Изобретение относится к устройствам ударного действия, предназначенным для разрушения, измельчения и прессования горных пород и других породоподобных материалов, и может быть использовано, например, в горнодобывающей промышленности в качестве сменного навесного оборудования на экскаваторах, тракторах и т.п. машинах.
Известны различные устройства ударного действия аналогичного назначения, например, устройство (см. а.с. СССР N 2011817, МПК Е 21 С 3/20), содержащее корпус, в расточке которого установлены коаксиально ступенчатый клапан и поршень-ударник, образующие аккумулирующую и переливную полости, сообщенную со сливной магистралью сливную полость, напорную и взводящую полости, а в корпусе выполнена кольцевая расточка, диаметр которой равен наружному диаметру хвостовика ступенчатого клапана и которая предназначена для периодического размещения хвостовика в указанной расточке, при этом в стенке хвостовика ступенчатого клапана выполнено дроссельное отверстие для постоянного сообщения между собой переливной и сливной полостей.
При своей конструктивной простоте и компактности описанное устройство имеет относительно низкую частоту и КПД, а также большую пульсацию давления в напорной и сливной магистралях, что отрицательно сказывается на работе насосной станции и коммуникаций.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является устройство ударного действия (см. а.с. СССР N 2104148, МПК Е 21 С 3/20), которое выбрано в качестве прототипа.
В указанном устройстве в значительной степени устранены отмеченные недостатки.
Известное устройство содержит полый корпус, установленный в нем с образованием камер рабочего и холостого ходов поршень-ударник, распределитель в виде трехступенчатой, охватывающей поршень-ударник коаксиальной втулки, установленной между камерами рабочего и холостого ходов, в торцевых стенках камеры рабочего хода выполнены открытые в упомянутую камеру кольцевые расточки диаметром, равным диаметру кольцевого выступа поршня-ударника, одна из которых сообщена посредством кольцевого канала с выполненной между ней и осевой расточкой полостью управления меньшего диаметра, а другая через каналы в корпусе - со второй полостью большего диаметра, выполненной между камерой холостого хода и осевой расточкой. При этом камера холостого хода посредством канала сообщена с напорной магистралью, оснащенной гидропневматическим аккумулятором, а камера рабочего хода посредством распределителя поочередно сообщается со сливной или напорной магистралями.
В известном устройстве полезно используется вся поступающая от источника давления рабочая жидкость как во время холостого, так и рабочего ходов. Давление жидкости в напорной и сливной магистралях колеблется в малых пределах. В связи с этим данное устройство обладает более высоким КПД. Однако для его нормальной работы при известной массе поршня-ударника необходимо выполнение точных соотношений между площадями холостого и рабочего ходов, давлением газа в гидроаккумуляторах и удельным расходом жидкости, поступающей от источника давления. При отклонении от оптимальных значений производительности насоса или давления газа в гидроаккумуляторах могут наблюдаться нарушения работы устройства.
Кроме того, в исходном положении распределитель устройства должен сообщать полость рабочего хода со сливной магистралью. Условий, обеспечивающих определенность исходного положения распределителя, в описанном устройстве не предусмотрено, что также может приводить к нарушению его работы. Кроме того, необходимо строгое согласование давления газа в сливном аккумуляторе с давлением зарядки гидроаккумулятора на напорной магистрали.
Таким образом, работа известного устройства зависит от производительности насоса и давления зарядки аккумулятора, что усложняет эксплуатацию и предопределяет его недостаточную надежность.
Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в создании устройства ударного действия, работа которого не зависела бы от производительности насоса и давления зарядки аккумулятора и которое было бы проще в эксплуатации и надежнее в работе.
