БОЕВАЯ МАШИНА С НЕТРАДИЦИОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ Российский патент 2007 года по МПК F41H7/00 

Описание патента на изобретение RU2291373C1

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу, а конкретнее - к расположению гусеничного движителя в боевых или бронированных машинах всех образцов.

Известные конструкции боевых машин (далее БМ), в первую очередь военных, а также и гражданских образцов, страдают несколькими недостатками:

- в связи с традиционным расположением гусеничного движителя по бортам корпуса и установкой бортовой брони, к которой крепится гусеничный движитель, во всех аналогах под углом 90° по отношению к горизонту, борта БМ являются самым уязвимым местом от флангового огня противника;

- учитывая многочисленные средства борьбы наземного базирования, находящихся на вооружении, и зная их характеристики, можно сделать вывод - усиление броневой защиты не спасает боевую машину и экипаж от гибели при поражении в борт;

- расположение боевого комплекта и баков с горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ) не оставляет шансов БМ и экипажу на благополучный выход из ситуации при поражении в борт;

- внутреннее пространство БМ занято специальными приспособлениями и оборудованием, обеспечивающим жизнедеятельность и выполнение задачи, в то же время экипаж БМ испытывает большое стеснение и неудобство в связи с малым внутренним пространством;

- при попытке расширить внутренний объем БМ, не выходя за габариты за счет сужения гусеничной ленты, машина теряет основное качество - проходимость и маневренность.

Перечисленные недостатки связаны с применением старых традиционных схем и представлений, которые практически были использованы на заре строительства БМ (1916 г.).

В качестве наиболее близкого аналога предложенной полезной модели можно принять боевую машину, содержащую корпус и гусеничный движитель (заявка №93042918, дата публикации 01.10.1997, МПК F 41 H 7/02).

Перечисленные выше недостатки известных боевых машин присущи также и прототипу.

Основная задача изобретения - предоставить боевой машине качества, которых не имеют аналоги боевых машин ни в прошлом, ни в настоящем.

Техническим результатом при использовании предложенного изобретения являются улучшение тактико-технических характеристик БМ, снижение уязвимости БМ и повышение ее живучести при выполнении различных боевых задач, улучшение защищенности и условий работы экипажа, увеличение жизненного пространства до 45%.

Заявленный технический результат достигается тем, что в боевой машине, содержащей корпус и гусеничный движитель, согласно предложенному, гусеничный движитель, включающий опорные стойки, опорные катки и гусеничные ленты, расположен под днищем корпуса, ведущая шестерня и планетарный редуктор и ведущий вал с закрепленными на нем ведущими звездочками установлены в бортовой броне и траверсах, которые приварены к тыльной стороне корпуса, опорные катки и ведущие звездочки установлены таким образом, чтобы обеспечить зазоры для прохождения гусеничных лент, при этом на бортовой броне шарнирно закреплена навесная броня с гидравлическим приводом, а верхний край боковой брони имеет загиб во внутреннюю часть корпуса.

Нетрадиционное расположение гусеничного движителя позволяет, не выходя за существующие габаритные размеры по длине, высоте и ширине БМ, получить многочисленные, новые технические решения, связанные с увеличением внутреннего объема моторно-силового и боевого отдела на несколько метров кубических, что в свою очередь дает возможность более надежно, на днище БМ, расположить боекомплект, а также баки ГСМ. Кроме того, усовершенствуется защита корпуса БМ от флангового огня противника. В связи с этим корпус машины видоизменяется в лучшую сторону, т.е. становится более защищенным от средств поражения оружия наземного базирования.

Бортовая броня имеет наклон, равный лобовой броне, за счет смонтированной на шарнирах навесной брони в пассивном варианте, а верхние кромки бортовой брони на определенном расстоянии от верхнего края могут иметь наклон внутрь боевой машины для улучшения защиты от флангового огня противника. Изменяющийся угол навесной брони позволяет совместно с измененным верхним краем бортовой брони во внутрь машины иметь защиту, равную защите в лобовой части корпуса БМ от флангового огня.

Проходимость машины возрастает, потому что конструкция практически может иметь гусеничные ленты любой ширины. Значительно увеличивается запас боевого комплекта и ГСМ за счет возникших пространств внутри корпуса.

