БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА Российский патент 2004 года по МПК F41H7/00 B62D53/00 

Описание патента на изобретение RU2238509C1

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к боевым машинам, содержащим несколько секций, сочлененным боевым машинам.

Известна гусеничная сочлененная машина (см. В.Козий, А.Мирошкиков. Сочлененные боевые машины. Техника и вооружение, №4, 1988, с.7-6), содержащая сочлененные между собой две секции вагонного типа. В первой секции устанавливаются двигатель, коробка передач и раздаточная коробка с двумя карданами, передающими вращение ведущим мостам первой и второй секции. Секции устанавливаются на гусеничные тележки, каждая из которых представляет собой раму, где монтируются движитель, включающий ведущее колесо, четыре опорных катка, один поддерживающий каток, натяжное колесо и гусеничные ленты. На этой машине устанавливаются бензиновый или дизельный двигатели мощностью до 100 кВт. Межсекционный шарнир обеспечивает четыре степени свободы. Десант размещается в первой и во второй секциях.

Недостатками такой машины являются отсутствие независимости (автономности) секций, поскольку они связаны между собой карданным валом и имеют общую двигательную установку, ограниченность возможности в установке штатного вооружения в секциях, а также зависимость эффективности системы электроснабжения от состояния двигательной установки как в первой, так и во второй секциях.

Известен танк Т-72 (см. Танки мира. - Смоленск. Изд. Русич, 2001, с.192-193), состоящий из корпуса, башни, вооружения, силовой установки, ходовой части и ряда вспомогательных систем, повышающих боевую эффективность танка. Этот танк является наземным подвижным огневым средством ближайшего боя, реализующим принцип “вижу - стреляю”. Он находится под воздействием практически всех огневых и иных средств поражения, имеющихся у противника, в том числе и вооружения вертолетов и низколетящих самолетов.

Танк Т-72Б принят за прототип предлагаемой машины и является ее базовым объектом. Использование базового объекта в локальных войнах конца XX столетия выявили ряд недостатков, снижающих его боевую эффективность (см. В. Хомич. “Имеют ли танки будущее”. НВО, №3, 2003). К ним относятся:

уязвимость от поражения “сверху”, то есть самолетов и вертолетов противника;

недостаточная живучесть танка, связанная с его монокорпусной компоновкой (общепринятой во всех странах мира). При такой компоновке 80% прямых проникающих попаданий приводят к летальным последствиям: взрыву боеприпасов, возгоранию топлива и, как следствию, гибели экипажа;

неудовлетворительными показателями обитаемости из-за малого внутреннего объема боевого отжеления, уменьшающие вероятность успешных действий экипажа танка в продолжительном бою.

Задачей изобретения является повышение боевой эффективности боевой сочлененной машины, улучшение живучести, повышение защищенности, улучшение обитаемости, уменьшения утомляемости экипажа и повышение их психофизических возможностей.

Технический результат достигается тем, что боевая сочлененная машина состоит из базовой машины, при этом базовая машина содержит две секции, выполненные с возможностью автоматического расчленения и автономного функционирования. Первая и вторая секции сочленены между собой посредством стыковочного устройства, выполненного в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. При этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью. Вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, системой управления автономным движением второй секции и силовой установкой, в корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки.

Изобретение поясняется чертежом, на котором приняты следующие обозначения: 1 - первая секция, 2 - вторая секция, 3 - стыковочное устройство, 4 - башня с вооружением, 5 - башенка оператора ЗРК, 6 - бортовые радиолокаторы.

Боевая сочлененная машина может быть изготовлена по существующей технологии на заводах, выпускающих или ремонтирующих вооружение и военную технику.

Первая секция 1 содержит корпус, башню, ходовую часть, вооружение, электропривод на ведущие колеса, источники электрической энергии в виде конденсаторов и традиционных аккумуляторных батарей и представляет собой электротанк с возможностью автономного функционирования. В первой секции располагается командир боевой сочленной машины, наводчик-оператор, механик-водитель.