Для решения поставленной задачи сущность заявляемого изобретения состоит в том, что в устройстве ударного действия, содержащем корпус, вдоль оси которого подвижен снабженный кольцевым выступом поршень-ударник, совместно с корпусом образующий постоянно сообщенную с источником рабочей жидкости под давлением и поршневым гидропневматическим аккумулятором камеру холостого хода и камеру рабочего хода с размещенными в ее торцевых стенках кольцевыми тормозными расточками одинакового с выступом ударника диаметра, попеременно связанную со сливной или напорной линиями через золотниковый распределитель, выполненный в виде коаксиальной трехступенчатой охватывающей поршень-ударник втулки, согласно изобретению золотниковый распределитель размещен в камере рабочего хода, в каждой торцевой стенке которой кроме тормозной расточки выполнена одна, охватывающая ее снаружи, кольцевая управляющая полость, ближайшая из которых к камере холостого хода сообщена с охватываемой ею тормозной полостью, а другая, расположенная на противоположной торцевой стенке камеры рабочего хода, посредством пилотного золотника попеременно сообщена либо с напорной линией, либо с камерой рабочего хода. При этом плунжер пилотного золотника выполнен в виде поршня со штоком, размещенного в торцевой стенке поршневого гидропневматического аккумулятора со стороны его жидкостной полости, и совместно с упомянутой стенкой образует поршневую, сообщенную с напорной линией, и штоковую, сообщенную со сливной линией, полости, при этом шток упомянутого плунжера своим свободным концом постоянно размещен в жидкостной полости гидропневмоаккумулятора и находится в контакте с обращенным в эту полость торцом его поршня.
Кроме того, наиболее удаленная от камеры холостого хода наибольшая ступень золотникового распределителя на своей боковой поверхности снабжена кольцевым выступом, который постоянно размещен в сообщенной с напорной линией полости и своей торцевой поверхностью контактирует с концами по меньшей мере двух подпружиненных и расположенных вдоль оси корпуса плунжеров, противоположные подпружиненные концы которых размещены в полостях, постоянно сообщенных со сливной линией.
Кроме того, на сливной линии установлен гидроаккумулятор с двухступенчатым поршнем, большая по диаметру ступень которого размещена в полости, соединенной со сливной, а меньшая по диаметру ступень - в полости, соединенной с напорной линией.
Если в прототипе переключение распределителя на рабочий ход происходит сразу же после достижения поршнем-ударником крайнего заднего положения, то в предлагаемом устройстве поршень-ударник еще некоторое время может удерживаться в этом положении до момента полной зарядки гидроаккумулятора на напорной линии, что является сигналом для переключения золотникового распределителя на удар. В результате энергия удара остается постоянной независимо от производительности насоса или сопротивления сливной и напорной линий, что способствует повышению надежности и упрощению условий эксплуатации заявляемого устройства. Благодаря установке подпружиненных штоков в корпусе устройства, воздействующих на кольцевой выступ золотникового распределителя, последний после отключения источника давления будет всегда возвращаться в исходное положение, при котором камера рабочего хода сообщена со сливной линией. Следовательно, устройство всегда будет готово к работе, благодаря чему дополнительно повышается его надежность. Кроме того, упрощению эксплуатации устройства способствует размещение на сливной линии гидроаккумулятора с двухступенчатым поршнем, который при изменении давления газа в гидропневматическом аккумуляторе автоматически настраивается на требуемое давление в сливной линии.
Таким образом, технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в упрощении эксплуатации заявляемого устройства и повышении его надежности.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлено схематично устройство в продольном разрезе и его гидравлическая схема.
Устройство ударного действия содержит корпус 1, в направляющих которого подвижно вдоль оси установлен поршень-ударник 2, имеющий ступени 3, 4, 5 и кольцевой выступ 6 с диаметрами соответственно Д1, Д2, Д3 и Д4. При этом Д4>Д2>Д1>Д3. Совместно с внутренней поверхностью корпуса 1 поршень-ударник 2 образует камеру 7 холостого и камеру 8 рабочего хода, а также газовую камеру 9.
В торцевых стенках камеры 8 рабочего хода образована нижняя (по чертежу) 10 и верхняя 11 тормозные полости, диаметры которых по существу равны диаметру Д4 кольцевого выступа 6 поршня-ударника 2. Камера 7 холостого хода по каналу 12 постоянно сообщается с напорной линией 13, которая, в свою очередь, соединяет между собой источник рабочей жидкости под давлением 14 и поршневой гидропневматический аккумулятор 15. В камере 8 рабочего хода расположен кольцевой золотниковый распределитель 16, охватывающий поршень-ударник 2. При верхнем положении золотникового распределителя 16 камера 8 рабочего хода через радиальные каналы 17 в стенке золотникового распределителя, полость 18 и отверстие 19 в корпусе 1 сообщается со сливной линией 20. При нижнем положении золотникового распределителя 16 камера 8 рабочего хода через отверстия 21, полость 22, отверстие 23 сообщается с напорной линией 13.