Нетрадиционное расположение движителя позволяет применять максимально меньший диаметр опорных катков с целью снизить габарит по высоте, получить хорошую проходимость даже в недоступных для БМ местах за счет сверхшироких гусеничных лент.

Гидравлический привод позволяет устанавливать шарнирно-закрепленную навесную броню с самым выгодным углом наклона.

Большие углы наклона башни гарантируют относительную безопасность боекомплекта от оружия наземного базирования.

Расширение свободного жизненного пространства внутри корпуса (до 3,5-5 м3) значительно улучшит условия для работы экипажа и может иметь неизвестные автору возможности для развития БМ (применение гидравлики, автоматики, увеличение боекомплекта и т.д.).

Предложенное изобретение представлено на чертежах, где изображено:

на фиг.1 - вид БМ с тыла; пунктирными линиями показана площадь, возникшая в предложенном изобретении по сравнению с традиционным расположением гусеничного движителя;

на фиг.2 - вид сверху узла механизма привода гусеничного движителя;

на фиг.3 - вид сзади узла опорных катков с одной гусеничной лентой (для легких боевых машин);

на фиг.4 - вид сбоку узла механизма привода гусеничного движителя (правая сторона).

Боевая машина с нетрадиционным расположением гусеничного движителя представляет собой следующую конструкцию. На корме корпуса 1 (фиг.1 и фиг.2) расположен привод движителя, который включает планетарный редуктор 2 с ведущей шестерней 3, ведущие звездочки 4, опорные стойки 5, опорные катки 6 и гусеничные ленты 7. Ведущие звездочки 4 крепятся на ведущих валах 8, которые смонтированы на мощных траверсах 9. Траверсы 9 привариваются к задней кормовой и передней носовой части корпуса 1. Внутренний конец ведущего вала 8 закреплен в траверсе 9, а наружный конец - в бортовой броне 10. На наружный шлицевой конец ведущего вала 8 насажен планетарный редуктор 2. Опорные стойки 5 привариваются к нижней наружной плоскости корпуса 1 по всей длине БМ, к опорным стойкам 5 крепятся опорные катки 6, а в зазоры между днищем корпуса 1 и опорными катками 6 работает гусеничная лента 7. По сторонам корпуса 1 на бортовой броне 10 с помощью шарниров 11 смонтирована навесная броня 12. В походном положении навесная броня 12 занимает вертикальное положение вдоль корпуса 1. В момент боевой готовности БМ навесная броня 12 при помощи гидравлического устройства (на чертеже не показано) располагается под углом примерно 70° или устанавливается под наивыгоднейшем углом, применимым к рельефу местности.

На фиг.1 символом (*) показан участок снижения верхнего габарита корпуса 1 за счет изгиба брони верхнего края внутрь БМ, пунктирными линиями отмечены возникшие объемы внутри корпуса БМ, а пунктирным прямоугольником показано место размещения боевого комплекта и баков с ГСМ.

На фиг.2 пунктиром показана навесная броня 11, загнутая вовнутрь с целью понижения верхнего габарита, что понуждает рикошетировать снаряд.

Работает боевая машина предложенной конструкции традиционным образом: ведущая шестерня 3 входит в зацепление с наружным венцом планетарного редуктора 2, а внутренний венец планетарного редуктора 2 соединен с ведущим валом 8 шлицами. Таким образом, ведущая шестерня 3 передает крутящий момент на планетарный редуктор 2 и далее - на ведущий вал 8. На ведущем валу 8 закреплены ведущие звездочки 4, перематывающие гусеничные ленты 7. Траверсы 9 служат для монтажа на них ведущих валов 8, а также для ограничения произвольного ухода гусеничных лент 7 из "ручья".

Количество гусеничных лент на разных боевых машинах может быть различным, это связано с прочностными характеристиками траков и осей опорных катков 6.

На приведенных чертежах представлен вариант основной БМ или танка, который отличается более мощными опорными катками 6. В случае легких БМ отличие в конструкции заключается в том, что опорные катки 6 выполнены менее мощной, одинарной конструкции.

