) временем работы, высокими расходными характеристиками, газодинамическими и полетными нагрузками, воздействующими на заряд.

По этой причине, выполненные, как правило, с зарядами вкладного типа в виде пучка топливных трубок такие двигатели не должны содержать присопловых диафрагм в качестве опорной поверхности заряда, иначе имеющее место разрушение топливных трубок в конце горения может привести к аномальному повышению давления и разрушению корпуса ДУ.

Другой особенностью ДУ коррекции является головное расположение воспламенительного устройства. Необходимость создания множества корректирующих импульсов на траектории снаряда и требования по компактному размещению обеспечиваются попарной компоновкой ДУ на снаряде с последовательным срабатыванием зарядов каждой пары двигателей в одно сопло, размещение в котором воспламенительного устройства не возможно.

Известны ДУ импульсного типа с зарядами твердого ракетного топлива «щеточного» типа, не содержащие опорных присопловых диафрагм. Заряды таких ДУ выполнены в виде плотного пучка тонкосводных топливных трубок, заделанных концом в «каблук» из эластичного полимерного состава путем заливки и отверждения состава в форму с последующей приклейкой «каблука» на дно камеры либо заливкой и отверждением состава непосредственно на дно (патент Франции 2439174, С 06 В; 2165094, F 42 B).

Их недостатком является необходимость присоплового размещения воспламенительного устройства и последействие, вызванное догоранием топливных трубок в заделке, не позволяющее реализовать требуемую величину импульса тяги в заданном отрезке времени. В снарядах, стабилизируемых вращением, это приводит к нарушениям программы коррекции.

Известны ДУ с зарядами в виде пучка трубок, каждая из которых крепится к несущей пластине, установленной по стыку корпуса с передним дном двигателя, с помощью металлического стержня, склеенного с каналом трубки этил-(ацетил)-целлюлозным клеем, и удерживается шляпкой стержня в отверстии пластины за счет того, что диаметр шляпки больше диаметра отверстия пластины (патент США 3278356, класс 156-294). За счет отсутствия заделки концов топливных трубок в крепящий состав исключается их догорание, что позволяет обеспечить требуемую величину корректирующего импульса в течение заданного времени. Вышеописанный заряд взят прототипом предлагаемого изобретения.

Недостатком прототипа является ограничение по плотности заряжания камеры двигателя (заполнению сечения камеры топливными трубками), поскольку наличие перемычек между отверстиями пластины исключает возможность плотной упаковки трубок.

Другим недостатком является невозможность головного размещения воспламенительного устройства ввиду отсутствия газоходов в несущей пластине из-за перекрытия отверстий шляпками стержней, крепящих элементы заряда.

Технической задачей настоящего изобретения явилось повышение надежности, массового совершенства (плотности заряжания) ДУ коррекции, оптимизация их конструкции и рабочего процесса.

Техническая задача решена путем использования в них вкладного заряда в виде пучка топливных трубок, каждая из которых подвешена на круглой несущей пластине за воспламенительным устройством в головной части двигателя, для чего на несущей пластине во взаимопротивоположных направлениях выполнены сквозные параллельные прорези, в которые помещены цилиндрические штифты, скрепленные с каналом топливной трубки клеевым составом и имеющие шляпку на противоположном конце с диаметром, превышающим ширину прорези несущей пластины.

Существо изобретения поясняется следующими фигурами.

На фиг.1 приведена конструкция ракетного двигателя импульсного блок коррекции.

На фиг.2 показана конструкция штифтов.

На фиг.3 показана несущая пластина для размещения штифтов.

Двигатель включает в себя корпус 1, воспламенительное устройство 2, размещенное в головной части, заряд твердого топлива и расходное сопло 3.

Заряд выполнен в виде пучка тонкосводных трубок 4, каждая из которых подвешена на круглой несущей пластине 5 за воспламенительным устройством 2 и удерживается на ней шляпкой цилиндрического штифта 6, скрепленного с каналом топливной трубки 4 клеевым составом. Штифты, как это показано на фиг.2, могут быть сплошными, или с центральным отверстием, используемым в качестве дополнительного газохода.

