Предлагаемое изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к боевым отделениям танков, и может быть использовано при разработке новых образцов техники или ее модернизации.
Общеизвестно, что применение танков на поле боя предусматривает их многофункциональное использование, в том числе применение против укрепленных опорных пунктов, танкоопасных бронированных целей, включая танки противника, а также против живой силы. В этой связи танковая пушка, как основное вооружение танка, располагаемая в боевом отделении в башне танка, оснащается различными видами снарядов: бронебойными и подкалиберными - для ведения огня по укрепленным пунктам и бронированным целям, фугасными или осколочно-фугасными - для применения против живой силы противника. В последнее время получили распространение бронебойно-подкалиберные снаряды, служащие для поражения, главным образом, бронированных целей [1, стр. 4-13].
В современных танках укладка боекомплекта к пушке размещается, главным образом, в автомате заряжания и, частично, - в немеханизированной укладке. При этом применяются танковые выстрелы унитарного типа, включающие снаряд и заряд, а также выстрелы, расположенные поэлементно (снаряд отдельно, заряд отдельно), объединяемые в выстрел на линии досылания в пушку либо непосредственно в пушке [1, стр. 30-37].
Известно боевое отделение танков Т-72 и их модификаций, включая Т-90, содержащее броневую башню, пушку с казенником, автомат заряжания и устройства систем управления процессами заряжания и ведения огня [2, стр. 47-57 и 107-157]. Автомат заряжания размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. На каркасе транспортера карусельного типа равномерно установлены кассеты для укладки выстрелов, при этом снаряд размещен в нижней трубе кассеты, а заряд в верхней трубе кассеты.
Обладая компактной схемой боевого отделения, танк Т-72 перестает отвечать современным требованиям исходя из следующего. В современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции [1, стр. 154-159, 166-172]. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником [3, стр. 62-67], выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.
Известно боевое отделение танка [4] заявителя, решающее задачу размещения и штатных боеприпасов и снарядов повышенного могущества, принятое за прототип по большинству существенных признаков с заявляемым изобретением. Боевое отделение содержит броневую башню, пушку с казенником и его ограждением, закрепленный в тыльной части башни (забашенный) транспортно-заряжающий контейнер с магазином для размещения выстрелов или их элементов (зарядов) и автоматом заряжания, выполненным, как следует из описания боевого отделения по источнику [4], аналогично автоматическому механизму заряжания по изобретению [5], согласно которому магазин выполнен по форме вращающегося конвейера, выстрелы в котором укладываются в специальные кассеты, оборудованные устройством, удерживающим снаряженную кассету в конвейере в закрытом состоянии и механизмом открывания, освобождающим выстрел, предназначенный для заряжания. Затем выводимые на линию досылания кассеты с требуемым боеприпасом раскрываются на этой линии с освобождением выстрела и опусканием его в приемный лоток, где он находится (в соответствии с циклограммой заряжания) до осуществления цикла досылания. В автомате заряжания в боевом отделении танка [4] установлен досылатель выстрела или его элемента из транспортно-заряжающего контейнера, который досылает выстрел (или заряд) из приемного лотка через окно в стене контейнера, проходное отверстие, выполненное в задней стенке башни, и поддерживающий лоток, о котором будет сказано ниже, в зарядную камору танковой пушки. В башне танка с боевым отделением [4] размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа с кассетами для укладки снарядов, расположенный у днища корпуса танка. Автомат заряжания, расположенный в башне, имеет механизм подъема кассет с выстрелом или его элементом на линию досылания. В транспортере карусельного типа в его трубчатых кассетах располагаются снаряды, при этом вместо одной из кассет размещен поддерживающий лоток, выводимый на линию досылания и служащий для направления досылаемого выстрела или его элемента при заряжании из забашенного транспортно-заряжающего контейнера. В качестве досылателя при заряжании снаряда из транспортера карусельного типа используется досылатель забашенного автомата заряжания, а досылание снаряда производится за один цикл вместе с зарядом из конвейера забашенного автомата. В боевом отделении размещены также устройства систем управления процессами заряжания и ведения огня. Такая конструкция боевого отделения позволила существенно увеличить боекомплект танка, уложенный в автоматизированной укладке, автоматизировать процесс ведения огня всем боекомплектом танковой пушки, а также существенно повысить эффективность использования боекомплекта исходя из требований боевой обстановки.
Однако известное техническое решение имеет определенные недостатки.
Во-первых, использование в магазине забашенного автомата заряжания единой кассеты для укладки выстрелов и зарядов не является рациональным. Это объясняется тем, что длина унитарного (или раздельного заряжания) выстрела повышенного могущества более чем в три раза превышает длину заряда для штатного снаряда. То есть в кассете для укладки выстрелов можно было бы разместить не менее 2-х зарядов (от двух до трех зарядов). Но при таком размещении раскрытие известного механизма закрывания кассеты приведет к одновременному опусканию этих зарядов в приемный лоток и нарушению цикла заряжания. При этом в существующих танковых запоминающих устройствах, см., например, [2, стр.133-137 и стр.151-153], служащих для информирования экипажа танка о наличии и расположении боекомплекта в автомате заряжания, отсутствуют устройства, которые могли бы запоминать и выдавать информацию о численности зарядов, находящихся в одной кассете.