Верхняя тормозная полость 11 посредством канала 24 через обратный клапан 25 сообщена с жидкостной полостью 26 гидропневматического аккумулятора 15, соединенной с напорной линией 13, а через обратный клапан 27 - с камерой 8 рабочего хода.
Наружная поверхность золотникового распределителя 16 имеет три возрастающие по диаметру ступени 28, 29, 30 и кольцевой бурт 31, а в торцевых стенках камеры 8 рабочего хода выполнены кольцевые управляющие полости - нижняя 32 и верхняя 33 с размерами, соответствующими ступеням 28 и 30 золотникового распределителя 16.
Нижняя кольцевая управляющая полость 32 по каналам 34 сообщается с нижней тормозной полостью 10, а верхняя кольцевая управляющая полость 33 посредством каналов 35 и 36 через пилотный золотник 37 сообщается с напорной линией 13 либо через каналы 38 и 39 - с камерой 8 рабочего хода.
Пилотный золотник 37 имеет плунжер в виде поршня 40 со штоком 41, который совместно с корпусом гидропневмоаккумулятора 15 образует сообщенную с напорной линией поршневую 42 и сообщенную с камерой 8 рабочего хода штоковую полость 43. Шток 41 под действием давления жидкости свободным концом контактирует с торцом поршня 44, обращенным в жидкостную полость 26 гидропневмоаккумулятора 15.
В сливную линию 20 включен дифференциального типа гидроаккумулятор 45 с двухступенчатым поршнем. Большая по площади ступень поршня размещена в полости 46 гидроаккумулятора, сообщенной со сливной линией 20, а меньшая - в полости 47, сообщенной с напорной линией 13.
В корпусе 1 устройства установлено не менее двух штоков 48 с пружинами 49, верхними концами контактирующих с кольцевым буртом 31 золотникового распределителя 16, при этом упомянутые верхние концы вместе с буртом 31 находятся в полости 22, сообщенной с напорной линией, а нижние концы упомянутых штоков вместе с пружинами 49 - в полости 18, сообщенной со сливной линией 20.
Верхняя газовая камера 9 сообщается с атмосферой либо заполняется сжатым газом.
Для исключения утечек рабочей жидкости установлены мягкие уплотнения 50, 51 и 52. В нижней части устройства ударного действия установлен рабочий инструмент 53, закрепленный пальцем 54.
Устройство ударного действия работает следующим образом:
В исходном положении поршень-ударник 2 занимает крайнее нижнее положение, опираясь нижним концом на рабочий инструмент 53, а золотниковый распределитель 16 под действием пружин 49 и штоков 48 расположен в крайнем верхнем положении. Камера 8 рабочего хода через каналы 17, полость 18 и отверстие 19 сообщена со сливной линией 20 и большей полостью гидроаккумулятора 45. Камера 7 холостого хода через отверстие 12 сообщена с напорной линией 13.
При включении насоса 14 рабочая жидкость по напорной линии 13 одновременно поступает в камеру 7 холостого хода, в жидкостную полость 26 гидропневмоаккумулятора 15, в полость 47 гидроаккумулятора 45, в поршневую полость 42 пилотного золотника 37 и в полость 22 в корпусе 1.
Под действием направленной вверх (по чертежу) силы Q, равной
Q=Ржπ(Д1 2-Д3 2)/4,
где Рж - давление жидкости в камере 7 холостого хода,
Д1, Д3 - диаметры ступеней 3 и 5,
поршень-ударник 2 начинает ускоренное движение вверх. Поршень 44 гидропневмоаккумулятора 15 под действием поступающей от насоса 14 жидкости перемещается вверх, дополнительно сжимая газ в газовой полости. Под действием давления жидкости на поршень 40 плунжер пилотного золотника 37 свободным концом своего штока упирается в поршень 44 гидропневмоаккумулятора 15 и перемещается вверх вместе с последним.