Для снижения нагрузки на торцы топливных трубок от перепада давления при срабатывании воспламенительного устройства диаметр уступа штифта, прилегающего к торцу топливной трубки, может быть выполнен диаметром, равным наружному диаметру топливной трубки.

На несущей пластине 5 для размещения штифтов 6 во взаимопротивоположных направлениях выполнены сквозные параллельные прорези шириной h, как это показано на фиг.3.

Число прорезей при этом может быть нечетным (3, 5, 7 ... m, где m - отношение внутреннего диаметра корпуса двигателя и наружного диаметра топливных трубок) и четным (2m).

На основе экспериментальных данных размеры конструктивных элементов двигателя предлагается при этом устанавливать из соотношения:

d/D≤0,37V;

h≤0,65d,

где d - диаметр шляпки штифта, мм;

D - наружный диаметр топливной трубки, мм;

h - ширина прорези на несущей пластине, мм;

V - объем полости между воспламенительным устройством и несущей пластиной, см3.

Так, например, при V=2 см3 для размещения в корпусе двигателя внутренним диаметром 21 мм пучка 7 топливных трубок получим:

Dmax≤7 мм, который с учетом допусков может быть принят равным 6,9-0,2 мм (Dnom=6,8 мм). Тогда:

d≤0,37·2·6,8≤5 мм;

h≤3,25 мм.

Предлагаемое исполнение несущей пластины 5 и соотношение размеров позволяет:

1) формировать плотные пучки, обеспечивая более высокие плотности заполнения сечения камеры топливом и массовое совершенство двигателя в сравнение с прототипом;

2) сохранить газоходы в несущей пластине и реализовать необходимое в ДУ коррекции головное размещение воспламенительного устройства;

3) повысить надежность функционирования ДУ коррекции за счет исключения аномальных подъемов давления при разрушении топливных трубок в конце горения по сравнению с двигателями-аналогами с зарядом, опирающимся на присопловую диафрагму.

Похожие патенты RU2289034C1

название год авторы номер документа
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2002
  • Арефьев В.С.
  • Загитов А.М.
  • Межерицкий С.Э.
  • Самитов И.М.
RU2211354C1
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Арефьев Вадим Сергеевич
  • Моисеева Галина Петровна
  • Саранина Наталья Владимировна
  • Федченко Николай Николаевич
  • Лопатина Галина Евгеньевна
  • Божья-Воля Николай Сергеевич
  • Кузьмицкий Геннадий Эдуардович
RU2316669C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Сидоров Павел Михайлович
  • Курганов Олег Борисович
  • Краснова Галина Петровна
RU2422663C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАРЯДОВ ИЗ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 1999
  • Албутова Р.Е.
  • Степанов Е.С.
  • Красильников Ф.С.
  • Арефьев В.С.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Винокуров Ю.А.
RU2183606C2
ЗАРЯД ЩЕТОЧНОГО ТИПА ИЗ БАЛЛИСТИТНОГО ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА С ВОСПЛАМЕНИТЕЛЕМ 2005
  • Арефьев Вадим Сергеевич
  • Божья-Воля Николай Сергеевич
  • Моисеева Галина Петровна
  • Федченко Николай Николаевич
  • Макаров Леонид Борисович
  • Демешкин Николай Евгеньевич
  • Саранина Наталья Владимировна
RU2312094C2
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ЗАРЯДА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Молчанов В.Ф.
  • Прибыльский Р.Е.
  • Колесников В.И.
  • Козьяков А.В.
  • Борисов Г.Д.
RU2213246C1
КАССЕТНАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ 2001
  • Белобрагин Б.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Капчиц А.А.
  • Калюжный Г.В.
  • Козлов В.И.
  • Макаровец Н.А.
RU2202760C2
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Колесников В.И.
  • Молчанов В.Ф.
  • Пупин Н.А.
  • Козьяков А.В.
  • Красильников Ф.С.
  • Летов Б.П.
  • Федченко Н.Н.
  • Макаров Л.Б.
  • Божья-Воля Н.С.
RU2259495C2
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 2005
  • Макаровец Николай Александрович
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Дмитриев Борис Александрович
  • Чеботарёв Вячеслав Григорьевич
  • Паршиков Олег Геннадьевич
  • Иванов Игорь Владимирович
  • Носов Юрий Егорович
  • Кучин Геннадий Владимирович
RU2286531C1
КАССЕТНАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ 2001
  • Белобрагин Б.А.
  • Дмитриев Б.А.
  • Калюжный Г.В.
  • Козлов В.И.
  • Макаровец Н.А.
RU2187065C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 289 034 C1