Второй недостаток заключается в неустойчивости процесса заряжания во время движения танка. Поскольку танку в условиях боевых операций приходится перемещаться по пересеченной местности или преодолевать искусственные препятствия, то, вследствие этого, все механизмы испытывают ускорения, величина которых зависит от высоты препятствий, скорости движения танка, систем его подрессоривания и гашения колебаний и т.п. При заряжании танковой пушки в таких условиях движения на заряжаемый выстрел или заряд из забашенного транспортно-заряжающего контейнера также действуют упомянутые ускорения. С момента освобождения боеприпаса из кассеты динамические факторы такого рода и наличие переносных скоростей вследствие колебательных процессов могут предопределить смещение досылаемого боеприпаса от теоретической траектории его движения при досылании, в том числе при свободном нахождении боеприпаса в приемном лотке. В этом случае возникает возможность существенного отклонения оси досылаемого боеприпаса от теоретической линии досылания (подтверждено видеосъемкой), с недопустимым уровнем вероятности "утыкания", главным образом заряда, например, в переднюю стенку кассеты или перегородки кассет, которые будут разделять заряды относительно друг друга при размещении нескольких зарядов, не менее 2-х в одной кассете. Возможность возникновения таких неблагоприятных процессов необходимо устранить в целях повышения устойчивости процесса заряжания и возникновения нештатных ситуаций.
Одним из наиболее важных показателей огневой мощи танка является его скорострельность. Для повышения скорострельности требуется минимизация времени всех процессов цикла заряжания. Так из циклограммы заряжания прототипа, повторенной на фиг.12 настоящей заявки, видно, что время досылания является одной из самых больших составляющих в циклограмме и занимает примерно одну пятую часть от всего времени заряжания. Сократив время на досылание, можно повысить скорострельность, что, безусловно, будет способствовать повышению боевой эффективности боевого отделения танка. Этого можно достичь, повысив скорость досылания на траектории досылания там, где это допустимо из соображений безопасности, или предварительно сократив линию досылания, установив, например, заряд в такую позицию, где путь его досылания будет минимизированным, совместив (по времени) цикл такой установки с другими циклами заряжания. В целом перечисленные недостатки известного технического решения и далеко не очевидные не реализованные возможности ограничивают военно-техническую эффективность боевого отделения танка.
Задачей настоящего изобретения является повышение военно-технической эффективности боевого отделения танка.
Указанная задача решается тем, что в боевом отделении танка, содержащем броневую башню с пушкой, оборудование систем управления процессом заряжания и ведения огня, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с приемным лотком, автоматом заряжания с конвейером, кассетами для размещения выстрелов или зарядов, приводом раскрывания кассет на линии заряжания и цепным досылателем, второй автомат заряжания, размещенный в башне танка, оборудованный транспортером карусельного типа с кассетами для укладки снарядов, снабженный механизмом подъема кассет, согласно изобретению в конвейере транспортно-заряжающего контейнера установлены два вида кассет, а именно кассеты первого вида, выполненные из последовательно расположенных снарядного и зарядного отсеков, разделенных перегородкой, снабженных единым рычажным механизмом открывания кассеты, с обеспечением возможности укладки унитарного выстрела или выстрела раздельного заряжания, его удержания и транспортировки на линию заряжания, и кассеты второго вида, выполненные из последовательно расположенных двух или трех зарядных отсеков, разделенных перегородками, снабженных индивидуальным рычажным механизмом открывания каждого отсека, с обеспечением возможности укладки зарядов для снарядов транспортера карусельного типа их удержания и транспортировки на линию заряжания, а в запоминающем устройстве системы управления огнем встроен блок информации о наличии заряда в каждом отсеке кассеты второго вида, при этом в забашенном транспортно-заряжающем контейнере установлено устройство ограничения подвижности выстрела или заряда, поступившего из кассеты в приемный лоток, один из приводов раскрывания выполнен с возможностью раскрывания кассеты первого вида или одного из отсеков кассеты второго вида, а досылатель снабжен устройствами выставки досылаемого заряда в приемном лотке в исходную позицию с обеспечением минимизированного расстояния между зарядом и снарядом, выводимым на линию досылания из транспортера карусельного типа, и снижения скорости клоца в момент завершения цикла досылания.