В предлагаемой конструкции в кормовой части первой секции предусмотрено стыковочное устройство 3, выполненное в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. Полученный таким образом значительный дополнительный объем забронированного пространства позволяет, в отличие от прототипа, всю первую секцию отвести под боевое отделение, что существенно улучшает обитаемость машины. В башне с вооружением 4 продольной перегородкой в левой, по ходу, стороне расположен экипаж, включая механика-водителя. В правой - орудие и система его заряжания с текущим боекомплектом. В кормовой части боевой сочлененной машины располагается электропривод, транспортер автомата заряжания и часть стыковочного устройства. Ходовая часть - опорные катки, торсионная подвеска, гусеничные ленты, натяжные устройства, ведущие колеса взаимозаменяемые.

При расчленении секций стыковочное устройство 3 закрывается люком.

Вторая секция 2 содержит основную силовую установку - многотопливный дизельный двигатель с наддувом и отбором части мощности на электрогенератор, питающий электрической энергией первую секцию, а также трансмиссию с приводом на ведущие колеса.

Вооружением второй секции является зенитно-ракетный комплекс (ЗРК), использующий опорно-пусковую установку, предназначенную для размещения, наведения на цель и пуска двух ракет, например, типа “Игла-I” и “Игла” (см. Шунков В.Н. Ракетное оружие. - Минск, изд. Попурри, 2001, с.328-385). Во второй секции также размещены боекомплект пушки, механизм автоматического заряжания (основная часть), топливные баки и часть стыковочного устройства. Кресло опорно-пусковой установки размещено в отделении управления второй секции, в котором также размещены органы управления силовой установкой и движения второй секции. Управление ЗРК и автономным движением второй секции осуществляет один из членов экипажа. Для обнаружения воздушных целей на верхней поверхности второй секции установлены 4 бортовых радиолокатора, обеспечивающих круговой обзор воздушного пространства в радиусе 5-6 км с выводом информации на экраны индикаторов, расположенных у оператора ЗРК и при необходимости у командира машины.

Вторая секция 2 снабжена башенной установкой 5 с размещенными в ней зенитными управляемыми ракетами, приводами их наведения, радиолокационными и оптико-электронными системами обнаружения и сопровождения целей, а также аппаратурой управления и местами для боевого расчета. В корпусе второй секции размещены основная силовая установка, трансмиссия, запас боеприпасов, топливные баки. В кормовой части второй секции предусмотрено стыковочное устройство 3, выполненное в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. При расчленении секций стыковочное устройство 3 закрывается люком. Размещение во второй секции огнеопасного и взрывоопасного (топливные баки и боекомплект) оборудования отдельно от экипажа существенно повышает живучесть предлагаемой машины.

Стыковочное устройство 3 предназначено для сочленения между собой первой и второй секции, пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов.

Работа предлагаемой машины происходит следующим образом. Получив задачу на применение боевой сочлененной машины, экипаж ведет огонь из вооружения по наземным целям. В случае необходимости экипаж расчленяет первую и вторую секцию и подготавливает их к выполнению самостоятельных задач. Первая секция может в это время выполнять различные задачи по уничтожению наземных целей, а вторая секция прикрывает первую и все подразделение от воздушного нападения, оставаясь на исходных позициях. После выполнения поставленной задачи секции сцепляются между собой и перемещаются на новую огневую позицию.

Боевая сочлененная машина имеет не только сравнительно высокие характеристики проходимости, маневренности, а также возможность их дальнейшего улучшения. Модульная компоновка позволяет упростить восстановление машин, снизить уязвимость боевой техники и повысить ее живучесть, поскольку, как считается, вероятность выхода из строя одновременно обоих секции невелика.

Получение дополнительного подвижно сочлененного забронированного объема делает возможным:

1. Увеличение боекомплекта в 3 раза.

2. Увеличение запаса хода с одной заправки в 3 раза.

3. Повышение мощности силовой установки на существующих двигателях в 2 раза за счет увеличение динамики первой секции.

4. Повышение рельефной проходимости при преодолении рва и порога в 1,5 раза.

5. Повышение грунтосцепной проходимости.