Реферат патента 2006 года РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ИМПУЛЬСНОГО БЛОКА КОРРЕКЦИИ

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности ракетным двигателям импульсного типа с малым временем работы и значительными нагрузками, воздействующими на заряд. Ракетный двигатель импульсного блока коррекции содержит корпус, заряд твердого топлива в виде пучка топливных трубок, воспламенительное устройство, размещенное в головной части двигателя, и расходное сопло. Топливные трубки удерживаются на несущей пластине в головной части двигателя шляпкой цилиндрических штифтов, скрепленных с каналом топливных трубок. На несущей пластине для размещения штифтов выполнено во взаимопротивоположных направлениях нечетное количество параллельных прорезей. Изобретение позволяет повысить надежность и массовое совершенство двигательной установки коррекции. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 289 034 C1

1. Ракетный двигатель импульсного блока коррекции, содержащий корпус, заряд твердого топлива в виде пучка топливных трубок, удерживаемых на несущей пластине в головной части двигателя шляпкой цилиндрических штифтов, скрепленных с каналом топливных трубок, воспламенительное устройство и расходное сопло, отличающийся тем, что воспламенительное устройство размещено в головной части двигателя, а на несущей пластине для размещения штифтов выполнено во взаимопротивоположных направлениях нечетное количество параллельных прорезей.2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что диаметр шляпки штифта и ширина прорези несущей пластины устанавливаются из соотношения

d/D≤0,37V;

h≤0,65d,

где d - диаметр шляпки штифта, мм;

D - наружный диаметр топливной трубки, мм;

h - ширина прорези на несущей пластине, мм;

V - объем полости между воспламенительным устройством и несущей пластиной, см3.

3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что штифты выполнены с центральным отверстием.4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что диаметр уступа штифта, прилегающего к топливной трубке, выполнен равным наружному диаметру топливной трубки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2289034C1

ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2000
  • Большаков А.Н.
  • Клочков В.Д.
RU2186235C1
US 3278356 А, 11.10.1966
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Шипунов А.Г.
  • Кузнецов В.М.
  • Благов С.Г.
  • Давыдов М.Н.
  • Хрипунов Л.А.
  • Махонин В.В.
  • Колотилин В.И.
RU2255239C2
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2002
  • Арефьев В.С.
  • Загитов А.М.
  • Межерицкий С.Э.
  • Самитов И.М.
RU2211354C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ЛИТЬЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ 2011
  • Зойте Ульрих
RU2597926C2
СИСТЕМА КУСТОВОЙ ЗАКАЧКИ ВОДЫ В ПЛАСТ 2014
  • Фаттахов Рустем Бариевич
  • Гилязов Рафис Анварович
  • Степанов Валерий Федорович
  • Арсентьев Андрей Александрович
  • Ахметов Руслан Рустамович
RU2545204C1

RU 2 289 034 C1

Авторы

Арефьев Вадим Сергеевич

Загитов Азгар Мирхатипович

Артамонов Сергей Валериевич

Денежкин Геннадий Алексеевич

Дружинин Владимир Евгеньевич

Макарцов Андрей Михайлович

Макаровец Николай Александрович

Манчук Борис Владимирович

Даты

2006-12-10Публикация

2005-05-23Подача