Наиболее полно технический эффект достигается, если:
- каждая кассета для укладки зарядов выполнена в виде изготовленных по числу зарядных отсеков, последовательно соединенных между собой полуцилиндрических в поперечном сечении каркасов, закрытых с торцов и соединенных между собой пластинами арочной формы в единый каркас, снабженных сегментными створками, шарнирно установленными вдоль продольного среза каркаса, оборудованными защелкой закрывания отсека и рычажными механизмами открывания отсека, установленными между отсеками кассеты с возможностью взаимодействия с упомянутыми защелками, при этом в каркасе хвостовой части каждого зарядного отсека встроена обечайка для размещения дна гильзы заряда;
- сегментные створки кассет для укладки зарядов подпружинены пружинами кручения, размещенными на упомянутых пластинах арочной формы, а рычажные механизмы открывания отсеков снабжены равноплечими скобами с жестко закрепленными по центру скобы штифтами, подвижно размещенными в направляющих втулках, связанных с пластинами арочной формы;
- каждая кассета для укладки выстрелов раздельного заряжания выполнена в виде полуцилиндрического в поперечном сечении каркаса, разделенного жесткой перегородкой на снарядный и зарядный отсеки с подпружиненными сегментными створками каждого отсека, шарнирно установленными вдоль продольного среза каркаса, снабженными защелкой закрывания кассеты и рычажным механизмом открывания кассеты, установленным с возможностью взаимодействия с упомянутой защелкой для одновременного раскрытия обоих отсеков, при этом в каркасе хвостовой части зарядного отсека встроена обечайка для размещения дна гильзы заряда;
- рычажный механизм открывания отсеков кассет для укладки выстрелов раздельного заряжания снабжен равноплечей скобой с жестко закрепленной по центру скобы направляющей втулкой, подвижно установленной на штифте, связанном с каркасом;
- устройство ограничения подвижности выстрела раздельного заряжания выполнено в виде пары упруго связанных между собой ориентирующей и упорной пластин, установленных в зоне перегородки отсеков кассеты первого вида, в поджатом друг относительно друга положении с возможностью раскрытия при освобождении и образования между раскрытыми отсеками кассеты и направляющим лотком транспортно-заряжающего контейнера ограниченного направляющего коридора;
- устройство ограничения подвижности зарядов выполнено в виде ряда, соответствующего числу отсеков для зарядов в кассете второго вида, пар упруго связанных между собой ориентирующих и упорных пластин, установленных в зоне перегородок отсеков кассеты, в поджатом друг относительно друга положении с возможностью раскрытия при освобождении и образования между раскрытыми отсеками кассеты и направляющим лотком транспортно-заряжающего контейнера ограниченного направляющего коридора;
- упомянутые устройства выставки досылаемого заряда в приемном лотке в исходную позицию и снижения скорости клоца выполнены в виде путевых датчиков с толкателями, установленных у ходовых винтов, связанных с приводными звездочками цепи досылателя, с возможностью взаимодействия каждого толкателя с копирами соответствующих поводковых гаек, установленных на ходовых винтах, при этом каждый путевой датчик связан с блоком управления процессом заряжания и ведения огня.
Анализ отличительных признаков показал, что:
- установка в конвейере транспортно-заряжающего контейнера кассет двух видов позволяет увеличить число располагаемых зарядов в каждой кассете (сохранив их общее количество равным числу снарядов в транспортере карусельного типа), при этом в освободившиеся места в магазине забашенного автомата заряжания можно установить кассеты для выстрелов (унитарных или раздельного заряжания), при этом в кассеты, выполненные из последовательно расположенных снарядного и зарядного отсеков, укладываются выстрелы раздельного заряжания, а в зарядные отсеки кассет второго вида - только заряды;
- снабжение кассет, предназначенных под выстрелы единым рычажным механизмом открывания кассеты, а кассет, предназначенных под укладку в отсеках зарядов - индивидуальным рычажным механизмом открывания каждого отсека, с обеспечением возможности укладки зарядов для снарядов транспортера карусельного типа их удержания и транспортировки на линию заряжания необходимо для обеспечения безопасного функционирования забашенного автомата заряжания;
- снабжение запоминающего устройства системы управления огнем дополнительным блоком информации о наличии заряда в каждом отсеке кассеты, предназначенной для укладки зарядов, позволяет организовать единое информационное поле для экипажа и выработать оптимальный алгоритм работы системы управления огнем боевого отделения в автоматизированном режиме;
- установка в забашенном транспортно-заряжающем контейнере устройства ограничения подвижности выстрела или заряда поступившего (поступающего) в приемный лоток транспортно-заряжающего контейнера позволяет (практически полностью) устранить возможность свободных перемещений боеприпаса и тем самым повысить устойчивость процесса досылания при заряжании;
- наделение одного из приводов раскрывания возможностью раскрывания кассеты первого вида или одного из отсеков кассеты второго вида позволяет снизить общее число приводов раскрывания, установленных в забашенном транспортно-заряжающем контейнере;
- снабжение досылателя устройством выставки досылаемого заряда в приемном лотке в исходную позицию с обеспечением минимизированного расстояния между зарядом и снарядом, выводимым на линию досылания из транспортера карусельного типа, сокращает промежуток времени в цикле заряжания, затрачиваемый исключительно на процесс досылания;
снабжение досылателя устройством снижения скорости клоца в момент завершения цикла досылания позволяет реализовать две скорости движения клоца досылателя: первую - повышенную, используемую для переброски клоца для приближения его к боеприпасу и перемещения боеприпаса до зарядной каморы танковой пушки, и вторую - пониженную, используемую непосредственно для заведения боеприпаса в зарядную камору;
- выполнение каждой кассеты для укладки зарядов в виде изготовленных по числу зарядных отсеков, последовательно соединенных между собой полуцилиндрических в поперечном сечении каркасов, закрытых с торцов и соединенных между собой пластинами арочной формы в единый каркас, снабженных сегментными створками, шарнирно установленными вдоль продольного среза каркаса, оборудованными защелкой закрывания отсека и рычажными механизмами открывания отсека, установленными между отсеками кассеты с возможностью взаимодействия с упомянутыми защелками, а также установка в каркасе хвостовой части каждого зарядного отсека обечайки для размещения дна гильзы заряда позволяет обеспечить безопасное хранение зарядов в конвейере и освобождение их при выводе в приемный лоток, при этом использование для открывания отсеков равноплечих скоб с жестко закрепленными по центру скобы штифтами, подвижно размещенными в направляющих втулках, связанных с пластинами арочной формы, обеспечивает равные углы перемещения шторок при раскрытии кассеты и исключает возможные перекосы заряда в горизонтальной плоскости.