6. Повышение живучести ходовой части.

7. Уменьшение поражаемости первой секции от высокоточного оружия с тепловыми головками.

Все эти и другие неперечисленные положительные качества могут быть получены конструкторскими разработками с использованием значительного числа готовых узлов и агрегатов. Конструкция машины полностью вписывается в существующую технологию заводов, выпускающих и ремонтирующих танки.

Похожие патенты RU2238509C1

название год авторы номер документа
БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 2005
  • Хомич Вадим Иванович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Коваленко Юрий Георгиевич
  • Резниченко Вячеслав Иванович
  • Гапоненко Альфред Григорьевич
RU2288425C1
БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 2005
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Хомич Вадим Иванович
  • Коваленко Юрий Георгиевич
  • Резниченко Вячеслав Иванович
RU2287764C1
БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 2005
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Хомич Вадим Иванович
  • Сеньковский Вячеслав Владимирович
  • Коваленко Юрий Георгиевич
  • Резниченко Вячеслав Иванович
RU2289087C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВОЕННО-ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ НА БАЗЕ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ШАССИ ТАНКА 2005
  • Беляков Владимир Федорович
  • Бескупский Владимир Бронеславович
  • Болдырев Александр Петрович
  • Паршаков Станислав Леонидович
  • Пшевлоцкий Леонид Альфонсович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2294519C2
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС БРОНИРОВАННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2003
  • Беляков В.Ф.
  • Кормильцев Н.В.
  • Куракин Б.М.
  • Лесин В.А.
  • Ребриков В.А.
  • Терещенко В.И.
  • Федота В.И.
RU2242699C2
БРОНИРОВАННАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШЕЧНО-РАКЕТНАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 1999
  • Батенин В.И.
  • Батенин Д.В.
  • Ковалев В.Г.
  • Старостин М.М.
  • Старостин А.А.
RU2155314C1
БРОНИРОВАННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА 1995
  • Ковалев В.Г.
  • Батенин В.И.
  • Старостин М.М.
  • Родиков С.В.
RU2086893C1
КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА 1999
  • Новохацкий Игорь Владимирович
RU2199076C2
ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫЙ ТАНК С КОМПЛЕКСОМ УПРАВЛЕНИЯ БОЕВЫМИ НАЗЕМНЫМИ РОБОТАМИ И БЛА 2017
  • Клюжин Александр Васильевич
  • Манько Валерий Леонидович
  • Дубенко Сергей Александрович
  • Хоменко Максим Александрович
  • Фомичев Сергей Владимирович
  • Егорова Юлия Александровна
RU2669248C1
БРОНИРОВАННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ 1996
  • Батенин В.И.
  • Батенин Д.В.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.Г.
RU2095730C1

Реферат патента 2004 года БОЕВАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к сочлененным боевым машинам. Сущность изобретения заключается в том, что секции сочлененной машины выполнены с возможностью автоматического расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, выполненного в виде шарнирного тоннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов. Первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью. Вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой. В корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки. Технический результат изобретения состоит в повышении боевой эффективности, живучести, защищенности боевой машины, улучшении обитаемости, уменьшении утомляемости экипажа и повышении их психофизических возможностей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 238 509 C1

Боевая сочлененная машина, состоящая из двух соединенных секций, отличающаяся тем, что секции выполнены с возможностью автоматического расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, выполненного в виде шарнирного тоннеля с возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода членов экипажа, подачи боеприпасов, при этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью, вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой, а в корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2238509C1

КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА 1999
  • Новохацкий Игорь Владимирович
RU2199076C2
RU 96103045 А, 20.05.1998
US 3215219 A, 02.11.1965
РЕЖУЩАЯ ПЛАСТИНА И РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ 2002
  • Сатран Амир
  • Улианитски Даниэль
RU2285591C2
DE 3719289 A, 08.12.1988.

RU 2 238 509 C1

Авторы

Хомич В.И.

Уланов Р.Н.

Старостин М.М.

Теплов А.Г.

Даты

2004-10-20Публикация

2003-06-04Подача