Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях центробежных насосов.
Известно торцовое уплотнение рабочего колеса центробежного насоса, содержащее пару контактных колец, одно из которых расположено со стороны ведомого диска и подпружинено [а.с. СССР 152177, F 04 D 15/02, 1961].
Недостатком уплотнения является сложность конструкции, малая надежность и недолговечность из-за высоких контактных давлений в паре контактных колец, создаваемых усилием пружины в режимах работы с напорами ниже расчетных, при пусках и остановках насоса.
Известно торцовое уплотнение рабочего колеса центробежного насоса, принятое за прототип, содержащее рабочее колесо с ведущим и ведомым дисками, установленное в корпусе, два контактных кольца, одно из которых неподвижно закреплено в корпусе, а второе подвижное кольцо имеет наружную резьбу, совпадающую с направлением вращения рабочего колеса, и ввинчено во внутреннюю расточку ведомого диска [Патент РФ №2178840, МПК 7 F 04 D 29/16 // F 16 J 15/34, 2002].
Недостатком известного уплотнения является быстрый износ контактных колец, что ведет к недолговечности уплотнения.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение долговечности торцового уплотнения рабочего колеса центробежного насоса.
При осуществлении изобретения поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в снижении сил трения между контактными кольцами.
Технический результат достигается тем, что в торцовом уплотнении рабочего колеса центробежного насоса, содержащем рабочее колесо с ведущим и ведомым дисками, установленное в корпусе, два контактных кольца, одно из которых неподвижное закреплено в корпусе, а второе подвижное кольцо расположено в ведомом диске, особенностью является то, что подвижное кольцо размещено в кольцевой канавке ведомого диска и имеет две радиальные канавки, выполненные с наклонной поверхностью, в которых со свободной посадкой размещены металлические шарики, и два штифта, свободными концами размещенные в продольных пазах, выполненных изнутри кольцевой канавки ведомого диска.
На фиг.1 представлено торцовое уплотнение рабочего колеса, продольный разрез. На фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Торцовое уплотнение рабочего колеса центробежного насоса содержит рабочее колесо 1 с ведущим 2 и ведомым 3 дисками, установленное в корпусе 4, два контактных кольца 5, 6, одно из которых, неподвижное кольцо 5, закреплено в корпусе 4, а второе подвижное кольцо 6 размещено в кольцевой канавке 7, выполненной в ведомом диске 3, и имеет две радиальные канавки 8, выполненные с наклонной поверхностью 9, в которых свободно размещены металлические шарики 10, и штифты 11, которые свободными концами размещены в продольных пазах 12, выполненных в ведомом диске внутри кольцевой канавки 7. Полость А, образованная щелевым пространством между рабочим колесом и корпусом, имеет большее давление жидкости относительно давления в полости Б, находящейся на входе в рабочее колесо.
Торцовое уплотнение рабочего колеса работает следующим образом. При вращении рабочего колеса 1 с ведущим 2 и ведомым 3 дисками в корпусе 4 через штифты 11 в продольных пазах 12 вращение передается подвижному кольцу 6 в кольцевой канавке 7 и металлическим шарикам 10 в радиальных канавках 8, которые под воздействием возникающих центробежных сил перемещаются и, воздействуя на наклонные поверхности 9, передвигают подвижное кольцо 6 влево до вхождения в контакт с неподвижным кольцом 5 и удерживают его в этом положении во время работы, перекрывая тем самым переток жидкости из области А высокого давления в область Б низкого давления. Воздействие шариков 10 на подвижное кольцо 6 прекращается при остановке рабочего колеса 1. Величина силы поджатия неподвижного кольца 5 к подвижному кольцу 6 и соответственно ей сила трения и надежность перекрытия определяются массой металлических шариков 10 и угловой скоростью рабочего колеса 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 1990 |
|
RU2014511C1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ | 1994 |
|
RU2072460C1 |
ПОГРУЖНОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2294458C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ НАСОС | 2003 |
|
RU2249728C2 |
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2701306C1 |
РОТОРНАЯ ГИДРО-ПНЕВМОМАШИНА | 2015 |
|
RU2627753C2 |
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ | 2019 |
|
RU2714622C1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2178840C1 |
Двойное сцепление трансмиссии | 2022 |
|
RU2778713C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2468254C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях центробежных насосов. Торцовое уплотнение рабочего колеса центробежного насоса содержит рабочее колесо с ведущим и ведомым дисками, установленное в корпусе, два контактных кольца, одно из которых неподвижно закреплено в корпусе, а второе - подвижное - размещено в кольцевой канавке ведомого диска. В подвижном кольце выполнены радиальные канавки с наклонной поверхностью, в которых размещены металлические шарики. Подвижное кольцо имеет штифты, свободными концами размещенные в продольных пазах, выполненных изнутри кольцевой канавки ведомого диска. Изобретение уменьшает силы трения при работе торцевого уплотнения и повышает его долговечность. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2178840C1 |
0 |
|
SU400757A1 | |
Уплотнение рабочего колеса центробежного насоса | 1985 |
|
SU1252556A1 |
Комбинированное уплотнение | 1990 |
|
SU1774108A1 |
Ротор центробежного компрессора | 1974 |
|
SU531930A1 |
US 5667356 А, 16.09.1997. |
Авторы
Даты
2006-12-10—Публикация
2005-05-30—Подача