Этим же целям служит конструктивное выполнение кассет для укладки выстрелов раздельного заряжания;
- выполнение устройства ограничения подвижности выстрела раздельного заряжания в виде пары упруго связанных между собой ориентирующей и упорной пластин, установленных в зоне перегородки отсеков кассеты первого вида, в поджатом друг относительно друга положении с возможностью раскрытия при освобождении и образования между раскрытыми отсеками кассеты и направляющим лотком транспортно-заряжающего контейнера ограниченного направляющего коридора служит, во-первых, удержанию заряда для выстрела на приемном лотке ориентирующей пластиной устройства (от перемещения в вертикальной плоскости при воздействии динамических факторов системы подрессоривания танка), во-вторых, в случае отклонения оси заряда от требуемой траектории его перемещения, выправлению положения оси с обеспечением возможности передвижения заряда по приемному лотку.
Этим же целям служит конструктивное выполнение устройства ограничения подвижности зарядов, располагаемое в кассете второго вида в виде ряда, соответствующего числу отсеков для зарядов, пар упруго связанных между собой ориентирующих и упорных пластин;
- выполнение устройства выставки досылаемого заряда в приемном лотке в исходную позицию и устройства снижения скорости клоца в виде путевых датчиков с толкателями, установленных у ходовых винтов, связанных с приводными звездочками цепи досылателя, с возможностью взаимодействия каждого толкателя с копирами, соответствующих поводковых гаек, установленных на ходовых винтах, обеспечивает из места расположения привода досылателя возможность осуществления контроля за положением клоца досылателя и скоростью его перемещения в контролируемой зоне траектории досылания, при этом электрическая связь каждого путевого датчика с блоком управления процессом заряжания и ведения огня позволяет регулировать соответственно положения заряда на линии досылания, а также то положение досылаемого выстрела на линии досылания, начиная с которого скорость досылания необходимо понизить.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где показано:
- на фиг.1 - продольный разрез боевого отделения танка;
- на фиг.2 - вид на транспортно-заряжающий контейнер сверху (вид А на фиг.1);
- на фиг.3 - разрез по конвейеру забашенного автомата заряжания в зоне размещения привода досылателя (разрез по Б-Б на фиг 1);
- на фиг.4 - кассета из забашенного автомата заряжания для укладки выстрелов;
- на фиг.5 - поперечный разрез кассеты для укладки выстрелов (разрез по В-В на фиг.4). Снаряд в разрезе условно не показан, положение элементов выстрела (снаряда и заряда) в кассете показано штрихпунктирной линией;
- на фиг.6 - кассета из забашенного автомата заряжания для укладки зарядов под штатные снаряды;
- на фиг.7 - поперечный разрез кассеты для укладки зарядов (разрез по Г-Г на фиг.6). Заряд показан условно штрихпунктирной линией;
- на фиг.8 - устройство ограничения подвижности боеприпаса (заряда) в приемном лотке (разрез по Д-Д на фиг.2);
- на фиг.9 - упрощенная функциональная схема устройств забашенного автомата заряжания;
- на фиг.10 - вид на установку устройств: выставки досылаемого заряда в приемном лотке в исходную позицию и снижения скорости клоца в момент завершения цикла досылания (разрез по Е-Е на фиг.3);
- на фиг.11 - вид на устройство отключения привода досылателя при возвращении клоца досылателя в исходное положение (разрез по Ж-Ж на фиг.3);
- на фиг.12 - циклограмма заряжания пушки прототипа ([4]) выстрелом с использованием снаряда из транспортера карусельного типа и заряда из автомата заряжания транспортно-заряжающего контейнера.