Под действием давления жидкости в полости 22 штоки 48 переместятся в крайнее нижнее положение, сжав пружины 49, а за счет разности площадей ступеней 30 и 29 золотникового распределителя 16 последний под действием указанного давления будет надежно удерживаться в крайнем верхнем положении.
Под действием давления жидкости в полости 47 гидроаккумулятора 45 поршень последнего перемещается вверх, вытесняя из полости 46 имеющуюся там жидкость через сливную линию 20 в масляный бак.
При движении поршня-ударника 2 вверх рабочая жидкость из камеры 8 рабочего хода через радиальные каналы 17, отверстие 19 и сливную линию 20 вытесняется в масляный бак и частично в полость 46 гидроаккумулятора 45. Чем выше скорость движения поршня-ударника 2, тем большая часть жидкости будет поступать в гидроаккумулятор 45. При увеличении скорости движения поршня-ударника 2 расход жидкости от насоса 14 в камеру 7 холостого хода увеличивается, а в гидропневматический аккумулятор 15 - уменьшается.
Ускоренное движение поршня-ударника 2 будет продолжаться до тех пор, пока кольцевой выступ 6 не войдет в верхнюю тормозную полость 11. При этом давление жидкости в верхней тормозной полости 11 возрастает до величины давления в гидропневмоаккумуляторе 15. После этого находящаяся в полости 11 жидкость по каналу 24 через обратный клапан 25 вытесняется в жидкостную полость 26 гидропневмоаккумулятора 15, а на поршень-ударник 2 помимо давления жидкости со стороны камеры 7 холостого хода действует давление жидкости в верхней тормозной полости 11. В связи с тем, что давление жидкости в камере 7 холостого хода и верхней тормозной полости 11 примерно одинаковое, а площадь бурта 6 значительно превышает разность площади ступеней 3 и 4 поршня-ударника 2, последний интенсивно тормозится до полной остановки. Таким образом, кинетическая энергия поршня-ударника 2, запасенная им в течение холостого хода, будет преобразована в потенциальную энергию сжатого газа в гидропневматическом аккумуляторе 15. После остановки поршня-ударника 2 вся жидкость от насоса будет поступать в гидропневмоаккумулятор 15, дозаряжая его.
При некотором верхнем положении поршня 44 гидропневмоаккумулятора 15 и следящего за ним пилотного золотника 37 происходит сообщение верхней кольцевой управляющей полости 33 золотникового распределителя 16 с поршневой полостью 42 пилотного золотника 37 через каналы 35 и 36. При этом на верхний торец ступени 30 золотникового распределителя будет действовать давление жидкости в напорной линии, под действием которого золотниковый распределитель 16 перемещается вниз, занимая второе - нижнее положение, при котором радиальные каналы 17 перекрываются, а отверстия 21 открываются. При этом камера 8 рабочего хода разобщается от сливной 20 и соединяется с напорной 13 линией.
Благодаря наличию канала 24, обратного клапана 27 и канала 39 в верхней тормозной полости 11 устанавливается такое же давление, как и в камере 8 рабочего хода. Под действием этого давления поршень-ударник 2 начинает ускоренное движение вниз в направлении инструмента 53, совершая рабочий ход. В это время в камеру 8 рабочего хода поступает жидкость как от источника давления 14, так и от гидропневматического аккумулятора 15. Происходит опорожнение упомянутого аккумулятора, вследствие чего поршень 44 под действием сжатого газа перемещается вниз, вытесняя рабочую жидкость из жидкостной полости 26 в напорную линию 13. Одновременно с этим происходит перемещение вниз плунжера пилотного золотника 37.
Ускоренное движение поршня-ударника 2 будет продолжаться до момента входа его кольцевого выступа 6 в нижнюю тормозную полость 10. При этом находящаяся там жидкость по каналам 34 вытесняется в нижнюю управляющую полость 32, перемещая тем самым золотниковый распределитель 16 вверх, а находящаяся в верхней управляющей полости 33 рабочая жидкость по каналу 36, штоковой полости 43 пилотного золотника 37 и каналу 38 поступает в камеру 8 рабочего хода.