Предложенное нетрадиционное расположение гусеничного движителя решает многочисленные вопросы по защите машины от флангового огня, которые не были решены машиностроителями на протяжении всей истории боевого машиностроения, т.е. в течение 90 лет.

Похожие патенты RU2291373C1

название год авторы номер документа
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Ноздренков Г.А.
  • Дроботов С.В.
  • Иванцов Ю.Н.
RU2169337C2
БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 2003
  • Хомич В.И.
  • Уланов Р.Н.
  • Старостин М.М.
  • Теплов А.Г.
RU2238509C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВОЕННО-ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ НА БАЗЕ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ШАССИ ТАНКА 2005
  • Беляков Владимир Федорович
  • Бескупский Владимир Бронеславович
  • Болдырев Александр Петрович
  • Паршаков Станислав Леонидович
  • Пшевлоцкий Леонид Альфонсович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2294519C2
Тележка гусеничная сменная для трактора 2017
  • Холстин Олег Владимирович
  • Масленников Дмитрий Георгиевич
RU2658505C1
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Вереютин А.В.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Русанов А.И.
  • Шумилкин А.А.
RU2268839C9
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС БРОНИРОВАННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2003
  • Беляков В.Ф.
  • Кормильцев Н.В.
  • Куракин Б.М.
  • Лесин В.А.
  • Ребриков В.А.
  • Терещенко В.И.
  • Федота В.И.
RU2242699C2
ТРАКТОР 1992
  • Зимагулов Анас Хафизович
  • Нуруллин Риннат Галеевич
  • Ильдарханов Ринат Камилович
RU2049677C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 291 373 C1

Реферат патента 2007 года БОЕВАЯ МАШИНА С НЕТРАДИЦИОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу. Боевая машина содержит корпус и гусеничный движитель, который включает опорные стойки, опорные катки и гусеничные ленты, расположенные под днищем корпуса. Ведущие шестерни, планетарный редуктор и ведущий вал с закрепленными на нем ведущими звездочками установлены в бортовой броне и траверсах, которые приварены к тыльной стороне корпуса. Опорные катки и ведущие звездочки установлены таким образом, чтобы обеспечить зазоры для прохождения гусеничных лент. На бортовой броне шарнирно закреплена навесная броня с гидравлическим приводом, а верхний край боковой брони имеет загиб во внутреннюю часть корпуса. Реализация изобретения позволяет снизить уязвимость боевой машины и повысить ее живучесть. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 291 373 C1

Боевая машина, содержащая корпус и гусеничный движитель, отличающаяся тем, что гусеничный движитель включает опорные стойки, опорные катки и гусеничные ленты, расположенные под днищем корпуса, причем ведущие шестерни, планетарный редуктор и ведущий вал с закрепленными на нем ведущими звездочками установлены в бортовой броне и траверсах, которые приварены к тыльной стороне корпуса, а опорные катки и ведущие звездочки установлены с возможностью образования зазоров для прохождения гусеничных лент, при этом на бортовой броне шарнирно закреплена навесная броня с гидравлическим приводом, а верхний край боковой брони имеет загиб во внутреннюю часть корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291373C1

МНОГОЦЕЛЕВОЕ БРОНИРОВАННОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ 2001
  • Беляков В.Ф.
  • Куракин Б.М.
  • Моров А.А.
  • Хиневич Г.А.
  • Шаповалов В.В.
RU2210720C1
БРОНЕВОЙ КОРПУС МАШИНЫ ОГНЕМЕТЧИКОВ 2000
  • Беляков В.Ф.
  • Бобыльков Ю.А.
  • Бондаренко А.В.
  • Болдырев А.П.
  • Жуков А.И.
  • Моров А.А.
  • Паршаков С.Л.
  • Пшевлоцкий Л.А.
RU2169895C1
GB 1258190 A, 22.12.1971
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХЛЕБНОГО КВАСА 2015
  • Квасенков Олег Иванович
RU2579946C1
DE 3105793 A1, 19.05.1982.

RU 2 291 373 C1

Авторы

Соколов Валентин Михайлович

Фетисова Светлана Валентиновна

Даты

2007-01-10Публикация

2005-07-11Подача