Предлагаемое боевое отделение танка, см. фиг.1 и 2, содержит броневую башню 1, с пушкой 2, забашенный транспортно-заряжающий контейнер 3, в котором установлен автомат 4 заряжания с конвейером 5, являющимся по сути магазином автомата 4 заряжания, в котором размещены кассеты 6 для укладки выстрелов 7 повышенного могущества (унитарных или раздельного заряжания) и кассеты 8 для укладки зарядов 9 для штатных снарядов 10. Снаряды 10 размещены в кассетах 11 транспортера 12 карусельного типа, размещенного в башне у днища 13 танка. Транспортер 12 выполняет роль питающего магазина для второго автомата 14 заряжания. Для стрельбы штатным выстрелом снаряды 10 выводятся на линию О-О досылания с помощью механизма 15 подъема кассет 11 автомата 14 заряжания и уже на этой линии совмещаются с соответствующим штатным зарядом 9 для подачи в зарядную камору "а" казенника 16 пушки 2. Автомат 4 заряжания снабжен досылателем 17, для досылания выстрела в зарядную камору "а", например цепным, включающим регулируемый по скорости электропривод с электродвигателем 18, редуктором (отдельной позицией не показан), ведущей звездочкой (звездочками) 19, см. также фиг.3, перемещающими цепь 20, и клоц 21, непосредственно взаимодействующий при досылании с заряжаемым боеприпасом.
Кассета 6 для укладки выстрелов, см фиг.4, 5, именуемая также как кассета первого вида, выполнена из последовательно расположенных снарядного "б" и зарядного "в" отсеков, разделенных жесткой перегородкой 22, снабженных единым рычажным механизмом 23 открывания кассеты. Кассета 6 представляет собой полуцилиндрический в поперечном сечении ступенчатый каркас 24 с меньшим диаметром цилиндра у снарядного "б" отсека и повышенным диаметром цилиндра у зарядного "в" отсека. Оба отсека снабжены подпружиненными пружиной 25 сегментными створками 26 - у зарядного отсека и 27 - у снарядного отсека, шарнирно установленными на общей оси, запирающими полуцилиндры каркаса 24 и удерживающими заряд и снаряд выстрела 7 в соответствующих отсеках. Створки 26 и 27 в закрытом состоянии кассеты удерживаются одинаковыми между собой защелками 28 закрывания кассеты и открываются упомянутым рычажным механизмом 23 открывания кассеты. Механизм 23 взаимодействует с защелками 28 с возможностью одновременного раскрытия обоих отсеков "б" и "в". В каркасе хвостовой части зарядного отсека встроена обечайка 29 для размещения донной части гильзы заряда, входящей в паз "г" обечайки. Механизм 23 открывания отсеков снабжен равноплечей скобой 30 с жестко закрепленной по центру скобы направляющей втулкой 31, подвижно установленной на штифте 32, связанном с каркасом 24.
Описанная конструкция кассеты 6 обеспечивает возможности укладки выстрела повышенного могущества в конвейере 5, его удержание и транспортировки на линию заряжания, освобождение и опускание на этой линии выстрела в приемный лоток 3' транспортно-заряжающего контейнера 3.
Кассеты 8 для укладки зарядов 9 в конвейере 5, см. также фиг.6, 7, именуемые также как кассеты второго вида, выполнены каждая из последовательно расположенных трех зарядных отсеков "д", "д'", "д''" (в рассматриваемом варианте, не исключающем выполнение кассеты с двумя зарядными отсеками для размещения более мощных зарядов, чем штатные), представляющих, в поперечном сечении, полуцилиндрические каркасы 33, закрытые с торцов жесткими перегородками 34 и соединенные между собой двумя пластинами 35 арочной формы в единый каркас (корпус). Каждый из отсеков "д", "д'", "д''" снабжен двумя сегментными створками 36, шарнирно установленными вдоль продольного среза каркаса, оборудованными защелками 37 закрывания и индивидуальным рычажным механизмом 38 открывания отсека. Механизмы 38 установлены между отсеками кассеты с возможностью открывания защелок 37. Сегментные створки 36 подпружинены пружинами кручения 39, размещенными на пластинах 35. Механизмы 38 открывания отсеков снабжены равноплечими скобами 40 с жестко закрепленными по центру скобы штифтами 41, которые подвижно размещены в направляющих втулках 42, связанных с пластинами 35 арочной формы. В хвостовой части каркаса 33 зарядного отсека встроена обечайка 43 для размещения донной части гильзы заряда, входящей в паз "е" обечайки.
В транспортно-заряжающем контейнере 3 установлено устройство ограничения подвижности заряда, см. фиг.8, поступившего в приемный лоток 3' отдельно из кассеты 8 (что, собственно, и показано на фиг.8) или совместно со снарядом - из кассеты 6. Данное устройство в наиболее простом конструктивном исполнении выполнено в виде ряда установленных в кассетах 6 и 8 ограничителей 44, содержащих каждый пару упруго связанных между собой пластин: ориентирующую - 45 и упорную - 46, установленных в зоне перегородки 34 отсеков кассеты 8 для укладки зарядов, в поджатом (сложенном) друг относительно друга положении. Ориентирующая пластина 45 шарнирно установлена на перегородке 34, поджата к ней и снабжена пружиной кручения 47, отжимающей пластину 45 от перегородки при ее освобождении. Упорная пластина 46 шарнирно связана со свободным концом пластины 8, поджата к ней и установлена также с использованием второй (в данном устройстве) пружины кручения 48, отжимающей пластину 46 от пластины 45. При раскрытии угловое перемещение обеих пластин ограничено упорами 49 и 50, а обратное поджатие упорной пластины 46 после раскрытия (от воздействия усилий на пластину 45) ограничено ее взаимодействием с поверхностью "ж" каркаса 33. Поэтому после выхода заряда из положения I в положение II, раскрытия пластин 45 и 46 пружинами 47 и 48 и автоматической установки их на соответствующие упоры в положение, показанное на фиг 8 штрихпунктирной линией, пластина 45 образует ограниченный сверху направляющий коридор, в котором, при досылании, заряд будет отжиматься (направляться) в сторону днища "и" приемного лотка 32 (в положение III), с исключением возможности его упирания в перегородку 34 при воздействии динамических факторов. При укладке зарядов пластины 45 и 46 складывают, поджимая к соответствующим перегородкам и закручивая пружины 47 и 48, и в таком положении укладывают заряд 9 в отсек, после чего пластины удерживаются от раскрывания (в поджатом положении) уложенным зарядом, а отсек с зарядом закрывается створками 26 и стопорится защелкой 28. Следует отметить, что от бокового перемещения заряд в направляющем лотке удерживается створками 26 кассеты.