Таким образом, золотниковый распределитель 16 возвращается в исходное положение, при котором камера 8 рабочего хода сообщается со сливной линией 20, и в ней устанавливается давление слива. После переключения золотникового распределителя 16 продолжается рабочий ход поршеня-ударника 2 до его соударения с инструментом 53. В этот период на поршень-ударник 2 действует сравнительно небольшая тормозящая сила со стороны камеры 7 холостого хода, поэтому уменьшение за счет этого скорости поршня-ударника 2 незначительно.
После соударения поршня-ударника 2 с инструментом 53 скорость его падает до нуля, а под действием силы со стороны камеры 7 холостого хода поршень-ударник 2 начинает ускоренное движение вверх, вытесняя жидкость из камеры 8 рабочего хода в сливную линию 20. Снова происходит зарядка гидропневматического аккумулятора 15.
Далее цикл работы повторяется.
После отключения источника жидкости 14 давление в напорной линии 13 становится равным нулю, а штоки 48 под действием пружин 49 перемещаются вверх до упора в кольцевой бурт 31 золотникового распределителя 16 и удерживают его в верхнем положении.
Применение заявляемого изобретения позволит повысить надежность устройства и его КПД, а также упростить его эксплуатацию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2010 |
|
RU2443863C2 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2258138C1 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2007 |
|
RU2354828C2 |
СВАЙНЫЙ МОЛОТ | 2005 |
|
RU2310723C2 |
ГИДРОМОЛОТ (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2117759C1 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ СТЕРЖНЕЙ В ГРУНТ | 2010 |
|
RU2443827C1 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 1995 |
|
RU2095566C1 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2005 |
|
RU2325525C2 |
Устройство ударного действия | 1991 |
|
SU1804554A3 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МОЛОТ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2104148C1 |
Изобретение относится к устройствам ударного действия, предназначенным для разрушения, измельчения и прессования горных пород и других породоподобных материалов, и может быть использовано, например, в горнодобывающей промышленности в качестве сменного навесного оборудования на экскаваторах, тракторах и т.п. машинах. Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в упрощении эксплуатации заявляемого устройства и повышении его надежности. Устройство ударного действия, содержащее корпус, вдоль оси которого подвижно снабженный кольцевым выступом поршень-ударник, совместно с корпусом образующий постоянно сообщенную с источником рабочей жидкости под давлением и поршневым гидропневматическим аккумулятором камеру холостого хода и камеру рабочего хода с размещенными в ее торцевых стенках кольцевыми тормозными полостями одинакового с кольцевым выступом ударника диаметра, попеременно связанную со сливной или напорной линиями через золотниковый распределитель. Золотниковый распределитель выполнен в виде коаксиальной трехступенчатой охватывающей поршень-ударник втулки и размещен в камере рабочего хода, в каждой торцевой стенке которой кроме тормозной полости выполнена одна, охватывающая ее снаружи, кольцевая управляющая полость, ближайшая из которых к камере холостого хода сообщена с охватываемой ею тормозной полостью, а другая, расположенная на противоположной торцевой стенке камеры рабочего хода, посредством пилотного золотника попеременно сообщена либо с напорной линией, либо с камерой рабочего хода. При этом плунжер пилотного золотника выполнен в виде поршня со штоком, размещенного в торцевой стенке поршневого гидропневматического аккумулятора со стороны его жидкостной полости, и совместно с упомянутой стенкой образует поршневую, сообщенную с напорной линией, и штоковую, сообщенную со сливной линией, полости, при этом шток упомянутого плунжера своим свободным концом постоянно размещен в жидкостной полости гидропневмоаккумулятора и находится в контакте с обращенным в эту полость торцом его поршня. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МОЛОТ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2104148C1 |
Гидроударное устройство | 1981 |
|
SU979628A1 |
Гидравлический ударный механизм | 1986 |
|
SU1373807A1 |
Устройство ударного действия | 1987 |
|
SU1493778A1 |
Устройство ударного действия | 1982 |
|
SU1652532A1 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 1990 |
|
RU2011817C1 |
УСТРОЙСТВО УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ | 1992 |
|
RU2042812C1 |
ГИДРОМОЛОТ (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2117759C1 |
Авторы
Даты
2007-01-10—Публикация
2005-04-06—Подача