Размещение нескольких зарядов в единой кассете потребовало введения определенной последовательности вывода их из отсеков в приемный лоток, а также выработки и передачи дополнительной информации в систему управления огнем для автоматизированного процесса заряжания и информирования экипажа. С этой целью запоминающее устройство 51 (см. функциональную схему, приведенную на фиг.9) блока управления 52, входящего в систему управления огнем, снабжено дополнительным блоком информации (отдельной позицией не показан) о наличии заряда в каждом отсеке кассеты.
В предлагаемом боевом отделении досылатель 17 снабжен устройством 53 (см. фиг.10 и 11) выставки досылаемого заряда в приемном лотке в исходную позицию, под которой в настоящей заявке понимается расположение заряда в приемном лотке транспортно-заряжающего контейнера у его передней стенки непосредственно перед окном "к", через которое боеприпас из транспортно-заряжающего контейнера подается внутрь башни 1 танка. Так, заряд 9, расположенный в отсеке "д" кассеты 8 (в отсеке, ближайшем к передней стенке транспортно-заряжающего контейнера), после освобождения створок 36 устанавливается сразу же в исходной позиции, в то же время заряды 9 из отсеков "д'" и "д''" требуют хода клоца досылателя для выведения заряда в исходную позицию. Тем самым обеспечивается минимизированное расстояние между зарядом и снарядом, выводимым на линию досылания из транспортера карусельного типа. Следует отметить, что расходование зарядов из отсеков кассеты 8 в процессе ведения стрельбы запрограммировано и осуществляется системой управления огнем в последовательности: отсек "д", отсек "д'" а затем, отсек "д''".
Устройство 53 досылателя 17 для выставки досылаемого заряда представляет собой фактически путевой датчик, сигнализирующий о положении клоца, образованный ходовым винтом 54, жестко связанным с ведущей звездочкой 19 привода досылателя. На ходовом винте установлена гайка 55 с поводком 56, установленным в пазу "л", исключая вращение гайки. Копир 57, выполненный на гайке 55 при перемещении гайки по винту 54 имеет возможность взаимодействия с подпружиненным толкателем 58, другой конец которого включает контактор 59, служащий для управления электродвигателем 18. Для этого контактор 59 электрическими линиями связан с блоком 52 системы управления процессом заряжания.
Досылатель 17 снабжен устройством снижения скорости клоца 21 досылателя в момент завершения цикла досылания, под которым понимается момент (начало) входа снаряда в зарядную камору "а" пушки. Это устройство конструктивно такое же, как описанное выше устройство 53 и содержит ходовой винт 60, гайку 61 с поводком 62, расположенным в пазу "м", копиром (не показан) и контактором 63, при срабатывании которого вырабатывается электрический сигнал, поступающий в блок управления 52, который в свою очередь вырабатывает команду на снижение скорости вращения электродвигателя 18.
Досылатель 17 также снабжен устройством отключения привода (электродвигателя 18) при возвращении клоца 21 досылателя в исходное положение. Данное устройство использует уже упомянутые ходовой винт 54, гайку 55 с поводком 56 и дополнительно содержит коромысловый толкатель 64 с плечом 65 - для взаимодействия с поводком 56, и плечом 66 - для взаимодействия через винт 67 с контактором 68, связанным также с блоком 52 системы управления процессом заряжания. Функцией контактора 68 в данном случае является подача электрического сигнала в блок 52 о возвращении клоца 21 после завершения процесса досылания в исходную позицию и готовности его к очередному циклу досылания при получении от блока 52 соответствующей команды.
В забашенном транспортно-заряжающем контейнере предлагаемого боевого отделения между верхней и нижней ветвями конвейера расположены три привода 69 раскрывания отсеков кассеты с зарядами, один из которых, показанный на фиг.1, установлен с возможностью раскрывания створок кассеты первого вида, путем взаимодействия с механизмом 23 или створок отсека "д''" кассеты второго вида, путем взаимодействия с механизмом 38.
На упрощенной функциональной схеме забашенного автомата заряжания кроме упомянутых выше механизмов показаны следующие необходимые для понимания сути работы механизмы и устройства: механизм 70 вращения конвейера, датчик 71 запоминающего устройства, механизм 72 стопорения конвейера, датчик 73 наличия боеприпаса в приемном лотке. При этом утолщенными линиями показаны связи устройств и механизмов забашенного автомата заряжания с блоком управления 52. Стрелки на линиях характеризуют как прямые связи (одна стрелка), где механизмы и датчики выступают в роли датчика по отношению к блоку управления 52, либо прямую и обратную связь (две стрелки), где, в ответ на поступивший сигнал механизма системы ведения огня, блок 52 подает управляющий сигнал.
В транспортере 12 карусельного типа вместо одной из кассет 11 на месте установки кассеты 11 размещается поддерживающий лоток 74, выводимый на линию досылания механизмом 15 подъема кассет и выполняющий функцию переходного мостика, удерживающего выстрел 7 из забашенного автомата заряжания на линии досылания при его досылании.
Работа боевого отделения
В условиях боя наводчик (оператор) танкового вооружения ведет огонь из танковой пушки 2, выбирая наиболее эффективный тип выстрела, в первую очередь против танкоопасных целей.
При наличии танков противника или иных бронированных целей заряжание осуществляется выстрелом 7 повышенного могущества из забашенного автомата заряжания. В этом случае, в соответствии с алгоритмом заряжания, кассета 6 с выстрелом 7 выводится механизмом 70 вращения конвейера 5 на линию заряжания, затем конвейер стопорится механизмом 72, а привод 69 раскрывания открывает защелку 28, освобождая створки 26 и 27 снарядного и зарядного отсеков. Створки под воздействием пружины 25 расходятся, занимая положение, показанное на фиг.5 штрихпунктирной линией, освобождая снаряд и заряд, которые опускаются в приемный лоток 32 транспортно-заряжающего контейнера 3 с выдачей сигнала датчиком 73 о наличии выстрела в приемном лотке 32. Далее, в соответствии с алгоритмом заряжания включается в работу досылатель 17, электродвигатель 18 которого приводит во вращение ведущие звездочки 19 и 19', выпускающие цепь 20 до упирания клоцем 21 в днище заряда выстрела, после чего досылаемый выстрел движется вместе с клоцем 21 на повышенной (перебросочной) скорости через окно "к" в башню. Параллельно по времени из транспортера 12 карусельного типа на линию досылания выводится механизмом 15 подъема кассет лоток 74, поддерживающий досылаемый выстрел в зоне между механизмом подъема и пушкой. Ведущая звездочка 19 приводит во вращение ходовой винт 60, перемещая гайку 61 с поводком 62 вдоль винта. При вступлении во взаимодействие гайки 61 с толкателем, которое отрегулировано на начало входа снаряда в зарядную камору "а" пушки, толкатель, воздействуя на контактор 63, через блок управления 52 "выдаст команду" электродвигателю 18 на снижение скорости вращения, понизив скорость досылания до допустимого уровня.
При применении, например, штатных осколочно-фугасных выстрелов, у которых снаряд 10 размещается в кассете 11 транспортера 12 карусельного типа, а заряд 9 в одном из отсеков "д", "д'" или "д''", например в отсеке "д'" кассеты 8 конвейера 5, совмещение снаряда и заряда в единый выстрел происходит на линии досылания в зоне механизма 15 подъема кассет, а досылание осуществляется за единый ход досылателя 17. В этом случае по заданному системой управления алгоритму кассета 11 транспортера карусельного типа 12 выводится на линию заряжания, захватывается механизмом 15 подъема кассет и выводится на линию досылания, вблизи которой снаряд освобождается, приобретая возможность поступательного движения по линии досылания. В это время, в соответствии с алгоритмом заряжания, кассета 8 с зарядами 9 выводится механизмом 70 вращения конвейера 5 на линию заряжания, затем конвейер стопорится механизмом 72, а привод раскрывания открывает защелку 37, освобождая створки 36 зарядного отсека "д'" кассеты 8. Створки под воздействием пружины 39 расходятся, занимая положение, показанное на фиг.7 штрихпунктирной линией, освобождая заряд, который опускается в приемный лоток 32 транспортно-заряжающего контейнера 3 с выдачей сигнала датчиком 73 о наличии заряда в приемном лотке 32. Далее, в соответствии с алгоритмом заряжания, включается в работу досылатель 17, электродвигатель 18 которого приводит во вращение ведущие звездочки 19 и 19', выпускающие цепь 20 до упирания клоцем 21 в днище заряда. Затем заряд, опять же в соответствии с циклограммой заряжания, выставляется клоцем 21 работающего досылателя 17 в исходную позицию, минимизируя последующий путь досылания. Контроль за выставкой заряда в исходную позицию и прекращение движения заряда осуществляется устройством 53 выставки досылаемого заряда в исходную позицию. В процессе выставки ведущая звездочка 19' приводит во вращение ходовой винт 54, перемещая гайку 55 с копиром 57 вдоль винта. При вступлении во взаимодействие копира 57 с толкателем 58, которое отрегулировано на выставку заряда в исходную позицию, толкатель другим концом, воздействуя на контактор 59, через блок управления 52 "выдаст команду" электродвигателю 18 на остановку.
Поскольку подъем снаряда 10 из транспортера карусельного типа занимает, как отмечалось ранее, значительное время из всего цикла заряжания, то выставка заряда в исходную позицию успевает завершиться ранее, чем снаряд 10 будет выставлен в положение досылания на линии досылания. После выставки снаряда 10 система управления процессом заряжания (блок управления 52) вырабатывает команду на продолжение процесса досылания, досылатель 17 на перебросочной скорости досылает заряд до снаряда (уже расположенного на линии досылания), а затем завершает процесс заряжания так, как описано ранее.
После завершения цикла досылания цепь 20 с клоцем 21 досылателя 17 вернется в исходное положение, а механизм 15 подъема кассет возвратит свободную кассету 11 в транспортер карусельного типа, подготовив автоматы заряжания для осуществления нового цикла заряжания после выстрела танковой пушки.
Следует отметить, что стабильность процесса заряжания в условиях динамических факторов, действующих на танк при его движении по пересеченной местности, в предлагаемом изобретении существенно повышена, так как направляющая пластина 45 всегда выправит траекторию досылаемого заряда, образуя ограниченный (сверху) коридор и исключая недопустимое утыкание досылаемого заряда в любую из перегородок, например 34.
Таким образом предложенное боевое отделение танка устраняет недостатки известного технического решения прототипа, повышая военно-техническую эффективность боевого отделения с такими достигаемыми техническими результатами, как повышение боекомплекта в автоматизированной укладке, повышение устойчивости заряда на траектории досылания для обеспечения стабильности процесса ведения огня и повышение скорострельности.
Источники информации
1. "Современные танки", ред. Сафонов Б.С., Мураховский В.И. - М.: "Арсенал-Пресс", 1995 г., стр.4-13, стр.30-37, стр.153-157, стр.166-172;
2. "Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации", кн.2. - М.: Военное издательство, 1988 г., стр.47-57, стр.107-157;
3. Wehrtechnik, Rudolf Romer, "Panzerkanonen und Automatenwaffen", 1985, №2, b.62-67;
4. Патент РФ №2215965 на изобретение "Боевое отделение танка (варианты)", кл. 7 F 41 A 9/00 по заявке №2002102855/02 от 31 января 2002 г.
5. Патент РФ №2195617 на изобретение "Автоматический механизм заряжания пушки", кл. 7 F 41 A 9/38 по заявке №2001111735/02 от 28 апреля 2001 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ТАНКА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2285225C1 |
БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ТАНКА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2283998C1 |
БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ТАНКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2215965C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ ТАНКОВОЙ ПУШКИ, КАССЕТА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫСТРЕЛА И СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВЫСТРЕЛА В КОНВЕЙЕРЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАРЯЖАНИЯ | 2007 |
|
RU2361169C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ ПУШКИ | 2001 |
|
RU2195617C1 |
ЗАБАШЕННЫЙ АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ ПУШКИ ТАНКА | 2008 |
|
RU2366883C1 |
КАССЕТА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫСТРЕЛА В ЗАБАШЕННОМ АВТОМАТЕ ЗАРЯЖАНИЯ ТАНКОВОЙ ПУШКИ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2398176C1 |
ТАНК С БАШЕННЫМ АВТОМАТОМ ЗАРЯЖАНИЯ | 2007 |
|
RU2363906C2 |
ТАНКОВАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯЖАНИЯ "СКОРОПЕЯ" | 2006 |
|
RU2326322C2 |
ТАНКОВАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯЖАНИЯ "СКОРОПЕЯ-3" | 2014 |
|
RU2560181C1 |
Изобретение относится к боевым машинам, в частности к боевым отделениям танков с автоматизированным заряжанием танковой пушки. В конвейере транспортно-заряжающего контейнера боевого отделения установлены два вида кассет. Кассеты первого вида выполнены из последовательно расположенных снарядного и зарядного отсеков, разделенных перегородкой, снабженных единым рычажным механизмом открывания кассеты с обеспечением возможности укладки унитарного выстрела или выстрела раздельного заряжания, его удержания и транспортировки на линию заряжания. Кассеты второго вида выполнены из последовательно расположенных двух или трех зарядных отсеков, разделенных перегородками, снабженных индивидуальным рычажным механизмом открывания каждого отсека с обеспечением возможности укладки зарядов для снарядов транспортера карусельного типа, их удержания и транспортировки на линию заряжания. Технический результат изобретения заключается в повышении численности боекомплекта в автоматизированной укладке, повышении устойчивости заряда на траектории досылания и повышении скорострельности танка. 7 з.п. ф-лы, 12 ил.
БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ТАНКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2215965C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ ПУШКИ | 2001 |
|
RU2195617C1 |
Рабочий орган для рыхления почвы | 2019 |
|
RU2702551C1 |
DE 19913283 A1, 05.10.2000 | |||
DE 3825292 A1, 01.02.1990 | |||
0 |
|
SU406715A1 |
Авторы
Даты
2006-12-27—Публикация
2005-04-18—Подача